Практика всегда намного сложнее и богаче любой теории. Теория даёт лишь односторонние, абстрактные проекции. Работа практика, особенно организатора-практика, намного сложнее работы учёного и требует куда большей изощрённости и понимания. Для практика и организатора-практика главное — это понимание. Не мышление, а понимание — так даже лучше сказать. Чистое мышление есть лишь одно из его вспомогательных средств, которым надо пользоваться всегда к месту. А теперь представьте себе, что вы пригласили одного учёного, второго, третьего, четвёртого. Каждый из них предложил вам схему и говорит, что ваша практика соответствует его схеме. И у вас четыре схемы, где каждый из учёных видит объект под своим углом зрения, со своей стороны. А вы ведь имеете дело с реальным объектом, и вам предстоит решать вопрос, как всеми этими схемами пользоваться. Где воспользоваться одной, а другие отбросить, сказав, что они не соответствуют ситуации, где воспользоваться другой, где третьей. А может быть, Проблема реальности этих схем, соединения их — это тончайшая проблема, связанная с человеческим пониманием. Учёный может быть догматиком, учёный может иметь шоры на глазах. А руководитель не может, потому что он имеет дело со сложнейшей практикой, где все эти планы «завязаны», взаимодействуют тончайшим образом. И сегодня теоретически никто не отвечает на вопрос, как они «завязаны». Это знает только практик, причём знает на своей шкуре и через те синяки, которые он получает, и через рефлексию, в которой он переживает эти свои синяки. Руководитель, имеющий дело с реальной практикой, должен её почувствовать, увидеть во всех её сложностях и суметь через рефлексию и привлечение учёных — привлечение, говорю я, — подняться до выражения процессов на своём строительстве в чисто мыслительной, теоретической форме. При этом он должен уметь оценивать возможности каждой науки, и это высшая функция по отношению к самим научным разработкам. Кроме него самого, их ему никто не оценит. Каждый учёный будет говорить, что его наука — самая главная, что она даёт ключи для решения всех вопросов. Такова профессиональная точка зрения учёного. Если бы он думал иначе, он не мог бы работать в своей области. Руководитель же должен проделать теоретическую работу на многих схемах, совместить их друг с другом и спустить вниз, в практику. Реально это самая сложная работа. Практика мышленияПрактик, находясь в ситуации, всё время помнит, что ему надо выйти в мышление, и поэтому он уже здесь, в реальной ситуации, мыслит. Он ориентирован на мышление. В действительности мышления он, привлекая учёных или сам, осмысливает ситуацию, он начинает соединять схемы и, спускаясь в ситуацию, опять исходит из мыслительных схем. Погружая их в практику, он опять мыслит. Хотя исходные полюсы у него — практическая мыследеятельность, рефлексия и понимание, но понимание, пронизанное мыслительными схемами. Ортогональность мыслительной деятельности и реальностиМы с вами всё время живём Почему я называю эту мыслительную деятельность ортогональной? Проекция из ортогональной плоскости всегда есть нуль. Это означает, что мы не можем прямо и непосредственно проецировать мыслительную деятельность в реальность. Или, попросту говоря, всё то, что в нашем мышлении, есть фикции. Этому ничто в реальности не соответствует, если мы производим процедуру прямого проецирования. Поэтому нужны очень сложные опосредованные процедуры переноса из действительности мышления в реальность. И вот то, что мы с вами привыкли называть проектированием, есть такие процедуры. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|