Александр Прокофьевич Зинченко:
Игровая педагогика

Александр Прокофьевич Зинченко (1946–2015) — российский методолог, специалист в области управленческого консультирования, координатор Сети Методологических лабораторий, заведующий кафедрой управления Тольяттинской Академии управления.

Предисловие автора

Среди программ, задуманных, сформированных и реализованных Московским методологическим кружком (ММК), одной из наиболее важных была программа создания новой педагогической практики на базе методологической теории педагогики, основные положения которой неоднократно освещались в печати [89, 91]. Поскольку воплотить в жизнь идеи, закладывавшиеся в этих разработках, через государственную систему образования невозможно, методологи придумали особую форму экспериментальной реализации — организационно-деятельностные игры (ОДИ). В их рамках с 1979 по 1993 годы были осуществлены сотни опытов практического воспроизводства мыслительной конструктивной работы.

В форме ОДИ на протяжении полутора десятков лет функционировала Локальная образовательная система (ЛОС) игровой педагогики. При этом практика ОДИ стала площадкой для проверки теоретических схем и моделей, разработанных в предыдущие десятилетия. На основе опыта практикования игровой педагогики (или педагогики Г. П. Щедровицкого) в ОДИ разрабатывалась образовательная программа Сети методологических лабораторий (СМЛ) [35].

С сентября 1991 года основные идеи образовательной программы реализуются в Тольятти, на площадке, созданной усилиями И. В. Богданова (нынешнее её название — Международная академия бизнеса и банковского дела) [3]. Можно назвать эту площадку Локальной образовательной системой 2 (Лос-2). Лос-3 растёт в городе Киеве под патронажем директора Лицея бизнеса Л. И. Паращенко. Ещё несколько проектов дожидаются своей реализации. За десять лет функционирования Лос-2 появилось множество результатов, которые, с одной стороны, позволяют говорить о реализации образовательной программы, а с другой — требуют новых шагов в теоретических разработках.

Опыт этих работ частично обобщён в сборниках «Проектирование нормальной школы» [1994, 1996], «Культура и культуротехника в контексте образования» (1995), «Понятие о городе» (1994), «Схематизация как средство и форма организации интеллектуальных работ» (1995), в монографии «Педагогическая инженерия» (1997), а также в многочисленных статьях в периодических изданиях (см. библиографический список).

Назначение данного текста — выделить наиболее существенное из корпуса разработок.

Оглавление

Выходные сведенияЗинченко, А. П. Игровая педагогика. Система педагогических работ Школы Г. П. Щедровицкого. Тольяттинская Академия управления, 2000. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 21.08.2013. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/6654

Публикации по теме

Новые произведения

Популярные произведения

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.