Вальтер Кристоф Циммерли (Walther Christoph Zimmerli) — доктор философии, профессор Бамбергского университета, Германия. Область научных интересов: философия науки и техники, история философии, этики, эстетики, политической философии. | |
Как мы можем ориентироваться по принципиальным проблемам, если не на основе собственного жизненного опыта? Когда я, мысленно проговаривая сегодняшний доклад, вылетал в прошлое воскресенье из крупнейшего аэропорта мира — Хартсфилского в Атланте (США), — чтобы через Старый, но всегда новый вопрос о том, что же такое присущее нам, людям, человеческое начало приобретает таким образом современную окраску. Растворяемся ли мы в суете окружающего мира или движемся к совершенно новой, небывалой ступени человечности? Погубит ли нас техническое могущество или же оно создаст нового человека? Осуществится ли вот- вот ницшеанское прозрение о сверхчеловеке или наши маневры уводят нас Конечно, всё это — общие вопросы, может быть, даже вопросы для воскресных бесед, для того самого свободного времени, которого благодаря чудесам техники становится всё больше и которое предоставляет больше возможностей для раздумий и досуга. Эти вопросы вполне подходят и для праздничных речей, которые произносятся на больших конгрессах, посвящённых обычно какой-нибудь теме для размышлений, заданной философом или специалистом по глубоким мыслям и наставлениям. Но не будем заблуждаться; ведь уже прошло время, когда всё это было лишь компенсацией, когда мысль о смысле жизни должна была отступать перед повседневной реальностью. То, о чём я сейчас говорю, касается самых что ни на есть прагматичных профессиональных проблем. При нашем нынешнем невероятном расточительстве мы не размышляем и не думаем о конечности не только мира вообще, Вам всем хорошо известен неизменно удивляющий всех нас релятивистский эффект (который не могут устранить даже самые интенсивные теоретические изыскания), что мы, наблюдая вокзал из вагона стоящего поезда, воображаем, что мы движемся, так как в это время поезд на соседней платформе начал движение в обратном направлении. Точно так же мы часто при других обстоятельствах не замечаем, что, собственно, изменяется или превращается в нечто иное: система наших отношений, мы сами или то и другое. И надо сказать, что научно-технические знания здесь не только не помогают нам, но ещё более усиливают такое впечатление. Для уточнения скажем: упомянутый эффект в вагонах первого класса значительно сильнее, чем в громыхающих старых развалинах, которые Короче говоря, ситуация, в которой мы находимся, стала так же необозрима, как и мы сами. И поскольку этот феномен возник не независимо от пронизывающей всю нашу жизнь техники — это известно каждому по его собственному жизненному опыту, — то есть смысл рассматривать этот феномен в связи с техникой. Я бы хотел сделать это в трёх следующих аспектах:
IЕсли я позволю себе ещё раз вернуться к примеру с вокзалом, то вы, наверное, подумаете, что я или ошибся в тексте, или вообще попал не на тот конгресс, и предложите мне оторваться от железной дороги и выйти на улицу. В таком случае я вам отвечу: у меня речь идёт не о железной дороге, не об улице, я говорю о движении, об изменениях, сдвигах — с одной стороны, Мы, люди, общаемся друг с другом посредством нами созданного инструмента — языка. Функция этого инструмента — более или менее регулярно передавать другому значения или, как мы очень образно выражаемся, сообщать ему нечто. Однако этот инструмент имеет сам по себе одно свойство он сообщает больше, чем мы намеревались сообщить, язык предает нас. Для иллюстрации этого положения мы могли бы сослаться на теорему Фрейда о невольных ошибках, а за последние годы целые армии философов, языковедов и этнологов занимаются расшифровкой тех сообщений, которые передаются не непосредственно, а опосредованно, через своеобразные способы языкового выражения. Группа индоевропейских языков, к которой принадлежит и наш, обладает одной особенностью, связанной с рассматриваемой нами темой слова, обозначающие путь, хождение, зрение, особенно метафоричны и особенно часто переносимы в другие сферы. Так, например, слова, обозначающие «увидеть» и «знать», в греческом языке идентичны, Поэтому нас не должно удивлять то, что в нашем мышлении тема движения от одной точки к другой, то есть тема изменения и превращения, с самого начала была одной из центральных. Со времён досократиков, точнее, от Гераклита, с одной стороны (малоазийская школа), и от Парменида и элеатов, с другой (южно-итальянская школа), мышление определяли две концепции и их варианты что движение и многообразие отражают истинное, а единство и покой суть лишь видимость (так полагали Гераклит и его последователи вплоть до настоящего времени) и что единство и неподвижность суть истинное, а движение и многообразие — лишь видимость, позиция, которую мы хорошо знаем от ученика Парменида Зенона по его апории «Ахиллес и черепаха». Дискуссия, или, вернее, спор между сторонниками той и другой точки зрения или сторонниками их комбинаций, длится до сих пор, и этот спор определяет принципиальные позиции, которые, за фасадом этой распри, определяют философско-мировоззренческую оснастку нашей культуры. Ясно поэтому и без дальнейших разъяснений, что применение этих суждений к историческим движениям порождает подобные же позиции. Например, греческо-фукидидовское понимание, когда природа человека рассматривается как константа и все перемены в истории сводятся к этой константе, — точка зрения, которую я без особых колебаний, следуя принятой в нынешнее время парадигме, могу обозначить как «принцип мисс Мэрпл» и сказать, что она относится к элеатско-платоновской традиции, тогда как гесиодовское понимание смены эпох, которое можно скорее связывать с Гераклитом, аналогичным образом можно было бы назвать «Принципом Джеймса Бонда». Однако при любом элеатско-платоновском начале отношение неизменно-единого бытия и изменчиво множественной видимости ставились в связь с восприятием. Неизменное единое не поддаётся чувственному восприятию, но лишь мышлению, между тем как изменчивое многообразие, хотя и чувственно воспринимаемое, при попытке схватить его посредством концептуального познания превращается в простую видимость. Если бы я стал утверждать, что, вопреки всякой видимости, в человеческой истории ничто существенно не изменилось, то Вернёмся к релятивистскому эффекту на железнодорожном вокзале. Увиденное нами в этом эпизоде сводится к тому, что изменение воспринимается в его связи с собственной системой отсчёта, которая в свою очередь рассматривается относительно некоторой системы координат. Только тогда, когда мы одну из этих переменных возводим в ранг постоянной и тем самым прекращаем подсчёт, мы можем начать исчислять, и наш аппарат восприятия сконструирован таким образом, что он прежде всего устанавливает собственную перспективу в качестве константы и тем самым как бы выводит её из игры. Так мы, например, говорим о том, что местность проходит мимо нас, что телефонные столбы появляются и исчезают, мелькая перед нами, что граница приближается и тому подобное. Однако даже тогда, когда мы твёрдо знаем, что движемся мы сами, указанное восприятие остаётся в принципе имманентным этой перспективе, а из феноменологии мы знаем, что требуются огромные дополнительные усилия для дополнения предмета со стороны воспринимающего субъекта, усилия, которые мы, однако, без особого труда всегда не только готовы, но также в состоянии предпринять. Именно Итак, по указанной проблеме я придерживаюсь той точки зрения, что если дело обстоит именно так, как я это изобразил, то можно сказать, что Гераклит прав и что всё находится в непрерывном движении. Элеатское же понимание относится к совершенно иному явлению, именно к различной пространственно временной ступени воспринимаемости. С течением времени меняются не только события и обстоятельства, но изменяются также и люди. Только в условиях, когда всё остальное изменяется более или менее быстро, собственное изменение человек распознает лишь с трудом. «Я действительно стал консервативным или молодёжь становится всё левее?» — так мог бы выглядеть робкий вопрос многих, в особенности уже старых, людей, раньше считавших себя скорее прогрессивными. То, что мы показали на примере релятивистского эффекта, относится не только к чувственному восприятию, но также, пожалуй, Итак, я провожу различие между изменением и восприятием изменения, то есть между тем, что мы «на философский манер» сказали бы, существует «в себе», и явлением «для нас». Однако по этому поводу можно было бы естественно возразить (особенно в современной послекантовской традиции), что такое различение есть лишь излишнее удвоение; можно было бы довольствоваться допущением, что лишь то существует в качестве изменения, что также и воспринимается как изменение. Против такого рода редукции можно, пожалуй, выдвинуть лишь немногие возражения, однако можно и ставить под сомнение её плодотворность. А именно если (в чём я убеждён) существуют изменения и превращения (сдвиги), находящиеся за пределами нашего восприятия, то эта редукция содержит в себе посылку, что такие изменения не могут быть допущены даже теоретически. Поэтому я убеждён, что следует различать два аспекта: факторы самого изменения и факторы нашего восприятия этого изменения. Очевидная сама по себе редукция существования изменения к условиям его восприятия не учитывает, что между ними существуют связи взаимного усиления и ослабления, а также, при известных условиях, взаимное стимулирование и воспрепятствование. Я имею в виду следующее восприятия, как и теоретическое познание, существуют не сами по себе, но включены в процессы деятельности конкретных людей. Тенденции изменений, которые находятся ещё за порогом восприятия, но тем не менее (в качестве допущений) Сказанное не совсем согласуется с распространённым как в общественных науках, так Дополнительно мы должны поднять вопрос Подхватывая мысль Карла фон Бэра, высказанную им в своём докладе на тему: «Какое понимание живой природы наилучшее?» (он прочёл его на торжественном открытии Русского энтомологического общества в Берлине в мае 1862 года), Ницше в своей базельской лекции о доплатониках указал на то, что восприятие времени у живых существ должно соответствовать их субъективной мере времени. Если мы, например, допускаем, что эта мера времени у человека находится в твёрдо установленном соотношении с биением пульса, то люди имеют относительно малую меру времени, благодаря чему они переживают относительно много в течение одной минуты физического времени. Поэтому достаточно явно преходящие объекты например, другие люди — кажутся человеку чем то непреходящим, так как он может видеть других людей «сто раз и ещё чаще в течение одной минуты, не замечая внешне никаких изменений». Тем самым Ницше указывает на другое ограничение «окошечка» восприятия нами изменений: там, где Все эти соображения, касающиеся отклонения происходящего изменения в тесной связи с его восприятием, изменения, осуществляемые как бы «сверху» (изменение происходит слишком быстро — и тогда оно воспринимается как наступление чего то совершенно нового) или как бы «снизу» (изменение происходит слишком медленно, и тогда оно воспринимается как нечто статическое), доказывают лишь одно: мы должны исходить из того, что свойственная лишь нам способность восприятия позволяет нам воспринимать как изменение, так и тождество и именно по этой причине исключает восприятие связей изменений и тождества в иных измерениях. Именно поэтому верно и то, что было сказано нами в самом начале: те, кто видят в изменении лишь тождество изменяющегося, и те, кто видят в этом же нечто постоянно изменяющееся, испокон веков абсолютизируют каждый раз определённый аспект данного целого. Задача, однако, заключается в том, чтобы рассматривать эти аспекты во взаимной связи. IIТеперь, если эти мысли должны быть отнесены к фактору, который под вводящим в заблуждение именем «техника» определяет современность в столь решающей степени, то следовало бы уточнить некоторые положения. Если бы мы захотели в первом приближении охарактеризовать современное положение дел, мы могли бы сказать: в отношении техники и науки (ибо эти два понятия сегодня уже нельзя, как это мы попытаемся показать ниже, отрывать друг от друга) в настоящее время наблюдаются два явления: высокая скорость изменений при неизменности фундаментального назначения и на уровне сознания понимание характера взаимной связи, существующей между техникой, наукой и обществом. Правда, если присмотреться более внимательно, то картина меняется хотя мы с нашей техникой движемся уже к будущей эпохе, всё же в том, как мы мыслим себе тематическую связь между техникой, человеком, природой и культурой, мы ориентированы всё ещё на традиционно субстанциалистские модели. Мы мыслим технику как нечто, свойства чего меняются, а сущность остаётся той же самой. Но такие представления ведут нас вновь и вновь к бессмысленному «спору о технике», как его назвал Дессауэр. Вместо этого мы должны считаться с тем, что техника, человек, природа и культура являются узловыми пунктами в тесном сплетении связей, определяемыми только в их отношении друг с другом. И структурно постоянным остаётся не один какой-либо из этих узловых пунктов, а переплетение их связей. Разумеется, отдельные члены исторически изменяются по определённому образцу, однако сама функция этой связности остаётся относительно нетронутой и изменяется медленно, за пределами человеческой способности восприятия. Я бы выразил это отношение следующим образом используя различные Из этого следует, что различаемые нами ступени недавней человеческой истории можно обозначать через те специфические для каждой эпохи отношения, о которых шла речь. Предпринимаемое при этом нами разделение на различные эпохи этого исторического изменения зависит, естественно, от способностей и от «окошечка восприятия» того, кто принимается за такое разделение. Но поскольку живущим в настоящее время доступно огромное множество исторических данных, которые раньше не могли найти исторического объяснения, то и это историческое знание относится к области восприятия; оно напоминает как бы вооружённый глаз темпорального восприятия. В Новое время различали следующие три ступени отношений техники и науки (мы выделяем это частное отношение):
Сказанное требует разъяснения. Первое замечание. Хотя уже Мартин Хайдеггер указал на то, что техника никоим образом не является применением естественно-научного знания и что, напротив, техника составляет сущность науки, всё же до сих пор твёрдо держится представление о технике как сфере применения науки, и их отношение понимается на этой основе. Во всяком случае, знакомство со специальной литературой показывает, что такое представление не только исторически ложно, но и систематически вводит в заблуждение. Ибо для одних — как это, например, показывает опровержение аристотелевских физиков — достаточно было смотреть через галлилеевскую трубу, чтобы утверждать, что наука Нового времени не имеет никакого отношения к технике и не опосредствовалась техническими устройствами. В то же время, как это показал Цильзель, в действительности имела место скорее кооперация между техниками-ремесленниками (ювелиры, создатели разных приборов) и начинающейся аппаратной эмпирической наукой Нового времени. Можно прямо исходить из того, что профессиональное сословие учёных Нового времени было сплавом техников-ремесленников и антиаристотелевских теоретиков. В не меньшей мере соответствует действительности и то, что вопреки всем официальным заявлениям Королевского общества или Французской Академии, вряд ли можно обнаружить в этот период руководимую наукой технику. Эти научные учреждения, так же как и философские предтечи науки Нового времени Рене Декарт и Фрэнсис Бэкон, требовали от науки, чтобы она, по образцу техники, создавала полезное знание. Примеры же брались из медицины и земледелия. Существовавшая же тогда техника была, как и прежде, техникой ремесленников, по образцу хорошо отработанного «ars mechanica» (механического искусства). Что вследствие этого наука должна была получить новый узаконенный статус, разумелось само собой, однако для этого не годились ни средневеково-христианское узаконение науки как служанки теологии, ни взятый из техники принцип полезности: первое уже не годилось, второе было ещё преждевременным. Напрашивавшийся тип легитимации был таковым, что делал как раз своим принципом cunositas (Любопытство [лат.] — Второе замечание. С началом индустриализации наступает ещё одна последовательная фаза изменений отношения науки и тех ники. Индустриальная техника нынешнего времени, которая, по верной оценке исследователей XIX века, является первоначально техникой внедрения машин, отличается тем, что ремесленнические способности и умения отдельных людей, определявших цеховую систему, шаг за шагом становятся излишними. С введением приводных агрегатов, не зависящих от индивида (здесь не имеет значения то, что эти агрегаты могли непосредственно зависеть от сил природы или от использования для новых технических процессов превращённых видов энергии), трансмиссии и станков, то есть со становлением крупной машинной индустрии, требуемые знания для обслуживания рабочей машины становятся всё меньшими и всё более унифицированными. Вследствие этого процессы изготовления в принципе могут разлагаться на свои составные части, и все виды обслуживания рабочей машины становятся массовыми и элементарными. Это имеет для производства продукта тот эффект, что впредь массовое производство, то есть простое воспроизводство одного и того же продукта одного и того же качества уже оказывается возможным, что, со своей стороны, было и остаётся предпосылкой экономического успеха. В то же время использование техники в рамках машинного производства имеет своим следствием возникновение в социальном плане радикально иерархизирующейся структуры. Если процитировать Маркса, теоретика, абсолютно свободного от всякого влияния каких-либо групп давления, то можно сказать, что, как это проанализировано у него, на основе создания и развёртывания крупной машинной индустрии, необходимый капитал для которой могут накопить лишь владельцы средств производства, происходит общественное размежевание между трудом и капиталом. Внутри отдельных, все укрупняющихся производств господствует строгая иерархия в соответствии с владением капиталом и дифференциацией умственного и физического труда. Если говорить о науке, то рука об руку с этим процессом идёт столь же последовательно, шаг за шагом онаучивание техники. Сама наука, как это формулируют учёные ГДР, становится непосредственной производительной силой. И всё это означает, с одной стороны, лишь научно оптимизирующую, эргономическую сциентификацию, вплоть до тейлоризации. С другой же стороны, с точки зрения содержательной, различные сферы технического знания, хотя и медленно, эмансипировались вплоть до уровня образовательных дисциплин и приобрели статус технических наук. Конечно, мы все — особенно на основе собственной памяти, знаем, что докторский титул, за присуждение которого инженеры в XIX веке так долго ломали копья, ещё в нашем веке писали готическим шрифтом для того, чтобы этот диплом визуально отличить от «настоящих» докторских дипломов. Однако теперь техническим наукам — artes mechanicae (механическим искусствам) удалось то, что было достигнуто их ближайшими родственниками, гуманитарными науками, за столетие до этого, — сделать шаг от «простого учения об умениях» (ars) к науке («scientia»). Сегодня уже все высшие технические школы возведены в ранг технических университетов. И об онаучивании техники Третье замечание. Между тем то, что теперь произошло, совсем не похоже на то, что происходило до сих пор. Уже начался период, который я назвал началом «технологической эпохи» в противоположность «научно-технической эпохе». Выражаясь кратко, моё мнение сводится к следующему: техника и наука сплелись в столь тесно связанное новое целое, что уже никто не может настаивать на их сохраняющейся независимости друг от друга. Техника сегодня всё более опосредуется логически, а логика технически, Однажды от одного из своих коллег из ГДР я услышал следующую остроту: «ГДР добилась недосягаемого для кого бы то ни было успеха в области микроэлектроники — нам, наконец, удалось построить самый мощный для всех времён микрочип». Когда проходит эффект изумления этим сообщением, то оно заставляет задумываться: ведь новые технологии почти без единого исключения являются технологиями миниатюризации по этой же причине технология высвобождения ядерной энергии, основанная на расщеплении ядра, во всяком случае в громадных размерах ядерных реакторов, на обычной (лёгкой) воде не является в буквальном смысле слова «новой технологией»). Одна лишь величина означает в столь же малой степени нечто большее, что и скорость или рекордная температура. На место этих техническо-научных количеств заступают другие качества. «Качество вместо количественного роста»: именно к этой формуле можно свести процесс, о котором здесь идёт речь. Но это также означает, что новые технологии в большей мере, чем классическая или управляемая наукой техника, могут стать рефлексивными. Речь идёт о технике контроля и управления теми видами техники, которые до сих пор недостаточно или вовсе не контролировались и не управлялись, а также о технике, предназначенной для развёртывания новых технологий, удовлетворяющих этим требованиям. Короче говоря, в технологический век многие определения и отношения преобразовываются. При всё возрастающем количестве видов техник фаза экстенсивного роста уже подошла к концу, а на её место заступает интенсивная или инверсивная фаза роста. Это значит, что возникшие на базе технологий инновации уже не должны непременно вызывать лишь количественное повышение выхода продукции, но должны быть исключительно нацелены на повышение качества жизни и минимизации побочных последствий технического прогресса. IIIВ 1970-х годах одна группа молодых социологов, решившая исследовать вопрос об альтернативах в науке, набросала теорию, ядром которой был так называемый «тезис финализации», вызвавший в то время много шуму и косвенно — как было признано — послуживший причиной закрытия Института имени Макса Планка в Штарнберге. При этом тезис этот состоял не в чём ином, как в двусмысленно сформулированном историческом факте, что в любой науке, если перед нами более или менее завершённая теория, во всё возрастающей мере цели задаются извне, исходя не из внутринаучных, а из общественных целеполаганий. Такого рода как бы введённое извне научное исследование авторы Г. Беме, В. Ван дёр Даале и В. Крон назвали «финализированным», и при этом они выдвинули тезис, что мы всё больше и больше вступаем в ситуацию, в которой «классический фронт исследований» заканчивается, а вместо них ведутся исследования, цели которых не являются внутринаучными. Можно ещё понять, что тогда, едва переведя дыхание после Если это верно, то, пожалуй, в технический век должно произойти нечто аналогичное Возможно, на фоне той мысли, которую я только что развивал, перед вами встанет в новом свете то, что вообще то давно известно: классические фронты дорожного строительства уже пережили свой век. Почти все дороги, которые (даже по максимуму) должны быть построены в ФРГ, уже построены. Остаток колеблется в пределах менее 10%. Как Если присмотреться поближе, то обнаруживается нечто озадачивающее, что, однако, довольно легко объяснимо в свете изложенных мной вначале суждений о характере изменений и их восприятия. Многое из того, о чём вопрошают современные критики техники и особенно критики прогресса, можно вполне отнести к области тех новых образов техники, которые мы ищем. Известный нам тип критики техники обычно направлен против традиционной или классической техники. Трудности, на которые они указывают, относятся прежде всего к подчинению человека и природы технике («бетонирование ландшафта»). Многое из того, о чём они писали, сегодня уже общепризнано. Вспомним вкратце позиции критиков техники и прогресса и связанный с этим парадокс. Почти все технические и технологические нововведения, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, восходят к последним двадцати годам; и именно в это же время стали различать два понятия, которые в начале столетия употреблялись как синонимы: «научно технический прогресс» и «прогрессивность». Это, однако, не означает, что выявился также и политический фронт. Левая неомарксистская критика общества и правое по крайней мере поначалу) экологическое движение обозначили тот критический потенциал, который был вызван к жизни отрывом техническо-научных концепций прогресса от социально политических. Определённо вырисовываются три точки зрения, связанные с изменением понятия прогресса, а также с изменением установки в отношении традиционного понимания прогресса:
Научно-технический прогресс вступает в серьёзную конкуренцию с другими ценностными представлениями. Исторически весьма нетрудно показать, что этот прогресс всегда был конкурентным. В настоящее время, однако, становятся более важными новые ценностные концепции. Вызов, исходящий от новых технологий, также нов по форме. Эти технологии всё более требуют принимать во внимание человека и окружающую его природу. В бедных и отсталых в своём развитии обществах удовлетворение первичных потребностей имеет абсолютный приоритет. Пока люди голодают, вопрос о возможных кризисных последствиях прогресса не является для них никаким доводом, и загрязнение воздуха является для них значительно меньшим злом, чем опасность умереть от жажды. Это верно в отношении ханжеских рекомендаций развивающимся странам. Сказанное следовало бы принимать во внимание, с одной стороны, как в этой связи Этот взгляд имеет решающее значение в определении роли и самопонимания инженера. Если эпоха доминирования науки могла выдвинуть мнение, будто техник должен осуществлять также и политическое руководство и играть в обществе роль вождя, сегодня мы имеем дело с неверной интерпретацией и неверным пониманием техников со стороны других Инженеры имеют свои общественные задачи в той же мере, в какой их имеют врачи, священнослужители, полицейские или философы. И инженеры должны придерживаться рамок этих задач точно так же, как и ремесленник, которому мы поручили починить калитку в нашем саду, должен выполнять наше поручение. Миссионерские замашки преподносить нам технические решения вместо политических и социальных — это примерно то же, как если бы вы, явившись на концерт, на котором дирижирует Караян, вдруг обнаружили, что господин Караян считает для себя самым главным манипулированием дирижёрской палочки подсказать вам, за какую партию вы должны проголосовать завтра. Строительство дорог должно ориентироваться на социально выработанные образы окружающей среды и на социальную совместимость, как и все другие технологии должны повернуться к новым методам решений. За нашей спиной, но тем не менее в рамках нашей способности восприятия, уже произошли изменения, сделавшие строителя дорог не только инженером, но специалистом по планированию окружающего пространства и окружающей среды. И это всеобщее явление: техника в процессе социальных изменений настолько изменилась сама, что она (в виде новых технологий) в будущем во все боль шей мере будет развиваться в направлении социальной, экологической, структурно и этически совместимой технологии. В ноябре 1982 года на годичном заседании профессиональных политиков в рамках Союза немецких инженеров Курт Биденкопф заключил свой доклад следующими словами «Когда принимается определённая общественная цель и доказывается, что для её достижения необходима определённая техника, то такая техника также будет принята». Выраженная здесь мысль учит нас, что тем самым вовсе не отрицается прогресс, но лишь та его интерпретация, которая давалась этой идее со времён Просвещения. Между тем, эта мысль даёт основание к широким выводам, из которых мы бы хотели в заключение затронуть два наиболее важных:
Прогрессу чинят препятствия не враги техники, и не друзья техники являются его покровителями. Не так прост сложный постсовременный мир. То, что кажется враждебным отношением к технике, в действительности является критической поправкой прошлой интерпретации техники, при которой отождествляли количественный рост с понятием роста вообще, а кумулятивное прибавление знаний и умений с прогрессом. Сопоставимый с ростом человека технический прогресс будущего будет действовать уже не в длину, а вширь. И если, добившись материальной и технической насыщенности и поощряемый ей инженер, станет ещё и эстетом, каким он когда то уже был, то это не повредит облику наших дорог, улиц и нашего ландшафта. | |
Оглавление | |
---|---|
| |