2.1. Основные понятия технознанияАнализ технознания как целостной области современного знания предполагает в качестве первого шага уточнение терминологического и понятийного аппарата исследования 1. К числу таких основных понятий, являющихся принципиально важными для целей проводимого исследования, относятся понятия: «техника», «технология», «техносфера», «техническая реальность», «техническое знание», «научно-техническое знание», «технические науки», «ноосфера». В исследовании не предполагается ни глубокого экскурса в историю вопроса, связанного с анализом взглядов учёных на то или иное понятие, ни широкого, возможно более полного охвата всех существующих позиций и определений тех или иных терминов или понятий. Такой анализ проводится во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов. Задача автора состоит в выборе (а иногда уточнении) из основных, наиболее типичных и характерных современных определений исходных терминов и понятий тех, которые представляются наиболее точными и значимыми для целей проводимого исследования. При этом автор отчётливо осознает всю дискуссионность подобного выбора или уточнения исходных терминов и понятий. Определив таким образом свою исходную позицию, приступим непосредственно к анализу основных терминов и понятий, и начнём с понятия «техника». Несмотря на то, что это понятие является одним из наиболее употребляемых во всех сферах общественной жизни (включая науку и философию), его Много написано о происхождении понятия «техника», которое восходит к древнегреческому слову «techne», понимаемому очень широко, как мастерство, умение, навык, искусство, так как оно охватывало деятельность не только ремесленную, но и учёных и художников 2. Имеется также большое число публикаций, в которых дан систематизированный анализ истории понятия «техника» 3. Из этих работ видно, что определений техники выдвинуто достаточно много, и связано это с различными теоретическими позициями, разнообразными мировоззренческими или научными установками их авторов, представляющих различные сферы знания. Отсюда широкий диапазон определений техники, колеблющийся от понимания её как совокупности определённых предметов культуры, искусственно созданных людьми материальных средств целенаправленной человеческой деятельности 4, до понимания её как исторически сложившейся и прогрессирующей подсистемы социальной формы материи для целесообразного изменения вещества, энергии и информации, в которой способ связи компонентов (структуры) определяется технологическими функциями 5. В. Г. Горохов в понятие «техника» включает совокупность технических устройств (артефактов), различных видов технический деятельности и технических знаний 6. В. М. Розин в характеристики подхода к пониманию техники включает представление о ней: как об артефакте; как об инструменте; как самостоятельном мире, реальности; как специфически инженерном способе использования сил и энергии природы и как неотделимой от широко понимаемой технологии сфере 7. Представляется, что правильный методологический подход к пониманию техники дан в трудах К. Маркса, в которых он определяет технику, На основании вышеизложенного техника может быть понята:
Такое понимание техники сближает её с технологией, к анализу понятия которой мы сейчас и приступаем. Среди большого числа работ, посвящённых рассмотрению технологии, выделим те, в которых специальное внимание уделяется анализу понятия «технология». При этом при всём различии взглядов исследователей на эту проблему, выделяются два основных подхода к пониманию технологии: узкий и широкий. Под технологией в узком смысле слова понимается «функционально-операционный аспект техники — весь спектр действий, выполняемых в определённой последовательности в процессе применения техники в любой сфере деятельности» 11. Под технологией в широком, философском, смысле понимается часть «второй» природы, опосредствующей отношение человека к «первой», внешней, не созданной им природе 12, организация естественных процессов, направленных на создание искусственных объектов 13, технологическая форма движения материи — «прогрессирующая и управляемая человеком природно-социальная совокупность процессов целенаправленного изменения различных форм (механических, физических, химических, биологических и других) вещества, энергии и информации, протекающая в системах техники в соответствии с их специфическими законами строения и функционирования» 14. Среди разнообразных определений технологии в узком смысле этого слова В первом из этих значений технология — это свод правил конкретного производственного процесса, регламентирующий последовательность операций; во втором — научно или практически разработанные методы, правила и технические условия производства; в третьем — методология процессов, базирующихся на изучении сущности явлений и возможных областей и способов их применения; Интересна позиция «Технология в широком современном понимании, — полагает Соглашаясь в целом с предложенным Приступим теперь непосредственно к анализу понятия «техносфера», являющегося объектом технознания и поэтому имеющего особо важное значение для целей нашего исследования. Анализ существующей литературы по данной проблеме выявляет огромный спектр мнений по данному вопросу. Так, Г. В. Платонов в техносферу включает всю технику, промышленное и сельскохозяйственное производства, жилые, производственные и культурные постройки, средства транспорта и так далее, а также постепенно осваиваемое человеком околоземное космическое пространство и не включает в неё преобразованную людьми биосферу 22. Р. К. Баландин под техносферой как областью технической деятельности человека подразумевает всю технизированную биосферу 23, включающую в себя и область жизни, и совокупность техники, и человечество 24. Достаточно широкое понимание техносферы даёт Особняком в этом ряду стоит позиция Сфера разума или ноосфера — это такое состояние, такой этап в истории нашей планеты, на котором научное познание, а не стихийные силы и тёмные страсти будут направлять развитие, на котором человечество научится строить свою жизнь, опираясь на истинное знание 28. Итак, при анализе понятия техносферы мы вновь встретились с огромным диапазоном мнений по этом вопросу — от полного её отрицания (В. И. Вернадский), до включения в её состав помимо совокупности техники, также области жизни и человечества. Представляется, что при определении содержания понятия техносферы нужно исходить от понятий техники и технологии, которые дают исходную базу для такого понимания. При таком подходе, развиваемом Соглашаясь в принципе с таким подходом, включающим в состав техносферы вышеназванные характеристики, считаем необходимым расширить состав этих характеристик, дополнив их технодеятельностью по исследованию, разработке, изготовлению и использованию техники, а также технознанием, с помощью которого осуществляется опредмечивание техники, а затем путём распредмечивания получается новое техническое знание. Итак, в содержание техносферы, понимаемой не онтологически,
С понятием техносферы тесно соприкасается ещё одно понятие, введённое в последнее время — техническая реальность. Она представляет собой одну из составляющих искусственной подсистемы (другой составляющей является знаковая система), которая вместе с естественной подсистемой, включающей в качестве составляющих природу и общество, образуют систему объективной реальности. По мнению Рассмотрев таким образом основные понятия, связанные с объектом технознания, необходимо проанализировать и понятия, выводящие нас на предмет технознания. К этим понятиям относятся «техническое знание» и «техническая наука». При определении понятия «техническое знание» необходимо отталкиваться от базового понятия «знание». Под знанием понимается проверенный практикой результат познания действительности, вернее, её отражение в сознании человека 32, 33; отражение характеристик реальности в виде представлений, понятий, суждений и теорий 34. Что касается понятий технического знания и технических наук, то одним из первых, кто обратился к ним, был польский исследователь Э. Ольшевский. Понимая под техническими науками науки, которые формулируют закономерности, действующие в мире искусственных продуктов техники, Э. Ольшевский считает необходимым чётко разграничить понятия технических знаний и технических наук. По его мнению, технические знания — это упорядоченная совокупность правил целенаправленного и рационального технического действия. Технические же науки устанавливают закономерности искусственных процессов, вызываемых этой деятельностью 35. Первыми отечественными учёными, обратившимися к исследованию технических знаний и технических наук были Что касается технических наук, то они, по мнению В более поздней работе 39 Примерно такого же понимания технических наук придерживается и В. М. Фигуровская, анализируя техническое знание, особенности его возникновения и функционирования, не давая определения технического знания, включает в него и естественно-научные закономерности, и законы технического творчества, и общесоциологические законы, и конкретно-исторические связи, и целый ряд других непосредственных и опосредованных отношений, позволяющих отличить явления техники от естественных процессов 44. В целом же следует отметить, что большинство исследователей, анализируя проблемы технического знания и технических наук, не дают определения этих понятий. И это не является случайным. Дело в том, что и техническое знание, и технические науки являются многомерными образованиями, и охватить их каким-либо определением достаточно сложно. Не будем делать этого и мы, остановившись в качестве рабочих на определении технических знаний и технических наук, данных С учётом сказанного, можно дать следующие определения понятий технического знания и технической науки. Техническое знание есть знание свойств, явлений и процессов, используемых в условиях искусственно созданных систем для создания идеальных моделей технических средств, а также знание о путях, методах и средствах материализации этих знаний. Технические науки — это система теоретического знания, направленного на изучение и разработку идеальных моделей искусственных материальных средств целесообразной деятельности людей. Завершив рассмотрение основных исходных терминов и понятий исследования, можно перейти теперь к анализу объекта и предмета технознания. 2.2. Предмет технознанияДля исчерпывающего определения любой области знания, как и любой научной дисциплины, необходимо выделение объекта, аспекта, метода и цели исследования, которые в совокупности составляют предмет исследования данной области знания, своеобразный «паспорт», удостоверяющий её общественную функцию, необходимость и право на существование 45. Объект исследования — это то, что изучает данная отрасль науки, какое материальное явление или категорию духовного порядка исследователь представляет себе как конкретную совокупность явлений, подлежащих изучению. Объект исследования — наиболее чёткий атрибут конкретной области знания, и чаще всего именно он фигурирует в определениях. Объектом технознания является техносфера — сфера создания и применения технических средств, представляющая собой часть мира «искусственного», «второй», «очеловеченной» природы — материализованного, объективированного результата взаимодействия общества и природы. Напомним в очередной раз, что в техносферу как объект технознания включены: материальная искусственная подсистема объективной реальности (техническая реальность) в виде устройств, технологических процессов, материалов, трудовых приёмов и трудовых действий субъекта; элементы преобразованной (преобразуемой) природы; продукты технической деятельности (предметы потребления); непроектируемые антропогенные объекты; идеальная искусственная подсистема объективной реальности (знаковая система в виде технознания), а также технодеятельность, направленная на изучение, разработку, создание, эксплуатацию (применение), утилизацию и оценку техники и технологии. Нецелесообразно более подробно анализировать отдельные составляющие техносферы, так как предметом нашего исследования является технознание, а не техносфера как объект технознания; знание о техносфере и её составляющих, а не сама техносфера как онтологическая реальность. Следующей характеристикой предмета технознания является аспект исследования, отражающий сторону изучаемого объекта, «угол зрения», под которым рассматривается этот объект, ибо одна и та же онтологическая категория может исследоваться различными науками с разных сторон. Такие объекты, как техника, технология, техносфера находятся в сфере интересов философии, социологии, технических наук, культурологии, которые раскрывают их с разных точек зрения. Для технознания характерен познавательно-преобразующий аспект изучаемого объекта, направленный на исследование процессов природы в условиях искусственно созданных систем, закономерностей структуры, функционирования и развития техники, а также на получение знаний о способах её создания, изготовления, эксплуатации, утилизации и оценки. На этот аспект обращали внимание Следующей характеристикой предмета технознания является метод исследования, под которым понимаются подходы к исследованию, то есть методология (как философская, так и общенаучная, а также специфическая для данной области знания), а также особые приёмы и методики исследования. Применительно к технознанию могут быть выделены пять уровней методов:
И наконец, последняя характеристика предмета технознания — цель исследования. Как известно, цель исследования связана с предполагаемым результатом научного процесса и его отношением либо к общественной практике, либо к развитию самой науки. Технознание имеет отношение
Существуют два подхода к пониманию объекта и предмета философии техники. Один из них полагает эти понятия тождественными и практически смешивает понятия объекта и предмета науки. Другой подход, хотя и различает понятия объекта и предмета науки, но расходится в их понимании, в частности, в понимании предмета науки. Не вдаваясь здесь в дискуссию по поводу различия и содержания этих понятий, что не является предметом наших исследований, сосредоточимся лишь на анализе позиций отечественных и зарубежных исследователей по поводу предмета технических наук. Что касается зарубежных исследователей технических наук, то приходится констатировать, что несмотря на обилие публикаций, посвящённых анализу методологических и социальных проблем технических наук, анализу предмета технических наук в них практически не уделяется места 47. Анализируется понятие технической и инженерной науки, их отличия от науки естественной, особенности целевой установки, методов технических наук, но не анализируется предмет этих наук. Анализ взглядов зарубежных исследователей по данному вопросу дан в работах отечественных авторов и не входит в задачу нашего исследования. Поэтому мы сосредоточимся при анализе проблемы предмета технических наук на работах отечественных авторов. Первым среди отечественных философов, анализировавших предмет технических наук, был Позднее к понятию предмета технических наук обратились авторы коллективного труда «Специфика технических наук» 50, которые под предметом технических наук понимали исследование связи строения и функционирования технических объектов 51. Более правомерной является позиция, когда подобное понимание предмета относится не к техническим наукам, С учётом выделенного объекта технознания — техносферы, под предметом технознания в традиционном смысле этого слова следует понимать закономерности структуры, функционирования и развития техносферы, выделение, описание, объяснение и прогнозирование развития её подсистем и элементов, а также закономерности проектирования, методы, правила, нормы и принципы проектирования и эксплуатации техносферы, её подсистем и элементов. Так понимаемый предмет технознания является содержательной конкретизацией аспекта технознания, который обычно задаётся в достаточно общей форме и лишь в сочетании с объектом, целями и методами позволяет очертить контуры предмета технознания как своеобразного «паспорта» данной целостной области знания. Таким образом, мы считаем оправданным и целесообразным выделение двух подходов к пониманию предмета технознания: более обобщённого и конкретно-содержательного. Эта позиция станет ещё более понятной при рассмотрении состава, структуры и функций технознания, к анализу которых мы сейчас и приступим. 2.3. Состав, структура и функции технознанияСоединение в едином разделе вопросов изучения состава, структуры и функций технознания представляется неслучайным. Дело в том, что все эти вопросы являются тесно взаимосвязанными и взаимодополняемыми. Действительно, без анализа состава (а точнее, — архитектоники) технознания невозможен анализ структуры и функций технознания, так же, как и анализ последних оказывает влияние на анализ строения (архитектоники) технознания. Впрочем, нам ещё предстоит это положение подтвердить. Начнём с анализа состава (архитектоники) технознания. В той или иной степени этот вопрос так или иначе рассматривался в предыдущих разделах. Рассмотрим его более подробно. В предыдущих работах, посвящённых технознанию, мы в технознание как систему знаний о техносфере, технике и технологии включали: философско-методологический слой знаний, отражающий закономерности структуры, функционирования и развития техносферы, техники и технологии, их включённости в социальное целое и собственно технический слой знаний, включающий в себя научно-технические, инженерные и практические (методические) знания 54. Вопросы состава и структуры технического знания, современной системы технических наук, получили определённое отражение в отечественной и зарубежной литературе. По мнению
В. В. Чешев в структуре научно-технического знания вычленяет физические, технические и конструктивные параметры 56,
Внутри каждой из этих больших групп технических наук выделяются общие и специальные технические науки. Применительно, например, к техническим наукам об устройствах к общим наукам относятся науки о процессах (техническая термодинамика, гидравлика, теоретические основы электротехники и другие) и науки о структурно-функциональных свойствах (энергетика, металлургия, транспортные науки, теория автоматического регулирования и другие). Специальные же технические науки возникают на пересечении общих наук о процессах и наук о структурно-функциональных свойствах (например, паровые генераторы, паровые турбины и промышленная теплоэнергетика — на пересечении технической термодинамики и энергетики; гидрометаллургия — на пересечении гидравлики и металлургии; электрификация железнодорожного транспорта — на пересечении теоретических основ электротехники и транспортных наук и так далее) 58. Принцип классификации, принятый авторами «Специфики технических наук» для технических наук об устройствах, применим и для двух других групп технических наук: технических наук о материалах и технологических наук с учётом их специфики. Помимо членения технических наук на три большие группы: технические науки о материалах, технические науки об устройствах и технологические науки, внутри которых расположены технические науки, образующие своеобразные «единицы» технического знания, авторы «Специфики технических наук» выделяют комплексные технические знания или научно-технические комплексы, интегрированные для практики обучения вокруг соответствующей отрасли техники (например, электрические машины, электрические аппараты и так далее) или соответствующей отрасли техники (автомобилестроение, литейное производство чёрных и цветных металлов, химическая технология переработки нефти и газа и другие). Более общими, расположенными над перечисленными тремя большими группами технических наук: технических наук о материалах, технических наук об устройствах и технологических наук, авторы вышеуказанного труда считают знания метанаучного характера, относящиеся к техноведению и науковедению и, наконец, философские знания (например, философские проблемы техники и технических наук). Представленная авторами упомянутого труда позиция относительно членения технических наук и выделение над этим уровнем метанаучного (техниковедческого) и философского (философские проблемы техники и технических наук) уровней научного знания выглядит достаточно аргументированной, однако, не учитывает уровня технических знаний, идущих вслед за техническими науками (инженерных знаний и практических (методических) знаний), что безусловно в известной мере снижает её ценность. Приведём взгляды других исследователей на данную проблему. Е. В. Попов, анализируя технические науки, их предмет и место в системе научного знания, опирается в своём исследовании на понятие «техническая практика», введение которого в литературу было обусловлено необходимостью различения материально-производственной и технической деятельности. Если техническая деятельность, по мнению Различая понятия технической деятельности и технической практики, Таким образом, Этот шаг сделаем мы в своём исследовании, но вначале выскажем некоторые методологические соображения. Суть их сводится к следующему. Анализ состава (архитектоники), структуры и функций технознания не является тривиальной задачей выявления составляющих (компонентов) технознания, установления характера и закона связи этих составляющих в общей системе технознания и определения выполняемых этими знаниями функций. Интеграция, общетеоретический синтез знаний о технике, технологии, техносфере в целом требует особых познавательных усилий и выхода в философское знание 64. Так формируется специфическая сфера оснований науки, которая оказывается уже не просто пограничным знанием, а новой интегральной теоретической конструкцией, организованной на разных уровнях, в определённой мере автономизированной и от собственно специального знания, и от философского знания. При этом если в отраслевом знании проблема оснований познания и науки в целом как в онтологических, так Научное знание о сложных системах всегда интегративно, поскольку оно устанавливает не только отношения между элементами, но новую целостность на уровне системы. В технознании, изучающем разнородные иерархизированные объекты, для обеспечения научного синтеза оказывается необходимым конструктивный принцип расширения и углубления оснований науки. При обобщениях такого рода, как технологическая теория или учение о техносфере, неизбежно строится многоэтажная категориально-понятийная конструкция (в явной форме), в которой автономизируются взаимодействующие уровни философского категориального базиса, общенаучных понятийных оснований, межнаучной технологической системы понятий, технических терминов и понятий. И это, конечно, упрощает перечисление. Гносеологический статус технознания как синтеза наук и знаний о технике, технологии и техносфере определяется взаимообусловленностью в нём трёх компонентов: Применительно к техносфере как объекту системы технических наук анализ такой системы (технических наук) и её специфики впервые предпринял Вычленив факторы, непосредственно участвующие в формировании техносферы, к которым
Объектом системы технических наук следует считать, по мнению Предмет же системы технических наук есть разработка методов и технических средств для целенаправленного преобразования естественных форм вещества и энергии, методов и технических средств для производства искусственных объектов и систем с наперёд заданными свойствами и характеристиками, а также проведение научных и научнометодических исследований, обеспечивающих техническую деятельность 68. Социальная функция системы технических наук и, соответственно, обобщённая цель научно-технической деятельности может быть определена, по мнению На основании вышеизложенного К методологической специфике технических наук в целом Всё большее методологическое значение в технических науках приобретает математическое моделирование, использующее вычислительные машины. В технических науках, представляющих собой область массовой деятельности, огромную роль играют технологические и проектные регламенты, расчётные методики, справочники и другие нормативнотехнические документы «инженерного уровня». Превращение техносферы в глобальную систему и возрастающее ограничение по ресурсам обусловили появление в современной общественной практике чрезвычайно сложных комплексных проблем и задач (таких, как экологические, экономические, энергетические и так далее), которые в принципе могут успешно решаться только на основе совместного интегрированного использования данных и методов различных дисциплин. В интегративных процессах, связанных с решением таких проблем («системно-целевая интеграция»), роль ядра или «центра кристаллизации» обычно играет тот или иной комплекс технических наук, как сфера научной деятельности, максимально приближённая к практике 71. Проведённый анализ работ отечественных авторов, связанных с анализом структуры технических знаний и их использованием для решения различных познавательных задач, вновь подвёл нас к рассмотрению технознания как целостной области знания о технике, связанной со всеми фазами деятельности в области техники (философской рефлексией над техникой; техноведческой деятельностью; исследованием; проектированием; производством, эксплуатацией и оценкой техники). Все эти перечисленные виды знаний, полученные в результате соответствующих видов деятельности, входят в состав технознания как целостной области современного знания. Таким образом, подводя итоги содержательного анализа состава и структуры технознания, проведённого в данном разделе, приведём в окончательном виде состав (архитектонику) технознания. Итак, в состав технознания входят:
С точки зрения структуры технознания, весь этот комплекс знаний о технике образует целостную многоуровневую и многокомпонентную иерархическую систему знаний о технике, а не синтетическое техническое знание. При этом принципиально неверным является отождествление знания вообще с одним лишь научным знанием. В таких фазах деятельности, как проектирование и конструирование, производство и эксплуатация техники, несмотря на неподвергаемую сомнению необходимость их опоры на научные знания, это никоим образом не означает совпадения деятельности в проектировании и конструировании, производстве и эксплуатации техники с научной ни по содержанию, ни по форме. Рассмотрев таким образом состав (архитектонику) и структуру технознания, обратимся теперь к анализу функций технознания, которые органически вытекают из его целевой ориентации. Своеобразие целевой установки технознания, их задач и функций предопределяется в решающей степени особенностями объекта и предмета технознания. Задача любой науки, как известно — вырабатывать знания, вооружая ими практическую деятельность людей. Технознание решает такую же задачу выработки знания, но особого рода, особой направленности. В отличие от естествознания, которое открывает и изучает то, что может быть использовано практически (различные виды материи и формы её движения, различные силы природы и её законы), технознание решает задачу — как именно эти законы могут быть применены и использованы в интересах человека и общества. Черпая в естественно-научных знаниях информацию о том, что происходит в природе, что возможно и невозможно в ней, технознание на этой основе вырабатывает новые знания о том, как комбинируя и определённым образом сочетая природные процессы, придать им необходимую целенаправленность, получить знания о структуре и функционировании самих технических устройств. Таким образом, главное, что характеризует целевую установку, задачи технознания, состоит в её практической направленности, связи вырабатываемых им знаний с потребностями производства, практической деятельности людей. Технознание призвано разрабатывать знания о путях, методах и средствах создания искусственных систем, а также об обеспечении их нормального функционирования. С учётом сказанного можно отметить, что задачи и функции техно-знания в гносеологическом плане существенно отличаются от естествознания. Если доминантой естествознания является репродуцирующая сторона процесса познания, а цель и задачи его сводятся к адекватному отражению действительности, то в технознании такой доминантой выступает продуцирующая, конструктивная сторона, творческий момент, которые позволяют идеально, а затем и практически создавать новые искусственные системы и осуществлять целенаправленное течение естественных процессов, а затем, после создания этих систем, вырабатывать знания о методах и способах их эффективного функционирования. При этом задачи технознания в разных слоях знания различны. Уровень технических наук призван давать знания, задача уровня конструирования и проектирования — реализовывать знания в соответствующих технологических и технических решениях. Уровень эксплутационных параметров и характеристик обеспечивает функционирование техники. Философско-методологический слой знаний обеспечивает знание закономерностей структуры, функционирования и развития техники. Техноведческий слой знаний реализует знания о способах повышения эффективности технодеятельности общества с учётом его экономических, социальных, экологических и других параметров. Таким образом, технознание, реализуя свою основную социальную функцию — быть теоретическим и методологическим регулятивом технодеятельности человечества, осуществляет эту реализацию на каждом из уровней (слоёв) знания своим особым, специфическим образом, через решение соответствующих задач технознания. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |