Примечания к части I
- Cassirer E. An essay o man. New Haven, 1947. P. 21–22.
- См. Гуревич П. С. Вселенная по имени человек. // Свободная мысль. 1991. № 14.
- Андрогин, согласно Платону, — первосущество, сочетающее в себе особенности мужского и женского полов.
- Соловьёв Э. Ю. Индивид, индивидуальность, личность. Введение в философию. Ч. II. — М., 1989. С. 560.
- См. Проблема человека в западной философии. — М., 1988; Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. В 2 т. — М., 1991–1992.
- Бубер М. Два образа веры. — М., 1999. С. 23.
- Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 372.
- Твен Марк. Письма с Земли. — М., 1972. С. 176.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990. С. 35.
- См. Бубер М. Еврейский гуманизм. // Ной. 1992. N 3.
- См. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 15.
- Свящ. Чаплин В. Крест и дубинка: союз невозможен. // Независ. газ. 1992. 24 апр.
- См. Бердяев Н. А. Философия свободы. — М., 1989. С. 128.
- Там же. С. 129.
- См. Agassi J. Toward a rational philosophical anthropology. The Hague, 1977.
- Мечников И. И. Этюды о природе человека. — М., 1961. С. 50.
- См. Goodman J. Genesis mystery-explaining the sudden appearance of modern man. NY, Times books. 1983.
- Вильчек В. М. Алгоритмы истории. — М., 1989. С. 11.
- Там же. С. 13.
- См. Rossak Th. Unfinished animal. — NY, 1975.
- См. Семёнов Ю. И. На заре человеческой истории. — М., 1989. С. 17.
- Канетти Э. Превращение. // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 490.
- См. Koestler A. The ghost in the machine. — L., 1971.
- См. Диалоги. Полемические статьи о возможных последствиях развития современной науки. — М., 1979. С. 148–149.
- Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1969. С. 322.
- Вайль Петр. Какая дорога ведёт к Риму? // Независ. газ. 1992.31 марта.
- См. Хейзинга Й. Осень Средневековья. — М., 1988. С. 149.
- Розанов В. В. Несовместимые контрасты бытия. — М., 1990. С. 61.
- Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 12.
- Ойзерман Т. И. Homo sapiens преодолевает свою видовую ограниченность. // «Вопросы философии», 1988. № 4. С. 12.
- Топоров В. Н. Космогонические мифы. // Мифы народов мира. Энциклопедия. — М., 1992. Ч. 2. С. 6.
- Соловьёв Вл. Сочинения: В 2 т. — М., 1988. Т. 2. С. 226.
- См. Talbot M. Mysticism and the new physices. — L., 1981.
- См. Корнев В. И., Гуревич П. С. Древнеиндийская философия. // Человек. Мыслители прошлого и востоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М., 1991. Т. 1. С. 48.
- Вернадский В. И. Живое вещество. — М., 1978. С. 44.
- Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. С. 185.
- Eliade M. Myth and Reality. — NY, 1968. P. 8.
- Gronbech V. Gotter und Menschen. — Hamburg, 1967. S. 171–172.
- Cassirer E. Symbolische Formen. Darmstadt, 1955. S. 51–52.
- Levi-Strauss K. La pensee sauvage. — P., 1962. P. 315.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. Глава «Миф и религия"// Философские науки. 1991. № 7. С. 109.
- Виндельбанд. История древней философии. — СПб., 1983. С. 49.
- См. Sedlar J. M. India fnd the Greek World: a study in the transmission of culture. 1980. № 4.
- Ясперс К. Истоки истории и её цель. — М., 1978. С. 30.
- Тулмин Ст. Человеческое понимание. — М., 198¤. С. 62–63.
- См. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977.
- Гегель. Философия истории. // Гегель. Собр. соч. М.; Л., 1935. Т. 8. С. 114–115.
- Там же. С. 125.
- Мережковскй Д. С. Не мир, но меч. // Мережковский Д. С. Собр. соч. — М., 1914. Т. 14. С. 261.
- Цит. по: Россман В. И. Идеал внутренней свободы у Конфуция. // Этика стоицизма: традиции и современность. — М., 1991. С. 29.
- Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного/Отв. ред. Л. И. Рейснер, Н. А. Симония. — М., 1984. С. 37.
- Лисевич И. С. Древнекитайская философия. // Человек. Т. 1.1991. С. 20.
- Мэн-цзы. // Там же. С. 26.
- Сень-цзы. // Там же. С. 27.
- Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990. С. 24.
- Россман В. И. Идеал внутренней свободы у Конфуция. // Этика стоицизма: традиции и современность. — М., 1991, С. 47.
- Лисевич И. С. Древнекитайская философия. // Человек. Т. 1., 1991. С. 21–22.
- Там же. С. 22.
- Phenomenology of life in dialogue between Chinese and Occidental philosophy. Reidel, 1984. P. 31.
- Щербацкой Ф. И. Философское учение буддизма. // Восток — Запад. Исследования, переводы, публикации. — М., 1989. С. 225.
- См. Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии М., 1988. С. 6.
- См. там же.
- Шелер М. Человек и история. // Человек: образ и сущность. — М., 1991. Т. 2. С. 139.
- См. Виндельбанд В. История древней философии. С. 61.
- Платон. Гиппий больший. // Виндельбанд В. Соч.: В 3 т. — М., 1968. Т. 1. С. 289.
- Там же. С. 289.
- Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура. — М., 1955. С. 50.
- Платон. Теэтет. 152 ав.
- Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 262.
- См. там же. С. 264.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 7.
- Там же. С. 8.
- Платон. Апология Сократа. // Платон. Сочинения: В 3 т. Т. 1. С. 108.
- Виндельбанд В. История древней философии. С. 111.
- См. Человек. — М., 1991. С. 71.
- Кессиди Ф. Х. Античная философия. // Человек. — М., 1991. С. 62.
- Виндельбанд В. История древней философии. С. 174.
- Мудрагей Н. Платон о человеке. // Специфика философского знания и проблема человека в истории философии. — М., 1988. С. 104.
- См. об этом: Гуревич П. С. Приключения имиджа. — М., 1991. С. 8–17.
- Виндельбанд В. Указ. соч. С. 237.
- Аристотель. Метафизика. // Аристотель Соч.: В 4 т. Т. 1. С. 65.
- Марк Аврелий. Наедине с собой. — М., 1914. С. 63–64.
- Там же. С. 42.
- Там же. С. 62.
- Цит. по: Человек. — М., 1991. С. 137.
- Марк Аврелий. Наедине с собой. — М., 1914. С. 41.
- См. Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 10.
- Цит. по: Кассирер Э. Цит. соч. С. 12.
- Этика стоицизма: традиции и современность. — М., 1991. С. 5.
- Померанц Г. Неудачи. // Незвис. газ. 1992.5 июня.
- См. Лосев А. Ф. История античной эстетики (ранняя классика). — М., 1963. С. 537–539.
- Гегель. Эстетика: В 4 т. — М., 1969. Т. 2. С. 148–149.
- Бердяев Н. А. Человек и машина. // «Вопросы философии», 1989. № 2. С. 159.
- См. Ясперс К. Философская вера. — М., 1991.
- О духовности русской культуры. Интервью с Г. К. Вагнером. // Сов. культура. 1989.4 февр.
- Уманская Т. А. Телесность как философская проблема: к постановке вопроса в западной патристике. // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. — М., 1988. С. 13.
- См. Sedlar J. W. Jndia and the Greek World: a study in the Transmission of Culture. — NY, 1980. P. 154.
- См. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. С. 23.
- Там же.
- Ясперс К. Истоки истории и её цель. — М., 1978. С. 103.
- Kennen Wissenschaften den Menschen? Fr. a/Main, 1980. S. 156.
- Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. — М., 1987. С. 22.
- Там же. С. 23.
- Фромм Э. Искусство любить. — М., 1981. С. 35.
- См. Amy W. O., Recob J. B. Human nature in the christian tradition. Lanham, 1982.
- Бердяев Н. А. Философия неравенства. — М., 1991. С. 41.
- Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. — М., 1990. С. 137.
- Бахтин М. М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник 1984–1985. С. 116.
- Там же. С. 113.
- Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979. С. 40.
- См. Ясперс К. Философская вера. — М., 1991.
- См. Бердяев Н. А. Философия неравенства. — М., 1991. С. 41.
- Карсавин Л. П. Церковь, личность и государство. // Путь. Париж, 1928. № 12. С. 32.
- Мандельштам Надежда. Вторая книга. — М., 1990. С. 234.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Проблема страдания. // Лит. газ. 1992.27 мая.
- Гарнцев М. А. Западноевропейская философия (IV–XIV века). // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М., 1991. С. 155.
- Гаранцев М. А. Византийская философия. // Там же. — М., 1991. Т. 1. С. 138.
- Уманская Т. А. Телесность как философская проблема: к постановке вопроса в западной патристике. // Философия человека: диалог с традицией и перспективы. — М., 1988. С. 9.
- Аристотель. О душе. II. 3.4 XIV в. 15.
- См. Ясперс К. Философская вера перед лицом христианского откровения. // Религиозная философия. Методы и проблемы. — М., 1974. Ч. 1. С. 64.
- Столяров А. А. Августан. Жизнь. Учение. // Аврелий Августин. Исповедь. — М., 1991. С. 31.
- См. Жильсон Э. Введение в изучение Св. Августина. // Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. — М., 1987. С. 216.
- Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. — М., 1989. С. 140–141.
- В русской богословской литературе употребляется термин «обожение» — См. Попов И. В. Идея обожения в ближневосточной церкви. — М., 1909.
- Бердяев Н. А. Стилизованное православие. (Отец Павел Флоренский). // Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. С. 185.
- Ренессанс. Образ и место Возрождения в истории культуры. — М., 1987.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978. С. 239.
- Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. С. 18.
- Ср. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. — СПб., 1905. Т. 1. С. 171.
- См. Там же. С. 299.
- Баткин Л. М. Возрождение. // Человек. — М., 1991. Т. 1. С. 217.
- Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. С. 40.
- Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1. С. 129.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. — М., 1978. С. 60.
- Там же. С. 241.
- Баткин Л. М. Возрождение. // Человек. — М., С. 217–218.
- Зедльмайр Г. Утрата середины. // Общество. Культура. Философия. — М., 1983. С. 92.
- Sedlmayr H. Verlust der Mitte. Salzburg, 1948. S. 226.
- Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. С. 313.
- Гарэн Э. Гуманизм итальянский. — М., 1986. С. 137.
- Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. // Человек. — М., 1991. С. 221.
- Роззак Т. Незавершённое животное. Форпост эпохи Водолея и эпохи сознания. // Человек и общество. — М., 1992. Вып. 4. С. 179–180.
- Ярская В. Н. Время в эволюции культуры. Саратов. 1989. С. 52–53.
- Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М., 1989. С. 135.
- Там же. С. 6.
- Лазарев В. В. Становление философского сознания нового времени. — М., 1987. С. 37.
- См. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. С. 557.
- История всемирной литературы. — М., 1973. Т. 3. Вып. 3. С. 28.
- См. Монтень. Опыт. // Человек. — М., 1991. С. 259.
- Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические. // Человек. — М., 1991. С. 7.265.
Примечания к части II
- Кон И. С. Открытие «Я». — М., 1978. С. 174.
- См. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. С. 40.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991. С. 546.
- Гуревич А. Я. Средневековый мир. — М., 1990. С. 36.
- Гуревич А. Я. Средневековый мир. С. 37.
- Эпштейн Михаил. Поэзия хозяйства. // Независимая газета. 1992. 26 июня.
- См. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. С. 61.
- См. Фромм Э. Бегство от свободы. С. 67.
- Гегель. Лекции по истории философии. // Соч. — М., Л., 1935. Т. XI. Кн. 3. С. 197–198, 199.
- Фромм Э. Бегство от свободы. С. 78.
- Там же. С. 80.
- Оссовская М. Рыцарь и буржуа. — М., 1987. С. 245.
- Стрельцова Г. Я. Барокко и классицизм. XVII век. // Человек. — М., 1991. С. 278.
- Вернадский В. И. Живое вещество. — М., 1978. С. 29.
- Бубер М. Проблема человека. — М., 1993. С. 25.
- Монтень М. Опыты. — М., 1979. Кн. II. С. 390.
- Там же. Кн. 1. С. 68.
- См. Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. — М., 1978. С. 17–18.
- См. Кассирер Э. Опыт о человеке. // Человек. — М., 1991. С. 18–19.
- Волошин М. Избранные стихотворения. — М., 1988. С. 299.
- Там же. С. 300.
- Паскаль Б. Мысли. Гл. X. Раздел 1.
- Там же. Гл. X. Разд. 1.
- Паскаль Б. Мысли. // Человек. — М., 1991. С. 283.
- Там же. С. 282.
- Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. // Опыт персоналистической философии. Париж, 1939. С. 19.
- Паскаль Б. Мысли. // Человек. С. 283.
- Лабрюйер Ж. Характеры или нравы нынешнего века. // Человек. — М., 1991. С. 286.
- Ларошфуко Ф. Максимы. // Человек. С. 288.
- Там же. С. 289–290.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. С. 108.
- Лейбниц Г. О мудрости. // Человек. С. 297.
- Там же. С. 298.
- См. Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 262–263.
- Спиноза Б. Краткий трактат о боге, человеке и его счастье. // Человек. С. 297.
- Спиноза Б. Богословско-политический трактат. // Человек. С. 295.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 98–99.
- Агацци Э. Человек как предмет философского познания. // О человеческом в человеке. — М., 1991. С. 59–79.
- Цвейг Стефан. Франц Антон Месмер. Цвейг С. Собр. соч. В 7 т. — М., 1963. Т. 6. С. 6.
- Дидро Д. Мысли к истолкованию природы. // Дидро Д. Соч. — М., 1981. Т, 1. С. 335.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. // Человек и его ценности. — М., 1989. Ч. 2. С. 45.
- Цвейг С. Франц Антон Месмер. С. 45.
- Шелер М. Человек и история. // Человек: образ и сущность. — М., 1991. Ч. 2. С. 139.
- Гоббс Т. Избр. произв.: В 2 т. — М., 1965. Т. 2. С. 643.
- Фейербах Л. Собрание сочинений: В 3 т. — М., 1974. Т. 1. С. 153.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. // Человек. — М., 1991. С. 337.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. // Человек. — М., 1991. С. 345.
- Соловьёв Э. Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории и философии культуры. — М., 1991. С. 148–149.
- Юм Д. Соч.: В 2 т. — М., 1965. Т. 1. С. 695.
- Юм Д. Соч. — М., 1965. Т. 2 С. 615.
- Вольтер. Философские письма. // Человек. — М., 1991. С. 303.
- Вольтер. Метафизический трактат. // Человек. — М., 1991. С. 308.
- Бовуар Симона де. Надо ли жечь де Сада? // Эрос. — М., 1991. С. 217.
- Там же. С. 228.
- Там же. С. 234–235.
- Ламетри Ж. О. Человек-машина. // Человек. — М., 1991. С. 309.
- Там же. С. 316.
- Passmore J. The perfectability of man. — NY, 1970.
- Агасси Дж. К развитию рациональной философской антропологии. // Философия человека: традиции и современность. — М., 1991. Вып. 2. С. 83.
- Гельвеций К. Бог-природа-человек. — М., 1923. С. 13.
- Гельвеций К. О человеке. Сочинения: в 2 т. — М., 1977. Т. 2.
- Гирко Л. В. Культура как «образ мира» в философии немецкого Просвещения. // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. — М., 1991. С. 35.
- См. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия.
- Кант И. Логика. Пг., 1915. С. 14–15.
- См. Кант И. Трактаты и письма. — М., 1980. С. 589.
- Кант И. Логика. С. 16.
- См. Кант И. Соч.: в 6 т. — М., 1964. Т. 3. С. 661.
- Buber M. Das Problem des Menschen. Heidelberg, 1948. S. 3
- Межуев В. М. Проблема культуры и цивилизации в философско-историческом учении Канта. // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. — М., 1988. С. 27.
- Кант И. Соч. Т. 2. С. 192.
- Межуев В. М. Проблема культуры и цивилизации в философско-историческом учении Канта. // Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. С. 28.
- Соловьёв Э. Религиозная вера и нравственность в философии Канта. // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. 1991. С. 207–208.
- Фихте И. Назначение человека. // Человек. — М., 1991. С. 28.
- Фейербах Л. Сущность христианства. // Избр. филос. произв. — М., 1955. Т. 2. С. 31.
- Бахтин М. М. К философии поступка. // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. 1984–1985. С. 95.
- Бубер М. Проблема человека. — М., 1993. С. 100.
- См. Гегель. Наука логики. — М., 1970. Т. 1. С. 123.
- Там же. — М., 1970. Т. 1. С. 123.
- Там же. С. 139.
- Цвейг С. Гёльдерлин. // Собрание сочинений: в 7 т. — М., 1963. Т. 6. С. 98.
- Там же. С. 121.
- Вакенродер В. Фантазии об искусстве. // Человек. Т. 2. С. 101.
- Цвейг Стефан. Гёльдерлин. Т. 6. С. 124.
- Шлегель Ф. Об эстетической ценности греческой комедии. // Человек. Т. 2. С. 107.
- Там же. С. 198.
- Там же. С. 115.
- Там же. С. 115–116.
- Дьяконова Н. Я., Яковлева Г. В. Философско-эстетические воззрения Сэмюэля Тейлора Кольриджа. // Кольридж С. Т. Избранные труды. — М., 1987. С. 18.
- Карлейль Т. Этика жизни. — М., 1906. С. 7–8.
- Карлейль Т. Герои, культ героев и героическое в истории. — СПб., 1891. С. 74.
- Там же. С. 75.
- Карлейль Т. Sartor Resartus. Жизнь и мысли Герр Тейфельсдрена. — М., 1902. С. 284–286.
- Бердяев Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Париж. 1957. С. 10.
- Торо Г. Дневники. // Человек. Т. 2. С. 146.
- Гете. Максимы и размышления. // Человек. Т. 2. С. 153.
- Гейзенберг В. Картина природы у Гёте и научно-технический мир. // Рациональное и иррациональное в современном сознании. — М., 1987. Вып. 4. С. 21.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. — М., 1988. С. 21.
- Дарвин Ч. Изменения домашних животных и культурных растений. // Соч. В 2 т. — М., Л., 1951. Т. 1. С. 747.
- Там же.
- Тэн И. История английской литературы. — СПб., 1876.
- Кассирер Э. Опыт о человеке. // Проблема человека в западной философии. С. 25.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. С. 61–62.
- См. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. — М., 1900. Т. 1. Вып. 2. С. 182.
- Там же. С. 185.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989. С. 369.
- Там же. С. 370.
- См. Библер В. С. Нравственность, культура, современность. Философские раздумья о жизненных проблемах. // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. — М., 1990. С. 18.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. С. 384.
- Ницше Ф. Генеалогия морали. — СПб., 1908. С. 6.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. — М., 1990. С. 47.
- См. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. С. 15.
- См. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. — М., 1991. С. 255.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 278.
- Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. — М., 1990. С. 70–74.
- Бердяев Н. А. Смысл творчества. С. 324.
- Киреевский И. В. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 250.
- Киреевский И. В. Отрывки. // Человек. Ч. II. С. 400.
- Там же. С. 249.
- Там же. С. 210.
- Там же. С. 275.
- Чаадаев П. Я. Философические письма. Письмо второе. // Человек. Ч. 2. С. 416.
- Чаадаев П. Я. Отрывки и разные мысли. // Там же. С. 423.
- Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. С. 91.
- Михайловский Н. К. Собр. соч. Т. 1. С. 69.
- Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. С. 53.
- Там же. С. 47.
- Там же. С. 39.
- Там же. С. 42.
|