Борис Ильич Иванов:
Философские проблемы технознания.
Заключение

Системное, комплексное исследование технознания как целостной области современного знания, выделение которого предложено автором этих строк, показало правомерность и необходимость философско-методологического и социологического анализа этой области знания, формирование которой органически вытекает из исторического развития общества и производства, исходя прежде всего из сущности и специфики как самого технознания, так и включённости его в социальное целое.

При этом необходимым условием анализа технознания как целостной области современного знания является системный анализ проблемы и выявление методологических оснований исследования.

Анализ основных понятий технознания, его объекта и предмета позволил представить технознание именно как целостную область современного знания, имеющую определённый состав и структуру и выполняющую определённые функции. Проанализированная логика развития технознания позволила раскрыть основные особенности этого процесса становления и развития технознания. Анализ же тенденций будущего периода развития технознания, выступающих как определённые закономерности, позволил достроить «здание» технознания недостающими звеньями и таким образом вывести его на этап зрелого, сформировавшегося состояния развития, которое должно быть достигнуто в будущем.

Такой анализ, базирующийся на сочетании исследовательского и нормативного подходов прогнозирования, обладает большой эвристической силой, так как позволяет управлять этим процессом в желательном направлении, определяемом в качестве нормативной цели, поставленной в задании на прогноз. Это определяет и практическую цель исследования, вытекающую из существующих тенденций сближения современной философии техники и социологии техники. Но поскольку современная социология техники всё больше переориентируется от преимущественно «терапевтических» исследований техники (и, соответственно, технознания) на «профилактические», то и наше исследование должно иметь практическое, «профилактическое» направление.

Отсюда вытекает необходимость, с целью расширения возможностей влияния технознания на формирование техносферы, гуманной по отношению к природе, обществу и человеку и с целью сближения выявленных тенденций его дальнейшего развития с возможностью реализации глобальной обобщённой тенденции технознания необходимо поставить в качестве наиболее важной теоретической и практической задачи исследования — задачу ускорения и управления формированием технознания в единстве его структурно-функциональных характеристик: как системы знания, как вида деятельности и как социального института.

Но на этом процесс развития технознания не заканчивается. Напротив, он только начинает своё подлинное развитие на своей собственной основе. Анализу процесса дальнейшего развития технознания в целом и отдельных его аспектов могут быть посвящены последующие исследования.

Оглавление

Выходные сведенияИванов Б. И. Философские проблемы технознания. Монография. — Петрозаводск: 2009. // Элект­рон­ная публи­ка­ция: Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 10.04.2012. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/6068/6073

Новые произведения

Популярные произведения

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.