Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Александр Зинченко. Игровая педагогика. Приложения

Локальная образовательная система (ЛОС) — Международная академия бизнеса и банковского дела. Система такого типа состоит из трёх «тел» (схема 44).

Первое мы называем хозяйством. Хозяйство требует определённой территории, помещений, инфраструктур. Оплата амортизации хозяйства, включая зарплату педагогам, есть дело хозяина или менеджера по материальной базе. Хозяйственное «тело» ЛОС должно быть вписано в ситуацию на территории, в регионе, где система «захватила» себе место.

Второе «тело» — учебный план, соответствующий государственным требованиям к образовательному учреждению. Понятно, что за регламентированным учебным планом стоят Министерство образования и Академия педагогических наук, которые управляют этим «телом» от имени государства (хотя реально — это престарелые по духу учёные из АПН и безразличные чиновники).

Хозяйство должно подстраиваться к обстоятельствам, складывающимся на территории в историческом времени, а учебный план должен обеспечить передачу ученикам «универсального и вечного» — таких систем знаний, умений, навыков, без которых нельзя считать себя образованным человеком.

Наконец, третье «тело» — образовательная программа — специфическая для данного образовательного учреждения система педагогических работ (которая и делает образовательное учреждение ЛОСом).

Схема 44.

Образовательная программа ориентирована не на ситуацию и не на передачу универсальных знаний. Она обеспечивает «выращивание» определённых человеческих качеств и строится на базе проектов, которые ориентированы на будущее и допускают в перспективе вхождение в состав учебного плана. Когда Я. А. Коменский писал свою «Великую дидактику», он размышлял примерно по схожей схеме и искал кванты содержания, которые любому сельскому мальчугану дали бы возможность приобщиться к опыту размышлений, например, Р. Декарта.

Образовательная программа не сопоставима по мощи с технологизированным учебным планом. На её стороне понятные лишь узким группам посвящённых «прорывы», а за учебным планом — методические пособия, учебники, педагоги-профессионалы, пединституты, НИИ, родители, которые ещё помнят, как их учили в школе. Образовательная программа — это место, где проявляются новые культурные формы, но положить результат «прорыва» непосредственно в канал трансляции невозможно. В силу этого Локальная образовательная система либо постепенно превращается в педагогический факультет, готовя из своих выпускников преподавательский состав для себя, либо тихо умирает вместе с создателями.

Кстати, учебный план в его современном виде появился не так давно — не более чем 200 лет тому назад. А до этого работали схемы индивидуализированной педагогики (они и сейчас работают наиболее эффективно). Был учитель, вокруг него — школа, ученики учили новых учеников. Это и есть самый надёжный канал трансляции. Норма, разрабатываемая учителем, воспроизводилась, постепенно меняясь с каждым последующим поколением учеников.

Образовательная программа для организаторов ЛОС

Наиболее важной проблемой инновационного образовательного учреждения является проблема выработки собственной образовательной программы для группы, проектирующей, организующей и воплощающей в жизнь нововведения. Для понимания того, о чём идёт речь, необходимо различать два подхода к устройству и принципам работы любого образовательного учреждения. Можно понимать эту работу как оказание услуг. Есть предприятие сферы обслуживания, и есть его клиенты — это родители и их дети. Дети ходят в школу — на выходе родители ожидают, что их ребёнок получит аттестат и «глубокие знания». Педагоги работают в идеологии обслуживания клиентов, а если школа частная, то есть платная (государственные школы тоже оплачивают родители, но опосредованно — через налоги, бюджетный распределитель и мелкие учительские поборы), то родители могут контролировать её «продуктивность».

Второй подход отказывает школе в принадлежности к сфере услуг. Он стоит на принципе эффективной образовательной программы (и соответствующих учебных тренажёров, машин, форм организации), работающей в режиме on line, например, как Internet. Задача коллектива педагогов при таком подходе состоит в том, чтобы поддерживать образовательную программу в работающем состоянии: регулярно проводить техобслуживание, обновлять программное обеспечение, отслеживать и пытаться применить все конвертируемые нововведения. Ученики, подталкиваемые родителями, могут «подключаться» к разным образовательным технологиям, могут пользоваться возможностями образовательно-воспитательной среды, формирующейся вокруг группы педагогов-организаторов.

Педагогическое творчество при втором подходе направлено не на ученика, но на развитие средств и методов «выращивания» современных людей, трансляции содержания культуры и основных техник мыследеятельности. Контролером качества и эффективности выполняемых работ становится команда организаторов нововведений. Естественно, это накладывает на команду множество дополнительных ограничений. Содержание образовательной программы должно публиковаться, чтобы с ним ознакомились родители, государственные образовательные структуры, коллеги-профессионалы, а уж они, столкнувшись с подобным чудом, обязательно его «разберут по косточкам».

Содержание образования и подготовки

Наше представление о системе содержания образования противостоит практикуемому сегодня подходу, когда содержание рассматривается как организованное в учебном времени множество занятий. Если содержание системно, то появляются основания для изъятия из учебного плана одних предметов (а также учебных часов, преподавателей и, соответственно, тех, кто стоит за предметом: разработчиков методик, авторов учебников, методистов) и включения туда других (для которых нет прописанных методик, учебников, готовых преподавателей).

Естественно, такие действия влекут за собой множество негативных коммунальных, социальных и прочих последствий. В этом случае будут затронуты интересы больших групп влиятельных людей: учёных из Академии педагогических наук, чиновников из системы Министерства образования.

Как же осуществить систематизацию содержания сегодня и заложить в виде работ в учебный план?

Учебный план ЛОС

Начнём с различения образования и подготовки. Подготовка есть обучение деланию. В ходе подготовки человек превращает себя в инструмент определённой деятельности; неважно, что это за деятельность — водителя автомобиля или сценариста. Оба должны пройти через цикл упражнений, освоить соответствующие схемы действий, устройство мегамашин, где осуществляются такие действия, и научиться выдавать продукт со специфическими характеристиками. Делание и есть, в конечном счёте, способность выдать определённый продукт в итоге проведения специально организованных работ.

Образование, в отличие от делания, предполагает наличие особого самосознания, социального и культурного самоопределения. Это вещи, куда более неопределённые (продуктивная компонента отсутствует), но именно они жёстко регулируют всё, что люди берутся сделать.

Образование в современном мире начинается в тот момент, когда человек решает (или должен по необходимости) перестать быть «опекаемым» и стать «вольным» (действующим по своей воле и несущим полную ответственность за свои действия). Этот момент соответствует моменту выхода из общеобразовательной школы (возрасту 13–16 лет). Образованию, которое средняя школа якобы даёт в режиме подготовки, приходит конец, и теперь может начинаться самообразование, правда, уже в другом режиме — в свободное от основной работы время. Конечно же, для этого нужна надёжная образовательная база. Что это значит для современного человека? Пользуясь моделью, можно сказать, что образованный человек должен быть похож на системный блок компьютера с многочисленными «портами», к которым может подключаться самая разная «периферия», обеспечивающая инструментальное исполнение широкого спектра работ.

Переход от подготовки к образованию совсем не прост и не лежит где-то в физическом пространстве-времени. Он означает смену форм мыслимости себя: как из «подопечного» стать «вольным» и наоборот?

Превратить человека в способного быть «вольным» — задача последних двух лет подготовки в общеобразовательной школе. А сама подготовка, по сути дела, должна включать систематизацию всего приобретённого за предыдущие годы обучения и превращение хаотического набора знаний, умений и навыков в компактный несессер инструментов, дающих человеку возможность вступить на путь самообразования.

Система, разработанная Коменским, была хороша 300 лет тому назад; нынешний учебный план (по Госстандарту) был удовлетворительным 60 лет тому назад. Сегодня мы можем спокойно утверждать: общеобразовательная школа общего образования человеку не даёт.

Другая задача последних двух лет обучения в школе — предуготовление человека к предстоящим работам и передача ему идеологии делания. И её решение требует соответствующих форм организации, методик, педагогов (скорее практиков — мастеров своего дела). Раньше это называлось профориентацией. Мы уточняем суть дела. Человека необходимо готовить не к определённой профессии и специализации, но учить превращать себя в инструмент продуктивного делания. Современный мир устроен так, что профессию и специализацию приходится часто менять.

В учебном плане работы по систематизации и предуготовлению могут получить место только под грифом «дополнительные образовательные услуги», но очевидно, что именно работы этих двух типов и оформляют то, что можно было бы далее называть образованностью.

Система содержания общего образования

Какое содержание транслирует учебный план общеобразовательной школы? На этот вопрос есть два ответа. Первый ответ: содержание, которое утверждено Министерством образования и Академией педагогических наук. Если его принять, то далее размышлять бессмысленно. Ибо названные учреждения олицетворяют незыблемость и здоровый консерватизм. Обсуждать их деятельность и, тем более, пытаться что-то в ней менять — значит уподобиться Моське из басни Крылова.

Другой ответ: содержание, которое необходимо человеку, чтобы быть современным и эффективно выстраивать свою жизненную траекторию. Естественно, мы принимаем к исполнению второй ответ, который позволяет поразмышлять. Сразу отмежуемся от знаний, умений и навыков. Это то, что диагностируется внешним наблюдателем и должно быть «посажено» на ученика преподавателями. Ни к образованию, ни к подготовке знания, умения и навыки отношения не имеют.

В ходе подготовки (к деланию) человек должен превратить себя в техническое устройство, которое может обеспечить исполнение ряда функций (вождение автомобиля, постановку спектакля и так далее). В техническое устройство мы превращаем себя сознательно, многократно повторяя упражнения, закрепляющие на нашей «психосоме» схемы прямохождения, чтения, письма, счета, мыслительного конструирования, рефлексии и прочего. Это обеспечивает дисциплинарный подход к подготовке. Дисциплина суть норма действия, которую мы сознательно принимаем к исполнению. Дисциплины не изучают, их осваивают и присваивают, и не в лекционно-урочном режиме. Для освоения необходим хороший тренер, который покажет соответствующую норму-схему и найдёт упражнения для её закрепления, а также тьютор, который поможет закрепить данную технику в понятии и определить её место и назначение в инструментальном ящике — несессере.

Действующий учебный план вобрал в себя множество находок великих умов и, безусловно, помогает человеку формировать фрагменты требуемого технического оснащения, но формируются они частично, опосредованно и неотрефлектированно. Второстепенные вещи и дела занимают основную часть времени школьника (а это самое дорогое время в жизни человека).

Опыт конструирования

Рассмотрим схему учебного плана средней школы (в качестве примера возьмём учебный план школы Международной академии бизнеса и банковского дела). Тридцать восемь часов учебных занятий в неделю отдано восемнадцати предметам. Попробуем сгруппировать их по типам техник, которые можно приобрести, работая с предметными «знаниями», методиками, учениками, преподавателями.

  1. Первая группа — техники организации коммуникации (русский язык, литература, английский язык, риторика).
  2. Вторая группа — техники конструктивного мышления (математика, информационные технологии, практическая логика).
  3. Третья группа — техники обустройства человеческой деятельности (обществоведение, введение в мир деятельности, основы экономической теории, экономическая география).
  4. Четвёртая группа — техники работы с фактами истории и культуры (история России, всеобщая история, мировая художественная культура).
  5. Пятая группа — техники работы с собственным телом (физкультура и, частично, биология, химия, физика).

Остаются в стороне естественнонаучные дисциплины (физика, химия, биология), которые целесообразно объединить в факультативный предмет «История естествознания». Произведённое укрупнение и появление шести «интегрированных» предметов возможно только в мысли (где возможно все); на деле создание «интегрированных» предметов было запрещено Министерством образования уже в 1994 году, ибо это есть покушение на формы социальной организации и материального поощрения всего гигантского преподавательского корпуса.

Деваться некуда — нужно делать следующий шаг вперёд и закладывать фундамент нового учебного плана, где все работы будут построены на закреплении учениками пяти базовых техник (антропотехника — изменение людей посредством коммуникации и включения в совместные работы; схемо- и знакотехника — строительство понятий и систем знания «на данный случай»; социотехника — искусство управления группами людей и организациями; культуротехника — накопление жизненного опыта в понятийных формах; готовность к физической и умственной работе, невзирая на обстоятельства).

Игровая педагогика

Техники осваиваются человеком в ходе делания. Лучше всего люди знают то, что они умеют делать. Поэтому наиболее эффективный метод обучения — через делание. Этой идее уже около ста лет, принадлежит она американцу Дж. Дьюи. Практическая подготовка, деловые игры, тренинги, командные работы по проектам, иногда перемежаемые консультационными или лекционными занятиями, — сегодня это наиболее эффективные формы «выращивания» образованных людей.

Учебный план двух последних классов общеобразовательной школы может и должен быть выстроен по схеме игротеки. Здесь эксплуатируются все необходимые типы игр:

  • ролевые (техники тела);
  • интеллектуальные (схемотехники);
  • имитационные (социотехники);
  • виртуальные (прорывы в незнаемое).

Играние должно быть свободным, азартным (борьба за награду) и конкурентным (борьба за статус, перспективы, привилегии, и так далее). Игротека должна поддерживать игры с сетями (Internet, работа по e-mail), идущие в режиме on line: MESE, Bank-exec, Bank-Masters, Stock Explosion (освоение рабочих мест в режиме реального времени). Другое, запредельное направление играния в игротеке — политика, то есть игры, в которые люди играют без правил и без пощады к проигравшим. Сюда же можно отнести игры в студенческое самоуправление, организацию праздников, конкурсов, газет, TB-каналов и прочее. Постоянно работающий комплекс спортивных игр и тренажёров обеспечивает «выращивание» психосоматехник.

Наконец, две группы игр, работающие по ситуации: на освоение технологий (проектирование предприятия, разработка бизнес-плана, устройство фондового рынка, освоение системы управления городом) и на освоение «человеко-техник» (организация коммуникации, спор, суд, и так далее).

Накопление опыта играния с учётом многообразия всех необходимых техник предполагает определённую последовательность и логику организации работ игротеки. Но этот вопрос является нашим know-how и не подлежит широкой публикации.

Школа управления Международной академии бизнеса и банковского дела

Начиная с 1991 года на базе Академии ведётся целенаправленная разработка нового содержания образования и соответствующих ему форм подготовки. Эта работа сконцентрирована в основном на подготовке управленческих кадров, хотя готовятся специалисты по шести специальностям (финансы и кредит, информационные технологии, менеджмент, юриспруденция, гуманитарные технологии, дизайн).

Создание образовательного учреждения с нуля и концентрация интеллектуального ресурса на локальной образовательной площадке (500 студентов ВУЗа, 500 учащихся средней школы, 50 слушателей группы переподготовки управленческих кадров) позволили отработать вышеобозначенные принципы, схемы и модели за довольно короткий по меркам циклов жизни образовательных инноваций срок (9 лет).

Сегодня Академия включена в реальные процессы преобразований на уровне Правительства Российской Федерации, Самарского региона и города Тольятти, поскольку работает не только как образовательное учреждение, но и как проектно-аналитический и консалтинговый центр. Международная программа Академии реализуется в долгосрочных и масштабных проектах: двухлетний проект со Школой управления университета Мичиган-Флинт (США), партнёрство с Ганноверским университетом (Германия), Университетом корпорации General Motors и рядом других высших учебных заведений.

Принципы устройства

Образовательная программа Школы управления

  1. Работы Школы развёртываются по схеме экспериментальной площадки (схема 45). Это означает, что они должны выстраиваться рядом и поверх существующих систем образования и подготовки.
  2. Работы Школы должны обеспечить в долгосрочной перспективе (10–20 лет) создание современной, надёжной и способной к быстрым внутренним переменам отечественной системы подготовки управленческих кадров (на месте разрушенной системы формирования номенклатуры и фрагментов зарубежных систем подготовки менеджеров).
  3. Первой целью и задачей Школы должна быть подготовка организаторов, проектировщиков и аналитиков новых форм образования и подготовки управленцев. Далее в ряду приоритетов — отбор и подготовка преподавательских кадров, отработка содержания и технологизация методов подготовки.
  4. Получение сертификатов, расстановка по местам, вхождение в должность и прохождение испытательного срока управленцами нового поколения должны рассматриваться как итеративные циклические процедуры, сопровождающие наладку и совершенствование собственно системы подготовки.
Схема 45.

План-карта содержания подготовки в Школе управления

Современный специалист помимо собственного (профессионального) содержания работы (финансиста, врача, инженера и так далее) должен обладать механизмом развития. Этот механизм включает в себя пять принципиальных аспектов — позиций, которые различаются по способу мышления и действия:

  1. Позиция предуготовленности (фитнес) к деятельности — психофизиологическая и волевая подготовка.
  2. Позиция конструирования систем знаний на данный случай (ad hock), или способность видеть работы в мыследеятельностных схемах. Современный специалист не может зависеть от знаний, пришедших из прошлого, он должен быть оснащён инструментами, которые позволяют ему видеть деятельность, строить теории её развёртывания по ситуации для того, чтобы этой деятельностью управлять.
  3. Позиция управляющего деятельностью, или способность оперировать в мысли объектами трех типов:
    • большими оргтехническими системами, которые конституируют современный мир (информационными технологиями, организованной коммуникацией, финансовыми мегамашинами, фондовыми играми, правовым нормированием и другими);
    • схемами поведения индивида, группы, корпорации; поскольку оргтехнические системы заполнены людьми, то современный специалист должен обладать техниками управления этими людьми.
    • схемами самоорганизации, то есть способностью видеть себя «со стороны», для того чтобы, находясь в группе, корпорации или в отношениях с другим человеком, иметь возможность выйти в управленческую позицию.
  4. Позиция накопления и передачи опыта (тьютор) включает:
    • техники анализа опыта;
    • способность выделения структуры опыта;
    • освоение форм откладывания опыта в собственный «походный» несессер для употребления и передачи другим (опыт существует только в ситуациях передачи).
  5. Позиция историко-критической реконструкции, или способность выделять, осваивать и передавать в схемах понятий опыт, фиксированный в текстах культуры.
Содержание
Новые произведения
Популярные произведения