Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Рейтинг стран мира по уровню слабости

Failed States Index
Индекс слабости государств (Failed States Index) — комплексный показатель, характеризующий способность (и неспособность) властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране.
Информация об исследовании и его результаты. Настоящий документ подготовлен совместно с организацией The Fund for Peace. Републикация текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наименование: Fragile States Index / Индекс слабости государств
Тип исследования: Индекс.
Направление исследования: Изучение политических процессов.
Отрасль исследования: Государственное управление.
Дата исследования: 2005 год — настоящее время.
Периодичность исследования: Регулярно (ежегодно).
Организация исследования: The Fund for Peace.
Сайт исследования: http://www.fundforpeace.org/
Последнее исследование: The Fragile States Index 2016
Редакция: Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 30.10.2016.

Индекс слабости государств (Failed States Index) — это комплексный показатель, характеризующий способность (и неспособность) властей той или иной страны контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. В 2014 году переименован в Индекс слабости государств (The Fragile States Index).

Исследование и сопровождающий его рейтинг выпускается ежегодно независимой общественной организацией The Fund for Peace (специализируется на изучении причин и условий, вызывающих войны, и предпринимает усилия по их предотвращению) совместно с политологическим журналом Foreign Policy. Индекс слабости государств позиционируется как сравнительный инструмент для оценки риска и прогнозирования внутригосударственных конфликтов. Разработан в 2005 году под руководством президента The Fund for Peace, политолога и международного эксперта в области конфликтологии Полин Бейкер (Pauline H. Baker). Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике, раннего предупреждения конфликтов на своей территории и может помочь нестабильным странам в разработке стратегий, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, авторы исследования подчёркивают его способность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по Индексу.

В настоящее время не существует универсального определения «несостоятельное», «недееспособное» или «слабое» государство. В общем случае данное определение служит для обозначения как государств, находящихся в нестабильном, или «пограничном», состоянии, то есть балансирующих на грани экономического и политического кризиса, так и государств, продолжительное время пребывающих в состоянии деградации. Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому государство можно назвать «несостоятельным», если оно не в состоянии выполнять свои основные функции, а также не имеет эффективного контроля над своей территорией и границами. Такое государство не может воспроизводить условия для своего существования, хотя некоторые элементы государства и его отдельные институты могут продолжать своё существование. Термин «несостоятельное государство», а в последнее время «слабое государство», широко используется политическими комментаторами и журналистами, которые часто придают ему оценочный, а во многих случаях и субъективный, характер, что создаёт дополнительные противоречия. Для того, чтобы сделать определение более точным, организацией The Fund for Peace предложены следующие ключевые признаки «слабого государства»:

  1. Потеря физического контроля над своей территорией, либо государственной монополии на законное использование физической силы на своей территории.
  2. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить процесс принятия коллективных решений.
  3. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить элементарные общественные услуги.
  4. Неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества.

При составлении Индекса эксперты в течение года анализируют страны мира и связанные с ними информационные потоки с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические:

1. Социальные показатели:
  1. Уровень демографического давления.
  2. Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
  3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп.
  4. Устойчивая и перманентная эмиграция из страны.
2. Экономические показатели:
  1. Неравномерность экономического развития.
  2. Уровень экономической нестабильности.
3. Политические показатели:
  1. Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
  2. Наличие и качество общественных услуг.
  3. Уровень нарушений прав человека.
  4. Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
  5. Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
  6. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, правоохранительной системы, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные потоки из открытых источников и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех индикаторов (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга.

Все государства в рейтинге распределены на четыре цветовые группы:

  1. Красный цвет — государства с высоким уровнем нестабильности (критический уровень рисков).
  2. Оранжевый цвет — государства с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков).
  3. Жёлтый цвет — государства с уровнем стабильности выше среднего (низкий уровень рисков).
  4. Зелёный цвет — государства с высоким уровнем стабильности (отсутствие рисков).

В первом издании Индекса в 2005 году была дана оценка 75 государствам, с 2007 года Индекс измеряется для 178 стран. В перспективе исследование должно охватить все страны мира. При этом, в Индекс включаются только суверенные государства — их перечень определяется членством в Организации Объединённых Наций (ООН). Ряд территорий, политический статус которых не является окончательным, в Индекс не включены, хотя некоторые из них признаны в качестве суверенных государств со стороны отдельных стран (например, Тайвань, Косово, Северный Кипр, Западная Сахара). Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных исследования приводится в ежегодном докладе по результатам очередного сравнительного исследования.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира, упорядоченных по Индексу слабости государства. В 2016 году исследование охватывает 178 государств.

Рейтинг слабости стран мира

The Fund for Peace: Fragile States Index 2016
Рейтинг Страна Индекс

Государства с высоким уровнем нестабильности: критический уровень рисков

1 Южный Судан 114.0
1 Сомали 114.0
2 Южный Судан 113.8
3 Центрально-Африканская Республика 112.1
4 Судан 111.5
4 Йемен 111.5
6 Сирия 110.8
7 Чад 110.1
8 Демократическая Республика Конго 110.0
9 Афганистан 107.9
10 Гаити 105.1
11 Ирак 104.7
12 Гвинея 103.8
13 Нигерия 103.5
14 Пакистан 101.7
15 Бурунди 100.7
16 Зимбабве 100.5

Государства с уровнем стабильности ниже среднего: опасный уровень рисков

17 Гвинея-Бисау 99.8
18 Эритрея 98.6
19 Нигер 98.4
20 Кения 98.3
21 Кот-д’Ивуар 97.9
22 Камерун 97.8
23 Уганда 97.7
24 Эфиопия 97.2
25 Ливия 96.4
26 Мьянма 96.3
27 Либерия 95.5
28 Мавритания 95.4
29 Мали 95.2
30 Северная Корея 93.9
31 Конго 92.2
32 Руанда 91.3
33 Непал 91.2
34 Сьерра-Леоне 91.0
35 Тимор-Лешти 90.8
36 Бангладеш 90.7
37 Ангола 90.5
38 Египет 90.2
39 Джибути 89.7
40 Ливан 89.6
41 Буркина Фасо 89.4
42 Мозамбик 87.8
43 Шри-Ланка 87.7
44 Малави 87.6
44 Свазиленд 87.6
46 Камбоджа 87.4
47 Иран 86.9
48 Гамбия 86.8
49 Замбия 86.3
50 Папуа — Новая Гвинея 86.2
51 Того 85.8
52 Соломоновы Острова 85.3
53 Экваториальная Гвинея 85.2
54 Филиппины 84.7
55 Лаос 84.4
56 Мадагаскар 84.2
57 Коморские Острова 83.8
57 Таджикистан 83.8
59 Сенегал 83.6
60 Узбекистан 83.5
61 Гватемала 83.2
62 Танзания 81.8
63 Венесуэла 81.6
64 Кыргызстан 81.1
65 Россия 81.0
66 Лесото 80.9
67 Колумбия 80.2
68 Гондурас 79.8
69 Палестина 79.7
70 Индия 79.6
71 Никарагуа 79.0
72 Бенин 78.9
72 Грузия 78.9
74 Таиланд 78.8
75 Боливия 78.5
76 Алжир 78.3
77 Иордания 78.0
78 Бутан 77.6
79 Турция 77.3
80 Микронезия 77.1
81 Азербайджан 76.3
82 Фиджи 76.2
83 Туркменистан 76.0
84 Эквадор 75.6
85 Украина 75.5
86 Китай 74.9
86 Индонезия 74.9
88 Босния и Герцеговина 74.6
88 Тунис 74.6
89 Марокко 74.2
91 Мальдивы 74.0
92 Беларусь 73.9
93 Молдова 73.2
94 Сан-Томе и Принсипи 72.9
95 Парагвай 72.6
96 Сальвадор 72.5
97 Саудовская Аравия 72.2
98 Габон 72.0
98 Перу 72.0
98 Сербия 72.0
101 Кабо-Верде 71.5
102 Гана 71.2
103 Намибия 71.1
104 Гайана 70.9
105 Доминикана 70.8
106 Вьетнам 70.7
107 Мексика 70.4

Государства с уровнем стабильности выше среднего: низкий уровень рисков

108 Южная Африка 69.9
109 Армения 69.6
110 Самоа 67.6
111 Македония 67.0
112 Суринам 66.7
113 Казахстан 66.5
114 Куба 66.3
115 Малайзия 66.1
116 Белиз 66.0
117 Бразилия 65.3
118 Ямайка 65.0
119 Кипр 64.0
120 Ботсвана 63.5
121 Бахрейн 63.4
122 Гренада 63.0
123 Бруней 62.0
124 Албания 61.2
125 Сейшельские Острова 60.2
126 Кувейт 58.5
127 Тринидад и Тобаго 57.8
128 Монголия 56.6
129 Антигуа и Барбуда 56.2
130 Греция 55.9
131 Черногория 55.2
132 Болгария 53.7
133 Панама 53.2
134 Румыния 52.9
135 Венгрия 52.7
136 Хорватия 52.4
137 Оман 51.6
137 Багамские Острова 51.6
139 Барбадос 49.0
140 Аргентина 48.4
141 Латвия 47.4
142 Коста-Рика 45.1
142 Катар 45.1
144 Словакия 44.9
145 Объединённые Арабские Эмираты 44.5
146 Эстония 43.4
147 Маврикий 43.2
148 Италия 43.1
149 Литва 42.4
150 Чили 41.9
151 Чехия 40.8
152 Польша 40.7
153 Испания 39.8
154 Мальта 39.6
155 Уругвай 36.2
156 Южная Корея 36.1
157 Япония 35.1
158 Франция 34.5
159 Соединённые Штаты Америки 34.0
160 Словения 33.9
161 Сингапур 32.9
162 Великобритания 32.4

Государства с высоким уровнем стабильности: отсутствие рисков

163 Португалия 29.2
164 Бельгия 29.0
165 Германия 28.6
166 Нидерланды 28.2
167 Австрия 27.5
168 Люксембург 24.1
169 Канада 23.8
170 Исландия 22.8
171 Швеция 22.6
172 Ирландия 22.5
172 Австралия 22.5
174 Швейцария 21.8
175 Дания 21.5
176 Новая Зеландия 21.3
177 Норвегия 21.2
178 Финляндия 18.8
Источник: Рейтинг стран мира по уровню слабости. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2016 (последняя редакция: 30.10.2016). URL: http://gtmarket.ru/ratings/failed-states-index/info
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Новые исследования
Популярные исследования