Страница: | Философия науки и техники. Цикл лекций. Часть II. Философия техники. Тема 11. Гуманитарно-антропологическое направление в философии техники. |
Издание: | К. Н. Хабибуллин, В. Б. Коробов, А. А. Луговой, А. В. Тонконогов. Философия науки и техники. Цикл лекций для адъюнктов и аспирантов. — М., 2008. |
Формат: | Электронная публикация. |
Автор: | К. Н. Хабибуллин, В. Б. Коробов, А. А. Луговой, А. В. Тонконогов. |
Тема: | |
Раздел: | Гуманитарный базис Коллектив авторов: Философия науки и техники. Цикл лекций |
11.1. Техно-философия Карла Ясперса: господство над природой с помощью самой природыНемецкий философ-экзистенциалист, психиатр Карл Ясперс ( Нас главным образом интересует последняя его работа. В ней впервые с позиций техно-философии анализируются труды Фихте, Гегеля и Шеллинга, посвящённые обоснованию так называемого осевого времени, начало которому было положено с возникновением христианства. Отличительной чертой этого времени становятся катастрофическое обнищание в области духовной жизни, человечности, любви и одновременное нарастание успехов в области науки и техники. Духовная нищета многих учёных-естественников и техников характеризуется их скрытой неудовлетворённостью на фоне исчезающей человечности. Технику Ясперс рассматривает как совокупность тех действий, которые знающий человек совершает с целью господства над природой, то есть ради того, чтобы придать своей жизни «такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную форму окружающей среды». Соглашаясь с марксовой оценкой совершившейся промышленной революции, Ясперс пишет о переменах во взаимоотношении человека и природы, о его подчинённости природе и последствиях этой «тирании». Планета, как пишет Ясперс, стала единой фабрикой! Своё понимание техники Ясперс конкретизирует следующим образом. По его мнению, она характеризуется двумя особенностями: с одной стороны, рассудком, с другой — властью. Техника покоится на деятельности рассудка, потому что является частью общей рационализации. Но Ясперс выделяет два главных вида техники — технику, производящую энергию, и технику, производящую продукты, а также три фактора, влияющих на развитие научно-технического знания:
Труд человека также оказывается в трёхмерном измерении: как затраты физических сил, как планомерная деятельность и как существенное свойство человека. В совокупности труд — это планомерная деятельность, направленная на преобразование предметов труда с помощью средств труда. Собственный мир человека — созданная им искусственная среда обитания и существования — есть результат не индивидуального, а совместного человеческого труда (ведь отдельный человек не всё умеет!). Ясперс вслед за Марксом заключает: «от характера труда и его разделения зависит структура общества и жизнь людей во всех её измерениях и разветвлениях». В ходе развития человечества социальная оценка труда менялась. Греки презирали физический труд, считая его уделом невежественной массы. По христианской версии человек был обречён добывать хлеб свой в поте лица, искупая своё грехопадение, то есть труд ассоциируется с наказанием. Исключением в этом смысле являются протестанты, которые видят в труде благословение, История перестаёт быть только историей культуры и цивилизации, представая в качестве специфической формы всеобщей эволюции. Основным инструментом исторического сознания и социального познания становится уже не «чистый разум», но индивидуальное сознание, чувствующее свою причастность к всеобщей жизни. Естественное человеческое чувство рода вкупе с рационально-теоретическим, научным знанием даёт человеку синтетическую интуицию как фундаментальное преимущество в противоборстве со стихийным характером космических и исторических процессов. 11.2. Техно-философская концепция Льюиса Мамфорда: учение о «мегамашине»Американский философ и социолог Льюис Мамфорд ( О роли техники в обществе Мамфорд имел серьёзные расхождения с Марксом. Он считал, что нельзя понять действительную роль техники, рассматривая человека как «животное, делающее орудия». Древний человек обладал единственным орудием — своим телом, управляемым мозгом, умом. Его умственная энергия превосходила его потребности, и орудийная техника была частью биотехники мозга. Истоки этой «добавочной умственной энергии» Мамфорд видит не только в труде, но
Анализу этого периода Мамфорд посвятил книги «Миф машины» [1969, 1970], «Человек как интерпретатор» (1950) и другие произведения. Дистанцируясь от ставших популярными определений типа «Homo faber», он отстаивает понятие «Homo sapiens», так как сущность человека, по его мнению, заключается в мышлении, а основой человечности является дух — разум. Человек главным образом интерпретатор. Это его качество человека обнаруживается в самотворчестве: человек проецирует сам себя и сам себя создаёт. Примечателен подход Мамфорда к истории развития техники. Он выделяет два её главных типа: биотехнику и монотехнику. Биотехника — это тип техники, который ориентирован на удовлетворение жизненных запросов и естественных потребностей и устремлений человека. Монотехника ориентируется главным образом на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное производство. Её цель — укрепление системы личной власти, и поэтому она носит авторитарный характер. Она враждебна не только природе, но и человеку. Её авторитарный статус восходит в своих истоках к раннему периоду существования человеческой цивилизации, когда впервые была изобретена «мегамашина» — машина социальной организации нового типа, способная повысить человеческий потенциал и вызвать изменения во всех аспектах существования. Человеческая машина с самого начала своего существования объединила в себе два фактора:
Оба эти фактора действовали во взаимной связке. Понятие машины, идущее от Франца Рело ( Все типы современной машины представляют собой трудосберегающие устройства. Предполагается, что они выполняют максимальный объём работы при минимальных затратах человеческих усилий. В древние времена вопрос об экономии труда не стоял, и, как пишет Мамфорд, в древности машины можно было бы назвать трудоиспользующими устройствами. Для нормального функционирования «человеческой машины» были необходимы два средства: надёжная организация знаний (естественных и сверхъестественных) и развитая система отдачи, исполнения и проверки исполнения приказов. Первое воплощалось в жречестве, без активной помощи которого институт монархии не мог бы существовать; второе — в бюрократии. Обе организации были иерархическими, на вершине иерархии стояли первосвященник и царь. Без их объединённых усилий институт власти не мог эффективно функционировать. (Кстати, это условие остаётся истинным и сегодня.) Следовательно, первое из указанных двух средств — знание, как естественное, так и сверхъестественное, — должно было оставаться в руках жреческой элиты, то есть быть жреческой монополией или жреческой собственностью. Только при таком условии, а стало быть, и при жёстком тотальном контроле над информацией и её дозированием для широких слоёв населения можно было обеспечить слаженность работы мегамашины и сберечь её от разрушения. В противном случае, то есть при разглашении «тайн храма» и обнаружении «закрытой информации», «мегамашина» непременно приходит в упадок 11.3. Философия техники Х. Ортеги-и-Гассета: техника как производство избыточногоФилософские воззрения испанского, публициста, общественного деятеля и философа Хосе Ортеги- Рассматривая жизнь как «потребность потребностей» Ортега- Из этого свойства человеческой натуры автор делает вывод о противоречивости человеческих потребностей. Репертуар потребностей человека не совпадает с меню витальных потребностей. Это наличное его желание действовать по второму (расширенному) репертуару и составляет то, что называется деятельностью по преобразованию природы. С целью удовлетворения своих потребностей, в угоду им человек навязывает природе свои желания, если она ещё не готова послужить им. В этом услужении Ортега- Животному его собственная природа предзадана. Оно существо нетехническое — именно Таким образом, человеческое «Я» — это непрерывное стремление реализовать определённый проект, программу существования, включающую то, чего ещё нет, а также то, что мы должны для себя создать. Обстоятельства даны человеку как «сырьё» и механизм. Человек-техник пытается обнаружить в мире скрытое устройство, потребное для его жизни. Для автора жизненная программа имеет не техническое, то есть дотехническое происхождение. Её корни уходят вглубь, в эпоху дотехнического изобретения. Следовательно, вероятность технократии является крайне низкой: человек-техник по определению не может управлять, быть высшей инстанцией, его роль второстепенна. Техника предполагает наличие, с одной стороны, существа, у которого есть желание, но ещё нет проекта, замысла, программы, Автор выделяет три значительных этапа в историческом развитии техники:
Машина существенно меняет отношения между человеком и орудием. «Работает» машина, а человек её обслуживает. Он придаток машины. Побочным явлением этого процесса становятся «кризис желаний», бездуховность. Ортега- | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |