Лев Маркович Веккер ( |
|
Об авторе этой книги. Предисловие Владимира МагунаЯ испытываю глубокое удовлетворение, представляя читателям эту книгу и её автора. В контекст отечественной психологии возвращается один из её творцов, чьи исследования и теоретические построения в высшей степени необходимы для дальнейшего развития нашей науки, для поддержания её в рабочем состоянии и для осуществления полноценного психологического образования. Лев Маркович Веккер родился в 1918 году в Одессе — городе, давшем нашей стране целую плеяду высоко одарённых людей. В середине В 1944 году В Ленинградском университете создаётся отделение психологии и Лев Маркович становится одним из пяти его первых студентов. Потом — аспирантура, и в 1951 году защита кандидатской диссертации «К вопросу о построении осязательного образа». После окончания аспирантуры и блестящей защиты — трудные поиски работы, которые завершились переездом в Вильнюс, где Лев Маркович вплоть до 1959 года преподаёт психологию в педагогическом институте. (Сегодня в Прибалтике все активно обсуждают тему государственного языка, и примечательной в этой связи выглядит такая деталь: в В 1959 году под редакцией Б. Г. Ананьева выходит книга «Осязание в процессах труда и познания», где Л. М. Веккер впервые публикует свою классификацию физических свойств вещей и показывает, что только одна из групп этой классификации может служить физическим основанием механизмов психики. В этом же году Лев Маркович возвращается в Ленинград, ведёт исследовательскую работу и преподаёт в Ленинградском университете вплоть до осени 1981 года. Блестящие, страстные лекции Л. М. Веккера слушали сотни студентов, многим из них посчастливилось выполнять под его руководством дипломные работы и диссертации. Именно в этот период в издательстве Ленинградского университета выходят основные труды Л. M. Веккера — книга «Восприятие и основы его моделирования» (1964), ставшая его докторской диссертацией, и трёхтомник «Психические процессы» (том 1 — 1974, том 2 — 1976, том 3 — 1981); преданным и глубоко понимающим редактором этих книг была Галина Кирилловна Ламагина. В 1977 и 1979 годах Лев Маркович провёл два семестра в Германии: немецкие коллеги пригласили его заведовать мемориальной кафедрой В. Вундта и читать лекции студентам Лейпцигского университета. В 1981 году Л. М. Веккер покидает Ленинградский университет и подаёт просьбу об эмиграции, в этой просьбе ему и его семье отказывают, и несколько лет, вплоть до 1987 года, он находится на положении «отказника». (Однажды в эти годы он, выражая признательность своей жене и детям — Борису и Наталье — за поддержку и преданность, сопоставил два самых тяжёлых периода своей жизни: «Четыре года войны и четыре года отказа»). Тем не менее всё это время Лев Маркович продолжал научную деятельность, делился её результатами со студентами и с коллегами, а в С началом перестройки «открываются шлюзы» и Лев Маркович выезжает с семьёй в США. И здесь, вопреки всем скептическим прогнозам, 70-летнего эмигранта принимают на работу сначала в корпорацию BDM, а затем в Университет Джорджа Мэйсона, расположенный неподалёку от Вашингтона. В этом университете Л. М. Веккер и трудится в настоящее время, сочетая обязанности профессора факультета психологии с работой в Институте перспективных исследований имени Ш. Краснова. В Америке, ставшей для Льва Марковича второй родиной, он работает над тремя книгами. Две из них — «Эпистемология и история мировой когнитивной психофизиологии» и «Психофизическая проблема как стержень научной психологии» — уже завершены. Работа над третьей книгой — «Ментальная репрезентация физической реальности» — осуществляется в соавторстве с американским коллегой Джоном Алленом, профессором университета Джорджа Мэйсона, и в настоящее время продолжается. За время жизни в США Лев Маркович четырежды приезжал в Россию, выступал с лекциями в Москве и Санкт-Петербурге, многие часы провёл в общении с коллегами, оказывал практическую помощь отделу по работе с персоналом Санкт-Петербургской атомной электростанции. Такова внешняя канва профессиональной биографии Л. М. Веккера. Внутренним же её содержанием был и остаётся неустанный поиск ответа на вопрос о природе и механизмах человеческого познания. Эту задачу Лев Маркович осознал, ещё будучи подростком. Он до сих пор отчётливо помнит, как, глядя в окно, задумался о том, почему он видит людей, идущих по улице, там, где они действительно находятся, хотя реально их изображение расположено на сетчатке его глаз. И как, передвигая свои очки на различное расстояние от глаз, наблюдал меняющиеся изображения предмета и удивлялся, что предмет остаётся одним и тем же, а его образы меняются. Выстраданность сегодняшних ответов Л. М. Веккера на эти вопросы я особенно остро почувствовал, когда однажды Л. М. Веккер показал мне тетрадь со студенческим докладом, где кратко была изложена принципиальная схема того, что мы все впоследствии слышали на его лекциях и читали в его книгах. Книги и работы Л. М. Веккера не издавались в нашей стране с начала Основной пафос деятельности Л. М. Веккера — решение проблемы объективности человеческого познания, определение его возможностей и ограничений и поиск тех психологических механизмов, благодаря которым эти возможности реализуются. И хотя первоначально эта проблема возникла перед Львом Марковичем как чисто научная, постепенно она приобрела для него и важный социальный смысл как форма противостояния фальши и лжи, опутывавшей советскую общественную и государственную жизнь. Ирония ситуации состояла в том, что Л. М. Веккер произносил в своих работах и выступлениях те же слова, которые составляли лексикон официальной советской идеологии — «материализм», «отражение», «познаваемость мира» и другие, но использовал их как реальные инструменты познания, последовательно проводя те принципы, которые в официальной идеологии лишь декларировались, чтобы прикрыть прямо противоположные по смыслу подходы. Работы Л. М. Веккера трудно представить вне полемики (часто скрытой), которую он вёл с господствовавшими в советской психологии представлениями, с архетипами, если можно так выразиться, советского психологического мировоззрения. Так, например, в предлагаемой вниманию читателей книге красной нитью проходит мысль о необходимости разведения в составе психических процессов — и вообще в составе ментальной реальности — более элементарных (исходных) и более сложных (производных) образований; методологию подобного разведения Л. М. Веккер удачно называет «аналитической экстирпацией». Эта идея о необходимости начинать научный поиск с движения «снизу-вверх» (и лишь позже переходить к анализу влияния высших уровней психики на более низкие) резко противостояла доминирующей тенденции вести психологический анализ «сверху-вниз», преувеличивать роль «коры» (в ущерб «подкорке»), сознания (в ущерб бессознательному), активного действия (в ущерб пассивным формам психических процессов), и так далее. Нетрудно заметить, что подчёркивание доминирующей и регулирующей роли более «высоких» психических структур по отношению к более «низким» и пренебрежительное отношение к этим исходным структурам и процессам было не чем иным, как своеобразной проекцией на психику индивида тех принципов, по которым функционировало авторитарное советское общество. И поэтому та линия, которую вёл — вместе с Б. Г. Ананьевым и И. М. Палеем — Л. М. Веккер, восстанавливала в правах «демократические» аспекты организации человеческой психики, игнорируемые доминирующей парадигмой. В этом же ключе можно интерпретировать и острую полемику Льва Марковича с «психологическим централизмом», его поражающие воображение идеи о роли периферии и, прежде всего, кожных и мышечных взаимодействий со средой в формировании и функционировании всех, даже наиболее сложных, психических процессов. Все эти подходы были важным идейным вкладом в подготовку тех социальных, культурных и экономических перемен, в полосу которых наша страна вступила в конце 80-х — начале Конечно, происшедшие изменения решили далеко не все проблемы и не привели автоматически к торжеству научного (без кавычек) мировоззрения. К сожалению, по-прежнему популярны упрощённые решения, «спрямляющие» реальные сложности изучаемого психологией объекта, сложности, которые бережно и адекватно стремится воспроизвести в своих работах (тоже отнюдь не простых для понимания) Л. М. Веккер. Но перемены в российском обществе дают нам возможность свободно, без идеологических оглядок и оговорок, обсуждать самые острые проблемы психологической науки, а также принять — и по достоинству оценить — вклад тех, кто, подобно Л. М. Веккеру, не только постоянно напоминает нам о «последних», конечных вопросах бытия, но и своей подвижнической деятельностью доказывает возможность их решения средствами науки. Владимир Магун, заведующий сектором исследований личности Института социологии Российской Академии наук, кандидат психологических наук, март 1998 года. Предисловие редактораОбъединить в одной теоретико-экспериментальной концепции удивительно многообразную картину психических явлений — такая задача, помимо огромных физических и душевных усилий, требует предельной целенаправленности. Именно эти личностные качества отличают профессора психологии Льва Марковича Веккера. На протяжении всей своей профессиональной деятельности, от первого студенческого доклада в 1939 году до подготовленной недавно к печати новой рукописи, автор «Единой теории психических процессов» чётко следует намеченной им однажды линии исследования. Логика научного поиска ясно прослеживается в образующей основу теории концептуальной канве, которая включает в себя первоэлементы авторских предположений и утверждений, экспериментально подтверждённых гипотез и методологически обоснованных прогнозов. Сложность воздвигаемой конструкции вполне адекватна комплексности и глубине авторского мировоззрения. Физика и философия, психология и физиология оказываются координатами, задающими вектор исследовательской мысли. Результаты научного творчества Л. М. Веккера впечатляют: более чем за полвека им опубликовано пять монографий и свыше ста статей. Цель же данной книги, задуманной как учебное пособие для будущих профессионалов, и задача редактора-составителя заключались в отборе для включения в монографию тех материалов, которые позволили бы читателю составить целостное объёмное представление об одном из самых оригинальных подходов к изучению механизмов и природы психики. В книгу вошли частично переработанные тексты, публиковавшиеся в виде отдельных статей и глав монографий с 1959 по 1981 годы. Все первоисточники указаны в списке литературы, приведённом в конце книги. Отобранные материалы были распределены по частям и главам в соответствии с авторским замыслом и логикой всего монографического исследования — от общих характеристик расположенных на границе с ментальной сферой процессов до механизмов психической интеграции. Названия основных разделов книги — от Человека Ощущающего до Человека Действующего — также были призваны отразить специфику авторского подхода к анализу психической реальности, обозначающую особый — антропологический — аспект рассмотрения проблемы ментального. Введение более дробных подзаголовков внутри глав не только несколько облегчает чтение довольно сложного по природе своей текста, но и делает их связующим элементом между помещёнными рядом материалами, имеющими зачастую разную датировку. К сожалению, нам не удалось привести весь справочный аппарат книги в полное соответствие с современными требованиями. Целый ряд ссылок на работы других авторов в текстах двадцати-тридцатилетней давности обходился без точных библиографических указаний, и в процессе подготовки этой книги нам не удалось восстановить все эти пробелы. Насколько удачной получилась вся композиция — судить читателю. Редактор, также как и автор, надеется, что книга послужит стимулом для нового диалога между всеми, кто всерьёз решил посвятить свою профессиональную жизнь поиску решения одной из самых интригующих загадок человеческой природы — механизмам формирования психики. Александр Либин, январь 1998 года. Москва — Вашингтон — Москва. Предисловие автораПрежде всего я хотел бы поблагодарить моих российских коллег, студентов, аспирантов и сотрудников Ленинградского университета, без многолетнего и непрерывного взаимодействия с которыми не было бы того, что мною было сделано и получает сейчас выражение в этой книге. Как я уже упоминал в нескольких моих русских работах, если бы не самоотверженная инициатива Галины Кирилловны Ламагиной и сотрудников издательства Ленинградского университета, все мои предшествующие работы, получившие своё продолжение и завершение в этой книге, тоже были бы невозможны. Не менее сердечно я должен поблагодарить редактора-составителя Александра Викторовича Либина, инициатива, целеустремлённость и активная творческая деятельность которого сделали эту книгу возможной. Я очень признателен за доброжелательную и дружескую помощь профессору Валерию Николаевичу Сойферу (George Mason University, Fairfax, USA), а также Директору программы «Высшее образование» Института «Открытое общество» профессору Якову Михайловичу Бергеру. Слова сердечной благодарности я адресую своим многолетним коллегам Маргарите Степановне Жамкочьян и Владимиру Самуиловичу Магуну. Кроме того, самые теплые слова признательности за многолетнее сотрудничество приношу профессору Иосифу Марковичу Палею, соавторство с которым сыграло наиболее важную роль в моей работе. Также за значительный вклад в серию экспериментальных исследований приношу благодарность Владимиру Валентиновичу Лоскутову. Трудно переоценить поддержку моего коллеги Эдуарда Манукяна. Эта книга связана также с итогами десятилетнего американского периода моей жизни и работы. Что касается моих американских коллег, я должен искренним образом поблагодарить сотрудников факультета психологии George Mason University, в особенности бывшего декана факультета психологии Джейн Флинн (Jane Flinn) и нынешнего декана — Роберта Смита (Robert Smith) за их многолетнюю и очень активную поддержку и помощь. Кроме того, особые слова благодарности я приношу профессору Гарольду Моровицу (Harold Morowitz), директору Красновского института перспективных исследований, и его ближайшим сотрудникам за те условия работы, благодаря которым я получил возможность завершить этот труд и продолжить свою профессиональную деятельность. Я очень признателен Роджеру Джиси (Roger Geesy), ведущему специалисту корпорации BDM, с которым я проработал четыре очень продуктивных года своей жизни, и Сюзанне Чипман (Susanna Chipman), директору Центра когнитивных исследований NAVY. Не могу не сказать ещё об одном. Хотя я более чем удовлетворён тем, что живу и работаю в Соединённых Штатах Америки, где стало возможным продолжение моей научной деятельности, воплощение в данной книге моего участия в российской научной жизни является для меня глубочайшей отрадой. Хочу также сказать, что моим жизненным принципом было и остаётся правило, прекрасно сформулированное Сент-Экзюпери: «Если разум Лев Веккер. 11 февраля 1998 года, Фэрфакс, США. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|