Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Никлас Луман. Власть. Примечания

  1. См., например: Harsanyi, 1962 а; 1962 b; Tedeschi, Sonoma, Brown, 1971; Baldwin, 1971c; Bonoma, Tedeschi, Lindskold.
  2. См. Biker, 1964; Danzger, 1964; March, 1966; Wrong, 1968; Luhmann, 1969 b.
  3. На специфику этой постановки вопроса обратил внимание Леман: Lehman, 1969.
  4. Эта опасность характерна для социальных психологов: Raven, 1965; Clark, 1965.
  5. Исследование власти именно как средства коммуникации впервые предпринял Парсонс (Parsons, 1963а). Дальнейшие импульсы, дополнения и критика связаны с именами Чезела (Chazel, 1964), Мичела (Mitchell, 1967), Леснофа (Lessnoff, 1968), Гидденса (Giddens, 1968), Тёрнера (Turner, 1968), а впоследствии также Болдуина (Baldwin, 1971а) и Блейна (Blain, 1971). В последующем изложении понятие средства коммуникации будет употребляться нами независимо от парсоновские парадигмы взаимообмена (interchange). Оно не опирается на представление об этом взаимообмене, а также отклоняется от концепции Парсонса и в других отношениях. Эти различия вытекают из понимания проблемы контингентное не разъясняются в моей статье «Генерализующие медийные средства и проблема контингентности» (Generalized Media and the Problem of Contingency), которая будет опубликована в готовящемся к выходу в свет сборнике статей, посвящённых юбилею Парсонса.
  6. См., например: Homans, 1964; Maciejewski, 1972.
  7. Одновременно это положение должно продемонстрировать, насколько проблематично определять индивида как субъект. С помощью подобной двусмысленности как-то чересчур легко осуществляется восхождение от абстрактного к конкретному.
  8. Такое понятие коммуникации рассматривается в книге Мак-Кея (МасКау, 1969).
  9. См. Berger, Luckmann, 1969; McLeod, Chaffee, 1972; cм., также: Arbeitsgruppe Bielefelder Saziotogen, 1973.
  10. См., например: Marshall, 1961.
  11. См. Goody, Watt, 1963; Goody, 1973.
  12. Впоследствии именно из этого развивается «диалог» как литературная форма, как противоречащий самому себе протест против требований, накладываемых письменностью, и в результате за счёт этого он достигает стилистического совершенства.
  13. Это учитывает Парсонс в своём тезисе о двойной контингентности как предпосылки образования дополняющих друг друга ожиданий (см. Parsons, Shils, 1951: 14 ff.). Обратите также внимание на интересное определение власти (authority) как инстанции, устанавливающей предпосылки решений (но не сами решения!) для других: March, Simon, 1958: 90.
  14. Вследствие этого в рамках общей теории власти лишено смысла односторонне подчёркивать возникающие у той или другой стороны проблемы, связанные с принятием решений. При особых констелляциях власти это может быть совсем не так. Так, Фишер (Fisher, 1969) рекомендует чиновникам Министерства иностранных дел заботиться не столько об уточнении собственной политики, сколько обращать внимание на политику других государств и, прежде всего, вырабатывать механизмы ответного применения власти в отношении тех решений других правительств, которые вызывают наибольшее беспокойство.
  15. Этой позиции придерживаются, прежде всего, Абрамсон, Катлер, Кауц и Мендельсон (Abramson, Cutler, Kautz, Mendel см., 1958), которые подчёркивают, что в теории власти большая часть возможностей действия должна рассматриваться как и равной мере наличествующая у обеих сторон.
  16. Сравните это с наблюдениями Кроцира (Crosier, 1963: 193), подметившего, что в чрезмерно структурированных организациях власть перемещается туда, где в отношении выбора Действий, от которых зависят другие, ещё сохраняются остатки неопределённости. В качестве одного из обобщений в направлении создания общей «стратегической теории контингенции» власти см. Pennings et a I., 1969.
  17. Hinings et al., 1974.
  18. Данный случай применения физического насилия (подобный тому, как если бы мы двигали внешние тела для изменения их положения в пространстве) необходимо последовательно отличать от символического использования физического насилия как способа формирования власти. К этому мы ещё вернёмся в четвёртой главе. Проблема, на которую здесь может быть лишь бегло указано, заключается в том, что все эти единицы измерения относительны и определены условиями возможности, лежащей в их основании. Поэтому измерение, о котором идёт речь, всегда предполагает, что задействованные элементы принадлежат системе и ограничены общими для них условиями возможности.
  19. См. Danzger, 1964: 714 ff.
  20. См., например: Walter, 1966. Критику см. Mayhew, Jr. Gray, 1969.
  21. См., ряд экспериментов, эксплицитно исходящих нз альтернатив, которыми обладают обе стороны: Thibaut, Faucheux 1965; Thibaut, 1968; Thibaut, Gruder, 1969.
  22. В теориях власти это учитывается иногда явно, но чаще всего имплицитно. О соответствующем определении понятия власти идёт речь в книге Ван Дорна: Van Doom, 1962/63: 12.
  23. Новейший обзор проблем теории каузальности можно найти у Даля (Dahl, 1968: 410 ff.). См. также: Garrison, 1968: 59 ff. Стинчкомб (Stinchcom. be, 1968: 163 ff.) предложил информационно-теоретическую формулировку каузальной концепции власти.
  24. Этот признак власти часто рассматривается в форме, предложенной М. Вебером. Люди признают власть лишь там, где власть имущий может провести своё решение даже при наличии сопротивления: Weber, 1948: 28. С этим определением понятия власти согласны, например, Эмерсон (Emerson, 1962) и Хольм (Но/т, 1969). На уровне же общей теории средств коммуникации оказывается существенным, прежде всего, селективное определение, «процессирование контингенции». Мы ещё вернёмся к специфическим особенностям, которые характерны для этого процесса в случае власти.
  25. Такое понимание восходит к веберовскому понятию «шанса». Ронг (Wrong, 1968: 677 f.) правильно указывает на то, что здесь подразумевается оценка того, кто починяется власти, а не статистический анализ случаев фактического применения власти, проводимый социологами.
  26. В этом смысле Даль (Dahl, 1957) определяет как шанс не только саму власть, но и каузальность власти как изменение вероятностей.
  27. К примеру, повсеместно наблюдается тенденция преимущественно позитивного определения ситуации. Данная тенденция, по-видимому, редко позволяет реализоваться случаям двойных (менее невероятных) отрицаний. См., например: Jofdan, 1965; Kanouse, Hanson, 1971. Другой вопрос заключается в том, обладают ли негативные (позитивные) оценки всякий раз большей интерференцией с большим количеством альтернатив и блокирует ли невероятное (или вероятное) событие другие возможности либо же оно их, наоборот, по преимуществу провоцирует.
  28. Все «за» и «против» см. Nagel, 1968: 132 f.; Gamson, 1968: 69 ff; Wrong, 1968: 678 f. Шермерхори (Schermerhorn, 1961: 95 f.) рассматривает пример локально-политической власти больших предприятий.
  29. Так полагает Нагель (Nagel, 1968).
  30. См. Luhmann, 1972 а.
  31. Ещё радикальнее это изменение диспозиций даёт о себе знать в сферах других коммуникационных средств. Истина, рассматриваемая в качестве средства коммуникации, более не может пониматься как значение предложений или представлений, любовь; как чувство, деньги как имущество, а вера; как внутренняя связь личности. Для социологии коммуникационных средств такого рода представления и исчисления являются не признаками её теории, а признаками её предмета; как средства упрощения взаимопонимания в общественной жизни, которая ориентируется на генерализированные коды.
  32. Как известно из экспериментальных исследований, уже иерархии в общих чертах управляют процессом приписывания аналогичным образом. См.: Thibaut, Riecken, 1955.
  33. Не менее бессмысленно, конечно, и обратное, то есть понимание подчинённого как решающей причины установления власти. Об этом свидетельствуют многочисленные американские определения власти (authority). См.: Barnard, 1938: 161 ff.; Simon, 1957; Peabody, 1964. Об угрозе со стороны власти см. Lazams, 1968: 339 ff.; Fisher, 1969.
  34. Леман (Lehman, 1969), к примеру, указывает на постоянно возрастающее значение стабильного, предсказуемого механизма приписывания власти на макросоциологическом уровне. Более детального исследования на эту тему мне не известно.
  35. См. Gouldner, 1971: 290 ff.
  36. Ср.: Guzman, Borda, Luna, 1962.
  37. См. также критику Хабермасом (Habermas, Luhmann, 202 ff.) функциональной эквивалентности переживания действия и (Sloloh, 1972: 48 ff.) различающегося отношения к идентификации систем.
  38. Различием между интернальным и экстернальньм приписыванием занимается также социальная психология, работая на стыке важных проблем когнитивной психологии и психологии мотиваций. См.: Lecourt, 1966; Kelly, 1967; Jones et al., 1971; Meyer, 1973.
  39. См. Luhmann. Selbststenerung der Wissenschaft, 1970: 232–252 [233]. Социально-психологические исследования доказывают, что в формировании ошибочных когнитивных ожиданий принимает участие эмоциональность. По-видимому, это происходит вследствие эмоционального стремления к уравниванию. См., например: Carlsmith, Aran, 1963; Keisner 1969.
  40. О понятии мотива, который здесь имеется в виду, см. Blum, Mcliugh, 1971.
  41. Обзор новейших исследований см. Maselll, Altrocchi, 1969.
  42. Единственной причиной они не могут быть потому, что воля и мотив не являются независимыми от действия, определяемого ими; определяя его, они определяются им сами. См.: Мешеп, 1961: 83 ff.
  43. В этой связи можно также упомянуть категорию интереса, которая в период своего появления в эпоху зарождения буржуазного общества; проектировалась специально для этого общества. Интересом является мотив действия, формируемый только в рефлексии, иначе говоря, только в переживании. Этот мотив действия сразу распознается в перспективе переживания как проблематическое обособление. В буржуазном обществе он, являясь прежде всего экономическим мотивом, тесно связан с дифференциацией общества. С переходом дифференцирования действий в категории переживания здесь, как и в других аналогичных случаях, связано требование социального единодушия, которое в буржуазном обществе не может быть достигнуто ни религиозным рвением (Фенелои), ни конкретной нравственностью государства (Гегель), не говоря уже о таком широком понятии, как «общественный интерес». Достигается же оно исключительно посредством денег, выступающих в качестве гармонизирующей формулы устойчивых интересов. Об истории понятия «общественный интерес» см. Spaemann, 1963: 74 ff.; Hirsch-Weber, 1969: 50 ff; Neuendorf, 1973.
  44. Мы не предполагаем существование транзитивного порядка предпочтений. Если бы нечто подобное существовало, то калькуляция власти и её применение естественным бы образом упрощались; вплоть до полного их исчезновения. О бинарной схематизации предпочтений см. ниже.
  45. Контингентность власти присутствует, следовательно, уже в сфере чистых возможностей, а не только в сфере решений но поводу «использования властных средств». См. по этому поводу последовательное различие не-контингентных и контингентных угроз и обещаний у Тедеши: Tedeschi, 1970.
  46. Иначе представляет это распространённая теория угроз, которая видит в чистых угрозах «замену» собственного исполнения власти, причём замену с определёнными свойствами, которые высвобождаются посредством, генерализирующих сил. Ср., например: Clausen, 1972: 8. Эта концепция вплотную приближается к излагаемым ниже представлениям о генерализации власти. Однако о «замене» в данном случае нельзя говорить как раз потому, что это понятие предполагает тождественность функций санкции и угрозы. А этой тождественности мы не наблюдаем.
  47. К этому пониманию примыкает теория и художественный стиль провокации. Провокация является вызовом для властителя, требующим от него демонстрации или даже реализации своих альтернатив избежания, что приводит к разрушению его власти им же самим. Это типично детское испытывающее поведение, которое, однако, может быть рекомендовано и как общественно-политическая стратегия.
  48. См., например: Riggs, 1957: 70, 86. Также: Parsons, 1964 a; Coser, 1967: 93.
  49. Хотя данное различение является старым и общепринятым, имеется относительно мало эмпирических исследований по сравнению негативных и позитивных санкций. Их обзор см. Raven, Kruglansky, 1970: 86. О готовности к кооперации как независимой переменной см. Miller, Butler, McMartin, 1969; Sehmitt, Marwell, 1970; Chenney, Harford, Solomon, 1972.
  50. Об этом недвусмысленно пишут Парсонс (Parsons, 1963 а), Блау (Siou, 1964: 117), Бахрах и Барац (Bachrach, Ваras 2, 1970: 21). Кроме того, Болдуин показывает, что политичная наука развивается преимущественно в направлении, которое вырабатывает важные различия между негативными и позитивными санкциями, хотя потом он применительно к им видам санкций странным образом вновь обращается к использованию более широкого понятия власти. Моё главное сомнение относительно широкого понятия власти состоит в том, что это понятие включает в себя такие формы влияния, как деньги и любовь.
  51. Блау (Шаи, 1964: 116) говорит об «изначальной основной черте» (initial baseline), то есть о некотором status quo, применительно к которому только и могут мчаться наказание и поощрение.
  52. Речь здесь идёт не о различии актуальной и потенциальной власти (как это часто формулируют), а о действительном и эффективном ориентировании в возможностях, то есть о так называемом законе предвосхищаемых реакций Фридрих (Friedrichs law anticipated reactions). См.: Friedrich, 1941: 58g, Обратите также внимание на различение «власти как потенциала» (power as potential) и «потенциала для власти» (potential for power) у Роуза (Rose, 1967: 47). См. также: Wrong, 1968: 678. При всех стараниях автора придерживаться этого различия его логические и теоретические основания в конечном счёте остаются неясными. Отличие некоей чисто возможной власти от потенциала власти, реализация которого является вероятной и который оказывает воздействие уже peranticipationem, может быть объяснено лишь посредством обращения к различным условиям возможности, иначе говоря, с помощью различения системных референций.
  53. См. Goodman, 1965: 50.
  54. См. Marsh, 1966: 58.
  55. Простейший принцип подобного рода состоит в том, что власть применяется лишь соразмерно росту сопротивления; так, например, полагает Кларк (Klark, 1965: 12). Тем не менее, остаётся нерешённым ещё один вопрос, а именно: не ведёт ли экономическое» обращение с властью к отказу от её признания, поскольку экономическая рациональность максимизирует, как правило, не доходы, а всего лишь разницу между доходами и расходами.
  56. Harsanyi, 1962 а, 1962 Ь.
  57. Так считает, например, Абрамсон (Abramson, 1958: 17). Ларсонс переводит данную проблему в область аналогий с деньгами и выдвигает тезис, согласно которому, всякое применение власти означает её растрачивание (spending of power). См.: Parsons, 1963 а: 246.
  58. Разоблачение этого положения властителя может быть также связано с намеренными провокациями, а именно, с провокациями-пустяками, цель которых состоит в том, чтобы спровоцировать власть имущего на применение власти ради самой власти и раскрыть тем самым его потенциал.
  59. Ср.: Watzlawick, Beavin, Jackson, 1967.
  60. Термин «формулируется» используется в данном случае в смысле, в каком его употребляют Гарфинкель и Сакс (Garfinkel, Sacks, 1970). Такое «формулирование» кода-отношения в повседневной интеракции необходимо последовательно отличать от общей сформулированности кода, скажем, от его представления в форме письменного текста. Но и тексты нужно цитировать, и именно это последнее и подразумевается здесь под «формулированием».
  61. В этой связи интересными представляются результаты эмпирического исследования коммуникационных отношений между руководствующими и подчинёнными, изложенные в книге Бернса (Burns, 1954). См. также подтверждение этих результатов в следующих книгах: Webber, 1970: 244 ff.; Zaleznik, Dalton, Barnes, 1970: 97 ff. Фишер (Fischer, 1969: 27) видит в этом вопросе стратегическую проблему и советует власть имущему не поддаваться рутине и не уступать чувству ангажированности, но всякий раз решать проблему по-новому, согласовывая каждый свой шаг с ситуацией и возможностями решения адресата. Параллельно этому следовало бы всё-таки исследовать структурные предпосылки, от которых зависит открытость будущности властителя.
  62. Это сравнение можно обнаружить у Т. Парсонса, хотя и в несколько ином смысле, в его формуле «растрачивания власти» (spending of power) через установление «обязывающих решений», что подразумевает перенос расходуемой власти. См.: Parsons, 1963 а: 246.
  63. В американских исследованиях, посвящённых общественной власти (community power), также говорят о «темах» (issues).
  64. Иначе обстоит дело в экономической системе, где ориентированные на средства процессы должны избегать тематической интеграции, и поэтому в качестве субститута темы функционируют передаваемые («транслируемые») символы денег, идентифицируемость которых гарантирует консистенцию селективных событий. Это даёт возможность наглядно представить «течение» экономического процесса, несмотря на смену тематического интереса к обороту денежных символов при переходе денег из одних рук в другие. В этой более высокой абстрактности денег лежит предел сравнения циркуляции денег с циркуляцией власти.
  65. См. Hahm, 1967.
  66. Эта проблема исследуется у Айзенштадта (Eisenstadt, 1963) на примере формирования великих империй прошлого.
  67. См. Hahm, 1967.
  68. См. его определение (Hohlm, 1969: 278): «Власть А по отношению к В есть способность А негативно влиять на действующего В».
  69. Это приводит затем к трудностям, которых можно избежать, если правильно выбрать понятие власти. Критику методологических упрощений данного подхода можно найти у Крисмански (Krysmanski, 1971: 65 ff.).
  70. См. Douglas, 1966: 94 ff.
  71. См. Parsons, 1951: 10 ff., а также: Parsons. Bales. Shils, 1953: 41 ff.
  72. Сравните это положение с понятием state of conditional readiness (состояние обусловленной готовности) у Мак-Кея [МасКау, 1972: 12 f).
  73. О молекулярных системах, способных следовать комплементарным инструкциям, см. Eigen, 1971: 492 ff.
  74. О границах артикулируемых в языке возможностей отрицания см. Schmidt, 1973.
  75. Я умышленно использую в данном случае форму прошедшего времени, чтобы показать, что манифестация власти заводит партнёров в ситуацию, при которой одному из них непременно нужно заполучить иную историю, а именно историю, которая придаёт его целям селекционную остроту, характеризуемую определёнными фронтальными диспозициями.
  76. Подробнее см. ниже.
  77. См. Bachelard, 1938; 1940.
  78. См. Gbnther, 1959; 1967. К вопросу о неразрешении соответствующих проблем кодов в системной теории см. 1971–1972.
  79. Аналогичные явления представляются функционально значимыми и для других коммуникационных средств. Абсолютно немыслимо, чтобы все функционирующие, требующие согласования истины постоянно бы присутствовали в коммуникации. В случае любви чувство высокого взаимопонимания основывается как раз на ненужности неуклюжих средств языковой коммуникации (см. Berger, Kellner, 1965), а необходимость языкового выражения любовной коммуникации может явиться признаком кризиса. Точно также и успех упорядочивающей функции коммуникационного средства денег основывается в значительной степени на операциях расчёта, которые лишь в крайних случаях могут зависеть от эксплицитного тестирования рынка, спрашивания цен у продавца и тому подобного. Во всех перечисленных случаях предполагается дифференциация кодов-символов и тематик, о редукции которых собственно и идёт речь. К этому вопросу мы скоро ещё раз вернёмся.
  80. Об этом на примере организаций см. Mechanic, 1962; Rushing, 1962; Kahn, Wolfe, Quinn, Snock, 1964: 198 ff. Моя гипотеза состоит в том, что современные тенденции к сочувствующему, разрешительному стилю руководства, предполагающему соучастие подчинённых, представляет собой следствие того, что руководствующий просто не имеет возможности вести себя как-то иначе. Или, формулируя мысль по-другому, усиление власти с необходимостью требует разгрузки коммуникационного процесса, а это предполагает большее разделение труда.
  81. Значение подобной тематической независимости может быть хорошо проиллюстрировано на противоположном примере — примере системы (скажем, университет или факультет), которая аналогичным образом нейтрализует сильную персонализацию власти благодаря зависящим от тем флуктуациям. Но именно поэтому управление на основе прямого использования власти здесь затруднено, а равным образом ие может идти речи и о какой-либо власти со стороны. Об этом свидетельствует любопытный анализ, представленный в работе Бухера (Bucher, 1970). Как бы то ни было, университет, как организация, специализирующаяся на истине и воспитании, нуждается в нейтрализации власти. Однако сегодня это динамическое и ориентированное на консенсус властное равновесие всё больше замещается статичным равновесием группового конфликта, в котором фактическую власть исполняет «внутренний круг» лиц, ориентированный, скорее, экономически.
  82. Подобная рассогласованность является, по-видимому, более важной в случае власти, чем в случае денег. Деньги очень просто взять у тех, кто, накопив их, убеждается в том, что их следует пускать в оборот. Так возникает кредит. Эквивалентом кредита в случае власти было бы блефование средствами власти осуждаемыми самим этим блефом.
  83. Одной из важных причин политического краха китайских императорских советников из числа теоретиков легизма явилось, по-видимому, невнимание к различению должности и личности властителя. Это привело к тому, что предельно абстрактная, лишённая какой-либо моральной опоры теория и практика власти накладывала обязательства на личности конкретных государей, ассоциировалась с ними, а затем вместе с их падением и исчезала. См.: Vandermeersch, 1965: 175. Временные исследования создают впечатление, что именно вследствие этого лица, наблюдавшие государя, неизбежно должны были гипертрофированно приписывать ему высокий уровень интеллекта. См.: Han Fei Tzu, 1964; Biinger, 1946.
  84. См. об этом ниже.
  85. Примеры см. Bensman, Gerver. 1963.
  86. К этому можно добавить то, что на более высоких должностях наблюдаемые конфликты становятся более открытыми. См.: 1965.
  87. Это означает, что власть перестаёт проявляется в виде приказов. Ведь и любовь не состоит в половых актах, истина не выражается в словах или предложениях, а деньги — это не монеты.
  88. См. Luhmann 1971 а: 188 U., 207 Fgrunow, 1972: 181 f.
  89. На этом пример Блейн (Blain, 1971) пытается развивать альтернативу меновой модели коммуникационных средств Парсонса.
  90. См. Bachelard, 1938.
  91. См. Luhmann, Reflexive Mechanismen // Luhmann, 1970: 92–112.
  92. Интересный пограничный случаи описывает Смит. См.: Smith, 1960.
  93. Это ясно демонстрирует позиция, которая в рамках данного вопроса представляется критической: речь идёт об институте политических выборов, который, отвечая за смену высшего властителя, именно вследствие этого основывается на дифференцированной структуре ролей, так что политический избиратель в рамках этого института едва ли в состоянии реализовать в своём политическом выборе какие то другие интересы, вытекающие из его неполитических ролей.
  94. В данном случае я также рекомендую обратиться к исследованию Смита. См.: Smith, 1960: 27 ff. О теоретических проблемам обратно ориентированной власти см. Wrong, 673 ff.
  95. См. Luhmann, Selbststeuerung der Wissenschaft // Luhmann, 1970: 232–252.
  96. Интересно, что в случае схемы истина-репутация релевантность для внешних отношений может, по-видимому, превращаться в свою противоположность: хотя во внешнем для системы науки социальном мире научная репутация представляется понятной (как авторитет), за пределами такого понимания остаются вопросы собственно теоретического стандарта и методических критериев поиска истины.
  97. Развивать здесь далее это сравнение мы не имеем возможности. Однако следует предупредить читателя от возможных недоразумений. Бинарный схематизм любовных отношений состоит не в том, что партнёров оказывается двое, а в том, что общественный мир удваивается и повторяется в мире личных отношений, в котором все события могут подвергаться повторной проверке в отношении их значимости для переживания партнёров. То обстоятельство, что речь при этом идёт лишь об одном партнёре (в общем и целом — о двух партнёрах), делает возможным однозначный характер упорядочивания в ходе этой параллельной оценки. Предписываемое кодом любви-брака партнёрство двоих является, следовательно, лишь соблюдением правила удвоения (дубликации), но ещё не самим удвоением (дублицированностью). Это удвоение ещё только должно быть достигнуто в соответствии с указанными символическими инструкциями, а значит, оно может и не удаться.
  98. См. Luhmann, 1974 а: 60 ff.
  99. См. также ниже параграф 7.
  100. См. Kelly, 1958; Weinrich, 1967.
  101. В данном случае мы сталкиваемся с древнейшей проблемой конструкции мира архаических обществ, которая в позднейших обществах в ходе прогрессирующей дифференциации делегируется отдельным коммуникационным средствам, приобретая тем самым более рациональную, лучше специализированную, но в то же время и более невероятную форму выражения. К вопросу о более ранних формах конструкции мира см. Mossari, 1957; Yalman, 1962; Leach, 1964. Новейшая версия этой же проблемы представлена теоремой Эрроу, которая Затрагивает весьма узкий круг условий, при которых множество комплексных точек зрения может быть выражено исключительно в виде решений да-нет. См.: Arrow. 1963.
  102. См. Sorel, 1936.
  103. См. Kuhn. 1967.
  104. См. Parsons, Bales, Shiles, 1953: 45 ff., 81; Parsons см. также: Blau, 1962.
  105. Это происходит в силу того, что в рамках права уже давно и повсеместно сформировались широкие универсалисткие ориентации, способные обеспечивать разрешение правовых конфликтов в согласии с заранее установленными критериями независимо от конкретных признаков и ситуативных определений самих участников.
  106. Обзор исследований н другие материалы по этой теме см. Macaulay, Berkowitz, 1970.
  107. Власть воспитателей (в семье н школе), по-видимому не участвует в этом взаимодействии, поскольку её юридическое регулирование связано со значительными трудностями. Если воспитание опирается на внешние источники власти, это влечёт за собой разрушение всякой воспитательной задачи даже если такая опора н регулируется правом. Власть воспитателей трудно обуздать юридически н обеспечить за ней политический или судебный контроль. Замечательное исследование этой проблемы см. Rubington, 1965.
  108. См. Stinchcombe, 1968; 150 f., 158 ff. Аналогичное представление мы обнаруживаем у Попица (Popitz, 1968), согласно которому «базисная легитимация» имеет своим исходным пунктом «взаимное признание привилегированных». Сравнение этих двух анализов, помимо всего прочего, помогает осознать, что данный феномен является гораздо более проблематичным на уровне интеракционных систем, о которых идёт речь у Попица, нежели на уровне функционально дифференцированных общественных систем, в которых интегрируются и одновременно взаимно обуславливают друг друга весьма разнообразные источники власти.
  109. К этому вопросу мы ещё вернёмся ниже.
  110. Ср. это с тем, что было изложено выше в главе II.
  111. Обзор такого рода исследований дан у Тедеши: Tedeschi, 1970.
  112. Когда я писал эти строки, газета «Франкфуртер Альгемайне» (номер от 12 августа 1972 года) сообщила, что политики всех партий дистанцировались от санкционированного прокурором обыска в здании редакции одного иллюстрированного журнала и что даже федеральный канцлер публично выразил сомнения в правильности методов государственной прокуратуры. Тем самым дискредитации подверглось право как достаточное основание для исполнения власти. Здесь возникает вопрос, к какому же ещё коду, кроме правового, может апеллировать господин Брандт, чтобы показать свою убедительность в качестве властителя: к своим благим намерениям физического насилия? Оба ответа имели бы регрессивный характер. Они указывали бы на общественно-политическое состояние, которое уже было преодолено посредством государственно-правового кодирования политической власти.
  113. О возникновении иерархий из отношений насилия см. Zarnmstedt, 1973.
  114. Критику соответствующих теоретических предпосылок см. Luhmann, 1969: 160 ff. Если критика иерархии является обычным делом, то на проблему и предпосылку константности суммы обратил внимание, прежде всего, Парсонс. См.: Parsons, jP63a: 250 ff.; 1963b: 59 ff. См. также: Lammers, 1967. О проблемах меновых н эксплуатационных процессов между центром и периферией см. Jessop, 1969.
  115. Это требование аналитической независимости теории коммуникационных средств от нормативных кодов самих средств, сохраняющее, вопреки сомнениям Хабермаса и других, своё значение даже в случае такого коммуникационного средства, как истина, я бы, разумеется, с удовольствием рассмотрел в его специфической форме; в форме обратного влияния теории коммуникационных средств на её предмет. Теория коммуникационных средств, для которой, как мы видели, даже логика и непротиворечивость являются, прежде всего, признаками кода истины, в процессе познания должна подвергать проверке свою собственную способность производить истинные высказывания. См.: Habermas, Luhmann, 1971: 221 ff., 342 ff.
  116. Это высказывание, разумеется, имеет смысл лишь в рамках сформулированного нами в главе 1 понятия мотива.
  117. Именно ради этого в бюрократических организациях существуют специально выработанные ритуалы. Коды власти, выстраиваемые в противоположном этой тенденции направлении, например приписывающие подчинённому право н обязанность отказываться от повиновения, а значит, и ответственность, в случае противоправных указаний должны принимать во «Внимание» то, что предписываемое ими поведение крайне трудно осуществимо. Так, в военной сфере подчинённому обычно просто не придёт в голову, что ему самому могут приписать Флективное отношение к выполнению приказа. К тому же информационная нагрузка в процессе проверки всех ситуаций, в рамках которых отдаются приказания, была бы столь высока, что соответствующее смещение ответственности было бы мало эффективно. Однако в исключительных случаях такие ситуации всё же имеют место быть. Аналогичным образом, определённые функции подобного рода в рамках кода власти могут выполнять и иллюзорные элементы. См.: Rostek, 1971.
  118. См. Louejoy, 1936. О связи перфекции и отрицания см:, Burke, 1961: 283 ff.
  119. Kyriatat у Аристотеля (Политика, 1252 а 5), priticipa llssimum у Фомы Аквинского (Thomas, 1492: 1).
  120. Так, постепенное вытеснение в эпоху позднего Средневековья положения Ансельма об «ens quo maius cogitari nequit» («существе, больше которого невозможно помыслить») положением об «ens infinitum» («бесконечном существе») Дунса Скота имело своим следствием научное признание актуальной бесконечности мира, хотя и не затрагивало присущие Богу атрибуты. См.: Maier, 1947.
  121. См. Calasso, 1951; von der Heydte, 1952; Quaritsch 1970: 80 ff.
  122. Одним из наиболее известных примеров такого подхода является учение Кельзена об основной норме (Grundnorm.), если понимать его как теоретико-познавательную гипотезу, которая призвана обосновать правомерное исполнение власти. См.: Kelsen, 1960. Другая интерпретация этой идеи представлена Хабермасом в известном тезисе, что всякая власть устанавливается в ходе дискурса по вопросу её обоснования.
  123. См. Parsons, 1964 b. Согласно Парсонсу, медийное средство «власть» (power) контролируется в рамках социальных систем медийным средством «влияние» (influence), которое, в свою очередь, подвергается контролю со стороны медийного средства «ценностных предпочтений» (value commitments). Си.: Parsons, 1963 b; 1968.
  124. Примеры многочисленных случаев подобного рода см. Bbnger, 1946: 27 f., 66 ff. См. также слова римского юриста Павла Юлия в «Дигестах» (32, 23): «На основании непроверенных доносов императору постыдно «Отрешать» от должности делегатов или своих доверенных лиц; высшей власти надлежит подчиняться законам в той мере, в какой законы её не связывают» (пер. с латинского М. Хорькова. — Прим. ред.).
  125. О происхождении этой формулы «Дигест» (1, 3, 31) и её применении в Средние века см. Esmein, 1913; Krause, 1952–53 ff.; Tierney. 1962–1963. Первоначально она означала всего лишь конкретно понимаемую привилегию императора самостоятельно издавать указы, например предписания по структуре полицейских органов.
  126. Этого опасается Липп (1972). Вопросы в этом ключе формулировал также в одном устном выступлении Раннер Баум.
  127. См. выше начало этой главы.
  128. О возникновении и развитии политических тем см. luhmann, Offentliche Meinung // Luhmann, 1971 a: 9–34.
  129. Размышления по этому поводу см. Luhmann, 1973 е.
  130. Подробный анализ см. Luhmann, 1974 b.
  131. Точно так же, как это имело место уже в правовом двойном кодировании власти, в политическом двойном кодировании можно наблюдать тенденции развития прямых и наивных преференциальных связок, которые впоследствии получают не системно-структурное, а моральное обоснование. Такую связь предпочтений предлагает, например, постулат, согласно которому власть должна быть прогрессивной, а не консервативной, что в соответствии с логикой политического кода вызывает к жизни противоположный тезис: власть должна быть консервативной, а не прогрессивной.
  132. На этом основываются предположительно высокие флуктуации норм в архаических обществах. Об обосновании норм средствами интеракционного консенсуса см. Luhmann, 1972b, Bd. 1: 39, 149; Bd. II: 267 ff.
  133. См. выше параграф 5 данной главы.
  134. Именно при этом условии мне представляется возможным дальнейшее рассмотрение понятия легитимности, или легитимации. См.: Luhmann, 1969 а.
  135. См. Меу, 1972. Лучший анализ систем организаций см. Dubin, 1963.
  136. Другие примеры подобного рода см. Crozier, 1963: 142 ff., 203 ff. Общая проблема нейтрализации централизованной власти вследствие возрастающих взаимозависимостей рассматривается также у Элиаса. См.: Elias, 1970: 70 ff., 96 ff.
  137. Подробнее об этом вопросе см. Luhmann, 1972 d.
  138. Можно, например, предположить, что универсальное значение бинарных схематизмов обусловлено симбиотически, скажем, физиологической дифференциацией приятного-неприятного. Возможно также и то, что в их основе лежит порог, разделяющий краткосрочную и долгосрочную память. Во всяком случае современные исследования указывают на то, что в случае прерывания потока переживаний этот порог обычно более не сохраняется в долгосрочной памяти в виде двух видов информации. См.: Simon, 1969: 39 f. Если это предположение подтвердиться, то тем самым будет объяснено, почему на символическом уровне при данных исходных условиях более плодотворным оказывается наделение одного из этих двух видов информации высоко генерализированной формой отрицания то есть бинарная схематизация его в данном специфическом смысле.
  139. В этом случае Парсонс склонен говорить об обеспечении «реальными активами» (real assets), а Дойч — о «контроле над повреждениями» (damage control). Оба исследователя видят в этом условие для «подведения» под процессы символической генерализации своего рода базиса надёжности. Ср.: Parsons 1963 a; Deutsch, 1969: 184 ff.
  140. Мы ограничиваемся рассмотрением лишь случая насилия по отношению к людям. Под этим следует понимать и такое предметно опосредованное насилие, которое препятствует людям свободно распоряжаться своим телом, скажем, при изоляции в помещениях, в которые заключённые в них люди попадают по собственной воле. Насилие по отношению к вещам, скажем, при сознательном их разрушении, служит основанием власти лишь в том случае, если оно задумывается в форме символической угрозы и возвещает о готовности применить насилие также и по отношению к людям, например, против тех, кто захочет защитить свои вещи.
  141. Этот упорядочивающий фактор, конечно, не является единственным. Он отнюдь не объясняет все фактические проявления физического насилия. Насилие имеет и другие многочисленные функции, вызываемые к жизни различными побуждениями, скажем, функции экспрессивного типа, функции вспомогательного типа (например, при лечении больных или спасении утопающих) и даже функции воспитательного типа. Так, Фэнон (Fanon, 1961: 29 ff.) доказывает, что на общественно-политическом, уровне имеет место агрегация психических эффектов: акты насилия провоцируют у притесняемых рост самосознания. Это, разумеется, вполне возможно, но не объясняет возможностей и границ политико-организационной агрегации подобных эффектов. Ещё меньше здесь говорится о комплексности и «просвещаемости» подобного самосознания.
  142. Выше, в примечании 47, рассматривая вопрос о провокации, мы отметили, что асимметрия в процессе реализации альтернатив избежания иногда выглядит довольно странно и что при определённых обстоятельствах властитель и подчинённый могут меняться местами в своём отношении к этим альтернативам. Также и в отношении задуманного насилия не исключается возможность реализации определённого вида принуждения, а именно когда подчинённый (или слабый) принуждает власть (или сильного) к фактическому применению насилия. Стратегия вызывающего поведения, провоцирующего насилие, в определённых обстоятельствах может приводить к политическому успеху, а именно в тех случаях, когда властитель в силу сложившейся политической ситуации не может использовать насилие как основание своей власти.
  143. Шпеман ссылается в данном случае на Канта: 1972.
  144. Здесь уместно подвергнуть сравнению параллельную область когнитивной переработки информации. См.: Simon, 1969, Любопытный анализ, причём именно применительно к власти, можно обнаружить у Попица. См.: Popitz, 1968.
  145. Об этих особенных требованиях, предъявляемых к «макросоциологической» власти, см. Lehman, 1969.
  146. См., например: Schermerhorn, 1961: 36 ff.: Partridge, 1963: ll0 ff.; Bucfti, 1967: 176 ff. Другие источники см. Walter, 1964.
  147. См. Husserl, 1954. Рассмотрение данной проблемы ограничивается у Гуссерля собственно областью коммуникационного средства истины. Для интересов практической феноменологии в его трудах можно обнаружить лишь отдельные полезные замечания.
  148. См. Husserl, 1954. Поэтому вопросу см. также: Blumenberg, 1963.
  149. Если представлять жизненный мир вообще без контингенций, как это делает Блуменберг (Blumenberg, 1972), то можно говорить о том, что только техника и конституирует контингенции. Правда, в этом случае сама феноменология, если в поисках истины она не начинает противоречить логическим условиям, понимается как техника.
  150. Об этом см. Simon, 1969: 1 ff.
  151. О таком довольно широком определении влияния как основы типологических дифференциаций см. Raven, 1965; Cartwright, Zander, 1968. Обзор современных социально-психологических исследований, проведённых в США, см. Tedes, 1972.
  152. Подробнее см. Luhmann, 1971 b.
  153. Из своеобразия этого инструмента вытекает, что временные н социальные генерализации возникают и преобразуются гораздо чаще и легче, чем генерализации предметные в повседневном общении. В пространстве жизненного мира первые два типа генерализаций вообще могут ускользать из области осознанного внимания. Слова способны иметь значения не зависимо от того, кто и когда ими пользуется. Но для них не безразлично то, какое в них вкладывается содержание. Соответственно, язык делает возможным полную диссоциацию с одной стороны, говорящего и временных моментов говорения а с другой стороны, социальных и временных содержаний о которых говорится. Но язык не способен полностью диссоциировать субъективное полагание и значение без того, чтобы не привести в хаотичное состояние использующую его систему интеракции.
  154. Специальную теорию влияния на бихевиористской основе, принимающую в расчёт это основание временной генерализации (generalized reinforcement), предлагают Эдамс и Роумни (Adams, Romney, 1959; 1962).
  155. Эта терминология вводится нами произвольно и не претендует на понятийную согласованность с другими исследованиями, в которых используются эти термины. Соответствие терминов обозначаемым ими реалиям должно, следовательно, при переходе от одного случая к другому проверяться заново независимо от используемой терминологии. Я сам в своей работе «Функции и следствия формальной организации» (1964: 123 ff.) предлагал обозначения «власть» (вместо «авторитета»), «авторитет» (вместо «репутации») и «лидерство». Основанием для указанных изменений стала дальнейшая разработка теории коммуникационных средств. Подробный анализ истории этих понятии существует прежде всего в отношении понятия «авторитет» (auctoritas). См.: Veit, Rabe. Rottgers, 1971; Rabe, 1972. В этих исследованиях можно также найти ссылки на посвящённую данному вопросу обширную литературу.
  156. Схожее различие, хотя и иное по своей интенции, а именно с прицелом на выявление исчисляемых измерений власти, делает Даль (Dahl, 1957). Из пяти переменных, которые, по его мнению, определяют понятие власти, он выбирает три. касающиеся подчинённых, делая их основой сравнения. Этими тремя переменными являются следующие: предметно-тематический охват (scope of power), социальное измерение, сведённое к простому множеству подчинённых (number of comparable respondents), н временное измерение готовности поддаться влиянию (change in probabilities), которое, правда, понимается не как перманентность, но как смена моментов. Аналогичным образом рассуждает и Каплан: Kaplan, 1964: 13 ff.
  157. См. Luhmann, 1972 с.
  158. Сравните это положение с общей кибернетической теорией вероятности роста отклонений. См.: Магиуата, 1963.
  159. Первым различие между нерефлексивным и рефлексивным традиционализмом, используемое ныне в многочисленных исследованиях по проблеме традиции, ввёл Карл Мангейм (Mannheim, 1927).
  160. Именно в этом смысле Фридрих (Friedrich, 1958) определяет авторитет как способность к выработке разумных решений. Он подразумевает здесь не чисто субъективную способность, а свойство коммуникации, в ходе которой, помимо всего прочего, осуществляется соответствующая антиципация. Здесь важна не столько сама способность, сколько общепринятое допущение такой способности и её переоценка. В социально-психологических исследованиях подчёркиваются когнитивные связи между видом репутации н влиянием на мнения (Asch, 1948). Характерные особенности одного из участников коммуникации, увеличивающие его убеждающую силу, иногда подводятся под приводящее к заблуждениям понятие «этонса» (Andersen, Clevenger, 1963). Другие исследования на эту тему используют понятия «экспертной опытности», «компетентности», «кредита доверия».
  161. См. Luhmann, Selbststeuerungder Wissenschaft // Luhmann, 1970: 232–252.
  162. Момент непроверенного, некритического признания присутствует также, причём в гораздо большей степени, в понятии авторитета. Например, это даёт о себе знать в старой традиции различения мнения и знания (применительно к общественной теории это означает отделение науки от жизненного мира). См.: Lewis, 1849: 6 f.
  163. Помимо прочего см. Weltz, 1964, 27 ff.
  164. При исследовании групп в «Отношении» лидерства, напротив, часто подчёркивается, что централизация ролей не может утвердиться на основе одной только функции, а лидерство в системе может распределяться также и диффузно. См.: Paterson. 1955: 117 ff.; Thibaut, Kelley, 1959: 283 ff.; Shelley, 1960; French, Snyder, 1959. Критические замечания см. Janda, 1960: 351 f.
  165. О праве как функции обеспечения такого соответствия генерализаций в области нормативных ожиданий см. R. L. Таnn, 1972 b, Bd. I: 27 ff.
  166. В данном случае я имею в виду исследования Айзенщ Тадта, которые, правда, остаются ещё весьма грубыми как с эмпирической, так и с теоретической стороны. См.: Eisenstadt 1963. См. также: Friedrich, 1967; Sigrist, 1967.
  167. См. Luhmann, 1973 а.
  168. См. Luhmann, 1972 d.
  169. Именно поэтому формула, согласно которой рациональность состоит в произвольности, ведёт к заблуждениям. См.: Claessens, 1967. Данное положение следовало бы сформулировать точнее: более высокая степень рациональности означает более высокую контингенцию выбора среди большего количества ограничений при осуществлении данного выбора. Иначе говоря, более высокая степень рациональности; это большая контингентность, которая способна содержать в себе большее число ограничений. Относительно примера с медийным средством денег, который приводит Клэссенс, следует сказать следующее: более высокий уровень рациональности достигается здесь благодаря тому, что большая свобода при использовании денег делает возможным учёт большего количества оснований для ограничения этого использования.
  170. См. Аристотель. Политика. III, 4.
  171. Более подробно см. Luhmann, Komplexitat imd Demokratie // Luhmann, 1971 a: 35–45; 1965; 1973 b.
  172. См. Elias, 1970: 70 ff., 96 ff. Сравните это с изображением буржуазной революции как снятия старого баланса между «центром» и «периферией», приводящего к идеологизации политики, к её восприимчивости к протестам (Eisenstadt, 1971: 317 ff.).
  173. См. Jutter, 1957.
  174. Эта политически приобретаемая независимость от случайности, свойственная развитым обществам, была ведущей темой в древнекитайской политической философии легизма. См.: Duyvendak, 1928: 109 ff.
  175. Об образовании обратно направленной власти но властных цепях см. выше (гл. 3), также подробнее в гл. 9.
  176. См. Bachrach, 1962; 1963.
  177. Однако из этого ни в коем случае ещё нельзя делать вывод о том, что сохраниться своего рода siafus quo и общество окажется неспособным к изменению. Стремительное изменение общества уже не остановить, консервация бессмысленна. Вопрос может состоять лишь в том, можно ли вообще управлять этим изменением, и можно ли это делать в форме применения власти.
  178. См. Luhmann Die Knappheit der Zeit imd die Vordring-jjchkeU des Befristeten // Luhmann, 1971 a: 143–164.
  179. Здесь необходим более тонкий анализ того, требует ли воспроизводимость решений проблем дополнительных факторов в рамках линейных последовательностей. Если это предположение подтвердится, то станет возможным нащупать границы того, что именно способна транслировать власть в ходе более или менее автоматического, свободного от внешних вмешательств воспроизводства.
  180. См. также: Luhmann, 1973 b; 12 ff.
  181. Поначалу это проявлялось в вопросе о «легитимности господства» как такового (а не легитимности того, кто господствует); ныне вопрос о легитимности вообще никак не ставится, и негативный ответ на него — молчаливо подразумевается. В ходе опроса служащих государственных учреждений Федеративной Республики Германии, например, выяснилось, что 62 процента опрошенных (а в группе молодых — даже 71 процент) не готовы менять собственные мнения под влиянием своих политических начальников. (см. Luhmann, Mayntz, 1973: 337 ff.) Хотя эти цифры не позволяют сделать надёжный вывод о фактической готовности чиновников к послушанию, всё-таки они показывают, какой глубокой коррозии подверглась в настоящее время основа политического лидерства. Это исследование также демонстрирует, что сегодня это происходит не только потому, что правовая форма стала функциональным эквивалентом властных указаний.
  182. Если рассматривать историю понятий, все эти коды-символы имеют средневековые корни, которые сегодня едва ли могут быть полностью отсечены. Первоначально они были сформулированы в рамках логики перфекции как нечто такое, выше чего ничего нет и быть не может, как завершение своего рода прогрессии восхождения и поэтому получали конкретную и наглядную упорядочивающую форму.
  183. Специально о случае карьерного риска см. Luhmann, 1973 с.
  184. Интерес к понятийному прояснению этого вопроса в настоящее время проявляют прежде всего неомарксистские наблюдатели позднего капитализма, например Хабермас: Наbermas, 1973 с.
  185. См. Crozier, 1963; Sofer. 1961; Ваит, 1961: 70 ff; Gueat 1962. Интересный анализ, рассматривающий способности университетской власти реагировать на разразившийся студенческий кризис, см. Bucher, 1970.
  186. Хабермас (Habermas, 1973) в своём анализе общества в целом, проводимого на основе концепции «принципов организации», использует слишком жёсткий подход к выделению типов организаций.
  187. См. Mulder, Ritsema van Eck, de Jong, 1971.
  188. Аналогичным образом рассуждает Шарпф: Scharpf 1971: 27 f.
  189. Вайкерс (Vickers, 1965: 197 ff.) пишет об «отчаянных решениях» (desperate decisions).
  190. Parsons, 1963 а; 1968: 153 ff. Болдуин (Baldwin, 1971 а: 608 ff.), обычно весьма скептически настроенный в отношении возможностей сравнения денег н власти, также видит в такой постановке вопроса концептуальную перспективу. См. также: Mayhew, 1971: 143.
  191. Против этого предостерегают старые политико-правовые положения: Montesquieu, 1941: 95.
  192. Об этом пишет Баум (Ваит, 1971), который связывает понятия инфляции н дефляции именно с этим обстоятельством.
  193. Имело бы смысл задуматься о том, обстоит ли дело точно так же и с моральным кодом. Моральные коды основываются на дизъюнкции уважения и неуважения. Известно, по меньшей мере, одно радикальное предложение — почитать презираемых, принадлежащее Иисусу из Назарета. Но остаётся не до конца понятным, шла ли в данном случае речь о перестановке акцентов или же о снятии морали вообще. Во всяком случае, с той поры революции стали стилизовать себя под моральные мероприятия, поскольку моральную революцию можно себе по крайней мере как-то представить.
  194. См. Heller, 1933.
  195. В остальном всё то, что мы говорим о властных ролях отца семейства, собственника или воспитателя, было бы по отношению к политике уже неоправданной аналогией. В современной семье (аналогично и в других случаях) ребёнок, использующий средства принуждения, является гораздо большей проблемой, чем заведомо бессильный «приходящий папа» (visiting father). См.: Patterson, Reid, 1970. К этому следует добавить, что средства принуждения, используемые ребёнком, контролировать политически-правовым способом гораздо сложнее, чем средства принуждения, применяемые родителями.
  196. Хорошее изложение этой взаимосвязи см. Moore, 1972.
  197. Мэйхью (Mayhew, 1971: 37), ссылаясь на М. Вебера, формулирует следующее положение: «Такой рационально-легальный инструмент, как договор, позволяет задействованным сторонам использовать официальную мощь государства для решения своих частных дел».
  198. Можно привести и другие примеры подобного рода: использование логически схематизированного знания вне контекста, в котором оно зародилось, независимо от условий и интересов исследования; пользование собственностью на основе схематизма владения-невладения независимо от контекста её приобретения.
  199. См. van der Sprenkel, 1962: 71; Cohn, 1965; Hahm, 1967; Kawashima, 1968; Rokurnoto, 1972, 1973; Gessner, 1974.
  200. Из необозримого количества литературы, посвящённой этому вопросу, следует рекомендовать следующие работы: leasehold, 1969; Oberndorfer, 1971.
  201. Модель данного аргумента встречается в кантовской теории взаимоотношений морали и права как условие согласования свободы нескольких субъектов.
  202. См., например: Johannes Duns Scotus, Ordinatio 1, dist. 39.
  203. «Из множества контингентного не может возникнуть единственно необходимое» (Фома Аквинский. Сумма против язычников. II, 86).
  204. Такое понимание мы обнаруживаем в веберовском сопряжении понятий господства и штаба управления, господства и управления, господства и организации. См.: Weber, 1948: 29 f., 607 ff. Однако и в более современных исследованиях можно натолкнуться на аналогичные упрощения. Так, например, Стинчкомб (Stinchcombe, 1968: 149 ff.) рассматривает каналы власти в организациях в виде цепей послушания, допускающих вмешательство властителя, определяющего цели на результаты действий даже самого последнего звена этой цепи. Критический анализ см. Bendix, 1945; Schluchter, 1972.
  205. Кроме того, следует заметить, что средство, специализированное на обмене, является наименее чувствительным по отношению к этим конвертациям и что для защиты других средств должны институционально устанавливаться специальные барьеры. Первоначально в самих деньгах не заложено никаких оснований, которые препятствовали бы покупке власти, истины или любви. В этом находит своё выражено то обстоятельство, что в общественных системах с высокой степенью дифференциации коммуникационных средств возникает тенденция формирования функциональной первичности экономики. Но более внимательный анализ сразу демонстрирует, что монетарное влияние на определение истинных или неистинных предложений разрушает основания самой денежной системы.
  206. Разумеется, данное обстоятельство не оспаривает того факта, что экономическая ситуация и политическая ангажированность индивидов как-то коррелируются друг с другом, и конечно же, не отрицает того, что социальное расслоение требует такой корреляции. Но вместе с тем символика кода, направленная против такой корреляции, институционализирована настолько сильно, что раздражает даже учёных, которые призывают к контрмерам вместо того, чтобы рассматривать данную символику в качестве признака порядка.
  207. См. Luhmann, 1973 b: 14 ff.
  208. См. Commons, 1932.
  209. Я не могу и не хотел бы присоединяться здесь к обширной дискуссии по проблеме фактической власти собственников в рамках их «собственных» систем организаций. Современное введение в эту проблематику см. Pondy, 1970.
  210. См., например: Sofer, 1961.
  211. См. Abramson et. al., 1958.
  212. На это (неожиданно для самого себя) указывает также и анализ политических проблем «позднего капитализма», в рамках которого удивительно «блеклым» и неразработанным остаётся момент «частного» и, напротив, весьма отчётливо проступает политическая неопределённость лично конституированной в организациях власти. См., например: Offe, 1972. Поэтому возникает вопрос: может ли в условиях публично устанавливаемой власти в организациях быть как-то иначе, если мотивация вступления и выхода из них также экономически обуславливается деньгами или тем, что существует благодаря этим деньгам.
  213. Ср.: Barnard, 1938: 139 ff.; Simon, 1955: 71 ff.
  214. Ср. различие функций отбора и функций вызова позитивных реакций, которые свойственны таким системам, как фонды содействии (Mayntz, 1973); негативные санкции власти почему-то в данном случае даже не упоминаются.
  215. Об этом типе ослабления власти см. Blau, 1956: 64 ff. противоположное мнение см. Myers, Turnbull, 1956. См.: так же, Uaritz, 1974: 24 ff.
  216. Если суждения о персонале используются как служащие укреплению власти альтернативы избежания, то это, конечно же, означает, что негативные суждения должны избегаться и функционировать подспудно лишь как возможные. Вследствие этого возникают некоторые диспропорции в сторону позитивных оценок. Этому соответствуют и результаты эмпирических исследований, демонстрирующие, что начальники, выносящие положительные суждения о персонале, оцениваются более позитивно (см. Luhmann, Mayntz, 1973: 224; Moths, Wulf—Mathies, 1973: 33 f.) и что начальники обычно дают более благоприятные характеристики, чем подчинённые (см. Катапо, Powell, Martin, 1966).
  217. Возможности контроля можно представить как ограничения, накладываемые на те или иные проявления власти путём личного вмешательства, присутствия, участия в интеракционных системах. О подобного рода «ограничениях персональной власти» см. Bannester, 1969: 382 f.
  218. Исследования в области социологии организаций отчасти сводятся к эксплицитным рекомендациям толерантного, снисходительного стиля управления. См.: Roethlisberger, Dickson, 1939: 449 ff.; Gouldner, 1954; Blau, 1955: 28 ff., 167 ff.; Blau, Scott, 1962: 140 ff.; Schwartz, 1964. Однако критические голоса всё чаще указывают на неопределённость этой максимы: Dubin, 1961: 403 ff.; Dubin, 1964. Эмпирические исследования (Kahn, Wolfe, Quinn, Snoek, 1964: 161 ff.) показывают, что жизнь при подобном умножении взаимозависимостей в любом случае ие становится легче, что возрастают и напряжение, и число конфликтов.
  219. В этой преимущественно экономической перспективе аргументация сводится к «росту эффективности»: Naschold, 1969; Hondrich, 1972.
  220. Критические замечания см. Strauss, 1963.
  221. Связанное с этим вопросом противопоставление прямой (хотя и исключительно легитимной) и непрямой (коллективно-организованной) партиципации см. Lammers, 1967. Эмпирическое сравнение этих двух форм власти подчинённых должно быть чрезвычайно трудным, в особенности из-за того, что мера их взаимовлияния прояснена ещё недостаточно и может варьироваться в зависимости от персональных констелляций. «Эластичность» связана с вышеизложенной проблемой собственных цепей решений власть имущего. Коллективные органы испытывают гораздо большее трудности в изменении своего мнения по поводу морализированных вопросов власти, нежели индивиды. При этом их память не отличается постоянством, особенно при большой текучке кадров.
  222. Так, например, влияние личного советника на вопросы подбора персонала на государственной службе оценивается как относительно незначительное. Оно не учитывается тем чаще, чем выше ранг организации. См. результаты следующих исследований: Luhmann, Mayntz, 1973: 226, 253. Эти результаты окажутся особенно впечатляющими, если сравнить их с тем влиянием, которое приписывают собственному начальнику. См.: Luhmann, Mayntz, 1973: 223 ff.
  223. Follet, 1941: III (доклад о «власти», прочитанный в январе 1925 года).
  224. «The division of power is not the thing to be considered, but that method of organization wich will generate power. Обсуждения этой формулы: Schelsky, 1973.
  225. См. Kaldor, 1939; Hicks, 1939.
  226. См. выше примечание 114.
  227. См. van Doom, 1962: 16 ff. Напомним также (см. выше прим. 21) о социально-психологических исследованиях тенденций нормообразования в рамках обратно направленной власти.
  228. Критику предпосылки нулевой константности суммы власти в рамках этого подхода см. Likert, 1961: 55 ff., 179 ff.; Tannenbaum, 1962. 247 ff.; Smith, An, 1964.
  229. Также см. Wolfe, 1959: 100.
  230. Предложения о решении этой проблемы разграничения зон влияния в указанном смысле время от времени появляются в литературе. Является ли случайным тот факт, что, пытаясь представить эти предложения более убедительно, чаще всего прибегают к примерам из семенной жизни? См., например Strauss, 1963, 59 f.
  231. Более старое представление о начальнике, сглаживающем конфликты между подчинёнными (см. Schmidt. Tannenbaum, 1960), исходило нз предпосылки подавляющей власти руководствующего и ограничивалось, соответственно, разработкой тактических рекомендаций для разрешения подобных конфликтов между подчинёнными. Растущая «балканизация» организаций и приближение их к состоянию, когда члены организации не столько работают, сколько враждуют и интригуют, ставит нас, однако, перед проблемами совсем другого рода.
  232. См., например: Dalton, 1959; Kaufman, 1960: 709; Burns, 196l; Goumay, 1964; Zald, 1070, Bosetzky, 1972. См. также замысловато указывающую на проблемы власти критику «негативной координации»: Mayntz, Scharpf 1973. Scharpf 1973: 47 ff.
  233. Banfield, 1961.
  234. Эксперимент Милгрэма (Milgram, 1965) получил известность именно потому, что является исключением из этого правила.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения