Эрнст Капп (Ernst Christian Kapp; 1808–1896) — немецкий философ, основоположник философии техники и основатель немецкой школы философии техники. В 1877 году опубликовал работу «Основные направления философии техники», где впервые анализируется феномен техники и формулируется система проблем, которая стала предметом исследования философии. В центре этой работы лежит принцип «органической проекции» (органопроекции), который подразумевает, что технические системы представляют собой подобие человеческим органам (например, железные дороги — это проекция кровообращения, телеграф — нервной системы, и так далее). Человек во всех своих искусственных созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и тем самым познает себя, исходя из этих созданий. Соединение человеческих органов (прежде всего, рук) с орудиями труда рассматривается как исходный пункт для философских размышлений о технике и её сущности.
Альфред Эспинас (Alfred Victor Espinas; 1844–1922) — французский философ, социолог и историк, теоретик деятельности. Автор книг «Социальная жизнь животных» (1877), «История политико-экономических доктрин» (1891), «Происхождение технологии» (1897), «Социальная философия XVIII века и революция» (1898). Считал себя последователем философии органопроекции. В книге «Происхождение технологии», которая представляет собой сборник его работ, помещённых в разных философских журналах, разработал концепцию технологии и праксиологии как философии действия.
Людвиг Нуаре (Ludwig Noiré; 1829–1889) — немецкий философ, был преподавателем высшей школы в Майнце. Детально разрабатывал трудовую теорию происхождения, формирования и развития человека. Автор около 20 философских сочинений. Последователь философии органопроекции. В своих основных работах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) обосновывает идею о том, что только с появлением орудий труда начинается подлинная история человечества, так как в орудиях труда человек воплощает принцип творчества, а их создание и применение — главные источники развития человеческого сознания. В орудиях труда человек «проектирует» собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Позже мозг человека, обретая функцию опережающего реагирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя как творческая сила, то есть развивается вместе с орудиями труда. Таким образом, мышление лишь позднее достигает того, что уже значительно раньше было развито благодаря деятельности, то есть «сначала было дело, а не слово».
|