Системное, комплексное исследование технознания как целостной области современного знания, выделение которого предложено автором этих строк, показало правомерность и необходимость философскометодологического и социологического анализа этой области знания, формирование которой органически вытекает из исторического развития общества и производства, исходя прежде всего из сущности и специфики как самого технознания, так и включённости его в социальное целое. При этом необходимым условием анализа технознания как целостной области современного знания является системный анализ проблемы и выявление методологических оснований исследования. Анализ основных понятий технознания, его объекта и предмета позволил представить технознание именно как целостную область современного знания, имеющую определённый состав и структуру и выполняющую определённые функции. Проанализированная логика развития технознания позволила раскрыть основные особенности этого процесса становления и развития технознания. Анализ же тенденций будущего периода развития технознания, выступающих как определённые закономерности, позволил достроить «здание» технознания недостающими звеньями и таким образом вывести его на этап зрелого, сформировавшегося состояния развития, которое должно быть достигнуто в будущем. Такой анализ, базирующийся на сочетании исследовательского и нормативного подходов прогнозирования, обладает большой эвристической силой, так как позволяет управлять этим процессом в желательном направлении, определяемом в качестве нормативной цели, поставленной в задании на прогноз. Это определяет и практическую цель исследования, вытекающую из существующих тенденций сближения современной философии техники и социологии техники. Но поскольку современная социология техники всё больше переориентируется от преимущественно «терапевтических» исследований техники (и, соответственно, технознания) на «профилактические», то и наше исследование должно иметь практическое, «профилактическое» направление. Отсюда вытекает необходимость, с целью расширения возможностей влияния технознания на формирование техносферы, гуманной по отношению к природе, обществу и человеку и с целью сближения выявленных тенденций его дальнейшего развития с возможностью реализации глобальной обобщённой тенденции технознания необходимо поставить в качестве наиболее важной теоретической и практической задачи исследования — задачу ускорения и управления формированием технознания в единстве его структурно-функциональных характеристик: как системы знания, как вида деятельности и как социального института. Но на этом процесс развития технознания не заканчивается. Напротив, он только начинает своё подлинное развитие на своей собственной основе. Анализу процесса дальнейшего развития технознания в целом и отдельных его аспектов могут быть посвящены последующие исследования. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|