Проблемы построения и совершенствования деятельности руководителя мы исследуем в трёх родах деятельности: практике, проектировании (инженерии) и науке. Отношение между ними — методологическую схему — иллюстрирует рис. № 1.1. ПрактикаВ прошлом уже уделялось немало внимания отношению производства с проектированием и наукой. Переходом от понятия производства к понятию практики мы значительно расширяем обсуждаемый предмет — практика понимается нами шире производства. Но, и более того, под практикой мы понимаем вообще любую деятельность, рассматриваемую её субъектом как смысловую, целевую — как «окончательную» для себя, а не как вспомогательную. Для практики допустимо отсутствие внешней востребованности в ней. Востребованность может быть и собственной для субъекта практики.
Знать и действовать — разное. И хотя для человека актуально и то, и другое, но именно в области практики акценты должны быть сделаны на способности человека к действию. В конечном счёте, именно «делание дела» составляет существо практики. Практику нельзя «объяснить» наукой, в ней теории (идеальное) в «чистом» виде не работают, не работает и предсказательная сила науки, всему этому непосредственно в практике нет места. В то же время, способность субъекта практики к действию в значительной степени определяется его вооружённостью инженерными средствами и методами (также большое значение имеют волевые параметры субъекта деятельности, но этой области мы не касаемся). Субъект практики может испытывать неудовлетворённость, прямо связанную с отсутствием адекватных методов и средств, то есть таких, которые открывают ему саму возможность к действию. В этом случае практик адресует свою неудовлетворённость инженеру (проектировщику). ПроектированиеКак отмечалось А. С. Казарновским [71], в области управления часто отсутствует проектная деятельность. Соглашаясь с такой критической оценкой, остановимся на более подробном обсуждении понятия проектирования (инженерии). Инженерия появилось как область, осуществляющая связь производства с наукой. В понятие «инженерия» В. Г. Горохов и В. М. Розин, например, включают [51]: изобретательство, проектирование, конструирование и отладку. Причём, вначале инженерия была приоритетно ориентирована на проектирование продукта производства и лишь Отказ от использования нами термина «система» в пользу более узких по смыслу терминов «средство» и «метод» не случаен, этим мы пытаемся избежать определённых рисков. Провозглашение системы деятельности предметом инженерии выбивает почву из-под субъекта практики, сводит его роль лишь к «функционированию» в этой созданной инженером системе. Но «функционирование» уже не может составить для субъекта самостоятельной и значащей деятельности, то есть, практика исчезает! Таким образом, от исходной (и проблемной) ситуации отсутствия профессионально самостоятельной проектной деятельности мы в этом случае приходим к ситуации исчезновения профессионально самостоятельной практики. К сожалению, отмеченная демаркация до сих пор должным образом не осознана и не обозначена (в том числе, в так называемой методологии системного проектирования [28, 18–24]), отчего как практика, так и проектирование имеют множество проблем и рисков. Положение осложняется тем, что, как мы отметили выше, субъект проектирования в определённом контексте может воспринимать свою деятельность как собственную практику. Если же он осуществляет это не как профессиональный, технологический приём, то есть локально, но «не допускает» к себе вообще никакую внешнюю практику (её востребованность), то он действительно поглощает своей инженерной деятельностью деятельность практика. И такое положение, если присмотреться внимательно, системный подход даже предписывает. Отмеченное опасное обобщение проектной деятельности мы находим в следующем высказывании американского исследователя Г. Саймона [28, 106]: Опишем ещё одну, связанную с данным положением, проблему. Сегодня в ряд ключевых понятий методологии проектирования вошло понятие артефакта. Я. Дитрих даёт ему следующее определение [61, 21]: Все призывы методологов проектирования, того же Дитриха, к ответственности инженера (удивительно, но часто с упованием на системный подход, который данную проблему отчасти и порождает) тщетны, поскольку инженер в принципе чужд мировоззрению практика. Ответственность перед обществом может лежать только на субъекте, который отрабатывает востребованность общества, а это исключительно — практик. Позицию практика нельзя упразднить из социальных и хозяйственных процессов без серьёзного для них ущерба. Инженер, в свою очередь, ответственен только перед практиком, для чего последний должен быть наделён соответствующими правами. Возложить ответственность на инженера — вредная утопия, фактически снимающая ответственность с практика и не наделяющая ответственностью проектировщика, к сожалению, именно такое положение мы чаще всего и наблюдаем в реальности. Отчасти решение отмеченных выше, а также собственных проблем методологии проектирования мы связываем с появлением взгляда на проектирование как на деятельность по преобразованию естественного в искусственное [28, 79–106]. Дело в том, что очень серьёзной проблемой проектирования становится отсутствие опоры в современной инженерии на науку. Особенно это касается антропологических наук, впрочем, отчасти это происходит Анализируя взаимоотношения естественного и искусственного академик Б. М. Кедров отмечал [75]:
Причем, подчеркнём — на внешнюю к инженеру цель, иначе эта целеустремлённость становится бессмысленной. Любопытно упоминание Х. Блюменбергом [35, 109] об интерпретации понятия государства у Гоббса: Итак, мы предполагаем становление проектной деятельности как новой, по крайней мере, как далеко не сложившейся профессиональной области в управлении. Нам известна попытка Г. П. Щедровицкого декларировать так называемую оргпроектировочную деятельность с аналогичным мотивом, но как составную часть организационно-деятельностной игры (ОДИ) [155]. Однако, от подхода ОДИ мы свой подход к проектированию, и в целом к решению проблем управления, существенно отличаем, что будет ясно из дальнейшего изложения наших принципов строительства управленческой деятельности. НаукаНаучная деятельность должна ограничиваться выработкой понятий и поиском законов исследуемого природного явления. Эти понятия и законы востребуются субъектом проектирования, который данное природное явление использует при создании инженерных средств и методов (востребуемых уже субъектом практики). Здесь мы видим две принципиальные трудности методологического характера. Как было отмечено ранее, в управлении проектная деятельность часто не идентифицируется (отсутствует), поэтому средства практики управления появляются как результат научной работы со свойственными научному продукту: универсальностью (отсутствием прикладных возможностей/функций, невозможностью настройки на специфику конкретной практической ситуации) и абстрактностью (сложностью интерфейса — плохими сервисом и сложностью доступа). Соответственно, внедрение подобных «средств» в конкретную практику управления обычно превращается в непреодолимый по сложности процесс. С другой стороны, ситуация отсутствия в проектировании опоры на науку (не идентифицируются научные основания, вероятно, именно эта ситуация наиболее часто встречается) приводит к тому, что появляющиеся инженерные средства управления не могут получить широкого распространения, часто оказываются ненадёжными и неадекватными потребностям практики. Так, некий проектировщик может создать метод или механизм управления, исходя из того предположения, что все люди ленивы и различаются лишь её степенью. Как относиться к такому управленческому проекту (механизму)? Вероятно, подобные управленческие механизмы применять допустимо, но при понимании степени адекватности их реальной ситуации. Но последнее-то часто и не учитывается (да и учесть это сложно), в результате в управлении складывается множество рисков, часть которых мы уже упоминали. У Гёте встречается такая мысль [47, 428]: Контекстное, зависимое положение науки, отражённое в нашей методологической схеме, в действительности относится исключительно к иллюстрации порядка взаимодействия трёх видов деятельностей, возникающего в ходе отработки общественной востребованности. Реально же, мотивация научной деятельности для её субъекта (исследователя) исключительно «внутренняя», творческая. Эта деятельность по-своему существу автономна и самодостаточна. Полани отмечал: Понятно, что мы не можем принять деление науки на так называемые прикладную и фундаментальную — такое деление есть явление опять же социального и экономического, но не научного порядка. Отмеченная самодостаточность принципиально отличает науку и практику от инженерии, жёсткую обусловленность которой мы пытались ранее обосновать. Переходы, взаимодействие родов деятельностиПостроение, совершенствование и осуществление управленческой деятельности влечёт взаимодействие обсуждаемых родов деятельности. Это взаимодействие разворачивается согласно нашей методологической схеме следующим образом:
Проанализируем междеятельностный переход, присутствующий в методологической схеме — переход из области практики в область проектирования (переход от шага 2 к шагу 3). Переход из области проектирования в область исследований (от шага 4 к шагу 5) обладает аналогичными свойствами. Выход практика (субъекта управления) на проектировщика происходит исключительно через потребность в снятии им своей неудовлетворённости отсутствием адекватных средств. Но фиксация данной неудовлетворённости — порог деятельности «чистого» практика. В рамках деятельности типа «практика» он не может выйти и осуществить постановку инженерной задачи — компонента уже профессионально другой деятельности. Но, с другой стороны, нельзя ожидать и от «чистого» проектировщика компетентности в неудовлетворённости практика (а именно в её адекватности), для него это свойство адекватности также недоступная область. И более того, выход из одного рода деятельности в другой является вообще иррациональным моментом. Это означает, что невозможно логически, рационально найти и обосновать переход от сформулированной неудовлетворённости практика к постановке конкретной инженерной задачи. Возможна определённая аналогия междеятельностного перехода (перехода от неудовлетворённости практика к постановке инженерной задачи или перехода от неудовлетворённости проектировщика к формулировке научной проблемы) с «логическим разрывом», о котором говорит Полани [116, 180]: Отсюда мы делаем важный вывод: два субъекта — практик и проектировщик — с рафинированной деятельностью у каждого (с практикой и проектированием, соответственно) в принципе не могут стыковать свои деятельности для достижения какой-либо общей цели. Поэтому переход между деятельностями может быть реализован только одним и таким субъектом, деятельность которого охватывает оба вида деятельности, в нашем случае — и практику, и проектирование. Переход осуществляется посредством неартикулированной, иррациональной, интуитивной деятельности, которая, очевидно, неделима и может быть осуществлена лишь одним и конкретным субъектом. Ещё несколько замечаний по методологической схеме. Существенно различаются продукты трёх родов деятельности в своём институциональном статусе (в своём утверждении, признании). Если для подтверждения состоятельности некоторого артефакта (инженерного средства или метода) достаточно единственной демонстрации его успешного использования (работоспособности), и никакие сколь угодно многочисленные демонстрации его непригодности в других случаях не являются опровергающими данный артефакт — это лишь демонстрирует сужение области его приложения и не более, то научное утверждение (закон, принцип, теория, формула, другой продукт науки) опровергается уже единственным фактом, демонстрирующим его недостоверность, и эту ситуацию не поправляют сколь угодно многочисленные факты, подтверждающие выдвинутое утверждение. И в этом смысле (институциональности) продукты человеческой практики вообще не требуют какого-либо признания — они институциональны по определению, поскольку востребованы и обращены к «своему» субъекту, соответственно, не могут быть не признаны. Можно также заметить, что субъекты выделенных нами трёх родов деятельностей (и сами деятельности) различаются и в некотором общем, мировоззренческом смысле: субъект практики — это «человек действующий», субъект инженерии — это «человек созидающий», а субъект науки — это «человек понимающий» («человек, выслушивающий свидетелей» по Канту). Ясно осознаваемое выделение и различение практики, инженерии, науки, а также и методологии (философии) важно в связи с тем, что очень много значимых для науки идей можно почерпнуть в философии, для инженерии — в науке, а для практики — в инженерии. Однако, это ещё довольно редко происходит — междеятельностный переход преодолеть очень сложно. Также всё меньше на решение данной проблемы работает и современное образование, которое становится всё менее академическим (фундаментальным), а значит у специалиста (субъекта практики или инженерии) сегодня всё меньше шансов на плодотворное использование идей науки и тем более философии. Логика наших дальнейших исследований в данной работе полностью соответствует описанной методологической схеме. Глава 2 и начало главы 3 посвящены анализу проблем сложившейся практики управления. В главе 3 обсуждаются основные идеи и особенности практики рефлексивного управления. В главе 4 обсуждается возможность научных оснований рефлексивного управления и антропологические явления (явления человеческой деятельности), которые мы кладём в основание инженерии (косвенно — и практики) рефлексивного управления. В главе 5 рассмотрены некоторые проблемы инженерии рефлексивного управления, описаны существенные моменты методики построения деятельности руководителя в концепции рефлексивного управления, а также обсуждаются некоторые проблемы автоматизации управленческой деятельности в концепции рефлексивного управления. Работа носит концептуальный характер, затрагивает все стороны управления и составляет по сути некую новую парадигму управления. |
|||
Примечания: |
|||
---|---|---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. |
|||
Оглавление |
|||
|
|||