Александр Прокофьевич Зинченко ( |
|
Предисловие автораСреди программ, задуманных, сформированных и реализованных Московским методологическим кружком (ММК), одной из наиболее важных была программа создания новой педагогической практики на базе методологической теории педагогики, основные положения которой неоднократно освещались в печати [89, 91]. Поскольку воплотить в жизнь идеи, закладывавшиеся в этих разработках, через государственную систему образования невозможно, методологи придумали особую форму экспериментальной реализации — организационно-деятельностные игры (ОДИ). В их рамках с 1979 по 1993 годы были осуществлены сотни опытов практического воспроизводства мыслительной конструктивной работы. В форме ОДИ на протяжении полутора десятков лет функционировала Локальная образовательная система (ЛОС) игровой педагогики. При этом практика ОДИ стала площадкой для проверки теоретических схем и моделей, разработанных в предыдущие десятилетия. На основе опыта практикования игровой педагогики (или педагогики Г. П. Щедровицкого) в ОДИ разрабатывалась образовательная программа Сети методологических лабораторий (СМЛ) [35]. С сентября 1991 года основные идеи образовательной программы реализуются в Тольятти, на площадке, созданной усилиями И. В. Богданова (нынешнее её название — Международная академия бизнеса и банковского дела) [3]. Можно назвать эту площадку Локальной образовательной системой 2 (Лос-2). Лос-3 растёт в городе Киеве под патронажем директора Лицея бизнеса Л. И. Паращенко. Ещё несколько проектов дожидаются своей реализации. За десять лет функционирования Лос-2 появилось множество результатов, которые, с одной стороны, позволяют говорить о реализации образовательной программы, а с другой — требуют новых шагов в теоретических разработках. Опыт этих работ частично обобщён в сборниках «Проектирование нормальной школы» [1994, 1996], «Культура и культуротехника в контексте образования» (1995), «Понятие о городе» (1994), «Схематизация как средство и форма организации интеллектуальных работ» (1995), в монографии «Педагогическая инженерия» (1997), а также в многочисленных статьях в периодических изданиях (см. библиографический список). Назначение данного текста — выделить наиболее существенное из корпуса разработок. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|