В публикуемой монографии представлены результаты философской рефлексии над процессами, происходящими в научном познании, в политико-правовой и социокультурной реальности, прежде всего российской. Анализируются специфика интеллектуальных трансформаций в этих сферах и соответствующие дискурсы. Особое внимание уделяется потенциалу научного подхода, основанного на идеалах логики и рациональности. Авторский коллектив: В. В. Целищев, Н. С. Розов, В. О. Лобовиков, Т. В. Лапина, А. А. Шевченко, В. А. Бойко, О. А. Доманов, Л. Г. Фишман, Н. В. Панкевич, B. C. Мартьянов, А. В. Бессонов, А. В. Хлебалин. Ответственный редактор: доктор философских наук В. В. Целищев. |
|
Предисловие редактораОдним из последствий смены общественного строя в России и в других республиках бывшего СССР стал разрыв между новыми социальными реалиями и оставшимся в наследство теоретико-концептуальным аппаратом социальных и гуманитарных наук, с помощью которого было принято анализировать происходящие в обществе процессы. В новой теоретико-познавательной ситуации стала очевидной неадекватность описания происходящих социальных процессов в прежних теоретических понятиях. Вынужденный отказ от привычных теоретических схем объяснения и предсказания происходящих в обществе процессов не мог не привести к целому ряду проблем методологического, общетеоретического и концептуального характера. Адаптацию аппарата социального познания к новым условиям можно описать в виде двух разнонаправленных процессов. С одной стороны, началось усиленное заимствование теоретических парадигм и словарей, прежде всего либерального толка, для описания новых социальных феноменов. При этом данный процесс часто носил весьма поверхностный характер, в теоретический дискурс включались новые категории и концепты без серьёзного осмысления их потенциала, границ применимости и диалектики взаимоотношений. С другой стороны, продолжались попытки использования привычного (советского) теоретического инструментария, вследствие чего многие процессы и явления либо вообще исключались из анализа, либо получали совершенно неадекватную интерпретацию. Кроме того, в гуманитарных науках широкое распространение получили понятия, не имеющие ясного теоретического или светского содержания, например, «духовность». Имеет место и фактор неразделённости дискурсов — теоретического и практического, научного и религиозного, правового и морального, а также неразличение описательного и нормативного подходов. В результате описанных явлений сегодняшняя познавательная ситуация в России характеризуется некритическим смешением словарей, теоретических парадигм, моделей объяснения. Это не только препятствует процессу социального познания, но и оказывает негативное влияние на политику, право, образование. Другими словами, в настоящее время социальное познание как наиболее важный фактор отражения происходящих в обществе процессов не выполняет отведённой ему общественной функции. Ситуация осложняется необходимостью не только заниматься интеллектуальным обеспечением социальных трансформаций, происходящих в России, но и рассматривать эти преобразования в контексте общемировых процессов, таких как глобализация, рост национального и религиозного самосознания, конфликты, давно тлеющие в системе международного права и лишь недавно проявившиеся в полной мере, например, конфликт между принципом нерушимости национальных границ и обязательствами по защите прав человека. Кризис современного социального познания в России усугубляется характером и масштабом проблем, с которыми вынуждены сталкиваться исследователи. Участие в международных институтах и соглашениях ведёт к необходимости учитывать как складывающиеся в мире новые реалии, так и их теоретическое осмысление, прежде всего в либеральной социально-философской и правовой парадигмах. Так, трансформации социальных и политических практик часто вызваны переосмыслением, а точнее, радикальным расширением представлений о сфере «политического». Всё чаще ставится под сомнение корректность самого различения между «публичным» и «приватным», политическим начинает считаться всё, что может быть описано в терминах власти или справедливости. Соответственно в поле рассмотрения социальных исследователей попадают все новые объекты изучения, часто требующие разработки новых подходов и концепций. Другой примечательной характеристикой современного социального познания является подчёркнутое внимание к процедурным, а не к содержательным аспектам правовых, политических и морально-этических проблем. Такие подходы, требующие знания экономических, математических, теоретико-игровых моделей, также не вполне традиционны для отечественного социально-философского познания. Создание современного демократического общества требует как практического, так и теоретического решения целого ряда проблем, возникающих в процессе взаимодействия людей с разными взглядами, интересами и моделями поведения. Одной из центральных является проблема обеспечения социальной кооперации, что требует теоретического анализа моделей рационального поведения и логики коллективного действия. При этом анализ и построение адекватных моделей рационального поведения должны включать не только инструментальную рациональность — рациональность действия, но рациональность эпистемическую — рациональность знания. Особую актуальность в ситуации фактического отсутствия в России гражданского общества приобретает проблема согласования индивидуальных усилий людей, то есть снижения разрыва между индивидуальной и коллективной рациональностью, что нагляднее всего проявляет себя в виде проблемы создания так называемых общественных благ и отношения к ним. Анализ такого рода ситуаций требует объединения усилий самых разных исследователей, работающих в области общественного познания, поскольку задача обеспечения социальной кооперации для социальной теории является одной из наиболее приоритетных. В этой связи в настоящее время в области социально-философского познания требуются исследования теоретических возможностей, содержащихся в современных общественно-договорных концепциях, широко используемых в либеральной философии, и разработка других альтернативных моделей политических и моральных обязательств, адекватных современным условиям. В поисках такого инструментария далеко не всегда учитываются результаты исследований, выполненных в других странах, часто вследствие стереотипной приверженности представлениям об особом пути России или уникальности происходящих в российском обществе процессов. В результате теоретический аппарат, используемый для исследования проблем социальной кооперации и формирования гражданского общества, оказывается обедненным. Отдельная проблема, требующая своего исследования, — формирование публичного пространства, в котором функционирует дискурс обыденного сознания и проходят проверку теоретические представления об обществе и тенденциях его развития. Наличие публичного пространства для социального познания — жизненно необходимый фактор, позволяющий уточнять теоретические предпосылки и гипотезы о функционировании общества и предъявлять результаты социальных исследований для общественной экспертизы. Средства массовой информации в силу ряда причин в настоящее время этой функции не выполняют. Многие дискуссии в области современного социального познания относятся к проблеме определения национальной и социальной идентичности. Здесь также необходимы как глубокий анализ фундаментальных ценностных оснований, которые бы могли определять такую идентичность, так и исследование механизмов социального конструирования идеалов, ценностей и смыслов. Используемый сегодня теоретический и понятийный аппарат далеко не всегда соответствует характеру и масштабу задач. И, наконец, социальное познание остро нуждается в критическом пересмотре собственных ресурсов и возможностей, в том числе с целью совершенствования организационных принципов и демократического устройства самого института науки. Необходим беспристрастный анализ способов самоорганизации науки, механизмов представления современного социального знания, а также проблем, связанных с невысокой востребованностью социального теоретического знания в обществе. Таким образом, современная ситуация в России и в мире требует от отечественных социальных исследователей тщательного анализа используемого методологического и теоретического инструментария, что в свою очередь возможно лишь в процессе исследования наиболее важных социальных и интеллектуальных феноменов и трендов, имеющих место в сегодняшнем обществе. Происходящие в российском обществе трансформации, как и общемировые глобализационные процессы, могут изучаться при условии создания таких теоретических моделей и подходов, которые позволяли бы не только адекватно описывать социальную реальность, но и выполнять другую наиболее важную функцию социального познания — нормативную. В предлагаемой монографии в той или иной степени находят отражение большинство означенных выше проблем. Первая глава посвящена анализу изменений, происходящих в науке, — начиная с методологии исследования (на примере математики) и заканчивая социальными аспектами научного познания. Во второй главе рассматриваются изменения представлений о субъекте — познания, переживания, действия и ответственности. Третья глава имеет общеметодологический характер, в ней авторы предлагают своё видение условий возможности трансформации социального знания. Наконец, в четвёртой главе представлен анализ социально-политических контекстов, в которых производятся и функционируют знания самого разного рода — о мире, человеке и обществе. Разделы монографии подготовлены:
|
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|