Назначение хрестоматииЯ хочу дать вам средства — именно средства, здесь это слово работает — для самоорганизации. Чтобы вы могли владеть определённой техникой работы: «техникой» как набором средств. Мы сейчас часто говорим «оргтехника», имея в виду железки, а это, скорее, приёмы, способы работы, правила самоорганизации. Это совокупность сложных знаний, которые преподают профессиональным организаторам, руководителям и управляющим. Это не знания из той или иной технологической области, это знания о том, как руководить и управлять. Инженерный характер работы организатора, руководителя и управленцаВсё начинается с инженера, задающего принцип. Он не открывает то, что уже было в природе, а создаёт конструкцию, нечто принципиально новое, то, чего в природе не было. Он собирает элементики и создаёт — за счёт сборки, состыковки, «зашнуровки» — совершенно новые вещи, которых природа не произвела, и при этом опирается на свою творческую — смелую, «сумасшедшую» — мысль. Связывается всё это в единство не по закону природы, который открыла наука, — там нечего было «открывать», пока инженер Работа организаторов, руководителей и управляющих является скорее инженерной, конструктивной, технической. Фактически организатор, руководитель или управляющий должен всегда исхитриться и придумать нечто… Техническое знаниеПредставьте себе, что вы имеете дело с каким-то человеком, которым вы руководите или управляете. Вы должны определить его действия в дальнейшем. Принять решение по поводу его действий. У вас, следовательно, заранее есть цель, и вы этого человека рассматриваете как некоторое средство или орудие для достижения этой цели. Так оно всегда реально происходит, если вы организатор, руководитель или управляющий. Но этот человек может сопротивляться, «вырываться», Техническое знание даёт нам ответ на вопрос об объекте, его устройстве и его действиях, но не вообще, а только с точки зрения достижения нами этих целей. Оно показывает, насколько этот объект адекватен достижению целей и что мы с ним должны делать, как мы на него должны подействовать, чтобы наших целей достичь. Оно очень сложное, техническое знание, оно на самом деле намного сложнее, чем научное знание. И работа инженера реально намного сложнее, чем работа учёного. Работа практика — ещё сложнее. Техническое и научное знаниеЧто такое научное знание? Представьте себе, что я опять-таки имею дело с этим человеком. Но у меня нет никаких целей в отношении преобразования его, перевода в другую ситуацию, понуждения его определённым образом действовать. Меня интересует, какой он вообще. Я хочу его «сфотографировать» в чисто познавательных целях. Я спрашиваю, как он сам по себе живёт. У меня нет к нему целевого отношения. И я начинаю с ним осторожно «играть», чтобы выяснить, как он себя ведёт. Тогда мы получаем научное знание. Научное знание есть всегда «фотография» объекта, или фиксация законов его жизни — безотносительно к нашим целям и нашим способам воздействия на него. В технических знаниях дело не только в целях, дело ещё и в моих средствах воздействия. Меня интересует не объект как таковой, а достижение цели при имеющихся у меня средствах и методах действия. И этот объект я рассматриваю в этом замыкании. При научном знании я делаю вид, что у меня нет целей. Отсюда идея многостороннего, многопланового описания объекта. Чем больше я про него знаю, тем, я считаю, лучше. Для техника, наоборот, избыток информации есть всегда недостаток. Нужна информация необходимая и достаточная. Нужно иметь соответствующее знание. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|