4.1. Технознание, естествознание и обществознание: проблема соотношенияПроблема соотношения технознания, естествознания и обществознания ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до настоящего времени не ставилась и её анализ предпринят впервые. Зато активно рассматривалась проблема взаимосвязи технических наук с естественными и общественными науками. По этой проблеме имеется достаточно обширная литература 1, на которую мы будем опираться в своём исследовании. Одним из первых отечественных учёных, обратившихся к анализу места технических наук в общей системе научного знания был Представляя в обобщённом и огрублённом виде всю совокупность знаний, охватываемых естественными, техническими и общественными науками, в виде замкнутой цепи, в которой технические науки расположены между естественными и общественными науками, разделяя и одновременно объединяя их между собой, Место технических наук в системе наук С. В. Шухардин при выявлении места технических наук в системе наук путём раскрытия внутренних взаимоотношений между наукой, с одной стороны, и техникой, а также производством, с другой, исходит из положения о постоянном переходе материальной и идеальной стороны познавательной и практической деятельности человека, превращением одного в другое 6. При этом он уточняет модель превращения материального и идеального друг в друга, предложенную С. В. Шухардин, в отличие от Непосредственному анализу места технических наук в системе современного научного знания посвятил свою статью
Интеграционные процессы в науке как особой отрасли труда происходят на уровне исследовательской деятельности учёных; как системы знаний — в процессе изменения структуры науки и овладения научными знаниями, то есть в процессе образования; в качестве непосредственной производительной силы — через научное решение комплексных задач, производственный эксперимент, инженерную деятельность, работу «заводской науки» 10. Всё это означает, что взаимосвязь наук имеет как бы различные «этажи», учёт которых составляет важный принцип исследования проблемы взаимосвязи науки и определения роли технических наук в этом процессе. Помимо вышеприведённых исследований, в которых анализируется место технических наук в общей системе научного знания, имеется немало работ, в которых рассматриваются отдельно вопросы взаимосвязи естественных и технических наук, технических и общественных наук. Такое раздельное рассмотрение проводится в частности в уже неоднократно упоминавшейся «Специфике технических наук» 11. Так, В первую очередь они выделяют историко-генетические связи, существующие между естественными и техническими науками, действующие по двум каналам. Существуют и другие каналы взаимодействия естественных и технических наук, многие из которых выводятся из анализа историконаучных фактов. Историко-научный материал показывает наличие взаимодействия предметных областей естественных и технических наук, реализуемое как «наложением» их знаний на один и тот же технический объект, так и при исследовании воздействия технических средств на природу и, наоборот, влияния природных условий на характер работы подобных объектов. Примерами такого рода служат гидротехника, гидроэнергетика, гелиотехника, инженерная геология, а также такие научно-технические комплексы, как атомная энергетика, космонавтика и другие, интеграторами естественно-научных и технических знаний которых выступают фундаментальные разделы математики, кибернетики, теоретической механики, физики, химии и других наук 14. Взаимосвязь естественных и технических наук обусловлена также известной общностью функций, целевой установки этих наук, поскольку, хотя непосредственной целью естественных наук является познание сущности явлений, законов природы, но, с другой, конечной целью — содействие человеку в практическом использовании познанных законов, выяснение и обоснование возможностей применения этих законов, что является для технических наук непосредственной целью 15. Описанные каналы взаимодействия технических и естественных наук характеризуют участие технических наук в познании природы, которое выражается в том, что технические науки производят отбор фактов и подготавливают для естествознания эмпирический материал. В другой форме исторически сложившееся опосредованное участие технических наук в познании природы и, следовательно, взаимодействие естественных и технических наук проявляется в сфере разработки и применения различных технических средств эксперимента, в которой развитие технических наук оказывается вовлечённым в «русло» внутренней логики развития естествознания 16. Наконец, взаимодействие естественных и технических наук осуществляется в области их методологии. В естественных науках происходит технизация, индустриализация методов естественно-научных исследований, в чём находит своё выражение тенденция превращения научного труда в разновидность производительного труда. Говоря о взаимодействии естественных и технических наук в области их методологии, Анализу проблемы взаимосвязи естественных и технических наук посвящены и другие исследования. Так, по мнению Проблему соотношения технических и естественных наук обсуждает и Проблема соотношения естествознания и технических наук рассматривается и западными учёными, однако, как особо отмечает Рассмотрим теперь взгляды исследователей на проблему соотношения технических и общественных наук. Одним из первых исследователей, обратившихся к этой проблеме, был
В процессе взаимодействия рассматриваемых наук прикладные функции технических наук нередко преобразуются в фундаментальные по отношению к наукам о человеке и обществе 23. Проблемы взаимосвязи технических и общественных наук обсуждались и Первой чрезвычайно важной для технических наук проблемой, возникающей в процессе создания новой техники и требующей обращения к общественным наукам, является определение критерия прогрессивности массового производства тех или иных технических средств, определяемого целой системой наук. Технические системы получают, таким образом, научное обоснование многих социальных параметров, наиболее существенные из которых можно свести, по мнению
Несколько иной подход к проблеме взаимосвязи технических и общественных наук предлагает В. И. Белозерцев, анализируя проблему взаимосвязи технических и общественных наук, и оценивая вышедшую в последние годы литературу по этой проблеме, отмечает, что в этих работах лишь фиксируется многообразие и многоплановость связей технических и общественных наук, но не выясняется внутренняя логика этих взаимосвязей 29. Поставив перед собой цель уяснения логики взаимодействия технических и общественных наук, Рассмотрев взаимодействие технических и общественных наук на базе движения объекта технической практики, то есть на их функционально-практической основе и выделив три содержательных уровня этого взаимодействия: общесоциологический, функционально-практический и личностно-технологический, В этой второй стороне взаимодействия технических и общественных наук, также в конечном счёте определяемой как потребностями и запросами технической практики, так и запросами и потребностями общественной практики, также выделяются различные уровни и аспекты взаимодействия: от более широкого, общегносеологического до конкретно-специального 32. Рассмотрев вопросы соотношения естественных, технических и общественных наук, мы вновь вернёмся к вопросу их взаимосвязи и взаимодействия в рамках целостного современного знания. Эти проблемы получили гораздо меньшее отражение в литературе, чем проблемы соотношения технических и естественных наук, технических и общественных наук 33. Так, А. Д. Урсул, анализируя взаимодействие естественных, общественных и технических наук 34, выделяет следующие философско-методологические проблемы.
Н. М. Мончев, анализируя сущность и характер взаимодействия между общественными, естественными науками 36, сформулировал следующие основные положения:
Приведённые основные характеристики взаимодействия наук дали По методологическим аспектам взаимодействия общественных, естественных и технических наук в 1978 году в Обнинске была проведена Всесоюзная конференция и изданы тезисы докладов и выступлений 39. Остановимся на основных положениях некоторых докладов. Б. М. Кедров, анализируя гносеологическую и методологическую основу взаимосвязи фундаментальных и прикладных наук, установил исходный принцип, позволяющий охватить все отрасли наук, а сами эти науки расположить в определённом порядке. Таким принципом может служить, по мнению Определяя место технических наук в общей взаимосвязи наук, Э. С. Маркарян, исследуя исходные методологические проблемы интеграции общественных, естественных и технических наук, полагает, что исходной базовой теоретической основой интегративного взаимодействия этих наук выступают принципы самоорганизации 42. Б. Г. Юдин, анализируя процессы взаимодействия общественных, естественных и технических наук, выделяет два типа предпосылок, или два уровня взаимосвязи наук. На методологическом уровне эта взаимосвязь осуществляется за счёт переноса методов, принципов, онтологических представлений из одной группы наук в другие. На институциональном уровне взаимосвязь может реализоваться в ходе такого рода исследований, при которых объединение специалистов различных областей научного знания обеспечивается за счёт принятия ими единой установки — естественно-научной, социально-научной или техниконаучной 43. И, наконец, ещё одной работой, в которой анализируются вопросы соотношения естественных, технических и общественных наук, место технических наук в системе научного знания, интегративные тенденции в современной науке следует назвать книгу «Философские вопросы технического знания», подготовленную Институтом философии Академии наук 44. Нас будут интересовать в этой книге материалы двух разделов, подготовленные Г. И. Рузавин, анализируя проблему соотношения фундаментальных и прикладных исследований в структуре научно-технического знания, при определении места технических наук в системе научного знания подчёркивает, что правильное представление об этом можно получить только тогда, когда эти науки рассматриваются, Н. Т. Абрамова в своём разделе подвергла исследованию интегративные тенденции в современной науке и техническое знание 46. Пытаясь решить проблему единства в рамках такого Гетерогенного множества, какое составляют общественные, естественные и технические науки, следует, по мнению В этой связи Однако для современных научно-технических дисциплин такая «синтетическая» позиция вряд ли приемлема. В эргономике, например, развивающейся на стыке различных наук и осуществляющей интеграцию результатов различных наук, эти знания не синтезируются в некоторую единую развёрнутую теорию. Между элементами теоретических систем подобного вида отсутствуют внутрилогические связи. Это скорее комплекс научных знаний, существенно отличающийся от развитой научной теории, характеризующейся такими наиболее важными признаками, как относительная логическая полнота, замкнутость и непротиворечивость. С другой стороны, весь этот несистематизированный конгломерат знаний при всём вненаучном характере связи его элементов оказывается тем не менее объединённым, оформляясь в новую научную дисциплину 47. Каким же будет то основание, то системообразующее начало, с помощью которого эти практически разнородные структурные элементы соединяются между собой и приобретают внутринаучное содержание? Это основание, полагает Вывод Н. Т. Абрамовой относительно единства знания (регионального и всеохватывающего) сводится к предположению, что методологическим ключом здесь может служить идея необходимости поисков исходных начал не в пределах одного и того же, а на других уровнях исследования 48. Современные научно-технические дисциплины развиваются именно по такому пути, что было прекрасно показано в работах Итак, проведённый нами анализ работ отечественных и зарубежных исследователей по проблеме взаимосвязи естественных, технических и общественных наук показал наличие трёх основных групп работ и трёх основных проблем, обсуждавшихся этими авторами. Во-первых, это работы, в которых даётся раздельный анализ вопросов соотношения технических и естественных наук, технических и общественных наук. Такие же три основные группы проблем будет обсуждать и мы при анализе соотношения технознания, естествознания и обществознания, но попытаемся дать интегрированную картину, в которой бы все вышеназванные проблемы были сведены в единое целое. Объективным методологическим основанием для такого подхода служат такие философские принципы, как принцип единства мира, принцип всеобщей связи явлений и принцип развития. Онтологическим основанием, вытекающим из использования этих принципов, является наличие единой системы развивающейся природы, в которую в качестве взаимодействующих подсистем входят: подсистема самой естественной природы (без общества и создаваемой им в процессе взаимодействия с природой техники), развивающейся по своим естественным законам, подсистема общества как совокупность определённым образом организованных людей (индивидуумов) и подсистема техники, создаваемая обществом в соответствии со своими социальными целями в процессе взаимодействия с природой и на основе использования её естественных законов. В связи с вышеизложенным хотелось бы обратить внимание на одно существенно принципиальное положение, практически не учитываемое исследователями проблем диалектики взаимодействия природы и общества 50. Характерной особенностью этих исследований является определённая абсолютизация относительной самостоятельности подсистем природы и общества (и соответственно, техники) и недоучет их включённости в природное целое, в систему природы на правах хотя и относительно самостоятельных, но внутренне связанных с этим целым подсистем. Но поскольку целое больше суммы его частей (элементов), постольку и система природы в целом больше, чем сумма составляющих её подсистем биосферы, техносферы и социосферы, образующих новую целостную систему биосоциотехносферы. И, соответственно, закономерности биосоциотехносферы это не просто сумма закономерностей биосферы, техносферы и социосферы, но ещё и закономерности этого нового целостного образования, оказывающие влияние на характер протекания соответствующих закономерностей биосферы, техносферы и социосферы и испытывающие влияние с их стороны. Высказанные здесь соображения методологического характера являются принципиально важными для анализа вопросов соотношения естествознания, технознания и обществознания, уяснения их места в системе совокупного знания человечества, а также характера интеграционных процессов этих относительно самостоятельных областей знания в направлении движения их к целостной области современного знания человечества, не являющейся однако единой наукой. Опираясь на вышеприведённые методологические соображения, а также на проведённый ранее анализ литературы, рассматривающей эти проблемы, приступим непосредственно к анализу вопросов соотношения естествознания, технознания и обществознания, их места в системе совокупного знания и характера их интеграционных процессов. Начнём такое рассмотрение с вопроса соотношения технознания и естествознания. Естествознание представляет собой систему наук о природе, систему естественных наук 51. Технознание же гораздо шире, чем просто система технических наук. Это система всех знаний о технике, начиная с философии техники и техноведения и включая как систему технических наук, так и систему инженерных и практических знаний, связанных с применением и эксплуатацией техники. А это означает, что Естествознание как система знаний о природе начинает своё взаимодействие с технознанием не на уровне технических наук, а на уровне философской рефлексии и техноведческих исследований. Этот уровень связывает технознание не только с естествознанием, Верхней своей границей уровень технознания взаимодействует с естествознанием на мировоззренческом и методологическом уровнях, обеспечивая осознание необходимости формирования такой техносферы, которая была бы благоприятна и для природы, и для общества, и для человека с указанием принципиальных путей и способов такого формирования, учитывающих весь спектр критериев экологического, экономического, социального, психологического характера (через техноведческие исследования). Техноведческий слой исследований соприкасается, таким образом, В такой же степени и философско-методологический слой технознания соприкасается Что касается характера взаимодействия естествознания со слоем технознания, представленным системой технических наук, то оно не отличается от описанного в вышеприведённых работах, и проявляется на двух уровнях: генетическом и функциональном. Генетический уровень представляет собой движение становления технических наук путём взаимодействия их с естествознанием в процессе становления предмета, целевой установки и функций технических наук, а также использования методов естествознания в процессе решения технических задач. Функциональный уровень представляет собой уровень взаимодействия технического знания с естественно-научным знанием в процессе функционирования технической теории и её использования в инженерной деятельности и проектировании путём включённости естественно-научного знания в структуру технической теории, а также в «ткань» инженерного и практического знания. Обратное воздействие технознания на естествознание проявляется в создании с помощью технознания «приборного» обеспечения естественно-научного исследования, а также использования технических и инженерных методов исследования естественно-научных проблем. Что касается соотношения технознания и обществознания, то оно также характеризуется двумя направлениями: воздействием обществознания на технознание и технознания — на обществознание. При этом воздействие обществознания на технознание (помимо отмеченного ранее философско-методологического и техноведческого уровней) на уровне технических наук, инженерного и практического знаний осуществляется также на двух уровнях: генетическом и функциональном. Первый также представляет движение становления технического средства, но в его связи с общественными потребностями, с развитием общества в целом, второй — его эксплуатации 53. Что касается воздействия технознания на обществознание, то поскольку в технознание включены не только знания технических наук, но и инженерные и практические знания, постольку технознание как бы «вплетается» в саму ткань обществознания, известным образом перестраивая его в соответствии с уровнем и особенностями самого технознания. Таким образом, говоря о соотношении естествознания, технознания и обществознания, определении места технознания в системе совокупного знания и характере интеграционных процессов в науке, можно в обобщённом плане охарактеризовать эти процессы следующим образом. Поскольку в систему технознания входит более широкий спектр знаний (от философско-методологических до практических), постольку технознание занимает (в отличие от технических наук) не просто промежуточное место между естествознанием и обществознанием, а как бы частично проникает в структуру естествознания и обществознания, совместно решая комплексную фундаментальную проблему формирования техносферы, благоприятной и для природы, и для общества, и для человека. Соответственно и в самом технознании, с одной стороны, синтезированы естественно-научные и социогуманитарные знания, будучи вплетёнными в саму ткань технознания, а, с другой, — технознание взаимодействует с естествознанием и обществознанием при решении большого круга комплексных проблем, осуществляя интегрирование этих видов знания в единое знание человечества на основании принципа дополнительности для решения фундаментальных проблем взаимодействия общества и природы. 4.2. Философия и технознаниеПроблема соотношения философии и технознания, так же как и соотношения технознания, естествознания и обществознания, не только не обсуждалась ни в отечественной, ни в зарубежной литературе, но даже и не ставилась, так как до проводимого нами исследования вообще не было исследований, посвящённых комплексному анализу технознания как целостной области современного знания, а следовательно, не могла анализироваться и проблема его соотношения с философией. И мы вновь, в который уже раз, вынуждены прибегать к анализу литературы по проблеме соотношения философии и технических наук, философии и технического знания. Среди работ, посвящённых анализу такого рода проблем, можно выделить работы, посвящённые либо непосредственно проблеме соотношения философии и технических наук (технического знания), либо рассмотрению философских проблем технического знания и технических наук, либо, наконец, работы, в которых анализ технического знания и технических наук проводится в рамках философии техники. Одним из первых исследователей, обратившихся к анализу проблемы соотношения философии и технических наук был Социальные, гносеологические и методологические проблемы технических наук обсуждаются Рассмотрению философских проблем технических наук и технического знания посвящены и другие работы отечественных и зарубежных авторов 58. Все эти исследования, относящиеся к философским знаниям, могут быть отнесены, например, к области философии, названной авторами «Специфики технических наук» философскими проблемами техники и технических наук 59. Аналогичная литература западных философов до недавнего времени относилась к так называемой буржуазной «философии техники», подвергавшейся уничтожающей критике отечественных философов 60. Положение изменилось лишь в конце И прежде чем приступить непосредственно к анализу проблемы соотношения философии и технознания, необходимо рассмотреть саму философию техники, её предмет и структуру, а также место философии техники в структуре философии и системе современного знания, и взаимодействие философии и техники с техноведением, наукой и инженерной деятельностью. Философия техники, представляет собой новую исследовательскую область, сложившуюся в последние два десятилетия и обладающую почти всеми параметрами научной дисциплины — наличием различных исследовательских программ, массивом статей и монографий, обзоров и библиографических указателей, первых учебников и учебных пособий, а также сложившимся философским сообществом. Но несмотря на это, ряд наиболее важных аспектов философии техники в должной мере не исследован и требует дальнейшей разработки. В частности, остаётся ещё много неясного относительно сущностных характеристик и основных составных элементов философии техники, соотношения её с другими социальными и гуманитарными науками, её места в мире технического и так далее. По сути дела, нет ещё более или менее ясного ответа на основополагающий вопрос «что есть философия техники?» Можно в известном смысле согласиться с Поскольку техника предстаёт перед исследователем как глубинный и глобальный аспект всякой человеческой деятельности и культуры, а не нечто субстанциальное и понимается одновременно и как самостоятельная реальность и как аспект человеческой деятельности и культуры, само изучение техники является предметом разных научных дисциплин (философии техники, теории деятельности, культурологии и так далее) 64. При этом философия техники, осмысливая технику как самостоятельную реальность в форме событий существования техники, человека и культуры, а также переживаний по поводу техники, понимаемой, например, как благо, или, напротив, как несвобода, риск, угроза существованию, является необходимым условием и основанием адекватного анализа техники в других дисциплинах. Не анализируя здесь предпосылок становления философии техники, которые берут своё начало ещё в Античности, и не рассматривая этап зарождения философии техники в конце XIX — начале ХХ веков (Э. Капп, Ф. Бон, Прежде чем высказать свою точку зрения по данным вопросам, рассмотрим позицию других отечественных и зарубежных исследователей по данным проблемам 65. По мнению В современной западной философии философия техники уже сравнительно давно является самостоятельной областью философского знания, о чём свидетельствует, как отмечалось выше, целый ряд обзоров литературы, сборников, монографий и даже серий, специально посвящённых этой проблематике 68; наличие в последние годы на международных и многих национальных философских конгрессах секций и «круглых столов» по философии техники или её отдельным разделам; чтение специальных курсов по философии техники в ряде стран Западной Европы, Если для первых этапов развития философии техники, существующей как самостоятельное направление уже почти столетие, были характерны два основных направления — технический оптимизм и технический пессимизм, то в последнее время наметился более конструктивный подход к обсуждению проблем техники, преодолевающий эти крайности 69. Итак, в чём состоит сущность философии техники и её фундаментальные задачи? 70. Философия техники прежде всего занимается определением того, что такое техника, не отличаясь в этом смысле от других отраслей философского исследования, например, философии науки или истории, рассматривающих возможности определения соответственно науки или истории в их философском аспекте. Другой важной задачей философии техники является формирование новой концепции природы, к которой техника имеет отношение как фактор, в наибольшей степени воздействующий на неё. Ещё одной задачей философии техники является проблема и концепция человека, создающего и использующего технику. Характерная черта философии техники сегодня — в её непосредственной близости и включённости в весь комплекс современной проблематики: как технической и научной, так и социальной и политической, вплоть до международных отношений. Ещё одна проблема, широко обсуждаемая философами техники, — об истоках технической деятельности и сути самой техники, — своими корнями уходит в далёкое прошлое и связана с уникальной способностью человека на базе своего мышления формировать идеи, замыслы и воплощать их в предметы, то есть опредмечивать, овеществлять их. Следующая задача философии техники связана с проблемой оценки техники, вызванной различиями и противоречиями между мыслью и её опредмеченностью, мышлением и его материализацией. Наиболее важной задачей философии техники является проблема соотнесённости техники с культурой, поскольку современный человек живёт практически не в природной, а культурной среде. Одной из наиболее актуальных проблем философии техники являются этические проблемы и аспекты техники, среди которых наиболее важную роль играет проблема ответственности в трёх её аспектах: ответственность по отношению к природе, по отношению к человеку и по отношению к самой технике, её созданию и применению. И, наконец, ещё одна из наиболее важных проблем философии техники связана с анализом соотношения науки и техники, научного и технического мышления, научного и технического знаний. Эта проблема, по мнению авторов уже упоминавшегося предисловия, оказалась наименее гносеологически и методологически проработанной западными философами 71. Современная философия техники рассматривает не только чисто философские проблемы, но и проблемы практические, например, социальные, экономические, экологические, политические и другие, прямо или косвенно связанные с техническим прогрессом и требующие практического решения. Очевидно, это обстоятельство послужило основанием для Для этого, по их мнению, необходимо, прежде всего критическое преодоление некоторых «новейших» стереотипов, порождённых поверхностным подходом к технике как к системе орудий или средств производства, По мнению авторов предисловия, современная философия как единственная база возникновения и развития любой новой области философствования, пока ещё не только не имеет таких методов и концепций, вооружившись которыми философия техники могла бы решать свои проблемы, но, напротив, она должна отмежеваться от многих идей, концепций или критериев, на основе которых и возникли упомянутые стереотипы и клише о сущности техники и её призвании 75. Из сказанного следует, что проблема соотношения философии и философии техники в направлении конструктивного сотрудничества, способного оказать помощь как философии техники, так и обогатить саму философию, ещё ожидает своего решения. В конце данного раздела мы попытаемся сформулировать некоторые методы и концепции, которые бы могли способствовать конструктивному сотрудничеству между философами и философами техники в интересах обогащения и развития и той, и другой области знания. А пока продолжим анализ существующих взглядов на эти проблемы отечественных и зарубежных философов. И прежде всего продолжим анализ взглядов представителей философии техники относительно как предмета этой области философского знания, так и спектра проблем, касающихся техники и технического знания. Начать такой анализ целесообразно со взглядов зарубежных представителей философии техники, которые имеют достаточно прочные традиции в этом вопросе и дальше продвинулись в исследовании философских проблем техники и рефлексии над техникой, чем отечественные исследователи, которые до недавнего времени в силу господствовавшей идеологии отрицательно относились к так называемой буржуазной философии техники, а исследования в области философских проблем техники и технического знания проводили, опираясь на марксистско-ленинскую философию. Наиболее продвинутые в решении проблем философии техники немецкие философы, касаясь в узком смысле развития философии техники в ФРГ, В антропологическом плане человек рассматривается в природном, биологическом состоянии с вытекающими из этого потребностями (Э. Капп, И. Герднер, А. Гелен, Г. Заксе), а технические изобретения интерпретируются как продолжение человеческих органов, новое средство продолжения эволюции и так далее. В методологическом анализе и современной теории науки техника объясняется как целенаправленный и эффективный образ действий и применение естественно-научных знаний (дю В философии культуры технику причисляют к элементам культуры наряду с языком, наукой, правом, искусством, религией и социальными отношениями, которая разделяет со всеми творениями культуры свободу и открытость и тем самым возможность развития, но одновременно представляется чуждой силой, вступающей в определённые отношения с индивидуальностью (Э. Кассирер, К. Ясперс, Л. Мамфорд). Метафизическое объяснение техники нацелено на выявление «подлинной сути» техники, стоящей за её конкретными формами (Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер). Социальная критика Франкфуртской школы (Т. Адорио, М. Хоркхаймер, И. Хабермас) ставит в центре внимания гуманную технику будущего, расширяющую свободу действий человека и открывающую новые возможности для самопроявления. В противоположность этому в технократической дискуссии (Ж. Эллюль, Г. Шельский) подчёркивается как раз недостаточная возможность выбора, допускающая лишь экономическую и политическую оптимизацию в смысле максимальной эффективности. Дискуссия о «пределах роста» в рамках Римского клуба, так же как и системная теория техники (Г. Рополь), указывает на высшие обстоятельства, препятствующие «безрассудному», неограниченному росту техники 77. Современные же дискуссии, по мнению Ф. Раппа, в большей степени ориентированы на практику (охрана окружающей среды и бережное отношение к естественным ресурсам; разлад между внутренним и внешним миром, между нашими возросшими техническими возможностями и неизменившимися нормами, представлениями, поведением; критика современного мира вообще) 78. В этой ситуации возможны два направления анализа:
Для объединения обоих направлений анализа используется оценка техники, которая должна стать тем инструментом, который свяжет индивидуальные оценочные предпочтения, радикальные вычисления и институциональные механизмы, позволив противостоять бесконтрольному развитию техники 80. В отличие от Ф. Раппа другой немецкий философ техники Г. Рополь выделяет два этапа философии техники, первый из которых, берущий начало от Э. Каппа (1877 год) и продолжающийся до 1970 года, он называет «традиционной философией техники», а второй — современными тенденциями развития, связанными с появлением ряда новых направлений (Ленк, Мозер, 1978) 81. Главный же вывод, к которому приходит Г. Рополь при подведении предварительных итогов философии техники, заключается в том, что хотя мы очень давно живём в эпоху техники, но эпоха философии техники ещё только начинается 82. И с этим выводом Г. Рополя вполне можно согласиться. Ещё одним видным философом техники, предпринявшим попытку проанализировать существующее положение и основные традиции в философии техники, является американский учёный Карл Митчем 83. Он выделяет две традиции в философии техники: инженерную философию техники и гуманитарную философию техники 84. Если философию техники взять в субъективном аспекте её возникновения, указывая при этом, что здесь является её субъектом, деятельным носителем, то в этом случае философия техники представляет собой попытку техников и инженеров выработать некую философию своей сферы деятельности, которую К. Митчем назвал инженерной философией техники 85. Если же брать философию техники в объективном аспекте её возникновения, имея в виду при этом самый предмет, с которым мы имеем дело, то её можно рассматривать как совокупность усилий учёныхгуманистов осмыслить технику серьёзно как предмет дисциплинарных рефлексий. Это направление философии техники К. Митчем назвал гуманитарной философией техники 86. Проанализировав затем различия между инженерной и гуманитарной философией техники, наиболее яркими представителями которых являлись Э. Капп, Первым результатом такого сравнительного анализа явился вывод К. Митчема о существенных различиях между обеими философиями. Если инженерная философия техники уделяет особое внимание анализу природы самой техники — её концепций, методологических процедур, когнитивных структур и объективных проявлений, вследствие чего она объясняет мир преимущественно в технических терминах, расширяя тем самым техническое сознание, то гуманитарный подход или то, что называют также и герменевтической философией техники, стремится, напротив, раскрыть значение техники — её связи с транстехническим: с искусством и литературой, этикой и политикой, а также с религией, стремясь, таким образом, сделать знание о нетехническом более прочным 87. Вторым же результатом такого сравнительного анализа явилась мысль К. Митчема о возможности сотрудничества между двумя философиями техники. Зададимся теперь вместе с К. Митчемом дополнительным вопросом: существуют ли традиции в философии техники помимо упомянутых двух? К. Митчем полагает, что ответ на этот вопрос надо дать положительный и одновременно отрицательный. С одной стороны, по его мнению, само проведение различия между технической и гуманитарной философией техники является в некоторой степени упрощением и, руководствуясь другими критериями в философии техники, можно было бы выделить столько же традиций, сколько существует философских школ: англо-американская аналитическая традиция (которая обратилась к исследованию проблем искусственного интеллекта), феноменологическая традиция (с её интересом к экзистенциальному опыту обычной техники); прагматическая, неотомистская, католическая, марксистская и так далее 88. В соответствии с другими критериями, в основании которых лежит вопрос о природе и специфике техники, можно выделить по крайней мере четыре разнообразных подхода к решению вопроса о природе техники и, соответственно, к выделению четырёх основных направлений философии техники — эпистемологического, антропологического, социально-исторического 89, а также методологического 90. Помимо вышеназванной, возможны и существуют и другие подходы и направления в современной философии техники. Для нас же важным является то положение К. Митчема, которое исходит из тезиса, что любая из возможных традиций или, по меньшей мере, их отдельные представители могут быть отнесены к одному из двух фундаментально различных подходов к философии техники (инженерному и гуманитарному) и что такая классификация помогает понять технику, философию и отношение между ними 91. Этот тезис, по мнению К. Митчема, верен даже в тех случаях, когда мы попытаемся выйти за пределы различий между технической и гуманитарной философией техники или будем стремиться осуществить их синтез 92. Понимая условность и известную натяжку в такого рода утверждениях К. Митчема, можно тем не менее согласиться с такой укрупнённой классификацией основных традиций философии техники. Поскольку сам термин «философия техники» включает два слова: «философия» и «техника», постольку и рассмотрение техники может идти или со стороны техники с акцентом на анализ системы самой техники, или со стороны философии с упором на анализ системы связей техники с другими сторонами социального целого: наукой, политикой, экономикой, искусством и так далее, включённости системы техники в социальное целое. Правда, по нашему мнению, нуждается в уточнении второе независимое направление философии техники, которое правильнее было бы назвать социальной философией техники, поскольку такой название лучше отражает весь спектр связей системы техники с развитием общества (экономических, политических, духовных и других). Но дело не в названии, Всё это требует выделения целостной области знания, в которой оба аспекта были бы представлены в органической связи. Такой областью и является выделенная нами область технознания, включающая в свой состав философско-методологический слой знаний, представленный философией техники, техноведческий слой знаний, связанный с анализом социологических, экономических, политических, экологических, историко-технических аспектов развития техники и, наконец, собственно технический и технологический слой знаний, представленный техническими науками (исследование техники), инженерно-техническими знаниями (проектирование и конструирование) и практическометодическими знаниями, связанными с созданием и применением техники. При этом по мере продвижения знания от философии к практике увеличивается вес и доля нормативного знания по отношению к дескриптивному знанию, вес и доля которого значительно выше на верхних этапах технознания, представленных философско-методологическим и техноведческим слоями знаний. Это положение кажется настолько естественным и очевидным, что практически никем не подвергается сомнению. Между тем, как нам представляется, оно требует серьёзной корректировки. Не в том смысле, чтобы усомниться в положении, что философско-методологический и техноведческий слои знаний в настоящее время представляют собой по преимуществу именно дескриптивный, описательный слой знаний. А в том смысле, что это положение должно быть непременно изменено, если мы хотим, чтобы философия техники действительно смогла внести существенный вклад не только в правильное видение и понимание проблем мира технического, Средства же для реализации этой общей цели и соответствующих подцелей мы будем искать Следовательно, в технознании и удастся в таком случае решить те задачи, которые по отдельности неспособны решить ни философия и другие общественные и гуманитарные науки, ни сами наука и техника. На необходимость поиска такого комплексного подхода к исследованию мира технического обращает внимание и немецкий философ Х. Ленк 93. А. Г. Рополь выход видит в разработанной им программе общей технологии, обоснованной системно-теоретически и социально-философски 94. Относительно необходимости разработки общей теории техники и технологии, общей теории техники высказывались и отечественные философы: Трудно возразить против необходимости создания некоей общей науки о технике (будь то это общая теория техники, общая теория техники и технологии, общая технология или какая-либо другая наука). Но делать это, по нашему мнению, целесообразно в рамках целостной области современного знания, каковой является технознание, которое включает в свой состав наряду с философией техники другие слои знаний, которые в совокупности решают весь спектр проблем, связанных с техникой, начиная от философской рефлексии над техникой и заканчивая оценкой техники. Эта область включает в свой состав и общую теорию техники, как общетеоретическую дисциплину техноведения. Рассмотрим теперь, что же в этой области современного знания остаётся за философией техники, и ответим прежде всего на вопрос, что есть философия техники? 96 По нашему мнению, философия техники — это, Философия техники призвана осветить скрытый принцип всего мира технического в его явленности. Она концентрирует внимание на сущностных аспектах, скрытых принципах, природе технических феноменов. Мир технического имеет наличное, объективное бытие и бытие абстрактно-идеальное, существующее в форме идеи-понятия в себе и для себя. В этом качестве техническое бытие составляет в явной или неявной форме интегральную часть любого человеческого общества. Философ техники не просто описывает технические факты, а выявляет сущности, в которых достигается единство внутренней и внешней сторон технического развития. Иначе говоря, философию техники интересует не столько эмпирическая сторона мира, сколько значимость и смысл последнего в целом. Она призвана постигать сущность технического в последней инстанции, определить природу технического в широком и глубинном понимании этих слов. В её задачу входят осмысление содержания конкретных понятий мира технического, поиска ответов на вопросы, в какой мере техническую реальность можно изображать в соответствующих понятиях и терминах? Насколько содержание этих последних значимо для субъектов деятельности? и так далее. Можно сказать, что философия техники — это дисциплина о принципах организации мира технического. Это отличает её от техноведения, общей теории техники и технологии, которые концентрируют внимание на конкретных сторонах и аспектах мира технического, таких, например, как структура и функции техники, институты и субъекты технической деятельности и так далее. Что касается философии техники, то она берёт исследуемые материи в их целостности, стремясь постичь лежащие в их основе универсальные принципы, саму идею технического, идею техники и технологии в целом, абстрагируясь от их конкретных воплощений. Теперь, после того как мы выяснили, что собой представляет философия техники, входящая в качестве составной части в структуру технознания, рассмотрим, как соотносится философия в целом с технознанием. Представляется, что концепция понимания взаимоотношений между философией и технознанием должна исходить из существования необходимой, закономерной взаимосвязи между философией и технознанием, являющейся имманентной потребностью и предпосылкой прогресса как философии, так и технознания. При этом философия выступает мировоззренческой основой деятельности «техников» и наиболее общей методологией развития технознания как системы научного познания, создания и преобразования техники. Взаимосвязь философии и технознания многоаспектна и многоярусна. В концепции понимания этих взаимосвязей акцентируют внимание на различных моментах взаимодействия философского осмысления действительности, познания и создания техники. Можно выделить следующие основные формы выражения необходимой, закономерной взаимосвязи философии и технознания:
Философский анализ взаимодействия философии и технознания предполагает единство логического и исторического подходов. В процессе становления технознания выдвигается задача философского анализа и освоения содержания этой области знания через анализ её объекта, предмета, цели и методов, а также её состава, структуры и функций, оснований этой области знания (идеалы и нормы исследования, научная картина мира и философские основания науки). В ходе революционного перехода к новому периоду развития технознания возникают проблемы философского порядка, связанные с изменением места и роли технознания, его отдельных составляющих. После окончательного завершения революции снова на первое место выдвигается задача философского анализа и освоения результатов коренных преобразований в данной области знаний. Затем процесс вновь повторяется. В качестве средств и способов реализации взаимодействия философии и технознания используются теоретико-методологические предпосылки и установки познавательно-преобразующей деятельности, научная и техническая картины мира, стиль мышления и так далее. Однако принципиально важным в этом подходе, отличающим его от соответствующего подхода в философии техники, является включение этих вопросов в более широкий мировоззренческий контекст относительно мира в целом, человечества в целом, цивилизации в целом, места и роли человека и техносферы в этом мире в целом. Все эти проблемы многоаспектны и их соотношение с соответствующими аспектами философии техники в рамках технознания осуществляется через соответствующие разделы философии и философские дисциплины: онтологию, аксиологию, эпистемологию и методологию. Прикладные же аспекты соответствующих разделов философии применительно к технике входят уже в состав соответствующих разделов философии техники. При этом мы должны особо подчеркнуть, что грани этих разделов между философией и философией техники относительны и подвижны и несут в себе элемент условности. Однако, несмотря на все эти условности, такие границы существуют, и они определяют, с одной стороны, соотношение философии и технознания, а, с другой, — включённость ряда проблем в состав философии техники, являющейся органической частью самого технознания. В заключение следует отметить, что помимо вертикальных связей и соотношения между философией, её отдельными разделами и дисциплинами и философией техники, входящей в состав технознания, технознание через философию техники и техноведение осуществляет и горизонтальное взаимодействие с другими дисциплинами практической философии: философией науки, политической философией, социологией науки и другими. Теперь, после выяснения вопроса соотношения философии и технознания, являющегося одним из фундаментальных познавательных задач, мы можем приступить к освещению последнего раздела данного исследования, связанного с уяснением места и роли технознания в развитии общества. 4.3. Место и роль технознания в развитии обществаОпределить место и роль технознания в развитии общества — отнюдь непростая задача. И связано это с противоречивой ролью техники в развитии общества, с её неустранимой амбивалентностью. Это её свойство проявляется в том, что с одной стороны, она служит облечению и освобождению, Думается, что самостоятельно философия эту задачу решить не сможет. И это положение находит своё подтверждение в реальном движении человеческой мысли, направленной от философии техники к социологии техники, а затем Неслучайно, что главное отличие нынешнего этапа развития мирового философского сообщества состоит в тенденции поиска и выработки на основе критического осмысления и использования гуманистических традиций философии нового комплекса общечеловеческих ценностей. Идёт борьба за подлинно современный облик и характер философии, которая настоятельно требует придавать центральное значение широкой мировоззренческой интеграции человеческого знания, уделять постоянное внимание нравственно-гуманистической проблематике и обязательно закладывать её в основание более конкретных видов философствования 99, в том числе Участие современной философии в процессе нарождения, вычленения и формулирования нового комплекса ценностных универсалий и связанных с ними более конкретных идейно-ценностных принципов позволяет более реально, предметно, живо понимать и выполнять специфические социально-исторические функции философии как таковой. Особенно важной и настоятельной реализация философией этих функций становилась в переломные эпохи человеческой истории, одну из которых и переживает сейчас человечество, оказавшись на грани самоуничтожения. В такие времена всегда возрастало значение предельно широкой мировоззренческой или, говоря на традиционном языке философии, метафизической, проблематики, более тесно объединявшейся с проблемами и ценностями «практического разума» — свободы, ответственности, долга, совести и так далее 100. В такие периоды происходило также и обновление философии природы, которая требует в современную эпоху формирования нового ценностно-нравственного кодекса, регулирующего отношение людей к природе. Проблема формирования нового экологического сознания, наряду с такими фундаментальными правами и свойствами человека, как стремление к сохранению дара жизни, к обретению достойных человека средств и условий жизни и так далее, образовали спектр проблем, подтвердивших всю социально-историческую конкретность гуманизма применительно к современной эпохе с её достижениями и опасностями 101. Эти тенденции свойственны в полной мере и философии техники (а также и социологии техники), для которых этические проблемы занимают всё более значительное место в современных исследованиях. Среди этических проблем, непосредственно связанных с техническим прогрессом, особую значимость приобрела проблема ответственности 102. Это новое направление в традиционной этике рассматривается, например, немецкими философами техники в трёх аспектах: ответственность по отношению к природе, по отношению к человеку и по отношению к самой технике, её созданию и применению 103. Не отрицая правомерности вычленения и анализа проблемы ответственности по каждому из названных аспектов, подчеркнём принципиальную важность целостного её рассмотрения, предусматривающего учёт всех сторон и граней проблемы ответственности. Ибо в целостной системе «природа — человек — техника» каждая из её подсистем, являясь относительно самостоятельной, в то же время тесно связана с другими подсистемами, развитие которых определяет развитие данной подсистемы и, в свою очередь, испытывает на себе её влияние. Более того, именно идея ответственности позволяет такие разные подсистемы, как природа, человек и техника сделать единым целым в человеке, в единстве его ответственности. И обретается это единство в «ответственной» деятельности учёных и инженеров по познанию природы и использованию её законов при создании такой техники и формировании такой техносферы, которые не угрожали бы ни природе, ни человеку, ни обществу. Теоретической основой такой деятельности должна быть соответствующая система знаний о технике, технологии и техносфере, взятых в их взаимной связи, как целое, техносфере гуманной по отношению к природе, обществу и человеку. Такой системой знаний о технике и является технознание. одна из трёх областей совокупного знания человечества наряду с естествознанием и обществознанием 104. Система технознания многослойна и включает в себя: философско-методологический, техноведческий и собственно технический слои знаний. Эта многослойность технознания определяет его место в системе совокупного знания: как промежуточного знания между естествознанием и обществознанием; как подсистемы практического знания и как знания, сопряжённого с философским и социогуманитарным знанием. Однако границы технознания нечётки и размыты: в нём «в снятом виде» содержатся и естественно-научные, и социогуманитарные и математические знания, которые в своей целостности и должны служить теоретическим фундаментом реализации идеи ответственности учёных и инженеров за создаваемый ими мир техники, а властные структуры — за социальный заказ соответствующей техники. В целом можно также сделать вывод, что технознание как целостная область современного знания служит теоретико-практическим регулятивом технодеятельности человечества. В этой её интегративной социальной функции и отражены место и роль технознания в развитии общества. Но это общее положение должно быть конкретизировано через реальный механизм функционирования в обществе как технознания в целом, так и его отдельных составляющих. Место технознания в жизни и развитии общества вытекает из его связей с другими социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, а через неё с производством, производительными силами вообще Связь технознания через технику с производством, через философию с культурой и идеологией, а через применение техники — непосредственно с жизнью, довольно полно выражает наиболее существенные социальные связи технознания. Объектом и целью технознания являются техника и технология. Это увязывает технознание с производством, где эта техника непосредственно создаётся. Таким образом, вся система «наука — производство» (речь в этой системе идёт о науке технической), на необходимость формирования которой многократно обращалось внимание в литературе, фактически становится «полем деятельности» технознания, его внутренним полем. Это обязывает нас при анализе места технознания в развитии общества выйти в более широкую систему, каковой может быть или вся система «общество» или даже более широкая система «природа — общество», в рамках которых и функционирует подсистема «наука — производство», являющаяся полем деятельности технознания. Однако технознание не ограничивается лишь полем деятельности «наука — производство», его поле деятельности гораздо более широкое, так как через применение и использование техники технознание включается практически во все другие сферы жизнедеятельности общества, а через техносферу в целом она непосредственно соприкасается По существу, опосредованно, технознание связано со всей системой «природа — общество», черпая из природы через естествознание знание свойств и явлений природы, открывая законы их использования в технике, а из общества — через социогуманитарные знания, определяя его потребности в соответствующей технике и технологии с учётом экономических, социальных, политических и других факторов. Связь же технознания с философией, проанализированная нами в предыдущем разделе, вытекает из необходимости опоры его на мышление с его логическими категориями, разрабатываемыми философией. При этом чем более широкий характер имеют теоретические обобщения в технознании, тем теснее они связаны с философией. Отсюда вытекает потребность в единстве между философами и представителями технознания, их взаимопомощи. В наиболее же концентрированном виде место технознания в развитии общества можно определить в его соотношении с культурой, в которую оно включено и через соотношение с которой можно определить место технознания в развитии общества, его включённость в социальное целое. А это требует прежде всего уяснения понятия «культура» и её соотнесения с другими структурами бытия, в которые культура включена. Наиболее обстоятельный анализ этой проблемы дан в монографии Являясь первым в мировой науке опытом применения системного подхода к изучению культуры, монография Это позволило автору, В предыдущих разделах работы мы уже анализировали само технознание как с точки зрения его внутреннего строения, так и под углом зрения его развития, начиная от возникновения его предпосылок и заканчивая анализом тенденций его будущего развития. Сейчас нас будет интересовать, Анализу места технического знания и технических наук в современной культуре, вопросов взаимосвязи научной и инженерной деятельности в системе культуры посвящён ряд работ 107. Так, В. Г. Горохов и Что касается самой культуры, то она, порождённая человеческой деятельностью и представляющая собой, по мнению
Если говорить о технознании как подсистеме культуры, применительно к названным составляющим культуры, то, имея отношение ко всем этим составляющим, технознание непосредственно включается лишь в многообразие предметов культуры — материальных, — в виде создаваемых с его помощью техники, технологии и техносферы, и духовных, — в виде книг, отчётов, проектов, инструкций и так далее. Что касается других составляющих культуры, то применительно к технознанию они выглядят следующим образом. Способами деятельности в технознании являются все виды технодеятельности, связанные с рефлексией над техникой (философско-методологические и техноведческие исследования), исследованиями техники (деятельность в области технических наук), разработкой техники (проектно-конструкторская деятельность), созданием техники (производственная деятельность), использованием техники (эксплуатационная деятельность) и оценкой техники (экспертная деятельность). Вторичные способы деятельности в области технознания, служащие распредмечиванию человеческих качеств, хранящихся в предметном бытии культуры (в виде техники и технологии, научных трактатов, проектов и других), связаны с использованием этих «предметов» для целей обучения, исследования, разработок, совершенствования организации и управления и других. Человек в технознании опирается на свои сверхприродные качества как субъекта деятельности, формируемые на основе данных ему от природы возможностей в ходе становления индивида В процессе осуществления всех основных видов технодеятельности, связанных с опредмечиванием процессов деятельности (в виде техники, научных трактатов, проектов и так далее) и её распредмечиванием (в процессе обучения, исследований, разработки, организации и управления) человек вступает в общение с участвующими во всех этих видах технодеятельности людьми, обеспечивая тем самым практический и духовный способы реализации потребности человека в человеке как субъекта в субъекте. При этом нередко сам характер и способ общения в значительной степени определяет результативность технодеятельности. И, наконец, вновь возвращаясь к человеку, который в процессе распредмечивания человеческих качеств, хранящихся в предметном бытии культуры (в виде техники, книг, проектов и так далее), обогатившись в ходе обучения, исследования, разработок и став «продуктом культуры» более высокого уровня, на последующих этапах своей жизнедеятельности будет становиться, соответственно, и творцом мира технического более высокого уровня, способным дальше создавать более совершенную технику и, в конце концов, стать способным в сотрудничестве и кооперации с другими творцами формировать техносферу, благоприятную по отношению к природе, обществу и самому человеку. Таким образом, человек в процессе технодеятельности умножает свой интеллектуальный и культурный потенциал и, соответственно, умножает научно-технический потенциал общества. Но это окажется возможным лишь при условии соответствующего обеспечения благоприятных факторов развития природы и общества, — экологических, социальных, экономических, психологических и других. Это означает, что нам необходимо выйти с технознанием за пределы системы культуры, и вступить в границы систем природы, общества и человека как трёх форм бытия и рассмотреть взаимоотношения этих систем с технознанием как подсистемой культуры с составляющими его элементами, перечисленными и проанализированными ранее. И опираться в этом своём анализе мы будем на методологический подход, сформулированный и реализованный в уже упоминавшемся труде М. С. Каган полагает, что анализ места культуры в системе бытия определяет структуру теории культуры, необходимыми и достаточными разделами которой должны быть исследования отношений культуры как подсистемы бытия с другими её подсистемами и изучение внутренних отношений в самой культуре 112. Мы полагаем, соответственно, что анализ места технознания в подсистеме культуры, а через неё М. С. Каган исследование отношений культуры как подсистемы бытия с другими её подсистемами определяет как экстракультурологический аспект философской теории культуры, а изучение внутренних отношений в самой культуре — как интракультурологический её аспект 113. Соответственно, мы исследование отношений технознания как подсистемы культуры с другими подсистемами культуры, а через неё как подсистемы бытия с другими подсистемами бытия будем определять как экстратехнознаниевый философский аспект теории технознания, а изучение внутренних отношений в самом технознании — как интратехнознаниевый её аспект. Экстратехнознаниевый аспект теории технознания предполагает рассмотрение:
Интратехнознаниевый аспект теории технознания предполагает, с одной стороны, выявление структуры технознания как такового, его сущностных и структурных характеристик, сохраняющихся при всех модификациях технознания в пространстве и времени, Интратехнознаниевый аспект теории технознания нами исследован в предыдущих разделах работы. Поэтому дальнейший ход анализа выразится в рассмотрении отношений технознания с культурой, природой, обществом и человеком. Начнём наш анализ с рассмотрения соотношения технознания и природы, которое является исходным и исторически и логически — в осознании технознания как элемента специфической формы бытия, выступающего в виде знаковой объективной реальности. С помощью технознания, являющегося знаковой реальностью, вырабатываемой человеком, последний во взаимодействии с природой, из которой он черпает материалы и энергию и использует её законы, формирует «вторую», техническую, искусственную систему, техническую реальность, техносферу, мир технического. Природа, следовательно, является той материальной основой, с помощью которой формируется мир технического, «вторая» искусственная природа. Но для того, чтобы этот технический мир создать, необходимо, При этом созданная с помощью технознания искусственная техническая система оказывает обратное воздействие на природу, вызывая один из основных кризисов цивилизации — экологический, связанный с разрушением и изменением природы. А уже этот кризис оказывает воздействие на другие формы бытия: общество, человека и культуру. При этом технознание, являясь относительно самостоятельным элементом такой формы бытия, как общество, входит в то же время в состав другой формы бытия — культуры, отражая один из трёх уровней отношения «культура/природа», — духовно-теоретическое отношение. Это отношение выражается с одной стороны, в познании с помощью естествознания законов природы, При этом технознание сопричастно и другим уровням отношения «культура/природа»: практическому отношению, выражающемуся в труде, благодаря которому и создаётся мир технического, и практически-духовному отношению, связанному с воображаемым идеальным миром техники, ценностное осмысление которого может быть не только опредмечено в искусстве, но и войти в качестве идеальной цели в прогноз будущего развития техносферы, достижение которой осуществляется в процессе технодеятельности человечества. И, в частности, в процессе социотехнического проектирования. Практическое отношение природы и технознания как духовнотеоретического элемента культуры, опосредованное трудовой деятельностью человека, ведёт ко всё более и более широкому превращению естественной природы в искусственную, биосферы в техносферу. И процесс этот должен состоять в выработке такого технознания, с помощью которого будет формироваться техносфера, благоприятная по отношению к природе. А это означает, что технознание должно обеспечить на основе использования материалов, процессов и законов природы, создание такой техники, которая была бы не только возможна, но и экологически допустима. Перейдём теперь к рассмотрению соотношения технознания и общества, с помощью которого и удастся определить место технознания в развитии общества. Отличие отношений технознания и общества, и технознания и природы состоит в том. что практика технознания повёрнута к обществу и природе разными сторонами: к природе — вещественнопредметной деятельностью, удовлетворяющей потребности людей, Рассмотрение технознания как элемента культуры в его соотнесении с обществом касается трёх уровней отношений в подсистеме «технознание — общество». Исходным здесь, как Отношения общества и технознания являются их взаимной потребностью друг в друге, их всесторонним взаимодействием. Технознание необходимо человеческому обществу с первых шагов его существования, и чем дальше, тем во всё большей степени. Люди научились создавать особый тип предметной реальности — разнообразные объединения, союзы, организации, научные, проектноконструкторские, производственные, просветительные и другие, деятельность которых обеспечивалась соответствующими представлениями, убеждениями, знаниями и умениями. Материально-практический уровень отношений технознания как элемента культуры и общества выявляется именно этой — организационно-конституциональной формой их бытия. Но её отличие от вещественно-технической предметности культуры состоит не только в особой форме материальности, Ещё одна причина отличия практического отношения «технознание — общество» от отношения «технознание — природа» определяется историческим динамизмом общества, изменение общественных отношений которого зависит от эволюции производительных сил — то есть материальной культуры, а изменения социально-организационной предметности культуры — от динамики оформляемых ей общественных отношений. Природа же в краткой истории человечества остаётся практически неизменной и изменения мира технического не зависят от бытия природы, а определяются потребностями самодвижения материального производства, развитием наук и технознания, расширением человеческих потребностей. Что касается конкретных организационных форм технодеятельности, отличающихся большим разнообразием и изменяющихся в ходе развития общества, то их анализ не является предметом проводимого исследования. Поэтому мы ограничимся здесь лишь общей краткой характеристикой формирования и развития организационных форм технодеятельности в процессе исторического развития технознания. При этом в технознании в целом могут быть вычленены два принципиально различных вида знаний:
Первый слой технознания связан с возникновением и развитием современной системы научной и предметно-практической, производственной деятельности, обозначаемой обычно в литературе, как система «наука — производство». С точки зрения системы «наука — производство» каждому периоду развития технознания соответствуют определённые организационные формы. Первый период характеризуется развитием технических знаний, эмпирических в своей основе, в самом процессе материального производства. Развитие науки, слабо связанной с процессом материального производства, происходит через деятельность отдельных учёных, а позднее — в процессе преподавания науки в университетах. Второй период характеризуется появлением лабораторий и отдельных учёных, занимавшихся преимущественно изобретательской деятельностью, а затем — появлением заводских лабораторий и отдельных научно-исследовательских институтов (второй этап — на рубеже XIX и ХХ веков). И, наконец, появлением отраслевых институтов, усилением внутренних связей системы «наука — производство» (третий этап), характерной особенностью которых в области технодеятельности был постепенный переход от преимущественно изобретательской деятельности к деятельности проектно-конструкторский и производственной. По мнению Классическая инженерная деятельность включала в себя изобретательство, конструирование и организацию изготовления (производства) технических систем, а также инженерные исследования и проектирование. Путём изобретательной деятельности на основании научных знаний и технических изобретений создаются новые принципы действия, способы их реализации, а также конструкции технических систем или отдельных их компонентов. На первых этапах становления инженерной деятельности изобретательство опиралось на эмпирический уровень знания, а затем — в условиях развитой технической науки всякое изобретение стало основываться на тщательных инженерных исследованиях. Инженерные исследования, в отличие от теоретических исследований (фундаментальных и прикладных) в технических науках, непосредственно вплетены в инженерную деятельность, направлены на конкретизацию имеющихся научных знаний применительно к определённой инженерной задаче, и включают в себя предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможности использования уже полученных научных данных для конкретных инженерных расчётов, характеристику эффективности разработки, анализ необходимости проведения недостающих научных исследований и так далее 115. Результаты этих исследований находят своё применение прежде всего в сфере инженерного проектирования, которое, как особый вид инженерной деятельности, начало формироваться в начале ХХ столетия и было связано первоначально с деятельностью чертёжников по точному графическому изображению замысла инженера для исполнителей на производстве, а затем — с научно-техническими расчётами на чертеже основных параметров будущей технической системы, её предварительным исследованием. Проектирование необходимо отличать от конструирования. Если для проектировочной деятельности исходным является социальный заказ, то есть потребность в создании определённых объектов, а её продукт выражается в особой знаковой форме — в виде текстов, чертежей, графиков, расчётов, моделей в памяти ЭВМ и так далее, то конструирование представляет собой разработку конструкции технической системы, которая должна быть материализована в виде опытного образца, с помощью которого уточняются расчёты, приводимые в проекте, и конструктивно-технические характеристики проектируемой технической системы 116. Третий период развития технознания характеризуется появлением научно-производственных объединений, научно-технических и территориально-производственных комплексов, межгосударственных научно-производственных и научно-технических комплексов и так далее. С точки зрения инженерной деятельности современный период развития технознания характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных, гуманитарных, естественных и технических дисциплин. «Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело, — как полагает Такими новыми формами инженерной и проектной культуры становятся во второй половине ХХ столетия системотехническая деятельность и социотехническое проектирование 118. Появление системотехнической деятельности во второй половине ХХ века было вызвано как изменением объекта инженерной деятельности (вместо отдельного технического устройства — сложная человекомашинная система), так и изменением самой инженерной деятельности, которая стала более сложной, требующей организации и управления. Наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным её отраслям и видам нарастает процесс её интеграции, для осуществления которой требуются особые специалисты — инженеры-системотехники. Неоднородность системотехнической деятельности, включающей в себя различные виды инженерных исследований, требует не только умения координировать эти виды деятельности, но и иметь развёрнутое представление о методах описания самой системотехнической деятельности. Среди имеющихся способов такого описания В настоящее время проектирование уже не может опираться только на технические науки, а выходит в сферу социально-технических и социально-экономических работ. Расширяется сфера приложения системного проектирования, включая в себя всё сферы социальной практики (обслуживание, потребление, обучение, управление и так далее), а не только промышленное производство. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур, а главное внимание (в противовес системотехническому проектированию уделяется не машинным компонентам, а человеческой деятельности, её социальным и психологическим аспектам 126. По мнению Социотехническое проектирование — это особое проектное движение, в которое вовлечены различные типы деятельности (производственная, социального функционирования, эксплуатационная, традиционного проектирования, etc). Оно тесно переплетается с планированием, управлением, программированием, прогнозированием и организа-ционной деятельностью, которые, будучи вовлечены в проектное движение и сами трансформируются, и существенно модифицируют проектирование вообще. Однако эта сфера проектирования, несмотря на всю её специфику, не перестаёт оставаться тем не менее проектированием, ибо оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им всё остальное 121. Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние не только на все сферы инженерной деятельности, но По существу, глобальной задачей технознания становится социотехническое проектирование техносферы, гармоничной по отношению к природе, обществу, и человеку. Реализация такого рода проекта потребует решения большого спектра социальных, экономических, экологических, политических и других проблем в рамках мирового сообщества, объединения усилий не только специалистов разных областей технознания, но и естествознания и обществознания с чёткой координацией и отработкой взаимодействия как между специалистами разных областей, так и властными структурами с широким привлечением общественности к обсуждению наиболее острых глобальных проблем современности, а также разнообразных международных организаций, включая ООН. Но это глобальная проблема глобального же масштаба. А начинать надо с признания необходимости социальной, экологической и других видов оценки техники, с осознания громадной степени социальной ответственности инженеров и проектировщиков (и не только), о которой мы уже говорили в начале данного раздела. Что же касается оценки техники, то она становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Будучи по своей сути социальной оценкой, она помимо широкого спектра социальных аспектов (экономических, политических, культурных, etc), учитывает и экологический аспект, который, строго говоря, не является социальной оценкой техники, а скорее, природной оценкой, но по сути, в конечном итоге, это Таким образом, технодеятельность, включая в себя в качестве необходимой компоненты оценку техники, с её помощью определяет, что из технико-технологически возможных проектов должно быть осуществлено, а что нет. В конечном счёте, общим критерием оценки техники должен быть обобщённый критерий, согласно которому (и об этом уже говорилось ранее) технический проект может быть допущен к реализации, если его осуществление будет не только технико-технологически возможным, но и экономически целесообразным и экологически допустимым. Этот обобщённый социоприроднотехнический критерий оценки техники является, в конечном счёте, социальным критерием такой оценки. Именно при соблюдении этого критерия удастся преодолеть три основные кризиса, вызываемые воздействием технической искусственной системы (техносферы в целом) на природную, и социальную системы: разрушения и изменения природы (экологический кризис), изменения и разрушения человека (антропологический кризис) и неконтролируемого изменения второй и третьей природы-деятельности, организаций социальных инфраструктур (кризис развития) 123. В плане технознания это означает, что технологическое освоение реальности, осуществляемое в настоящее время двумя способами — научным и проектирующим, должно быть дополнено третьим способом — идеологическим, то есть ценностно-осмысляющим, связанным с необходимостью формирования желаемой («идеальной») техносферы, гармоничной по отношению к природе, обществу и человеку 124. Рассмотрим теперь кратко третью подсистему бытия в её соотнесении с технознанием: подсистему «человек». Влияние технознания на человека проявляется во влиянии техники, создаваемой с помощью технознания, на человека, на характер его труда, образ жизни, духовный облик, etc. Характер такого влияния техники на человека определяется как целями применения техники (гуманными или человеконенавистническими; способными улучшить или ухудшить условия жизни, etc), так и объективными параметрами технических устройств (доступность телевидения и соответствующее увеличение времени «массового» восприятия информации; влияние на поведение, склад личности, продолжительность жизни и так далее, концентрации техники в больших городах и другие). Влияние техники на человека может быть как непосредственным, так и опосредованным. Форма опосредованного влияния техники на человека проявляется, например, через изменение окружающей его среды. Непосредственно же влияние техники на человека проявляется в изменении характера его труда, духовного облика человека, образа его жизни и так далее. Помимо влияния техники на человека, существует достаточно очевидное влияние человека на технику, который с помощью технознания управляет ей и так далее. Неслучайно говорят об антропологизации техники, в которой материализуются человеческие знания, его опыт, коллективные и индивидуальные свойства личности и так далее 125. Возвращаясь к проблеме соотношения технознания и общества можно сделать вывод, что эта связь проявляется двустороннее — человек творит технознание и технознание творит человека. Мы завершили теоретический анализ места и роли технознания в развитии общества через рассмотрение его соотношения с четырьмя основными подсистемами бытия: природой, обществом, человеком и культурой, элементами, составляющими которых технознание является. Но чтобы технознание смогло выполнить эту роль, необходима, Что касается институционального оформления технознания как области знания и учебной дисциплины, то её решение зависит, Проведённым нами исследованием сделан первый шаг в философском обосновании необходимости такой институционализации. Всё более широкое внедрение в учебные программы технических ВУЗов курсов по философии техники может послужить практической основой для постепенного объединения усилий философов и представителей технических наук к созданию обобщённых курсов по технознанию, включающих в себя весь спектр знаний о технике (от философско-методологических и техноведческих до конкретно-технических и практических), с привлечением к их чтению философов и социологов техники, техноведов, представителей технических наук, инженерии и практики. Необходимо появление трудов по технознанию, включая учебники и учебные пособия. Необходимо также появление соответствующих исследовательских единиц (институтов, секторов, отделов, лабораторий и так далее), в которых бы проводились комплексные исследования в области технознания. Что касается второго круга проблем, связанных с разработкой программы дальнейших теоретических исследований по всему спектру проблем технознания, а также с практической деятельностью в области организации, управления, прогнозирования научно-технического развития, научно-технической политики и так далее, то характер такого рода работы вытекает из характера связи различных разделов технознания (философии техники, техноведения, технических наук, инженерной деятельности и так далее) с соответствующими областями жизнедеятельности человечества (экономикой, политикой, правом, системой управления и так далее). Б. И. Козлов, например, анализируя социальные проблемы развития технических наук 126, указывает на необходимость решения следующих теоретических и практических проблем организационного характера:
Но если речь заходит о всем спектре проблем, связанных с техникой как целостным образованием (техносферой в целом) не только в плане её изучения, но и проектирования, создания, изготовления и эксплуатации (применения), то нужен новый подход к объединению этих разнородных и разноплановых знаний. Этот подход, реализуемый нами в рамках технознания, осуществляется путём объединения этих знаний на единой мировоззренческой, методологической и онтологической основе, представляющей собой не синтез знаний по объекту, а методологический синтез, через соответствующие рефлексивные выходы (в область философии техники, методологии, техноведения, технических наук, инженерной и практической деятельности). Будучи же составной частью культуры, общества, соотносясь с другими системами бытия (природой, обществом, человеком) технознание соотносится с такими областями знания, как естествознание и обществознание (представленное такими дисциплинами, как культурология, социология, методология, философия и так далее), образуя вместе целостную область современного знания. Эта область решает совместно весь спектр проблем, связанных с развитием цивилизации в рамках как естественной, так и «второй», искусственной природы (техносферы), формирование которой должно быть поставлено под контроль человечества с тем, чтобы обеспечить благоприятное, гармоничное развитие и природы и общества, и человека в интересах как ныне живущих, так и будущих поколений. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |