- См. Эйнштейн А.Мотивы научного исследования / Эйнштейн А.Собрание научных трудов в 4 т. Т. 4. — М., «Наука», 1967. С. 39–41.
- В квадратные скобки взяты редакторские вставки.
- Слова принадлежат Джульетте, героине драмы Шекспира «Ромео и Джульетта»: «Монтекки — что такое это значит? Ведь это не рука и не нога, и не лицо твое… о, возьми другое имя! Что в имени? То, что зовём мы розой, и под другим названьем сохранило б свой сладкий запах!».
- См. диалог Платона «Менон»: Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1 М., «Мысль», 1990. С. 588–596 (выделены только страницы, относящиеся к «припоминанию» теоремы Пифагора).
- Имеется в виду Тертуллиан — прямой предшественник Августина, один из основателей западного латинского богословия.
- Восточная философия здесь трактуется М. К. очень широко. Скорее всего, имеются в виду эзотерические тексты.
- Строка из «Романса об испанской жандармерии».
- Имеется ввиду фотография Картье-Брессона «Последний день раздачи золота Куоминтангом, Шанхай, 1949 год» (фотография на обложке книги). С обесцениванием бумажных денег Куоминтанг решил выдавать по сорок граммов чистого золота на человека. В декабре в многочасовых очередях в Шанхае собрались тысячи людей. Многие были задавлены в очередях насмерть.
- См. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения: Т. 42. С. 41–174 (Прим. ред).
- Неологизм М. К.
- Знаком … отмечены фрагменты, которые оказалось невозможно воспроизвести: это либо нечитаемые фрагменты стенограммы, либо наразборчивые из-за плохого качества — фрагменты аудиозаписи.
- Папп Александрийский — греческий математик, живший в IV веке Новой эры. Его сохранившиеся произведения были изданы в переводе на латынь в 1588 году. Папп сформулировал теорему о нахождении геометрического места точек, удовлетворяющих определённым условиям. Доказательство теоремы в обобщённой Формулировке было найдено Декартом с помощью открытого им алгебраического метода.
- См. «Предисловие» Гегеля к «Феноменологии духа», п. 2. Историческое и математическое познание: Гегель Г. В. Ф. Система наук. Часть 1. Феноменология духа. СПб: Наука, 1999. Перевод Г. Шпета. — С. 21 и далее.
- Знаком … отмечены обрывы аудиозаписи.
- Текст этого доклада уже публиковался нами в сборнике «Сознание и цивилизация» (Логос, 2004). Тогда на момент издания мы располагали лишь текстом публикации в издании: Чаадаев и Мамардашвили: перекличка голосов, проблем и перспектив. Традиция и эволюция исторического взгляда в русской историософии. Пермь, 1999. Сегодня мы располагаем стенограммой доклада «0 гражданском обществе» и в настоящем издании публикуем текст, подготовленный непосредственно на её основании. Работа со стенограммой позволила внести уточнения и дополнения, выправить ошибки предыдущей публикации. Далее в примечаниях мы указываем на значимые изменения текста относительно его публикации в сборнике «Сознание и цивилизация».
- Мф 24:39.
- «Известно, например, что сравнение, скажем, индийской историографии с европейской совершенно ясно показывает, что сама индийская история (то есть как проявление исторического существования и историческая последовательность или даже, пускай, бессвязный хаос событий, связи которых мы можем не знать, но исторических событий) радикальным образом связана с представлением, которое субъекты самого индийского общества имеют об истории, ставят ли они задачу описывать историю или не ставят такую задачу» («Сознание и цивилизация»).
- Владимир Печерин — русский религиозный мыслитель, поэт. Родился 15 (27) июня 1807 года в дворянской семье. Окончил в 1831 году филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где специализировался по классической филологии и древним языкам. В 1833–1835 годах стажировался в Берлинском университете. Вернувшись в Россию, читал лекции по философии в Московском университете. В 1836 году уехал за рубеж, в 1848-м был лишён российского подданства. В 1840 году принял католичество, стал священником и членом ордена редемптористов. Жил во Франции, Англии, Ирландии. С 1861 года — капеллан в одной из больниц Дублина. Умер в Дублине 17 (29) апреля 1885 года.
- Бутада — фраза, сказанная в раздражении (устар.).
- «Но это означает (и наоборот, это вытекает из кантовского постулата) следующее: чтобы что-то было, надо думать» («Сознание и цивилизация»).
- «И вот, имея вселенную таких объёмов, выступающих при определённых условиях в своих реальных измерениях, при других условиях в своих нереальных видимостях, действиях, элементах невидимого… [мы оказываемся] перед следующей задачей в наших элементарных социальных исторических ориентациях: мы должны распутывать ту связку, которую просто мы сами индуцируем в поле социальном самим желанием и актом ориентации (мы так сгущаем вокруг себя пространство, в котором мы хотели бы ориентироваться и двигаться)» («Сознание и цивилизация»).
- «И вот в этом разрыве, в отсутствии этой непрерывности, в пределах этого разрыва помещается всё человеческое понимание» («Сознание и цивилизация»).
- «И всё наше понимание человеческого, человеческий ум весь помещён в этом разрезе, в этом интервале, в который физически невозможно вклиниться, поместиться (это как бы непрерывный континуум), а можно лишь сверхчувственно, то есть умственно. (Так же, как есть в математике непрерывный отрезок, тем не менее [физически вы] не можете найти такую точку, которой вы могли бы приписать в этой непрерывности определённое число, то есть с определённым числом вы не можете «поместиться» в эту непрерывность.) Там нет этого физического интервала, а он есть лишь как некая сверхчувственная пауза, в которой я помещаю рождение, иначе никуда не поместимое» («Сознание и цивилизация»).
- «Мысль есть деятельность или деятельное состояние, а не теория в этом смысле — не мышление, не связка или кусок мыслительной системы, который неминуемо вовлекает в себя знаки, то есть язык» («Сознание и цивилизация»).
- «В общем, узнать предмет — [это] имплицирует знать несправедливость, знать смерть, любые события, знать право, имплицирует необходимость познавать, знать себя» («Сознание и цивилизация»).
- «Это такое архетипическое изобретение эволюции, конечно, не эмпирическое какое-то, а некоторая невидимая действительность копыта так же, как есть невидимая действительность листа, по предположению Гёте, может быть неудачного, неважного» («Сознание и цивилизация»).
- «Значит, я говорю о том, что фактически эти архетипы, или такие вот [идеальные] образы, не содержат в себе бесконечности в том смысле, в каком я говорил» («Сознание и цивилизация»).
- «Значит, акт творения есть мысль, а не какое-то содержание мысли» («Сознание и цивилизация»).
- «Другой вид» видимого силой мысли (или новый язык, символ, а не факты или формация). (Здесь и далее латинскими буквами обозначены заметки М. К. на полях стенограммы доклада).
- «В этом смысле, скажем, наличие или существование прав совпадает с сознанием прав в их творении, если под творением понимать [творение] уже наличного, то есть право предполагает развитость сознания» («Сознание и цивилизация»).
- «И здесь возможна такая тавтология: смысл и наличие права есть какое-то условие того, что их можно осознать, условие сознания» («Сознание и цивилизация»).
- «Тем самым я ввожу представление о том, что все такого рода состояния, которые мы обычно обозначаем как якобы предметно существующие, например, состояния, касающиеся прав, и детальные структуры в виде институций и так далее — это просто какие-то предметы, как бы натурально существующие и обозначаемые этими словами (даже если имеется в виду и какая-то динамика, скажем, их изменений во времени, движение, etc). Нет, мы здесь говорим о более сложных вещах и фактически говорим, что гражданское общество есть сложная фигура, описываемая каким-то движением, исходящим из самого себя» («Сознание и цивилизация»).
- Это практический разум (в полном его применении), ибо непредставимо, что могли бы сами. А противоположным здесь является или болезнь, дебильность или инфантильность, детская незрелость. Как в случае руки (или есть, или нет) или в случае языка (его внутренней формы).
- Конечными словами мы здесь фиксируем бесконечность, невидимое. Точность здесь в нас, в развитости нашего сознания («термометре», органе «шестого чувства»; законы — это мы сами, то есть желаемое = данное).
- «Как бы вот бытие форм сопровождается всегда бездной небытия, на грани которой мы всё время испытываем антимир гражданского общества» («Сознание и цивилизация»). Антимир гражданского общества.
- В эту бездну мы можем упасть, всегда влекомые соблазном, если мы недостаточно граждански образованы, то есть вымуштрованы, выкованы… (соблазном придавания натурального значения абсолютным понятиям, символическим понятиям) («Сознание и цивилизация»).
- «Значит, сначала я предположил вещи сознания в символической реальности, бросающие смысловой свет на всё, что мы можем сделать в этой реальности, и там, я говорил, вещи сознания, вещи разума в таком же смысле есть социальные вещи» («Сознание и цивилизация»).
- Изначальная исконная первообразность (имя-образ линии, прочерчиваемой напряжением).
- «Это res publica, то есть публичная вещь, всем принадлежащая в том смысле, что все являются гражданами в той мере, в какой они могут представить себя публично и потом отражённым светом от публичного катания или обсуждения в себе обратным светом артикулировать свои собственные желания, стремления, состояния и мысли» («Сознание и цивилизация»).
- «Ведь тогда идёт действительно, там читается план разума» («Сознание и цивилизация»).
- В текстах сознания нет ещё отдельного акта чтения (я и есть это знание, текст которого читается текстом).
- Начиная с «Это вторично и никогда не совпадет»… и кончая «… с одного содержания на другое» текст восстановлен по сравнению с публикацией в сборнике «Сознание и цивилизация».
- «Тем самым мы для этого пространства объективации (в котором помещено гражданское общество, то есть однозначно представленное на агоре, где гражданство есть не право, а обязанность участвовать в гражданских делах, поскольку лишь участие в гражданских делах — оно и в себе самом — кристаллизует гражданские состояния и впервые ты узнаешь, что ты мыслишь, что ты желаешь, что ты думаешь и так далее), если мы его имеем, можем ввести понятие плотности этого пространства» («Сознание и цивилизация»).
- «Если уж я назвал их конструкциями в символическом смысле этого слова (то есть [в смысле] таких исторических точек, сцеплений просто исторических мотивов, человеческих мотивов, действий и так далее), то пересечение их (где есть побуждение к ещё большему возвышению или побуждение к дальнейшему возвышению) — это как бы интенсивное или плотное пространство» («Сознание и цивилизация»).
- «Эти неподвижные связности являются мотором и мотивом ещё большего возвышения человека над собой (а не просто животной жизни и так далее или свары какой-нибудь) ещё и потому, что они требуют снова и снова быть связанными» («Сознание и цивилизация»).
- «Вот у греков: что-то убрало усилие, и исчезло греческое общество ещё до того, как варвары его разбили» («Сознание и цивилизация»).
- «И вот — это максимально разрезанное общество, пустое пространство (в отличие от плотного), то есть где минимум или почти что нет точек, в которых усилие моё завязывалось бы и толкало бы меня на возвышение меня самого надо мной самим и на овладение собой» («Сознание и цивилизация»).
- «Во французском выражении лучше звучит: «Personne ne veux rendre son ame — отдать душу другому» («Сознание и цивилизация»).
- «Но, отсюда, конечно (имея такое различие мы можем снова — к нам вернулся язык), мы различаем: есть нечто познательное [познаваемое] языком и нечто, знаемое в этом же слове, в этом же термине» («Сознание и цивилизация») (Прим. ред).
- Восстановлено по сравнению с текстом публикации в сборнике «Сознание и цивилизация».
- Публикуемая лекция является частью курса «Очерк современной европейской философии», прочитанного в 1978–1979 году во ВГИКе.
- «Ярче тысячи солнц» — книга Роберта Юнга о западноевропейских и американских учёных-атомщиках.
- Строка из стихотворения Ф. Тютчева:
О, вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги, —
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия…
Так, ты — жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые —
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
- «Красные бригады» являются экстремистским крылом ультралевой коммунистической группировки.
- Наст. изд. С. 81.
- Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М: Школа «Языки русской культуры», 1997. С. 77.
- Наст. изд. С. 30.
- Мамардашвили М., Пятигорский А. Цит. соч. С. 167.
- Наст. изд. С. 52.
- Наст. изд. С. 58.
- Наст. изд. С. 82.
- Наст. изд. С. 207.
- Вместе с Альгирдасом Дегутисом текст лекций расшифровывали Арунас Свердиолас и Томас Содейка.
- Сохранены авторские знаки препинания.
- Елена Ознобкина, «Одинокий картезианец».
- Там же.
- Елена Ознобкина. «Одинокий картезианец».
|