- На первый взгляд (лат.) — Прим. пер.
- Кстати, недооценка этих моментов в чисто психологических работах по сознанию становится в последнее время все более очевидной как для философов, так и для самих психологов.
- «Идеализм, — пишет Прист, — есть теория, согласно которой существуют только сознания (minds)» (с. 93). Следует отметить, что подобного понимания термина «идеализм» придерживались в ранний период своей деятельности и зачинатели аналитического движения Б. Рассел («Проблемы философии») и Д. Э. Мур («Опровержение идеализма»). — Прим. пер.
- См., в частности: Dennett D. Consciousness Explained. Boston, 1991; Dennett D. Kinds of Minds. — L., 1996; Searle J. The Rediscovery of the Mind. Cambrige, Mass., 1992; Searle J. The Mystery of Consciousness. — L., 1997.
- «Я и его мозг». — Прим. пер.
- Здесь и далее ссылки даны по изд.: Платон. Федон. // Платон. ПСС в 4 тт.. — М., 1993, т. 2.
- См. Платон. Федон, с. 25: «Если бы возникающие противоположности не уравновешивали постоянно одна другую, словно описывая круг…» — Прим. пер.
- В данном историко-философском контексте выражение «дуализм сознания и тела» (mind-body dualism) в отдельных случаях переводится как «дуализм души и тела». — Прим. пер.
- Здесь и далее цитаты даются по изданию: Декарт Р. Соч. в двух томах. — М., 1989.
- В текстах Декарта говорится именно о «мыслящей» (cogitans) и «телесной» (corporalis) субстанциях. Английский перевод данных терминов в книге С. Приста не является вполне адекватным. — Прим. пер.
- Вероятно, это цитаты из писем Елизавете (Т. 2, сс. 490–495 и др.) — Прим. пер.
- Цитаты даются по изд.: Райл Г. Понятие сознания. — М., Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс, 2000.
- Витгенштейн Л. Философские исследования. // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. — М., Гнозис, 1994, сс. 75–321.
- Здесь и далее цитаты по изд.: Беркли Д. Сочинения. — М., 1978.
- Цитаты из книги Гегеля «Философия духа» даны по изд.: Гегель Г. В. Ф. Собр. соч. — М., 1989.
- Цитаты из книги Гегеля «Феноменология духа» даны по изд.: Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб., 1992.
- Как, в качестве (лат.). — Прим. пер.
- Сам по себе (лат.). — Прим. пер.
- Цитаты даются по изд.: Патнэм Х. Философия сознания. — М., Дом интеллектуальной книги, 1998, сс. 53–68.
- Цитаты даны по изд.: Спиноза Б. Избр. произв. — М., 1957, Т. 1.
- К «Логическим исследованиям» и «Идеям» см. примечания соответствующего раздела.
- Husserl E. Kartesianische Meditationen und Pariser Vortraege, hrsg. von S. Strasser, 1963 (2. Auflage). Husserliana. Bd. I; Русский перевод: Картезианские размышления. — Пер. Д. В. Скляднева. СПб., 1998.
- Husserl E. Sein und Zeit. 16 Auflage. Tübingen, 1986; рус. пер.: Бытие и время. — Пер. В. В. Бибихина. M.: Ad Marginem, 1997.
- Автор, очевидно, разделяет достаточно распространённое заблуждение, будто Хайдеггер когда-либо надеялся, что его «Бытие и время» станет одной из работ, вписывающихся в феноменологию Гуссерля. Другое дело, Хайдеггер часто высказывался в том духе, что феноменологию ещё предстоит реализовать в её наиболее подлинной форме, не замеченной и самим Гуссерлем.
- Рус. пер. под. ред. И. С. Вдовиной и С. Л. Фокина. — СПб., 1999.
- Гуссерль противопоставлял «естественную» и «феноменологическую» установку исследователя. Теория «трансцендентальной субъективности» стала чуть более поздним логическим продолжением его размышлений.
- Позволим себе скорректировать неточность автора: вопрос не остаётся «открытым» в том смысле, что какие-либо дальнейшие споры или «доказательства» могут представлять для феноменологии интерес. Неверно также говорить, будто Гуссерль «не убеждён в существовании внешнего мира» либо отнюдь «не разуверивается» в нём и тому подобное. Более точно; вопрос о существовании вещей реального физического мира (и, соответственно, самого мира) не является для феноменологии существенным, поскольку никак не соотносится с её главной задачей: прояснить деятельность тех структур сознания, благодаря которым, нечто как раз и образует для нас сложный феномен вещи. Раскрытие деятельности конституирования позволяет, далее, понять более сложные механизмы образования того, что мы называем «миром».
- Брентано говорит о «психическом», и при цитировании мы сохранили терминологию, присущую Брентано. Прист, говоря о Брентано, использует термин «ментальное», который при современном употреблении равнозначен термину «психическое» и обозначает все явления сознания. Таким образом, использование термина «ментальное» в рассказе об учении Брентано не искажает его сути. — Прим. пер.
- Цитаты даны по изд.: Брентано Ф. Избранные работы. — М., Дом интеллектуальной книги, РФО, 1996.
- На самом деле в тексте Брентано приводятся мнения других философов по данному вопросу (например, Аристотеля). — Прим. пер.
- Просто-напросто (франц.) — Прим. пер.
- Эпохе (epoche) — воздержание от суждений — термин, заимствованный Гуссерлем из философии античного скептицизма в 1904–1905 годах и синонимичный «принципу беспредпосылочности», сформулированному в «Логических исследованиях».
- Так переведён гуссерлевский термин «Urteilsenthaltung». — Прим. пер.
- Подразумевается первый том «Логических исследований»: «Logische Untersuchungen. Prolegomena zu einer reinen Logik». Halle a.d.S., 1900; (переиздание: Logische Untersuchungen, Erster Band, Prolegomena zur reinen Logik, hrsg. von Elmar Holenstein, 1975. Husserliana, Bd. XVIII); (Русский перевод: Логические исследования / Пер. под ред. С. Франка. СПб., 1909. Часть первая: Пролегомены к чистой логике; Переиздание в: Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
- Husserl E. Ideen zu einer reinen Phanomenologie und phanomenologischen Philosophie. Erstes Buch. Halle a.d.S., 1913; Neu hrsg. von K. Schuhmann, Husserlinana, Bd. III/1, 1976. (Русский перевод: Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. — Пер. А. В. Михайлова. — М., 1999).
- Logical Investigations, pp. 552 ff. — Прим. авт. (Пятое исследование: Uber intentionale Erlebnisse und ihre «Inhalte», рус. пер.: Логические исследования. Т. 2. Исследование V. Об интенциональных переживаниях и их содержаниях / Пер. В. И. Молчанова. // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988, сс. 282–297. — Прим. пер.
- В терминологии Брентано — более точно — физических и психических феноменов.
- В пер. с нем. В. И. Молчанова. — Здесь и далее используется новый перевод второго тома «Логических исследований», который готовится к печати в изд-ве «Дом интеллектуальной книги», возможны расхождения с фрагментами, опубликованными в 1988 г. (ср. прим. выше). В скобках после цитаты указаны страницы цитат по английскому изданию «Логических исследований» Э. Гуссерля (см. библиографию в конце книги). — Прим. ред.
- Гуссерль использует понятие переживания (Erlebnis), обладающее в немецком языке той двойственностью, что может быть истолковано не только как сам акт переживания, но и «пережитое», что, по-видимому, даёт англоязычному автору основание трактовать его как «опыт». — Прим. пер.
- «Однако это не препятствует тому, что этот акт-представления-бога-юпитера действительно существует как такого рода переживание, как такого рода определённый модус настроенности (Zumutesein)» — в пер. с нем. — Прим. пер.
- Erlebnisse. — Прим. пер.
- Через невозможное (лат.). — Прим. пер.
- (Из этого) не следует (лат.). — Прим. пер.
- Nagel T. The View From Nowhere. — Oxford, 1986. — Прим. пер.
|