Страница: | Философия техники: история и современность. Часть II. — Междисциплинарные аспекты философии техники. Глава 2. Техника и этика. |
Издание: | В. М. Розин, В. Г. Горохов, О. В. Аронсон, И. Ю. Алексеева. Философия техники: история и современность. / Коллективная монография. Ответственный редактор: В. М. Розин. — М., Институт философии Российской Академии наук, 1997. |
Идентификатор: | ISBN: 5-201-01931-5 |
Формат: | Электронная публикация. |
Автор: | |
Тема: | |
Раздел: | Гуманитарный базис Коллектив авторов: Философия техники: история и современность |
Значительную долю гуманитарных проблем развития техники составляют проблемы, по существу своему этические или тесно связанные с таковыми. Мы говорим об этических аспектах, когда рассматриваем развитие техники сквозь призму таких понятий, как «благо» и «зло», «ответственность», «справедливость», «свобода», — ведь все эти понятия относятся к области этики. Как в осмыслении человеком морали и нравственности вообще, так 1. Проблема «техника и нравственность» в русской философииЧеловеком, в трудах которого уже в XIX веке противоречие между сущим (то есть тем, чем является техника в нравственном отношении) и должным (то есть тем, чем она должна быть в данном отношении) выразилось, пожалуй, с наибольшим пафосом и масштабностью, был Николай Фёдорович Фёдоров ( В сфере внимания Фёдорова оказываются нравственные отношения как существующие между индивидами, их группами («сословиями»), народами, между человеком и природой, а так и между живущими ныне и уже умершими. Во всех этих отношениях технике (основанной на науке) принадлежит выдающаяся роль. Считая, что «полная добродетель состоит в соединении нравственности со знанием и искусством» (а техника и есть искусство, умение), Фёдоров оценивает технику как благо или зло, в зависимости от того, каким целям она служит. Он опровергает распространённое представление, что техника в том виде, в каком она развивается в современную ему эпоху (вторая половина XIX — начало XX века), позволяет человеку господствовать над природой. На самом деле, считает Фёдоров, технические достижения используются для удовлетворения пустых прихотей, истощая природные ресурсы; техника закрепляет и усиливает рознь между людьми (сословиями, народами), военная же техника служит самоистреблению человечества. Техника, используемая в мирных целях, также небезопасна для людей. «Мы не обольщаемся мнимыми успехами, тем, что ныне называется торжеством над природою, — пишет он, — и не эти мнимые успехи заставляют нас приписывать науке ту важную роль, которую ей предстоит совершить. Взять ведро воды и, обратив его в пар, заставить работать — это не значит победить природу. Это не значит одержать победу и над ведром воды. Нужно видеть, как эта побеждённая сила рвёт пальцы, руки, ноги у прислужников машины, чтобы поумерить свои восторги; очевидно, эта сила не наша ещё, не составляет нашего органа. Конечно, и истребление топлива без восстановления его), необходимое при упомянутом торжестве над природою, тоже можно причислить к победам, но к победам, конечно, Пирра. И не это, однако же, самое важное: мы несём неисчислимую потерю, приводим к бездействию ум многих миллионов многих поколений людей, ибо мануфактурная промышленность, какой бы досуг ни был выговорен рабочим, не может дать приложения стольким умам, не говоря уже о бесплодности самого приложения к мнимым победам над природою Отрицательно оцениваемые с точки зрения нравственности отношения между людьми и людей к природе, в контексте которых в современную Фёдорову эпоху развивается техника, могут и должны быть заменены нравственно положительными отношениями. Сыграть ключевую роль в этом изменении призваны наука и техника, поставленные на службу «общему делу», которое соединит всё человечество: «Препятствия к построению нравственного общества, — считает он, — заключаются в том, что нет дела настолько обширного, чтобы поглотить все силы людей, которые в настоящее время расходуются на вражду; во всей всемирной истории мы не знаем такого события, которое, грозя гибелью обществу, соединило бы все силы и прекратило бы все раздоры, всякую враждебность в нем». Философ считал, что уже современный ему уровень развития науки и техники позволяет поставить вопрос об «общем деле», которое объединило бы всё человечество в борьбе с основным злом, по сравнению с которым причины всех раздоров выглядят второстепенными. Это зло — смерть. Смерть уже умерших, смерть тех, кому ещё только предстоит умереть, а также и смерть природы, отравляемой человеком. Нравственным (морально оправданным), согласно Фёдорову, будет такое развитие техники, которое будет подчинено прежде всего задачам обеспечения людей продовольствием, то есть развития сельского хозяйства. В связи с этим он выдвигает идею «регуляции» природы, которая, в противоположность «эксплуатации и утилизации», «расхищению», «приводящему к истощению и смерти», ведёт к «восстановлению жизни» 2. Для задач регуляции (куда относится и управление метеорологическими процессами) могут быть использованы и достижения военной техники: «… динамиты, мелиниты, робуриты и так далее, задуманные учёными для взаимного истребления, могут быть обращены на спасение от голода и на избавление от войны: и только это и есть то просвещение, которое благо, просвещение же, задуманное на пагубу, благим названо быть не может». Необходим план «всеобщего объединения всех народов в деле регуляции слепой силы» 3. «Общее дело» требует не только солидарности всех живущих между собой, но и солидарности живущих с умершими. Фёдоров считал, что существует «нравственное противоречие «живущих сынов» и «отцов умерших» и что это противоречие может разрешиться только «долгом всеобщего воскрешения» 4 «… воскрешение будет делом не чуда, а знания и общего труда». Увеличение населения Земли, которое значительно ускорится вследствие воскрешения умерших, потребует выхода за земные пределы, освоения космических пространств и их заселения. Необходимо, пишет философ, «… обратить силы, получаемые землею от небесных тел, на возвращение жизни отцам, на обращение небесных тел в жилища и на объединение небесных пространств» 5. Развитие науки и техники с целью продвинуться в этом направлении — также дело положительного нравственного содержания. Оно связано не только с выполнением нравственного долга по отношению к отцам, Обратим внимание на то обстоятельство, что Фёдоров излагал свой проект как христианский и притом православный. Действительно, в его представлениях о наиболее важных в нравственном отношении направлениях человеческой деятельности (в том числе и деятельности научно-технической) легко просматривается ряд характерных для христианского учения (и акцентируемых прежде всего в православном богословии) мотивов. Это — идея теоизиса (обожения) человека и всего тварного мира через человека; идея о содержании во всякой твари «частицы Божества» и связанное с этими идеями убеждение в творческом призвании человека; это и идея воскрешения, обретения «новой плоти», и представление о связи, которую сохраняет душа умершего с частицами его тела. Вместе с тем именно православный (и вообще христианский) характер проекта Фёдорова подвергался сомнению с позиций богословия. Например, философ и богослов Георгий Васильевич Флоровский ( Если Н. Ф. Фёдоров говорил о технике и как о благе, и как о зле — в зависимости от того, как она используется, то для Сергея Николаевича Булгакова ( Итак, Булгаков признает хозяйство софийным в своём основании и человеческую деятельность — могущей способствовать «влечению природы» к идеям, содержащимся в «организме» Софии. Это обусловливает положительную нравственную оценку хозяйственной (в том числе и технической) деятельности, поскольку она отвечает этим задачам. Вместе с тем философ отмечает, что, хотя хозяйство софийно в глубинном метафизическом смысле, мы не можем характеризовать как софийный хозяйственный процесс в его эмпирической оболочке (осуществляемый эмпирически ограниченным человечеством) со всеми его ошибками, уклонениями, неудачами. В отличие от Фёдорова Булгаков не пытается определить единственное нравственно оправданное направление развития техники, противопоставляемое всем другим вариантам её развития, связываемым со злом нравственным и физическим. Воспринимая промышленный капитализм, процессы индустриализации и урбанизации как «неотменимые в их хозяйственной неизбежности», Булгаков считал необходимым «христиански осмыслить и облагородить» их. Наилучшей хозяйственной формой, полагал он, была бы та, которая «наиболее обеспечивает личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи». 10 Тема «техника и свобода индивида» развивалась в социологических концепциях анархистов, в частности в работах Алексея Алексеевича Борового ( 2. Проблема ответственности инженера и инженерная этикаВ советской гуманитарной мысли нравственное измерение техники рассматривалось прежде всего с точки зрения предоставляемых ей возможностей для достижения идеалов общественного развития — построения социалистического, а затем и коммунистического общества. Значительные усилия посвящались интерпретации технической деятельности как деятельности надиндивидуального субъекта — то есть общества (в рамках той или иной страны или социально-политической системы) или человечества в целом. Социалистическое общество рассматривалось как способное осуществлять развитие техники морально оправданным образом, чтобы последнее имело гуманистический характер. Негативные же ( Вместе с тем в значительной степени благодаря осознанию экологических последствий индустриального развития, в исследованиях советских учёных, посвящённых социально-философским проблемам техники и инженерной деятельности, в В книге Показательна в отношении рассматриваемой проблематики работа Советские исследователи довольно скептически отнеслись к направлению инженерной этики в том виде, в каком оно начало формироваться в Изменение социально-политической ситуации в нашей стране в конце Не имея возможности охарактеризовать здесь сколько-нибудь полно разработки проблемы «техника и этика» в современной западной гуманитарной мысли, остановимся лишь на вопросах собственно инженерной этики и прежде всего на тех из них, которые касаются этических кодексов профессиональных инженерных сообществ. Инженерная этика концентрируется на поведении индивида — инженера и на выработке этических норм, регулирующих его профессиональную деятельность. Инженерная этика относится к типу так называемых прикладных этик (наряду с биомедицинской этикой, экологической этикой, компьютерной этикой). Среди прикладных этик можно, в свою очередь, выделить профессиональные этики — такие, как врачебная этика или этика адвокатов. Об инженерной этике правомерно говорить и как об области научных исследований и образовательной дисциплине, и как о совокупности этических норм, регулирующих профессиональную деятельность инженера. Эти нормы могут существовать (и обычно существуют) в виде «неписанных правил», но могут получать формулировки в этических кодексах. Инженерная этика как совокупность (или система) норм, регулирующих поведение инженера, существовала всегда. К числу её норм мы можем отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда (особый случай в этом отношении — военная техника); ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определённые формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах — например в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации (предприятия, фирмы, института и так далее). Вместе с тем в осознании этических норм профессиональной деятельности играет свою роль объединение инженеров в профессиональные сообщества (ассоциации) с целью создания условий как для лучшего удовлетворения своих интеллектуальных потребностей, так и для защиты материальных интересов. Такого рода ассоциации в странах Запада осуществляют функции поддержки инженеров, в частности в тех случаях, когда профессиональный долг инженера в отношении общества (например, соображения безопасности того или иного проекта для окружающих) вступает в противоречие с непосредственными интересами фирмы, где он работает. Известный американский исследователь гуманитарных аспектов техники Карл Митчем приводит пример ситуации, когда потребовалась такого рода поддержка. Компания BART в Калифорнии вела строительство автоматической системы, управляющей железнодорожным движением. Трое из инженеров, занятых в этих работах, серьёзно усомнились в безопасности данной системы. В течение года они неоднократно выражали свою озабоченность (и устно, и письменно) руководству компании, но их доводы оставались без внимания. Тогда они обратились непосредственно к членам компании, минуя её руководство. Их доклады были распространены среди всех членов и менеджеров компании, стали известны прессе. В феврале 1972 года состоялись публичные слушания, в результате которых было выражено доверие руководству BART, а «инженеры-возмутители спокойствия» были уволены. Они, однако, обратились в Калифорнийское общество профессиональных инженеров и заявили, что стремились действовать в соответствии с имеющимся в этическом кодексе этого общества пунктом, утверждающим, что «общественное благо первостепенно» и что «необходимо уведомлять соответствующие органы о любых обнаруженных факторах, создающих угрозу безопасности и здоровью людей». В июне 1972 года общество представило документы в поддержку этих инженеров в Калифорнийский Сенат, Обратим внимание на то обстоятельство, что в данном примере обращение за поддержкой в Калифорнийское общество профессиональных инженеров основывалось на определённых пунктах этического кодекса данного общества. В настоящее время этические кодексы имеют многие профессиональные объединения. Эти кодексы представляют собой своды правил, следование которым является условием членства в данном профессиональном обществе. Обычно этические кодексы инженерных обществ (или обществ, членами которых являются инженеры наряду с учёными и представителями других профессий, имеющих дело с определённого рода техникой — как, например, Британское компьютерное общество) содержат нормы, регулирующие отношения «инженер — общество», «инженер — работодатель», «инженер — клиент», «инженер — другие инженеры». Так в Кодексе поведения и этики Британского компьютерного общества (BCS) среди правил поведения члена данного общества содержатся следующие: «Он должен принимать во внимание влияние компьютерных систем, — в той степени, в какой оно ему известно, — на осуществление основных прав индивидов, независимо от того, идёт ли речь о реализации этих прав в рамках данной организации, её покупателей и потребителей, или же в рамках населения вообще» 14. Член BCS передаёт клиенту имеющуюся в распоряжении информацию с целью помочь разобраться в могущих возникнуть ситуациях, чреватых ущербом третьей стороне. Он должен бороться с неведением относительно того рода техники, которым он занимается, и особенно в тех областях, где применение этой техники представляется имеющим сомнительные социальные достоинства 15. Аналогичные обязательства инженера в отношении общества зафиксированы во многих других этических кодексах, в том числе Этические нормы, регулирующие отношения «инженер — работодатель» и «инженер — клиент», требуют добросовестного выполнения деловых обязательств: предоставлять клиенту или работодателю то, что обещал произвести; завершать работу в установленное время Специфичность правил, фиксируемых подобными этическими кодексами, — в том, что эти правила, будучи нормами, соблюдение которых самостоятельно контролируется данным профессиональным сообществом, являются в значительной своей части связанными с юридическими нормами, а также с экономическими и иными (например, соображения престижа) интересами. Данное обстоятельство даёт повод сторонникам взгляда на этические нормы и мотивы как на свободные от каких-либо корыстных побуждений, отвергать вообще этический характер подобного рода кодексов. При более широком понимании этического — когда к разряду этических правил относят те, которые обязательны в рамках данного «клуба» и не могут быть очевидным образом сведены к юридическим нормам или соображениям выгоды, хотя в Что же касается ответственного (а следовательно, и нравственного) исполнения профессиональных обязанностей, то прогресс (или хотя бы поддержание достигнутого уровня) в этом отношении нередко оказывается связанным Нужно иметь в виду, что нередко правила, осознаваемые вначале как только этические, впоследствии закрепляются в юридических нормах. Действенность этического кодекса зависит в значительной мере от того, как он будет применяться в конкретных ситуациях. Одно дело — сформулировать правила, другое — определить, как в соответствии с этими правилами следует поступить в том или ином случае. Вопрос о том, соответствует ли поведение субъекта данному этическому кодексу, далеко не всегда может быть решён однозначно. Богатый набор исследования примеров такого рода представлен в продолжающемся издании «Мнение редколлегии этического обозрения» Национального общества профессиональных инженеров США. Здесь рассматриваются и оцениваются с точки зрения этического кодекса данного общества примеры, основанные на действительно имевших место случаях (с изменением имён и названий фирм или иных организаций). Рассмотрение примеров ведётся таким образом, чтобы получить ответы на вопросы «какой пункт этического кодекса должен быть использован в оценке данной ситуации?» и «соответствует ли поведение инженера в описываемом случае норме, выражаемой данным пунктом?» В качестве примера приведём статью «Общественное благо и обладание информацией, причиняющей ущерб интересам клиента» из V тома «Мнений редколлегии этического обозрения». Статья (как и другие статьи данного издания) состоит из пяти разделов: «Факты», «Вопросы», «Ссылки», «Обсуждение», «Вывод». В разделе «Факты» описывается следующая ситуация. Корпорация XYZ была извещена организацией, осуществляющей контроль над загрязнением окружающей среды, о том, что в течение 60 дней она должна представить документы для получения разрешения на сброс промышленных отходов в получаемый контейнер с водой. XYZ извещается также о минимальных стандартах, которые должны быть соблюдены. Чтобы убедить власти в том, что получаемый объём воды после сброса отходов не будет превышать допустимый уровень загрязнения, корпорация нанимает инженера Доу, который должен осуществить инженерные консультационные услуги и представить детальный отчёт. После завершения своих исследований Доу приходит к выводу, что сбросы фабрики превысят допустимый уровень загрязнения воды. Он заключает, далее, что корректирующие меры будут очень дорогими. Доу устно сообщает корпорации XYZ о результатах своих изысканий. После этого корпорация прерывает контракт с Доу, полностью оплатив проведённые им услуги и сообщает, что инженер не должен представлять в корпорацию письменный отчёт. Впоследствии Доу узнает, что властями объявлены публичные слушания и что корпорация XYZ представила информацию в поддержку своего заявления о непревышении допустимого уровня загрязнения. Вопрос, который должен быть решён членами редколлегии этического обозрения, — является ли этическим обязательством инженера Доу в данном случае сообщить о результатах своих исследований властям после того, как он узнал о слушаниях? В разделе «Ссылки» содержатся ссылки на разделы этического кодекса, имеющие отношения к рассматриваемому случаю. В качестве таковых указываются следующие. Раздел 1 — «Инженер руководствуется в своих профессиональных отношениях высокими стандартами честности и ведёт себя в профессиональных вопросах по отношению к любому клиенту или работодателю как преданный агент или доверенное лицо». Пункт «с» того же раздела гласит: «Он должен известить клиента или работодателя, если полагает что проект не будет успешным». В разделе 2 содержится утверждение: «Инженер должным образом принимает во внимание безопасность, здоровье и благополучие людей при выполнении своих профессиональных обязанностей. Если его профессиональное суждение не принимается во внимание органами не технического характера, он должен ясно обозначить последствия. Он должен уведомлять соответствующие органы о любых обнаруженных условиях, угрожающих безопасности и здоровью людей». В разделе «Обсуждение» приводятся следующие оценки деятельности инженера и их обоснования. Инженер Доу действовал в соответствии с требованием раздела 1 этического кодекса — «вести себя в профессиональных вопросах по отношению к каждому клиенту или работодателю как преданный агент или доверенное лицо». В соответствии с духом этого требования инженер Доу известил корпорацию XYZ о результатах своих исследований, показавших, что установленные стандарты нарушены. Его устное сообщение корпорации соответствует букве и духу процитированных выше положений из раздела 1 и пункта Приведённый пример позволяет судить о том, насколько детально прорабатываются вопросы применения этического кодекса в конкретных ситуациях, с которыми сталкивается инженер в своей профессиональной жизни. Вместе с тем эффективность этических кодексов оставляет желать лучшего даже в странах с сильными профессиональными инженерными обществами и ассоциациями. Она существенным образом зависит и от заинтересованности инженера быть членом данной профессиональной ассоциации (ибо нарушение кодекса может повлечь исключение из ассоциации), а также от способности сообщества установить в том или ином конкретном случае сам факт нарушения. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |