Ханс Закссе (Hans Sachsse; | |
Современный человек недоволен своей техникой и очень хотел бы иметь другую. Это обстоятельство имеет под собой весьма разнообразные основания. Разделим такие причины на три класса и поразмыслим, как к ним следует относиться. Первый класс причин. Существуют некоторые виды ущерба, наносимые техническими мероприятиями, которые могут быть серьёзными, но принципиально неустранимыми. Чтобы их предотвратить, нужны определённые условия для защиты человека и природы. Такого рода регулирование в соответствии с законом существует с начала появления современной техники, например, запрещение детского труда, регулирование рабочего времени, определение безопасности комиссиями технического надзора и ещё многое другое. С прогрессом технических разработок всё большее значение приобретают прежде всего нежелательные вторичные последствия, так что сегодня для создания определённых рамок технического развития и предотвращения ущерба, наносимого цивилизацией, требуется проведение обширных исследований и издание соответствующих законов. В этом смысле все методы технической деятельности нуждаются в этическом контроле и ограничены, так как цель не может оправдывать средства. Второй класс причин подразумевает, что серьёзная опасность связана со злоупотреблением техникой. Кто имеет в своём распоряжении технические средства и методы, тот обладает властью, а властью всегда можно злоупотребить, используя её для эксплуатации и подавления, для притеснения и войны, для обмана и манипулирования. Однако здесь речь идёт не о специально технической, а об общечеловеческой проблеме, не о проблеме способа технического действия, Третий класс причин относится к структуре самой техники. Это означает: предоставляемая техникой власть столь велика, что человек психически уже не в состоянии противостоять искушению злоупотребить ей. К тому же система в целом Последнее возражение затрагивает, действительно, существенные свойства техники. На это возражение можно ответить, что в строгом смысле не существует никакой альтернативной техники. Техника в каждом случае является средством сделать возможным более лёгкое достижение цели. Если имеются различные пути и способы для достижения одной и той же цели, то из них тот оказывается лучшим, при котором отношение затрат к получаемой выгоде является наименьшим. При этом важно критически взвесить затраты по сравнению с выгодой, а также учесть социальный эффект и отдалённые последствия. Это и является мерилом, и вместе с установлением этических и юридических границ нет другого способа оценки технических методов. Альтернативы существуют уже при техническом подходе; часто мы оказываемся перед выбором одного из методов, и всегда необходимо в каждой связи отыскивать лучший путь; но нет никакой альтернативной техники как целого, которое подчинялось бы иному мерилу, чем вышеназванное. Оптимальная величина производственных единиц зависит от соответствующих ситуативно данных условий, от затрат капитала, труда, сырья, а также от инфраструктуры, организации распределения и сбыта Поэтому принцип, изначально известный каждому инженеру, гласит: осуществлять концентрацию, насколько это необходимо, и проводить разукрупнение, насколько это возможно. Такая же оценка применима к разделению труда. Она применяется Подобная установка может признаваться за истинный образ жизни. Разумеется, те, кого это касается, должны в таком случае быть готовыми к отказу от соответствующих преимуществ современной техники. Перечисление этих преимуществ завело бы нас слишком далеко. Следует указать лишь на то, что современная техника увеличила среднюю продолжительность жизни вдвое и что она освободила человека от стеснённых обстоятельств, нужды и труда до такой степени, что сегодня он, при Техника является носителем не только материального, но также и духовного бытия человека. Её подлинный смысл в освобождении, в создании свободы для сознательного участия в жизни общества, для внутреннего обогащения с помощью всеобъемлющей, преодолевающей пространство и время информации, которую она предоставляет в наше распоряжение. Правда, наше неумение сделать многое при наличии свободного времени служит признаком недостаточного понимания нами того, что даёт нам техника. Рационально было бы свободное время посвятить тому, чего недостаёт при профессиональной специализации, а именно общему образованию. Ошибкой было бы полагать, что Определённый подход к этому предлагает книга О. Ренна «Мягкая революция. Будущее без принуждения?» (О. Renn. «Die sanfte Revolution. Zukunft ohne Zwang?» — Essen, 1980). Скорее, требуется оптимальное развитие технических орудий в аскетической деловой работе, чтобы таким образом способствовать избавлению от голода и нужды в глобальном масштабе и чтобы каждому предоставить свободу для сознательного участия в общей жизни и совместного её создания. | |
Оглавление | |
---|---|
| |