Гюнтер Рополь (Gunther Ropohl) — доктор технических наук, профессор Университета Франкфурта- | |
В избранной нами теме сталкиваются два понятия, которые лишь изредка ставятся в связь друг с другом: понятия «техника» и «философия». Многие философы вообще не слышали о том, что существует Указанные выше материалы мы будем в дальнейшем использовать для разработки нашей темы. Действительно, многие изложения философии техники даны именно в такой форме, и ниже мы проанализируем один характерный пример такого типа изложения. Однако, прежде всего, мы хотели бы рассмотреть здесь вопрос, поставленный нами в этой заметке: почему философия вообще обращается к технике? Тот факт, что некоторые философы затрагивают проблемы техники и что они в ходе этого выработали ряд представлений о технике, соответствует нашей постановке вопроса, но вовсе не представляет собой ответа на вопрос об отношении философии к технике. Если же мы хотим показать, каково отношение философии к технике, то мы должны прежде всего выяснить, Когда пытаются ответить на вопрос о том, что же такое философия
Весьма сходно с этим рассматривает задачи философии и один из современных мыслителей, приписывающий философии обосновывающую, критическую и утопическую функции. Совершенно очевидно, что обосновывающая функция соответствует первому вопросу Канта, утопическая функция — его третьему вопросу. Критическая же функция указывает, поскольку её «смысл заключается в определении существования», на то, что такое человек. Если же эту функцию рассматривать с точки зрения её реализации, то она относится ко второму и четвёртому вопросам Канта. Что представляют собой эти вопросы и задачи, понимаемые как ведущие философские темы, и какие решения им могли бы быть даны, мы не намерены рассматривать в дальнейшем систематически ни в каком смысле этого слова. Наша задача заключается лишь в том, чтобы показать, что с определённых точек зрения в этих ведущих философских темах содержится также проблематика техники и, более того, что современная философия оправдывает своё название лишь в том случае, если и когда она включает в сферу своих рефлексий также и технику. Ниже мы вкратце рассмотрим четыре упомянутых вопроса в их связи с техникой. Что я могу знать? Если рассуждать трансцендентально, то этот вопрос касается условий возможности познания как становится возможным то, что человек достигает знания о мире, знания, которое оказывается верным и надёжным и таким образом означает истину? Как хорошо известно, философия до сих пор ещё не смогла удовлетворительно разрешить эту основополагающую проблему теории познания. Перед лицом кризиса в современной теории науки, Всё же, в довольно успешных результатах планомерного применения знания — и это очень интересно — обнаруживает свои пределы некий скептический релятивизм Пауль Фейерабенд, который в результате полемики с критическим рационализмом стал «научным анархистом», недавно в докладе во Франкфурте- Что я должен делать? Если при постановке первого вопроса речь шла о том, возможно ли обоснование знания, то теперь речь идёт о возможности морального обоснования деятельности. Какие нормы управляют индивидуальными и коллективными действиями Надо было бы подумать ещё Моральные проблемы уже больше не заключаются лишь в лжесвидетельстве или в краже. Эти проблемы осмысляются сегодня в иной форме, а именно должны ли мы, например, бросить на произвол судьбы страны, которым вследствие успехов медицины и фармакологии уже грозит перенаселение, могущее обернуться катастрофой голода, если оставить их на милость естественного отбора, или должны ли мы, пользуясь мощными достижениями науки и техники, подготовить нашу Землю для проживания десяти миллиардов людей, рискуя при этом тем, что мы можем оказаться не в состоянии решить связанные с этим социальные проблемы достаточно быстро и не сможем предотвратить вспышки новых форм насилия. Мы не в состоянии делать всё, что даёт нам возможность делать развитие техники. Во всяком случае, это уже общепризнанное положение. Вместе с тем, где же та мораль технической деятельности, предоставляющая в наше распоряжение критерии, согласно которым мы были бы в состоянии определить, какие достижения технической мысли мы должны реализовать, а какие следовало бы предать забвению? Таким образом, технические проблемы являются одновременно и моральными проблемами, и поэтому мораль развивающегося мирового сообщества людей не вправе игнорировать условия, возможности и последствия технической деятельности. На что я могу надеяться? Этот вопрос, адресованный Кантом религии, в нашем секуляризованном мире приобрёл исключительно посюстороннее звучание. Если сегодня субъективные надежды, несмотря на всю рациональную вероятность противоположного, всё ещё направлены в сторону трансцендентного существа, сегодняшние в социальном смысле доминирующие утопии носят тем не менее чисто земной характер. И как в оптимистических, так Что такое человек? Этот последний вопрос, который Кант относит к антропологии и который, по его собственной оценке, связан с тремя предыдущими, нацелен на наше самопонимание, на исследование созданного нами же образа нас самих. И именно здесь научно-эмпирическая антропология учит философскую рефлексию тому, что человек не только мыслящее существо, но и «tool-making animal». Эта восходящая к Б. Франклину формулировка, подхваченная Марксом, является характерным признаком образа человека, ставшего достоянием современной антропологии. Палеонтология вообще связывает становление человека с применением орудий. И она рассматривает в качестве людей только тех доисторических животных, которые изготавливали орудия и планомерно применяли их. С самого начала именно технику развил и применил человек в своей борьбе за существование, отстаивая себя перед природой с помощью труда. Homo faber — условие возможности Homo sapiens. Не надо быть марксистом, чтобы в разделении умственного и физического труда видеть причину того, что философия столь упрямо игнорировала это измерение сущности человека. Современные ответы на поставленные Кантом фундаментальные вопросы философии не могут пройти мимо техники, и это следует из наших кратких пояснений. И техника должна была бы стать, как полагает и К. Ясперс, просто главной темой современной философии; по крайней мере она стала достойным внимания предметом частной философской дисциплины, значение которой для самопонимания человека трудно переоценить. Рассматривая в общих чертах, какие концепции, интерпретации и теории создала до сих пор философия техники, мы должны констатировать, что она дала лишь очень небольшое число вводных, обобщающих и систематических трудов. Это состояние исследований лучше всего отражено в таких работах, как обобщающие работы Ч. Митчэма и Р. МакКея, работы X. Ленка и С. Мозера, далее следовало бы указать на замечательную вводную работу А. Хунинга, который переработал также относящуюся к философии техники часть сборника текстов X. Закссе. Совсем недавно издал «Введение в философию техники» X. Шторк, на которое мы ссылаемся не только потому, что оно актуально, но также и по той причине, что оно вышло в серии многих «введений в философию техники». Х. Шторк положил в основу своего исследования специфическое понятие техники, опирающееся на «вещетворную» деятельность человека, через которую он господствует над природой (технические действия) и над артефактами (технические предметы), являющимися результатом этой деятельности. Тем самым предотвращаются недоразумения, которые вызываются обычно слишком широкой интерпретацией понятия техники или некритическим и нерефлексированным восприятием англо-саксонского слова «technology». В вводной главе Шторк пытается сформулировать обобщающую характеристику современной техники, акцентируя при этом наше внимание на всё возрастающем онаучивании техники и на коллективном характере современных процессов изобретения и давая краткий очерк феноменов кибернетической техники. Не говоря уже о том, что эти рассуждения Шторка слишком кратки и неполны, он не даёт к тому же никакой общей философской оценки изложенного им. В следующей главе автор, собственно, занят тем, что реферирует основные мысли и идеи известнейшего философа техники Ф. Дессауэра. Наряду с некоторыми весьма плодотворными идеями, мы обнаруживаем у Дессауэра также и крайне проблематичный, переплетающийся с платоновским учением об идеях тезис, согласно которому технические изобретения являются отражениями, образами решений, предустановленных в некоем идеальном царстве. Поэтому Шторк вполне справедливо обращается к рассмотрению тех более здравых, точных и ясных интерпретаций, которые касаются технических изобретений, В четвёртой, наиболее объёмистой главе своей книги Шторк излагает наиболее важные культурно философские, социально философские и, в более узком смысле, также антропологические концепции техники. Сначала автор, опираясь на некоторые данные из экономической истории, анализирует ту сторону влияния технического прогресса, которая приводила к повышению благосостояния людей. Затем он обозревает методы индустриально социологи ческой классификации типов промышленного труда и кратко описывает духовный мир технической интеллигенции, той группы специалистов, которые трудятся не посредственно в сфере техники и включены в процесс её развития. Далее он оспаривает некоторые культурно-критические воззрения, сторонники которых инкриминируют технике угнетение людей и лишение их свободы, деперсонализацию человека, принуждение покинуть родину и искать счастья в других странах, возникновение феномена массовой культуры. Шторк раскрывает вызванную эмоциональными мотивами беспредметность этой антитехнической критики культуры. Наряду с этим он также указывает на известные внутренние противоречия, возможно, чересчур оптимистических интерпретаций техники. В его книге есть специальный раздел, посвящённый Марксу, Следует также отметить, что технико-философские взгляды Ю. Хабермаса сформировались в его полемике с так называемым тезисом о технократии, выдвинутым Хельмутом Шельски и Арнольдом Геленом. Суть этого тезиса заключается в том, что в представлении его сторонников техника как «самозаконная сила» лишает человека всякой возможности сознательной самореализации, превращает его в лишённый воли «игральный мячик» его собственных творений и отчуждает его от его первоначальной и исконной природы. Интересно отметить, что как сторонники, так и критики этого технократического тезиса не расходятся друг с другом в этом анализе. Значительные расхождения между ними касаются и обоснования анализа самой этой сложившейся ситуации. Если консервативные защитники технократического тезиса видят в технократии нашу неотвратимую судьбу, которой индивиду придётся противостоять в крайнем случае и внутренней эмиграцией, критическая теория делает ставку на радикальные демократические изменения в обществе и в сознании. В этом кратко изложенном нами «Введении в философию техники» мы практически находим отголосок и резонанс всех тех мотивов, которые прозвучали в сформулированных Кантом основных вопросах философии. И тем не менее изложение материала во «Введении» характерно для современных исследований философии техники Философия, проливая некоторый свет на те вопросы, которые сформулировал Кант, даёт нам «схемы нашей ориентации в действительности». Ориентация же в действительности означает в широком смысле ориентацию в системе знаний, которые мы выработали о действительности. Как источники знаний, отдельные науки уже дав но пришли на смену философии, последняя же выполняет свою ориентационную функцию сегодня только как партнёр в междисциплинарном диалоге. Это в особенности касается философии техники, которая должна использовать знания, выработанные многочисленными научными дисциплинами, с тем чтобы удерживать в постоянных ориентационных рамках многомерность техники. Так, например, и рассмотренное выше «Введение» вовсе не ограничивается формулированием некоторых исходных принципов философии техники, но также использует знания из некоторых областей науки. С более общей точки зрения продуктивные идеи и соображения для основательного понимания техники можно черпать не только в традиционной философии техники Эссеистскую, порой даже журналистскую ступень развития философии техники мы окажемся в состоянии преодолеть только в том случае, если нам удастся превратить в законченную и единообразную модель описания те разнообразные, разбросанные и оторванные друг от друга элементы знания, которыми располагают философия и отдельные науки относительно техники. Мы имеем при этом в виду общую технологию, некоторую междисциплинарно-обобщающую систему высказываний, предметом которой являются функциональные и структурные принципы технических артефактов, а также человеческие и общественные условия их возникновения и применения. Как и общее учение о технике, общие методы исследования техники должны конституироваться в диалоге Резюмируя наши суждения, мы могли бы двояко сформулировать полезность философии в анализе технической проблематики. | |
Оглавление | |
---|---|
| |