Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Георгий Щедровицкий. Программирование научных исследований и разработок. Часть II. Глава 5. Разработка схемы организации пространства мыследеятельности при программировании изыскательских работ и типологизации ситуаций

5.1

Схема организации пространства мыследеятельности появляется как результат рефлексии прошлого опыта поисковой работы и предназначена для внутренней организации дальнейшей мыследеятельности в этой области. Схема организации пространства создаётся как условие и предпосылка для перехода от свободного и ничем не ограниченного поиска к объектам и предметно ориентированным формам и способам мышления и мыследеятельности.

Поэтому именно в контексте разработки схем организации пространства мыследеятельности мы сталкиваемся со всеми, самыми острыми сегодня проблемами содержательности и формальности представлений мыследеятельности, перехода от содержательных отношений к материально-морфологическим, объективации и субъективации мышления и мыследеятельности, переходов между рваными составляющими мыследеятельности и так далее.

5.2

Рисунок 5.1. Первая схема разделения и организации пространства предстоящих работ.

В качестве первой схемы организации пространства предстоящей мыследеятельности можно использовать традиционную для содержательно-генетической логики схему разделения процессов порождения и употребления некоторого знания или знаковой схемы и, отвлекаясь от всех отношений между этими организованностями по содержанию работ, зафиксировать трехчастное членение хронотопа (см. Pис. 5.1.), которое мы затем сможем интерпретировать разнообразными способами в рамках структурно-системной и системо-мыследеятельностной парадигм.

5.2.1

Первая интерпретация этой схемы предельно проста и может толковаться как в обобщённо-идеальном, так в конкрентно-экземплифицированном виде. Работы по программированию инженерных изысканий и типологизации ситуаций — пока мы берём их вместе, как один комплекс — могут быть разделены на две части:

  • подготовительные исследования и разработки, создающие необходимые средства и рамки для обеспечения мыследеятельности в последующих, практически ориентированных частях работы;
  • исполнительские практически ориентированные работы, в которых эти средства и рамки используются.

Тем самым на первую часть работ накладываются технические требования и ограничения, которые должны быть введены (искусственно-техническая модальность) в содержание подготовительной мыследеятельности, определить цели разработок и предметно-объектное содержание исследования.

Соответственно этому исходному разделению работ получается три исходных хронотопа или просто «топа» схемы:

  1. Топ подготовительных работ (исследования и проектных разработок, создающих знаковые формы).
  2. Топ существования создаваемых или производимых знаковых форм, который может интерпретироваться как топ их существования в культуре.
  3. Топ употребления знаковых форм в качестве средств или рамок в другой, практически ориентированной мыследеятельности.

Все пространство, представленное этой схемой в целом, является внутренне разнородным — гетерохронным, гетерогенным и гетерархированным. По отношению к первому топу содержимое, или наполнение, второго выступает как продукты работ, наполняющих первый топ. По отношению к третьему топу содержимое, или наполнение, второго выступает как средства и рамки работ, наполняющих третий топ.

5.3

Во всех первых характеристиках пространства важно было уйти от разнообразных и многочисленных отношений, структурирующих мыследеятельность по содержанию, и брать саму мыследеятельность и её организованности только по материалу и морфологии. Эта установка предопределила сведение мыследеятельности к работам и, по сути дела, материально-вещную трактовку работ, поэтому учёт содержания работ был как бы вынесен за скобки и, следовательно, любой возврат к трактовке работ как мыследеятельности предполагает специальные процедуры учёта содержательных отношений разного рода, в том числе и рефлексивных отношений между видами работ.

Если бы мы хотели привлечь к анализу последние, то схема, представленная на рис. 5.1. сразу приняла бы куда более сложный вид, в частности, скажем, такой, который изображён на рисунке 5.2.

Рисунок 5.2. Схема пространства предстоящих работ с учётом рефлексивных отношений и возможных объективации и предметизаций мыследеятельности.

Но это значит, вместе с тем, что каждый топ, намеченный на схеме 5.1., потребовал бы новых разделений и новой организации работ и систем мыследеятельности, которые неизбежно вывели бы нас к схемам второго уровня и дальше. Поэтому пока мы хотим остановиться на схемах первого уровня и на их базе обсудить возможные отношения между программированием инженерных изысканий и типологизацией ситуаций проведения инженерно-изыскательских работ.

5.4

Для этого мы должны наложить схему организации пространства на материал мыследеятельности программирования инженерных изысканий и типологизации ситуаций. По предложению заказчиков, мыследеятельность типологизации ситуаций должна предшествовать мыследеятельности программирования инженерных изысканий и по-видимому даже войти в состав предварительных работ, подготавливающих средства для мыследеятельности программирования.

В противоположность этой установке мы остановились на совершенно другой стратегии организации работ, когда работы по программированию инженерных изысканий попадают в состав практически ориентированных исполнительских работ, а мыследеятельность типологизации ситуаций рассматривается как вторичная и формирующаяся на базе работ по программированию в виде рефлексивного типологического обобщения последних. В схематической форме это отношение между мыследеятельностью программирования и работами по типологизации ситуаций

Рисунок 5.3. Схема взаимоотношений между подготовительными и исполнительскими работами при жёстком разделении работ по программированию и работ по типологизации ситуаций.

Но чтобы реализовать эту стратегию, необходимо в ходе подготовительных исследований и разработок создать уже две группы средств и рамок, одну группу — для оснащения и обеспечения работ по программированию инженерных изысканий, а вторую группу — для оснащения и обеспечения работ по созданию обобщённой типологии ситуаций проведения инженерных изысканий (см. Pис. 5.4).

Рисунок 5.4. Схема взаимоотношений между подготовительными и исполнительскими работами при жёстком разделении работ по программированию и работ по типологизации ситуаций.

И уже от нашего выбора будет зависеть, совместим ли мы эти две группы подготовительных исследований и разработок или будем проводить их раздельно. Пока что в наших рассуждениях зафиксирован лишь тот момент, что разработка типологии ситуаций должна проводиться на базе практически выращиваемых и развиваемых нами экспериментальных работ по программированию инженерных изысканий, и, очевидно, это обстоятельство должно быть учтено при проведении необходимых предварительных исследований и разработок. Но в каком виде и в какой форме в таком случае должны предстать эти предварительные исследования и разработки — этот вопрос пока не обсуждается.

Содержание
Новые произведения
Популярные произведения