Альфред Виктор Эспинас (Alfred Victor Espinas; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Альфред Виктор Эспинас (Alfred Victor Espinas). |
Дата и место рождения: | 23 мая 1844 года. Сен-Флорентин (Йонна), Франция. |
Дата и место смерти: | 24 февраля 1922 года. Сен-Флорентин (Йонна), Франция. |
Гражданство: | Франция |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: |
Философия Социология |
Область интересов: |
Общество Техника Деятельность |
Основные идеи и концепции: | Теория деятельности (праксиология). |
Текст статьи: © В. Г. Горохов. П. С. Александров. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 14.11.2024. | |
Альфред Виктор Эспинас (Alfred Victor Espinas; Эспинас считал себя последователем философской концепции органопроекции, в основе которой лежит представление о том, что созданные человеком технические системы представляют собой подобие человеческим органам (например, железные дороги — это проекция кровообращения, телеграф и телефон — нервной системы, и так далее). Таким образом, человек во всех своих искусственных созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и тем самым познаёт себя, исходя из этих созданий. Соединение человеческих органов (прежде всего, рук) с орудиями труда рассматривается в концепции органопроекции как исходный пункт для философских размышлений о технике и её сущности. В своих работах Эспинас рассматривает человека как продукт психологической и социологической проекции, которые его персонифицируют. Так, прикладные искусства не передаются по наследству вместе с особенностями организма, но как продукт опыта и размышления они «прививаются» индивиду «примером и воспитанием»; тем самым они дают начало науке. Именно этот процесс передачи навыков автор называет предметом технологии. Он вводит понятия «праксиология» (образовано от греческого слова: πράξις — деятельность, практика), которая отражает коллективные проявления воли, продуманные либо произвольные, самые общие формы действий, и «технология» (образовано от греческого слова: τέχνη — искусство, мастерство, умение), которую он относит к «зрелым искусствам», дающим начало науке и «порождающим технологию». Таким путём, по мысли Эспинаса, будет положено начало новому учению о человеческой деятельности, которое даст возможность извлечь основные законы человеческой практики и станет рядом с учением о познании, столь многосторонне разработанным, и тем самым заполнит пробел, — отсутствие «философии действия. В технологии Эспинас видит три существенных особенности, которые следует рассматривать с трёх точек зрения; 1) предполагается производить аналитическое описание явления с учётом конкретных условий его существования (времени, места, социума); 2) закономерности, условия, причины, предшествовавшие явлению, следует изучать с динамической точки зрения; 3) необходимо применять комбинацию статических и динамических точек зрения, дающих возможность изучать явление во времени: его рождение, апогей и упадок, которые составляют ритм его существования. Совокупность этих трёх измерений и образует общую технологию. Поскольку предмет исследования Эспинаса — история технологии, то это одновременно подразумевает и историю философии действия, то есть наблюдение за тем, как философия действия следует за развитием индустрии и техники. В отличие от неё история самой техники должна показать, как возникшие из техники доктрины влияли обратно на искусства и породили более совершенные формы практики. Так, анализируя тексты древнегреческих авторов, Эспинас демонстрирует важные изменения в эллинской культуре Результат своего анализа Эспинас заключает следующим образом: «Итак, вся техника этой эпохи имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной». Весь этот период Эспинас обозначает как физико-теологическую технологию. В следующий за ним период, характеризующийся сменой традиционалистического режима олигархии тиранией, техника становится утилитарной, светской, сознательной, искусственной фабрикацией, «техникой орудия». «Человек, изобретатель искусств, осознаёт роль мышления и опыта в изобретении: роль богов уменьшается. Благодаря разделению труда и специализации работников, технические приёмы улучшаются, улучшения не только не вызывают осуждения, но и являются предметом восхищения». |
|
Библиография |
|
Избранные произведения: |
|
|
|
Альфред Виктор Эспинас
Тексты |
---|
Эрнст Капп, Людвиг Нуаре, Альфред Эспинас:
Роль орудия в развитии человека 25.05.2009 Эрнст Капп, Людвиг Нуаре, Альфред Эспинас. Роль орудия в развитии человека (Сборник статей). — Л., 1925. |