Борис Ильич Иванов — российский специалист по истории и философии техники и технических наук, доктор философских наук, доцент. Область научных интересов: исторический, философско-методологический и социальный анализ техники, технических наук и инженерной деятельности. В публикуемой работе на базе системного анализа формирования, особенностей и закономерностей развития технических наук автором выделена целостная область современного знания о технике, названная им технознанием, выявлена логика исторического процесса формирования и развития технознания и дана его периодизация с анализом особенностей и тенденций развития; раскрыты место и роль технознания в системе современного знания и развития общества. |
|
Предисловие автораПроблема обеспечения современного развития устойчивой цивилизации тесно связана с другой, жизненно важной и органически связанной с ней проблемой формирования такой техносферы, которая была бы благоприятна и для природы, и для общества, и для человека. Задача эта — невероятной степени сложности, требующая для своего решения объединения усилий всех государств, народов, правительств, партий и общественных движений. Наиболее важная роль в её решении принадлежит и науке, а точнее — всему совокупному знанию человечества, представляющему собой синтез естественных, общественных и технических наук. Но почему только этих наук? А инженерно-методические и практические знания — разве они не участвуют непосредственно в разработке, изготовлении и использовании техники и формировании техносферы? Однако о необходимости интеграции как этих, так и всех других знаний, связанных с рефлексией по отношению к технике, с её исследованием, разработкой, изготовлением, эксплуатацией и оценкой в целостную область современного знания практически ничего не говорится. И тем более не предпринимается попыток исследовать эту целостную область современного знания. Автор этих строк впервые в отечественной и зарубежной литературе предпринял попытку формирования и анализа этой новой области знания, которую он назвал технознанием и в которую он включил: философско-методологический слой знаний, формируемый философией техники; техноведческий слой знаний, вырабатываемый техноведческой деятельностью; собственно технический слой знаний, включающий в свой состав научно-технические знания (система технических наук), инженерно-методические и практические знания (система инженерной деятельности, проектирования, конструирования и эксплуатации/при-менения техники); экспертный слой знаний, связанный с оценкой техники на всех стадиях её исследования, разработки, изготовления и эксплуатации. В процессе такого исследования, имеющего философско-методологическую и, в известном смысле, социологическую направленность, автором был дан системный анализ проблемы через анализ проблемной ситуации, выявлены методологические основания исследования и на этой основе сформулированы основные задачи исследования. Первой из таких задач явилось рассмотрение технознания как целостной области современного знания, с анализом его основных понятий, объекта и предмета, его состава, структуры и функций. Следующей из таких задач, органически вытекающей из анализа первой группы проблем, явился анализ логики исторического процесса формирования и развития технознания с выявлением его предпосылок, основных этапов и особенностей становления и формирования, а также основных тенденций развития. И, наконец, третья задача направлена на выявление места технознания в системе современного знания и в развитии общества. На основании проведённого анализа и, опираясь на существующую тенденцию сближения таких областей, как философия техники и социология техники, автором поставлена практическая задача формирования технознания как целостной области знания в единстве всех его структурных характеристик: как системы знания, как вида деятельности и как социального института. Формирование технознания будет способствовать расширению его возможностей влияния на формирование техносферы, гуманной по отношению к природе, обществу и человеку. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|