Жак Эллюль (Jacques Ellul; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Жак Эллюль (Jacques Ellul). |
Дата и место рождения: | 6 января 1912 года. Бордо, Франция. |
Дата и место смерти: | 19 мая 1994 года. Бордо, Франция. |
Гражданство: | Франция |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: | Философия |
Область интересов: |
Общество Техника |
Текст статьи: © В. О. Бернштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 05.08.2024. | |
Жак Эллюль родился 6 января 1912 года в Бордо, Франция. Получил образование в университетах Бордо и Парижа. С 1937 по 1940 год преподавал право в университетах Монпелье и Страсбурга. Во время Второй мировой войны был одним из лидеров французского движения Сопротивления. С 1944 по 1980 год был профессором в Университете Бордо. Наряду с преподаванием занимался христианским богословием, с 1956 по 1971 год был членом Национального совета реформатской церкви Франции. Ушёл из жизни 19 мая 1994 года в своём доме в Бордо в возрасте 82 лет. В 2000 году группой его бывших учеников было основано Международное общество Жака Эллюля, посвящённое изучению и обсуждению его интеллектуального наследия. Ж. Эллюль относится к наиболее известным представителям антитехницизма в социальной философии, в основе которого лежит представление о том, что техническое развитие современной цивилизации несёт в себе угрозу полной утраты человеческих ценностей и тотальной дегуманизации общества. Основные его работы посвящены анализу феномена техники и изучению современного ему технического общества. Он трактует технику не только как совокупность машин и механизмов, но и как определённый тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации, и интерпретирует этот феномен как самую опасную для человека форму детерминизма. Согласно этой установке, техника функционирует как самоуправляющаяся сила, которая развивается не в соответствии с интересами человека, а сообразно своей собственной (автономной) логике, содержание которой уже не зависит от человека. Изначально созданная как средство подчинения природной среды человеком, техника в процессе своего развития сама становится средой, которая в конечном счёте упраздняет естественную среду (природу), подменяя её технической средой (техносферой), подчиняющей себе и самого человека. В результате техносфера предстаёт как «Вселенная Машины», которая стандартизирует людей, превращая их тем самым в объект бездуховных «калькуляций и манипуляций», а все компоненты человеческого бытия, включая мысленную и чувственную сферы, заполняет механическими процессами. Феномен техники Эллюль характеризует такими важными особенностями, как рациональность, артефактность, самонаправленность, саморазвитие, неделимость, универсальность и автономность. Эти семь признаков являются содержанием техники в качестве основной доминирующей формы человеческой деятельности в рамках техногенной цивилизации. Отсюда, согласно Эллюлю, главная задача общества состоит в том, чтобы не отвергая техники как таковой, осуществить радикальный отказ от технической идеологии и технологического императива. Это и будет, считает Эллюль, подлинной революцией, которая сможет обратить технику из фактора порабощения человека в фактор его освобождения. Такая революция, которую он называет «политико-технической», заключается не в захвате власти, а в использовании позитивных потенций техники и полной их переориентации в целях освобождения человека, что должно привести к новому качеству жизни для всех без исключения членов общества. Именно это, по мнению Эллюля, и приведёт к подлинному преобразованию человека и его жизненных целей, тогда как все остальные революции «традиционного» типа, в современных условиях утратили реальное содержание и социальный смысл. Основываясь на данных идеях, Эллюль провозглашает в качестве ведущей установки мысль о достоинстве и ценности человеческой личности. На основе возрождения подлинной духовности, полагает он, можно широко распахнуть двери для инициативы каждого индивидуума, предоставить личностям и социальным группам право и возможность самопроизвольно выбирать род своей деятельности и тем самым сделать личную свободу действительной и действенной, превратив её в высшую ценность. Указанные идеи последовательно освещались в его книгах «Техника» (1954), «Техническое общество» (1965), «Политические иллюзии» (1965), «Метаморфоза буржуазии» (1967), «Техническая система» (1977), «Империя нелепости» (1980), «Технологический блеф» (1988) и других. |
|
Библиография |
|
Избранные труды: |
|
|
|
Жак Эллюль
Тексты |
---|
Жак Эллюль:
18.10.2010
|