Выведение проблем управления на методологический уровень мы считаем ответственным, но и оправданным ходом. Позволим себе следующую иллюстрацию. Власть, которая выражает древнейшую форму управления, представляет один из трёх модусов бытия: хлеб, чудо, власть (предметы искушения Спасителя). В. В. Розанов в анализе «Легенды о Великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского [120, 75] показывает, что люди в силу своей испорченности не могут принять на себя бремя свободы и совести, отказываясь от них в пользу хлеба, чуда и авторитета. «Большего отчаяния, чем какое легло в эту странную и очень трудно опровержимую идею, никогда не было» — резюмирует В. В. Розанов [120, 88] своё философско-религиозное осмысление Легенды.
Мы, однако, считаем, что отмеченная трудность человечеством всё же преодолевается в различных культурных формах, хотя и не всем человечеством сразу, и не в целостности, но субъектами отдельных общественных сфер, в отдельных модусах бытия. Так, в экономике — культурной форме воплощения материальной жизни (модус «хлеба») — субъекты рыночной экономики как раз воплощают в предпринимательстве дух свободы и ответственности. В науках и искусствах — культурных формах созидания, открытия нового (модус «чуда») — их субъекты своим свободным творчеством воплощают преодоление искушения «чудом», они сами его создают. И сегодня, может быть, только в управлении — культурной форме воплощения «власти» — ещё не преодолевается «искушение» авторитетом и субъекты управления (здесь в широком смысле — и первые лица, и подчинённые) даже не проблематизированы обретением свободы. Одна из попыток такой проблематизации, но в узко профессиональных рамках, и возможный подход к решению проблемы составили содержание представленной концепции рефлексивного управления.
Мы не переоцениваем возможность практического осуществления деятельности руководителей на принципах рефлексивного управления. Это сделать очень сложно в силу того, что данная концепция затрагивает культурные установки субъектов управления, а их смена всегда проблематична, требует огромных усилий. И всё же, в процессе приложения концепции к реальной практике управления, осуществляемого автором в последние годы, получены обнадёживающие результаты. Вот некоторые из них:
- Опытный руководитель сегодня далеко не обольщается прошлыми и настоящими успехами исследователей в области управления. Вследствие этого он весьма консервативен и практически недоступен консультанту. Однако, обнаружение руководителем (посредством критической призмы концепции), например, того факта, что и то немногое, что он «держит в руках», по сути не его предмет, то есть обнаружение того, что «король то голый», делает даже достаточно консервативного руководителя открытым для дальнейшей работы с концепцией.
- Обсуждение проблемы непрофессиональности управления также оказывается очень важным и помогает преодолеть консерватизм руководителя.
- Вскрытие степени отчуждения менеджмента предприятия от первого лица также оказывает положительное влияние на установки последнего (ибо вскрываемая степень отчуждения намного превосходит все предположения руководителя).
- Следующий принципиальный момент связан с проблемой актуализации смысла деятельности руководителя. Здесь решающим становится то, что концепция рефлексивного управления вскрывает природу и механизм появления у руководителя смысла деятельности. Когда руководитель «схватил» существо понятия смысла деятельности, то это также во многом оказывается для него откровением.
- Также продуктивным для руководителя становится преодоление установки на субъект-объектные отношения. Вообще, выделение руководителем понятия концептуального предприятия как предмета собственной деятельности имеет своим следствием строгую стратификацию проблем компании (на собственно проблемы руководителя и на проблемы менеджеров). Фактически, здесь во многом и происходит раскрепощение руководителя, преодоление им цейтнота.
- По ходу работы срабатывают некоторые «тонкие» положения концепции, на что расчёт иногда и не делается. Так, руководитель очень живо воспринимает положение о необходимости ориентироваться на «слово», что приводит к скрупулёзной терминологической проработке вводимых в работу абстрактных понятий деятельности компании.
- Конечно, в работе проявляется и множество трудностей. Прежде всего они сказались в процессе привлечения к новой управленческой культуре менеджеров компании. Концепция рефлексивного управления требует от субъекта определённого навыка работы с абстрактными понятиями, вообще с понятийной проработкой материала. А это специфический навык, которым далеко не все владеют. Также сложно даётся отказ от привычной «экстравертной» ориентации менеджеров и отождествление предмета с собственной деятельностью. Выстраивание отношений руководителя с подчинёнными на основе понятия критерия делегированной деятельности оказывается довольно плодотворным, но и довольно сложным в разработке, здесь проявляются и сущностные, и просто количественные сложности.
- Работа по внедрению концепции в компании продолжалась довольно долго — порядка двух лет — и всё это время у руководства не возникало сомнения в сделанном «управленческом» выборе, хотя временами возникали и очень непростые ситуации.
Концепция ориентирована, как было отмечено, на раскрепощённого свободного человека, каких всегда было, есть и будет немного. Но нас поддерживает убеждённость в том, что именно эти немногие в конечном счёте и определяют культурные ориентиры большинства. Управленческая элита, переросшая проблему своего социального утверждения и созревшая для осуществления себя и дела, найдёт в рефлексивном управлении способствующий этому инструмент.
|