Тот факт, что отказ американской судебной системы преследовать нарушителей общественного порядка в Контроль общества может проявляться двояко. Во-первых, общество стремится прямо влиять на развитие событий посредством общественной политики — то есть формальным вмешательством государственной власти с целью добиться определённых желательных результатов. Во-вторых, общество может воздействовать на социальные процессы с помощью культуры, через неформальные правила и обычаи, которые не находятся под чьим-либо официальным контролем. Часто имеют место оба процесса: общественная политика бывает направлена на поддержание культурных предпочтений — так, законодательство католических стран запрещает развод или аборты. Однако не менее часто этого не происходит; культурные факторы ограничивают общественную политику или, напротив, формируются ей. Понимание того, какие социальные последствия являются результатом глубоких технологических и экономических изменений, а какие в большей степени находятся под контролем общества, помогает избежать двух распространённых ошибок. Первая из них, как правило, совершается левыми: они верят, что все социальные проблемы могут быть решены с помощью общественной политики. Когда в Вторую ошибку обычно совершают консерваторы, полагающие, что нежелательные социальные изменения являются результатом упадка морали и что они могут быть исправлены жестокими мерами и обращением к правильным ценностям. Действительно, люди способны к моральному выбору, а за последние 40 лет имело место множество нарушений моральных норм. Однако во многих случаях это определяется конкретными экономическими побудительными мотивами, и никакое количество проповедей и культурных доводов не сможет привести к повороту в желательном направлении до тех пор, пока не изменятся экономические условия. Тот факт, что Великий Разрыв произошёл в столь многих развитых странах с огромной скоростью и примерно в один и тот же момент мировой истории, указывает на причины общего, фундаментального характера. В начале этой книги я предположил, что Великий Разрыв был современной версией перехода от общины (Gemeinschaft) к обществу (Gesellschaft), который имел место в XIX веке, только на этот раз перехода от индустриальной экономики к информационной, а не от аграрной к индустриальной. В главе 5 говорилось о том, что изменения в технологии — замена физического труда умственным, материального продукта информацией, производства услугами, а также достижения медицины, приведение к увеличению продолжительности жизни и контролю над рождаемостью — заложили основу огромных изменений в полоролевом поведении, которые произошли во второй половине XX века. Несколько лет назад демограф Кингсли Дэвис утверждал: феминистская революция была практически неизбежной по той простой причине, что продолжительность жизни человека увеличилась 2. В 1900 году средняя женщина в Европе или Америке почти не могла рассчитывать, что у неё окажется возможность проводить время вне семьи: покинув родительскую семью, она сразу же, в возрасте 22 лет выходила замуж и создавала новую семейную ячейку. Учитывая, что в среднем продолжительность жизни женщины составляла 65 лет, мож но было ожидать, что она умрёт вскоре после того, как её младший ребёнок станет самостоятельным. К Однако тот факт, что некоторые индустриальные страны не столкнулись с определёнными проявлениями Великого Разрыва или столкнулись с ними в гораздо меньшей степени, наводит на мысль, что он не был неизбежным следствием экономических и технологических изменений и что культура и политика общества играют важную роль в формировании норм. Богатые азиатские общества — Япония, Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг — представляют собой интересную альтернативу остальной части развитого мира, так как им, Азиатские ценности и азиатская исключительностьМысль об особом характере азиатских ценностей была выдвинута в начале После экономического кризиса в странах Азии, начавшегося в 1997 году, доводы об азиатских ценностях по обе стороны Тихого океана уже не повторялись с таким энтузиазмом. Стало очевидным, что азиатские ценности не уберегли страны этого региона от серии ошибок в экономической политике, имевших и непосредственные, и долгосрочные последствия. Начавшийся серьёзный экономический спад унёс до 50 процентов (в долларовом эквиваленте) национального богатства многих азиатских стран. Поскольку пропаганда азиатских ценностей по большей части опиралась на экономические достижения, прекращения роста оказалось достаточно для обесценивания этого аргумента в целом 4. Очевидно, однако, что некоторые азиатские ценности достаточно заметно отличаются от западных, даже если они не имеют той чёткой связи с экономическим успехом, о существовании которой говорили Ли и Махатхир. Хотя азиатские страны существенно отличаются друг от друга, нельзя не признать, что они все вместе демонстрируют весьма отличающуюся от западной модель приспособления общества к экономической модернизации. Последующее обсуждение будет касаться прежде всего двух азиатских членов ОЭСР — Японии и Кореи, — поскольку данные по ним носят наиболее полный характер, а их ценности и социальные модели во многих отношениях сходны, отличаясь в то же время от западных. Япония и Корея отличаются от Запада во многих областях 5. В обеих странах уровень преступности очень низкий по сравнению с Европой и особенно с США. В Японии распространение большей части разновидностей преступлений даже снизилось за последние 40 лет (см. главу 2 и приложение). Послевоенная Корея всегда была склонна к большей политической жёсткости, чем Япония, и корейцев иногда называли «ирландцами Востока» за их склонность к беспорядкам. Уровень преступности несколько вырос в 1982 году, что явно было связано с кванджуским восстанием и политическими репрессиями времён правления Чон Ду Хвана, но в целом остаётся удивительно неизменным до сих пор. Низкий уровень преступности в этих двух странах ipso facto опровергает общую теорию, утверждающую, что урбанизация и индустриализация неизбежно способствуют криминализации общества. То же верно по отношению к стабильности нуклеарной семьи. Количество разводов за последние сорок лет несколько выросло как в Японии, так и в Корее, но ни одна из этих стран не испытала того обвального распада семей, который произошёл в большинстве западных стран после 1965 года. О стабильности нуклеарной семьи говорит также и чрезвычайно низкий уровень внебрачной рождаемости в обеих странах. Не вполне понятно, что служит причиной низкого уровня преступности в этих двух странах. Возможно, что ответы раз ные в каждом из двух случаев. В то время как японское общество для борьбы с отклоняющимся поведением пользуется системой неформальных общественных норм и обязательств, корейцы более склонны для поддержания порядка применять силу государственного аппарата. Даже после демократизации Кореи после 1987 года роль полиции в наведении общественного порядка весьма велика. Причины намного большей стабильности нуклеарной семьи в обеих странах более ясны и, Меньшая доля работающих женщин в Японии и Корее сочетается с относительно низким соотношением доходов женщин и мужчин в обеих странах. Это соотношение выросло со временем в большинстве развитых стран; в Японии же ситуация отличается тем, что данное соотношение существенно ниже, чем в любой другой стране ОЭСР, кроме того, там наблюдается весьма незначительный рост относительного дохода женщин между 1970-м и 1995 годами 6. Многие японские женщины имеют временную работу или заняты тем, что на самом деле представляет собой форму неполной занятости, — как в случае легионов молодых женщин, приветствующих людей, входящих в универсальные магазины или лифты. Трудовое законодательство как в Японии, так и в Корее по-прежнему предоставляет мужчинам и женщинам разные возможности. На Западе это назвали бы дискриминацией по половому признаку; в Азии это чаще рассматривается как попытка защитить женщин. В Японии трудовое законодательство 1947 года запрещало женщинам старше восемнадцати лет работать сверхурочно больше шести часов в неделю, по праздникам и поздно ночью. Учитывая знаменитое трудолюбие японцев и традиции компаний, такой закон фактически лишает женщин возможности полной занятости на большинстве рабочих мест и пожизненного найма. Закон о равных возможностях найма 1986 года снял эти ограничения для менеджеров и определённых категорий служащих, однако это изменение произвело относительно небольшой эффект, поскольку женщин-менеджеров в Японии немного 7. Аналогичных изменений в законодательстве для представителей рабочих специальностей не было вплоть до 1997 года; соответствующие меры должны были приниматься в течение трёх лет 8. Хотя законы подобного рода могут показаться японским и западным феминисткам дискриминационными, совсем не очевидно, что большинство японских женщин рассматривают их подобным образом. Результаты многочисленных опросов свидетельствуют, что большинство японских женщин до сих пор предпочитают оставлять работу после замужества и появления детей, а возвращаться только после того, как дети уже вырастут 9. Как оказалось, тот факт, что Ситуация в Корее была сходной, хотя и возникла позднее и результате более поздней индустриализации. Доля работающих женщин в Корее выросла с 34,4 процентов в 1963 году до 40,4 процентов в 1990 году, то есть опять-таки по стандартам ОЭСР прирост был низким. Как и японские женщины, кореянки обычно оставляли работу, пока растили детей. Корейские рабочие в целом были менее защищёнными, чем японские, при послевоенных режимах, и дискриминация женщин при найме на работу была широко распространена. Только год спустя после окончания правления военных, в 1988 году, появился закон, утверждающий принцип равной оплаты за равную работу и прекращение других видов дискриминации 10. Корейские феминистки жалуются на то, что этот закон должным образом не проводится в жизнь министерством труда. Как и в Японии, многие женщины предпочитают не работать, пока растят детей. Другое различие между Японией и Кореей, с одной стороны, и США и другими западными развитыми странами, с другой, заключается в том, что на промышленность приходится большая часть ВВП азиатских стран. Промышленное производство во всех развитых обществах во второй половине XX века в первую очередь являлось занятием мужчин в Азии, так же как и на Западе 11, Япония и Корея только к При анализе причин распада нуклеарных семей на Западе контроль над рождаемостью, как и увеличившиеся доходы женщин, часто рассматриваются как фактор, сыгравший большую роль в изменении норм, определяющих ответственность мужчины. Интересно отметить, что в Японии Таблетка к 1999 году все ещё не была полностью одобрена. Основными средствами контроля над рождаемостью продолжали оставаться аборт (который стал доступным для японских женщин с начала Гораздо большая вероятность того, что японские и корейские женщины оставят работу, чтобы растить детей, их более ограниченные возможности зарабатывать деньги своим трудом, а также более сильная связь между сексом и браком в обоих обществах даёт нам очень много для объяснения большей целостности японской и корейской нуклеарной семьи. Женщины в обеих странах, как правило, не рассматривают себя, по едкому выражению некоторых западных феминисток, в качестве «машин для воспроизводства». Причиной того, что дети из обеих стран так успешно выступают на международных олимпиадах, вероятно, в значительной мере является вклад их матерей в образование. С другой стороны, возможности для женщин сделать карьеру явно более ограничены, чем на Западе. При том что японские и корейские браки намного стабильнее, чем американские, они, При рассмотрении Азии за пределами Японии и Кореи мы сталкиваемся с совершенно другим паттерном, который, похоже, опровергает большую часть универсальных теорий по поводу того, как экономическая модернизация влияет на жизнь семьи. На Малайском полуострове и в большей части Индонезии, например, количество разводов среди малайцев-мусульман было чрезвычайно велико в первой половине XX века, но заметно снизилось с началом модернизации, упав ниже западного уровня только в Будут ли женщины в Японии и Корее продолжать меньше работать по найму и меньше зарабатывать, чем их западные сестры, — вопрос спорный. Kultur iiber alles?(Kultur iiber alles? — Культура превыше всего (нем.). — Прим. ред.) Тот факт, что Япония и Корея так долго сопротивлялись Великому Разрыву, — свидетельство того, что культура обладает значительным влиянием на формирование экономического выбора. Обе страны продемонстрировали сильные культурные предпочтения в пользу более традиционной роли женщины, и обе они сохраняют дискриминационные законы, которые снижают вероятность того, что женщины будут поступать на работу. В Корее конфуцианство оказывает особенно широкую поддержку патриархальной семье. Культура играет важную роль и в Европе. Италия, Испания и Португалия в гораздо меньшей степени испытали изменения в структуре семьи. Интересно отметить, однако, что для Испании и Италии характерен самый низкий уровень рождаемости в Европе, несмотря на относительно низкие уровни разводов и внебрачной рождаемости. Возникает вопрос: могут ли эти два факта быть Действительно, можно утверждать, что культура и публичная политика гораздо более важны, чем может показаться на поверхностный взгляд, и что они конкурируют с технологией в формировании трудовых и семейных норм. Женщины вовсе не овладевали автоматически теми профессиями, которые сегодня считаются традиционно женскими — клерка или секретаря-машинистки, — когда соответствующие рабочие места в большом количестве возникли в конце XIX века. Женщины и их семьи сначала должны были убедить себя, что это приемлемо. Хотя мужчины в среднем имеют значительно большую физическую силу, чем женщины, это не обязательно делает недоступными для женщин многие виды занятости, требующие физических усилий. Во время Второй мировой войны в Америке и в Советском Союзе женщины в силу необходимости привлекались к работе в тяжёлой промышленности и сельском хозяйстве, которые традиционно были сферой деятельности мужчин, и по общему мнению зарекомендовали себя хорошо. Возникает вопрос: обязательно ли деиндустриализация и переход от производства к занятости в сфере услуг обеспечивают преимущество женщинам или это случайный исторический побочный продукт того, что мужчины в гораздо большей степени заняты на должностях голубых воротничков? Не могут ли общества оградить себя от последствий технологических изменений посредством, к примеру, стремления защитить положение мужчины как главы семьи, что пытаются сделать и в Японии, и во многих европейских странах? Распутывание технологических и культурных причинных связей является, таким образом, делом трудным, и взаимодействие между ними носит очень сложный характер. Культура играет важную роль в том, что она по меньшей мере задаёт темпы изменений в нормах; общество может осуществлять контроль над тем, в какой степени изменения в технологиях и на рынке труда изменяют социальные отношения. Множество уловок, посредством которых бюрократы от здравоохранения в Японии замедляли на протяжении тридцати лет легализацию оральных контрацептивов, — лишь один пример. Хотя принятие законов о разводе без поиска виновной стороны, сначала в Скандинавии, а потом в англоговорящих странах, не было причиной роста числа разводов в этих странах, отказ от легализации развода замедлил распад семьи в католических странах — таких, как Италия и Ирландия. В некоторых штатах США в Воссоздавая социальный порядокОстаётся вопрос: как можно укрепить социальный капитал в будущем? Тот факт, что культура и политика общества в некоторой степени дают государствам контроль над темпами и степенью Разрыва, не является в долгосрочной перспективе ответом на вопрос, как будет установлен социальный порядок в начале XXI века. Япония и некоторые католические страны смогли придерживаться более традиционных семейных ценностей дольше, чем Скандинавия или англоговорящий мир, что, возможно, избавило их от некоторой части социальных потерь, с которыми столкнулись последние. Но трудно представить, что они смогут продержаться на протяжении жизни будущих поколений, и уж тем более воссоздать нуклеарную семью индустриальной эры, когда отец работал, а мать оставалась дома, чтобы растить детей. Подобный исход был бы нежелателен, даже если бы он был возможен. Мы оказываемся в трудном положении: путь вперёд обещает, Ответ, на мой взгляд, отрицательный по той простой причине, что мы, человеческие существа, по своей природе устроены так, чтобы создавать для себя моральные нормы и социальную организацию. Ситуация отсутствия норм — то, что Дюркгейм назвал аномией — чрезвычайно неприятна для нас, и мы стремимся создать новые нормы, чтобы заменить ими те, которые обесценились. Если технология сделает так, что некоторые старые формы общественного устройства окажется трудно поддерживать, мы будем стремиться выявить новые формы и использовать разум для того, чтобы установить новые порядки, которые будут соответствовать нашим базовым интересам, нуждам и страстям. Чтобы понять, почему имеющая место ситуация не так безнадёжна, как может показаться, нужно исследовать истоки социальной организации per se (Самой по себе (лат.). — Прим. ред.) на более абстрактном уровне. Во многих дискуссиях о культуре социальная организация трактуется так, как если бы она была статичным набором правил, переданных прошлыми поколениями. Если вы живёте в стране с низким социальным капиталом или низким уровнем доверия, вам уже ничего нельзя с этим поделать. Безусловно, общественная политика относительно ограничена в своих возможностях манипулировать культурой, и наилучшая социальная политика — та, которая складывается благодаря осознанию культурных ограничений. Однако культура — это динамическая сила, постоянно перестраиваемая если не правительствами, то взаимодействием тысяч независимых индивидов, которые составляют общество. Хотя культура обычно развивается не так быстро, как формальные общественные и политические институты, она тем не менее адаптируется к изменяющимся условиям. Мы обнаруживаем, что порядок и социальный капитал имеют два широких основания, которые их поддерживают. Первое основание — биологическое, и оно возникает из самой человеческой природы. В последнее время науки о жизни добились серьёзного продвижения вперёд, и накопленные данные привели к восстановлению классического взгляда на человеческую природу: их собственная природа делает людей общественными и политическими созданиями с огромными возможностями для установления социальных норм. Хотя эти исследования в общем не говорят нам ничего, чего бы не знал Аристотель, они позволяют нам более точно судить о природе человеческого стремления к объединению и о том, что коренится, а что не коренится в геноме человека. Второе основание, поддерживающее социальную организацию, — человеческий разум и его способность спонтанно генерировать решения проблем социальной кооперации. Естественные способности человеческого рода создавать социальный капитал не объясняют того, как он возникает в конкретных условиях. Создание специфических правил поведения — это скорее сфера действия культуры, нежели природы, и общественный порядок часто является результатом горизонтального процесса переговоров, дискуссий и диалога между индивидами. Порядок не распространяется сверху вниз — либо от законодателя (или, на современном языке, государства), либо священника, провозглашающего слово Бога. Ни природный, ни спонтанный порядок не являются достаточными для того, чтобы породить всю совокупность норм, которая образует социальный порядок per se. Они должны быть дополнены в самых важных точках иерархической властью. Но если мы оглянемся на человеческую историю, мы увидим, что неорганизованные индивиды постоянно создавали социальный капитал и приспосабливались к технологии фабрик. Требуется, следовательно, рассмотреть два общих источника социального порядка — человеческую природу и спонтанный процесс самоорганизации. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|