Валерий Иванович Олешкевич — российский практикующий психолог, кандидат философских наук. Специализируется в области прикладной психологии и психотехники, психологии развития, психологии сознания и психотерапии. В публикуемой работе рассматриваются психологические концепции как производные от психотехнических структур человеческого опыта. Вводится определение психотехники, видов психотехники, прослеживается история развития психотехники, психотехнической культуры. Особое внимание уделяется психотехническому анализу. Показано, как на протяжении десятилетий изменяется европейская психотехническая культура и вместе с ней изменяются и представления о психике. |
|
Предисловие автораЧто такое техника, понятно всем. Это машины, которыми мы пользуемся, радио и многое другое. Современный человек живёт в мире техники, хотя и необязательно это замечает, живёт в искусственно-техническом мире. Техника уже до всяких размышлений о ней организует нашу жизнь. И только теперь, когда технизация общества стала проблемой, мы задаёмся вопросом о технике. То же происходит и с психотехникой. Она также уже есть, работает внутри нас, в нашей культуре до всякого нашего размышления о ней и, как мы увидим далее, существует в более глубинном смысле, чем собственно техника. Именно она организует наше поведение, наши отношения с другими людьми, наше сознание. Только в силу того, что она есть, мы наблюдаем себя такими, какими хотим видеть. Она своей неустанной работой «выращивает» человека в культуре. И только вторично мы можем осознать эту работу. Осознать и, если нужно, выправить, скорректировать в определённом направлении. Механическую технику в своё время сменила электрическая и электронная, а проблему получения и передачи энергии — проблема управления и организации обратной связи. Наступил век кибернетики и информации, время искусственного интеллекта. Ставятся задачи моделирования человеческой интеллектуальной деятельности. Создаются мощные технологии анализа и проектирования мышления и деятельности, развиваются биотехнологии. Генная инженерия уже давно широко используется в самых разных ;областях. Теперь пришёл черёд психотехнологий. К настоящему моменту психология накопила серьёзный научно-технический потенциал, позволяющий говорить о наступлении новой эпохи в психологии и вообще в культуре. Этот потенциал позволяет очень глубоко внедряться в психику человека, преобразовывать её и управлять её развитием. Интенсивно анализируются психокультуры прошлых эпох, и из них извлекаются психотехники в очищенном виде. Теперь мы действительно видим множество психотехнических элементов в различных видах деятельности прошлого и настоящего времени. Все это подвергается анализу и проверке и включается в арсенал современных психотехник. С одной стороны, мы находим натуральные психотехники, имеющие древнее происхождение и функционирующие в культурах во многом бессознательно. Эти психотехники органически включены в культуры и живут в них как их неотъемлемые элементы. С другой — мы обнаруживаем в сегодняшней культуре психотехники как системы специально обдуманных и сконструированных действий. Они являются результатом рациональной обработки натуральных психотехник, вторичных научных исследований и прочего. В данной книге прежде всего мы будем говорить именно об этих вторых, опираясь на источники их происхождения, историю становления и роста. А также будем пытаться исследовать связи этих психотехник с их «натуральными прототипами». Психотехника значительно древнее современной техники. Мы видим её работу уже в самых ранних состояниях человека. Чтобы управлять природой, человек долго учился управлению самим собой. Европейский человек прошёл большой и сложный путь овладения собой, прежде чем начал завоевание природы. Но именно теперь, в век интеллектуальных технологий, крутых переломов и перестроек сознания, усиливающейся подвижности нашей жизни, эмоциональных нагрузок на человеческую психику, это актуально для каждого из нас. В век потери человеком самого себя, потери смысла существования психология превращается в активную и действенную силу, человек обращается к психотехнике, чтобы быть вровень с современными требованиями, чтобы становиться Человеком. При формировании излагаемого в книге подхода к психологии, психотехнике, а также её истории мы опирались на многочисленные работы как зарубежных, так и отечественных авторов. Наиболее ценными для замысла книги явились идеи М. Хайдеггера о сущности техники, Л. Мамфорда — о связи техники и психотехники, О. Шпенглера — о развитии культуры. Безусловно значимыми для нас были представления М. К. Мамардашвили о структуре сознания, о соотношении сознания и цивилизации, исследования Г. П. Щедровицкого, посвящённые развитию деятельности как феномена культуры, идеи М. М. Бахтина о диалоге и принципиальной диалогичности человеческого сознания, мысли Л. С. Выготского о структуре и истории высших психических функций, взгляды на психотехнику, на отношения психологии и культуры В. М. Розина, работы по анализу мыследеятельности О. С. Анисимова, анализ сущности культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, осуществлённый А. А. Пузыреем, работы школы П. Я. Гальперина и многие другие. В отличие от привычного понимания психотехники как прикладной психологии мы будем изучать психотехнику как явление культуры и инкорпорированные в неё механизмы воспроизводства человеческого сознания. В первой части книги мы покажем, как существуют и развиваются эти механизмы в истории европейской культуры и как отдельные психотехнические элементы объединяются в целостные системы воспроизводства и развития сознания в разные периоды истории, которые мы будем называть психотехническими культурами. Во второй части — рассмотрим с психотехнической точки зрения психологические теории, возникшие в первой половине XX века. В этой связи попытаемся уяснить их социальную и культурную обусловленность, а также те психотехнические схематизмы, которые лежат в их основе, ибо в основе всякой психологической теории лежит определённая психотехническая схема, то есть схема производства человеческого опыта и развития человеческого сознания. И наконец во всём многообразии психологии и психотехник попытаемся усмотреть некоторое фундаментальное единство опыта человека XX века, найти источник и причины появления этого многообразия психологии. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|