Антитехницизм

Наиме­но­ва­ние:Антитехницизм.
Опреде­ле­ние:Антитехницизм — это мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой социальным и культурным ценностям, а научно-технические достижения отвергаются как возможные орудия порабощения человека.
Текст статьи: © Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Главный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Антитехницизм — это мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники (см. Техника) в системе культуры (см. Культура), согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой социальным и культурным ценностям, а научно-технические достижения отвергаются как возможные орудия порабощения человека. Позицию антитехницизма ярко выразил Н. Бердяев: «Самая главная опасность состоит в том, что техника угрожает самому человеку… По чудовищному сцеплению обстоятельств человек становится снова рабом, рабом того, что он сам сделал, рабом общества машин, в котором сам он незаметно вырождается… Наступит время, когда машины станут настолько совершенными, что они будут действовать без какой-либо помощи человека, машины овладеют всей вселенной, автомобили и самолёты победят скорость, радио населит воздух музыкой умерших голосов; последние люди, став бесполезными, неспособными дышать и жить в этой технической среде, исчезнут, оставив после себя новую вселенную, созданную их разумом и их руками».

Поскольку антитехницизм выступает своего рода оборотной стороной техницизма (см. Техницизм), их общей основой является технологический детерминизм (который рассматривает технику как самоуправляющуюся силу, определяющую общественное развитие. — см. Технологический детерминизм), а также его крайняя форма — технический фетишизм (который абсолютизирует роль техники, утверждая её восприятие как силы, детерминирующей развитие человека). Антитехницизм, как и техницизм, в целом некритически оценивает феномен техники, отличаясь от техницизма лишь знаком «минус» в этой оценке.

Антитехницизм возник на рубеже XIX–XX веков в социальных науках и в массовом сознании как реакция на научно-технический прогресс и признание того, что технические достижения имеют непредсказуемые негативные побочные следствия, и в целом как протест против тотального влияния техники на образ жизни человека. Первоначально он формируется в философских и социологических концепциях технокритицизма, выражающих опасения интеллигентных кругов индустриально развитых стран перед угрозой дегуманизации общества, его духовного оскудения под воздействием всё более могущественной техники и резкого усиления роли последней в социальном развитии (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Л. Мамфорд, Ж. Эллюль, К. Ясперс, М. Хайдеггер и другие). Антитехницизм отождествляет социальные функции техники с её вещественными свойствами, признает автономию законов технической рациональности, а затем на этом основании пессимистически оценивает настоящее и будущее «технологической цивилизации» как обречённой на потерю человеческих ценностей или полную гибель. Так, согласно Т. Адорно, развитие техники и её возрастающих возможностей приводит к отчуждению и овеществлению человека, его бездуховности, в результате чего технологизация общества предстаёт как «неудавшаяся цивилизация». По Ж. Эллюлю, главная опасность безудержного технического прогресса заключается в том, что, будучи созданной в качестве средства подчинения среды человеку, техника сама становится средой, вследствие чего окружающая среда предстаёт как «Вселенная Машины», подчиняющая себе и самого человека. Техника, считает Эллюль, превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая тем самым человека в объект бездуховных «калькуляций и манипуляций».

Со второй половины XX века под воздействием активного роста техносферы и её амбивалентного (не только позитивного, но и разрушительного) воздействия на жизнь человеческих сообществ антитехницизм получает широкое распространение и в массовом сознании, наряду с антисциентизмом как мировоззренческой ориентацией, направленной на критическую оценку роли науки в общественной жизни. В своих крайних проявлениях антитехницизм приобретает черты технофобии — страха перед техникой, которая отчуждена от человека и воспринимается им в качестве угрозы его бытию.

Библиография

Выходные сведенияЛ. Г. Титаренко. Е. М. Бабосов. В. О. Бернштейн. — Антитехницизм / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2002–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/concepts/7235

Базисные концепты

Новые концепты

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.