Дэниел Белл (Daniel Bell; |
|
Биография и деятельность |
|
---|---|
Имя: | Дэниел Белл (Daniel Bell). |
Дата и место рождения: | 10 мая 1919 года. Манхэттен, Нью-Йорк, США. |
Дата и место смерти: | 25 января 2011 года. Кембридж, Массачусетс, США. |
Гражданство: | Соединённые Штаты Америки |
Деятельность: | Учёный |
Научная сфера: |
Социология Социальная философия |
Область интересов: | Общество |
Основные идеи и концепции: | Постиндустриальное общество |
Текст статьи: © П. С. Александров. Т. А. Дмитриев. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.11.2023. | |
Дэниел Белл родился 10 мая 1919 года в Д. Белл, наряду с Р. Ароном, Э. Шилзом и рядом других американских теоретиков, стал известен в В конце Д. Белл утверждал, что переход к «постиндустриальному обществу» будет сопровождаться глубокими социальными изменениями, главными среди которых он считал смягчение социальных, и прежде всего классовых, антагонизмов, обеспечение «социального мира и порядка в изобилии», а также проведение политических дискуссий по наиболее значимым для общества вопросам. Этот оптимистический сценарий развития современного общества претерпевает трансформацию в его работах «Культурные противоречия капитализма» (1976), в которой Белл формулирует концепцию многоаспектности социального организма и развивает идею о том, что в современном западном обществе существуют серьёзные нерешённые конфликты между тремя «осевыми принципами»: экономическим, ориентированным на технико-экономическую эффективность, политическим, ориентированным на социальное и политическое равенство, и культурным, ориентированным на индивидуальную самореализацию и потребительский гедонизм. Поскольку отдельные сферы современного общества обладают определённой самостоятельностью, сфера культуры с её иррациональным и гедонистическим модернизмом может входить в противоречие с «осевым принципом» экономики, ориентированным на эффективность и инструментальную рациональность. Поэтому кризисные тенденции в развитии общества Белл объясняет конфликтом между экономикой и обществом, развивающимися в соответствии с критериями экономической и административной рациональности, и модернистской культурой, способствующей разрушению их моральных основ. Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, дополняемая нестабильностью экономической. Таким образом, «постиндустриальное общество» в силу нарастающих противоречий может оказаться перед опасностью ещё более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью. Лучшими средствами для преодоления этих кризисных тенденций, по Беллу, выступают система свободного рынка и основанные на философии либерального неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости. К обсуждению проблем, связанных с усложнением и диверсификацией социальной и культурной жизни, Белл обращается в последующих своих работах — «Культурные противоречия капитализма» («The Cultural Contradictions of Capitalism», 1976). «Извилистый путь» («The Winding Passage», 1980). а также в многочисленных публикациях в периодических изданиях. |
|
Библиография |
|
Издания и публикации: |
|
|
|
Переводы на русский язык: |
|
|
|