Локальная образовательная система (ЛОС) — Международная академия бизнеса и банковского дела. Система такого типа состоит из трёх «тел» ( Первое мы называем хозяйством. Хозяйство требует определённой территории, помещений, инфраструктур. Оплата амортизации хозяйства, включая зарплату педагогам, есть дело хозяина или менеджера по материальной базе. Хозяйственное «тело» ЛОС должно быть вписано в ситуацию на территории, в регионе, где система «захватила» себе место. Второе «тело» — учебный план, соответствующий государственным требованиям к образовательному учреждению. Понятно, что за регламентированным учебным планом стоят Министерство образования и Академия педагогических наук, которые управляют этим «телом» от имени государства (хотя реально — это престарелые по духу учёные из АПН и безразличные чиновники). Хозяйство должно подстраиваться к обстоятельствам, складывающимся на территории в историческом времени, а учебный план должен обеспечить передачу ученикам «универсального и вечного» — таких систем знаний, умений, навыков, без которых нельзя считать себя образованным человеком. Наконец, третье «тело» — образовательная программа — специфическая для данного образовательного учреждения система педагогических работ (которая и делает образовательное учреждение ЛОСом).
Образовательная программа ориентирована не на ситуацию и не на передачу универсальных знаний. Она обеспечивает «выращивание» определённых человеческих качеств и строится на базе проектов, которые ориентированы на будущее и допускают в перспективе вхождение в состав учебного плана. Когда Образовательная программа не сопоставима по мощи с технологизированным учебным планом. На её стороне понятные лишь узким группам посвящённых «прорывы», а за учебным планом — методические пособия, учебники, педагоги-профессионалы, пединституты, НИИ, родители, которые ещё помнят, как их учили в школе. Образовательная программа — это место, где проявляются новые культурные формы, но положить результат «прорыва» непосредственно в канал трансляции невозможно. В силу этого Локальная образовательная система либо постепенно превращается в педагогический факультет, готовя из своих выпускников преподавательский состав для себя, либо тихо умирает вместе с создателями. Кстати, учебный план в его современном виде появился не так давно — не более чем 200 лет тому назад. А до этого работали схемы индивидуализированной педагогики (они и сейчас работают наиболее эффективно). Был учитель, вокруг него — школа, ученики учили новых учеников. Это и есть самый надёжный канал трансляции. Норма, разрабатываемая учителем, воспроизводилась, постепенно меняясь с каждым последующим поколением учеников. Образовательная программа для организаторов ЛОСНаиболее важной проблемой инновационного образовательного учреждения является проблема выработки собственной образовательной программы для группы, проектирующей, организующей и воплощающей в жизнь нововведения. Для понимания того, о чём идёт речь, необходимо различать два подхода к устройству и принципам работы любого образовательного учреждения. Можно понимать эту работу как оказание услуг. Есть предприятие сферы обслуживания, и есть его клиенты — это родители и их дети. Дети ходят в школу — на выходе родители ожидают, что их ребёнок получит аттестат и «глубокие знания». Педагоги работают в идеологии обслуживания клиентов, а если школа частная, то есть платная (государственные школы тоже оплачивают родители, но опосредованно — через налоги, бюджетный распределитель и мелкие учительские поборы), то родители могут контролировать её «продуктивность». Второй подход отказывает школе в принадлежности к сфере услуг. Он стоит на принципе эффективной образовательной программы (и соответствующих учебных тренажёров, машин, форм организации), работающей в режиме on line, например, как Internet. Задача коллектива педагогов при таком подходе состоит в том, чтобы поддерживать образовательную программу в работающем состоянии: регулярно проводить техобслуживание, обновлять программное обеспечение, отслеживать и пытаться применить все конвертируемые нововведения. Ученики, подталкиваемые родителями, могут «подключаться» к разным образовательным технологиям, могут пользоваться возможностями образовательно-воспитательной среды, формирующейся вокруг группы педагогов-организаторов. Педагогическое творчество при втором подходе направлено не на ученика, но на развитие средств и методов «выращивания» современных людей, трансляции содержания культуры и основных техник мыследеятельности. Контролёром качества и эффективности выполняемых работ становится команда организаторов нововведений. Естественно, это накладывает на команду множество дополнительных ограничений. Содержание образовательной программы должно публиковаться, чтобы с ним ознакомились родители, государственные образовательные структуры, коллеги-профессионалы, а уж они, столкнувшись с подобным чудом, обязательно его «разберут по косточкам». Содержание образования и подготовкиНаше представление о системе содержания образования противостоит практикуемому сегодня подходу, когда содержание рассматривается как организованное в учебном времени множество занятий. Если содержание системно, то появляются основания для изъятия из учебного плана одних предметов (а также учебных часов, преподавателей и, соответственно, тех, кто стоит за предметом: разработчиков методик, авторов учебников, методистов) и включения туда других (для которых нет прописанных методик, учебников, готовых преподавателей). Естественно, такие действия влекут за собой множество негативных коммунальных, социальных и прочих последствий. В этом случае будут затронуты интересы больших групп влиятельных людей: учёных из Академии педагогических наук, чиновников из системы Министерства образования. Как же осуществить систематизацию содержания сегодня и заложить в виде работ в учебный план? Учебный план ЛОСНачнём с различения образования и подготовки. Подготовка есть обучение деланию. В ходе подготовки человек превращает себя в инструмент определённой деятельности; неважно, что это за деятельность — водителя автомобиля или сценариста. Оба должны пройти через цикл упражнений, освоить соответствующие схемы действий, устройство мегамашин, где осуществляются такие действия, и научиться выдавать продукт со специфическими характеристиками. Делание и есть, в конечном счёте, способность выдать определённый продукт в итоге проведения специально организованных работ. Образование, в отличие от делания, предполагает наличие особого самосознания, социального и культурного самоопределения. Это вещи, куда более неопределённые (продуктивная компонента отсутствует), но именно они жёстко регулируют всё, что люди берутся сделать. Образование в современном мире начинается в тот момент, когда человек решает (или должен по необходимости) перестать быть «опекаемым» и стать «вольным» (действующим по своей воле и несущим полную ответственность за свои действия). Этот момент соответствует моменту выхода из общеобразовательной школы (возрасту Переход от подготовки к образованию совсем не прост и не лежит Превратить человека в способного быть «вольным» — задача последних двух лет подготовки в общеобразовательной школе. А сама подготовка, по сути дела, должна включать систематизацию всего приобретённого за предыдущие годы обучения и превращение хаотического набора знаний, умений и навыков в компактный несессер инструментов, дающих человеку возможность вступить на путь самообразования. Система, разработанная Коменским, была хороша 300 лет тому назад; нынешний учебный план (по Госстандарту) был удовлетворительным 60 лет тому назад. Сегодня мы можем спокойно утверждать: общеобразовательная школа общего образования человеку не даёт. Другая задача последних двух лет обучения в школе — предуготовление человека к предстоящим работам и передача ему идеологии делания. И её решение требует соответствующих форм организации, методик, педагогов (скорее практиков — мастеров своего дела). Раньше это называлось профориентацией. Мы уточняем суть дела. Человека необходимо готовить не к определённой профессии и специализации, но учить превращать себя в инструмент продуктивного делания. Современный мир устроен так, что профессию и специализацию приходится часто менять. В учебном плане работы по систематизации и предуготовлению могут получить место только под грифом «дополнительные образовательные услуги», но очевидно, что именно работы этих двух типов и оформляют то, что можно было бы далее называть образованностью. Система содержания общего образованияКакое содержание транслирует учебный план общеобразовательной школы? На этот вопрос есть два ответа. Первый ответ: содержание, которое утверждено Министерством образования и Академией педагогических наук. Если его принять, то далее размышлять бессмысленно. Ибо названные учреждения олицетворяют незыблемость и здоровый консерватизм. Обсуждать их деятельность и, тем более, пытаться Другой ответ: содержание, которое необходимо человеку, чтобы быть современным и эффективно выстраивать свою жизненную траекторию. Естественно, мы принимаем к исполнению второй ответ, который позволяет поразмышлять. Сразу отмежуемся от знаний, умений и навыков. Это то, что диагностируется внешним наблюдателем и должно быть «посажено» на ученика преподавателями. Ни к образованию, ни к подготовке знания, умения и навыки отношения не имеют. В ходе подготовки (к деланию) человек должен превратить себя в техническое устройство, которое может обеспечить исполнение ряда функций (вождение автомобиля, постановку спектакля и так далее). В техническое устройство мы превращаем себя сознательно, многократно повторяя упражнения, закрепляющие на нашей «психосоме» схемы прямохождения, чтения, письма, счёта, мыслительного конструирования, рефлексии и прочего. Это обеспечивает дисциплинарный подход к подготовке. Дисциплина суть норма действия, которую мы сознательно принимаем к исполнению. Дисциплины не изучают, их осваивают и присваивают, и не в лекционно-урочном режиме. Для освоения необходим хороший тренер, который покажет соответствующую норму-схему и найдёт упражнения для её закрепления, а также тьютор, который поможет закрепить данную технику в понятии и определить её место и назначение в инструментальном ящике — несессере. Действующий учебный план вобрал в себя множество находок великих умов и, безусловно, помогает человеку формировать фрагменты требуемого технического оснащения, но формируются они частично, опосредованно и неотрефлектированно. Второстепенные вещи и дела занимают основную часть времени школьника (а это самое дорогое время в жизни человека). Опыт конструированияРассмотрим схему учебного плана средней школы (в качестве примера возьмём учебный план школы Международной академии бизнеса и банковского дела). Тридцать восемь часов учебных занятий в неделю отдано восемнадцати предметам. Попробуем сгруппировать их по типам техник, которые можно приобрести, работая с предметными «знаниями», методиками, учениками, преподавателями.
Остаются в стороне естественно-научные дисциплины (физика, химия, биология), которые целесообразно объединить в факультативный предмет «История естествознания». Произведённое укрупнение и появление шести «интегрированных» предметов возможно только в мысли (где возможно все); на деле создание «интегрированных» предметов было запрещено Министерством образования уже в 1994 году, ибо это есть покушение на формы социальной организации и материального поощрения всего гигантского преподавательского корпуса. Деваться некуда — нужно делать следующий шаг вперёд и закладывать фундамент нового учебного плана, где все работы будут построены на закреплении учениками пяти базовых техник (антропотехника — изменение людей посредством коммуникации и включения в совместные работы; схемо- и знакотехника — строительство понятий и систем знания «на данный случай»; социотехника — искусство управления группами людей и организациями; культуротехника — накопление жизненного опыта в понятийных формах; готовность к физической и умственной работе, невзирая на обстоятельства). Игровая педагогикаТехники осваиваются человеком в ходе делания. Лучше всего люди знают то, что они умеют делать. Поэтому наиболее эффективный метод обучения — через делание. Этой идее уже около ста лет, принадлежит она американцу Дж. Дьюи. Практическая подготовка, деловые игры, тренинги, командные работы по проектам, иногда перемежаемые консультационными или лекционными занятиями, — сегодня это наиболее эффективные формы «выращивания» образованных людей. Учебный план двух последних классов общеобразовательной школы может и должен быть выстроен по схеме игротеки. Здесь эксплуатируются все необходимые типы игр:
Играние должно быть свободным, азартным (борьба за награду) и конкурентным (борьба за статус, перспективы, привилегии, и так далее). Игротека должна поддерживать игры с сетями (Internet, работа по Наконец, две группы игр, работающие по ситуации: на освоение технологий (проектирование предприятия, разработка бизнес-плана, устройство фондового рынка, освоение системы управления городом) и на освоение «человеко-техник» (организация коммуникации, спор, суд, и так далее). Накопление опыта играния с учётом многообразия всех необходимых техник предполагает определённую последовательность и логику организации работ игротеки. Но этот вопрос является нашим Школа управления Международной академии бизнеса и банковского делаНачиная с 1991 года на базе Академии ведётся целенаправленная разработка нового содержания образования и соответствующих ему форм подготовки. Эта работа сконцентрирована в основном на подготовке управленческих кадров, хотя готовятся специалисты по шести специальностям (финансы и кредит, информационные технологии, менеджмент, юриспруденция, гуманитарные технологии, дизайн). Создание образовательного учреждения с нуля и концентрация интеллектуального ресурса на локальной образовательной площадке (500 студентов ВУЗа, 500 учащихся средней школы, 50 слушателей группы переподготовки управленческих кадров) позволили отработать вышеобозначенные принципы, схемы и модели за довольно короткий по меркам циклов жизни образовательных инноваций срок (9 лет). Сегодня Академия включена в реальные процессы преобразований на уровне Правительства Российской Федерации, Самарского региона и города Тольятти, поскольку работает не только как образовательное учреждение, но и как проектно-аналитический и консалтинговый центр. Международная программа Академии реализуется в долгосрочных и масштабных проектах: двухлетний проект со Школой управления университета Мичиган-Флинт (США), партнёрство с Ганноверским университетом (Германия), Университетом корпорации General Motors и рядом других высших учебных заведений. Принципы устройстваОбразовательная программа Школы управления
План-карта содержания подготовки в Школе управленияСовременный специалист помимо собственного (профессионального) содержания работы (финансиста, врача, инженера и так далее) должен обладать механизмом развития. Этот механизм включает в себя пять принципиальных аспектов — позиций, которые различаются по способу мышления и действия:
| |||||
Оглавление | |||||
---|---|---|---|---|---|
| |||||