Два ведущих американских политологических института, американский аналитический центр Фонд мира (Fund for Peace) и влиятельный американский журнал Foreign Policy, опубликовали рейтинг слабости государств мира 2016 года (Fragile States Index 2016), который отражает способность (и неспособность) властей контролировать целостность своей территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Первые места в рейтинге заняли 16 самых неблагополучных государств во главе с Сомали. В то же время 16 стран во главе с Финляндией формируют зону благополучия и стабильности государственных институтов. Индекс слабости государств выпускается с 2005 года под названием Failed States Index. В 2014 году проект переименован в Индекс слабости государств (Fragile States Index). В процессе подготовки Индекса все страны, охваченные исследованием, анализируются с помощью системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании двенадцати так называемых критериев «слабости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические. Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В общей сложности оценивается свыше 100 показателей. В течение года анализируются многочисленные информационные потоки из открытых источников и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех показателей (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга. Таким образом, крайне нестабильное государство теоретически могло набрать все 120 баллов, однако до этого пока не дошло — занявшая верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве Сомали обеспечила себе «лидерство» со 114 баллами. В 2016 году исследование охватывает 178 стран. Наименее дееспособным государством мира в 2016 году является Сомали. Этой стране регулярно достаётся «почётное» первое место. Сомали — государство в Северо-Восточной Африке, существующее в настоящее время только на бумаге — это, согласно определению ООН, так называемая «страна без правительства», которая уже длительное время находится в состоянии гуманитарной катастрофы. После свержения президента Мохаммеда Сиада Барре в 1991 году страна погрузилась в хаос и как государство прекратило своё существование. Всё это время на её территории продолжаются боевые действия, отсутствуют единое правительство, единая валюта и иные атрибуты централизованной власти, а реальная власть находится в руках разнообразных племенных кланов, полевых командиров и нескольких псевдогосударственных образований, наиболее крупными из которых являются Сомалиленд и Пунтленд. Большая часть новостей, касающихся этой страны, связаны с террористическими актами, внутренними столкновениями и пиратством сомалийских вооружённых групп в Аденском заливе. Все последние годы Сомали неизменно возглавляет разнообразные международные рейтинги неблагополучия. Первые места рейтинга самых «несостоятельных» стран, кроме Сомали, занимают такие традиционно неблагополучные африканские государства, как Южный Судан, Центрально-Африканская Республика, Судан, Чад и Демократическая Республика Конго. Во всех этих странах правят крошечные элиты, на их территориях идут боевые действия, экономическая ситуация близка к катастрофической, а население живёт в крайней нищете. В целом, лидером неблагополучия среди регионов мира по-прежнему остаётся африканский континент. Большая часть мест в «красной зоне рейтинга» досталась странам Африки южнее Сахары, а также государствам Ближнего Востока, в которых продолжаются военные конфликты — Сирия, Йемен, Афганистан, Ирак. Группа стран с умеренным уровнем нестабильности занимает положение с 17 по 107 место в общем списке из 178 стран. Открывает этот перечень Гвинея-Бисау, а замыкает Мексика. Россия находится в этой группе — на 65 месте. К факторам, которые негативно влияют на позицию России, эксперты относят политическую нестабильность на российском Северном Кавказе, неравномерность экономического развития страны, неэффективную работу государственных структур, высокую степень криминализации населения, а также всё более значительное давление на гражданское общество. К этим факторам в последние два года прибавились значительные экономические и геополитические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на общую стабильность государства. Перечень стабильных стран занимает положение со 108 по 162 место в рейтинге. Открывает этот перечень Южная Африка, а закрывает Великобритания. В этой группе находятся Соединённые Штаты Америки (159 место). Государства, которые расположились со 163 по 178 место, считаются самыми стабильными и наиболее подходящими для нормальной человеческой жизни. Всего их 16. В нынешнем рейтинге самой благополучной страной стала Финляндия, которая вместе с Норвегией, Новой Зеландией, Данией и Швейцарией образует группу лидеров. Все эти страны имеют сильные социально-экономические показатели, развитые общественные институты, высокий уровень качества государственных услуг, уважения прав человека и верховенства закона. Исследователи отмечают, что несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов за последние годы, в мире растёт количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По их оценкам, сегодня более двух миллиардов человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Кроме того, неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы на его территории. Авторы исследования считают, что рейтинг может использоваться правительствами для анализа проблемных моментов в их политике и помочь в разработке стратегий, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, эксперты подчёркивают возможность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по Индексу.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||