Failed States Index 2006: Рейтинг стран мира по уровню несостоятельности 2006 года

18.08.2006. 18:55
Фонд мира (Fund for Peace)

Два ведущих американских политологических института, влиятельный американский журнал Foreign Policy и американский аналитический центр Фонд мира (Fund for Peace), опубликовали второй по счёту экспертный рейтинг «несостоятельных» государств мира — Failed States Index 2006, который отражает неспособность властей контролировать целостность территории, а также демографическую, политическую и экономическую ситуацию в стране. Первые места в рейтинге заняли 28 самых неблагополучных государств во главе с Суданом. В то же время 13 стран во главе с Норвегией формируют зону благополучия и стабильности.

Индекс несостоятельности государств выпускается с 2005 года. При его составлении все государства, охваченные исследованием, анализируются с помощью системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых показателей «несостоятельности» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и военно-политические. Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, полиции, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные материалы, размещённые в открытых источниках и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех показателей (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга. Таким образом, крайне нестабильное государство теоретически могло набрать все 120 баллов, однако до этого пока не дошло — занявший верхнюю строчку в этом сомнительном первенстве Судан обеспечил себе «лидерство» со 112,3 баллами.

В то же время наличие высоких баллов по двум индикаторам считается наиболее критическим для определения устойчивости государства. Это, во-первых, степень территориальной и социальной неравномерности экономического развития — простое увеличение общего уровня бедности в стране ещё не увеличивает вероятность того, что страна станет несостоятельной. Второй критерий — уровень криминализации и делегитимизации государства, то есть насколько население страны считает государственный аппарат коррумпированным, незаконным и неэффективным.

Если в 2005 году была дана оценка всего 60 государствам, то в 2006-м их число достигло уже 146. В перспективе индекс должен охватить все страны мира. Все государства в рейтинге разбиты на четыре цветовые группы. 1. Красный цвет — критический уровень рисков — от 90 до 120 баллов; 2. Оранжевый — опасный уровень рисков — от 60 до 89,9 баллов; 3. Жёлтый — стабильные государства — от 30 до 59,9 баллов; 4. Зелёный — самые стабильные государства — до 29,9 баллов. Последних в 2006 году оказалось 13. Примечательно, что большинство их них входит в глобальный ТОП–20 по индексу экономической свободы. С полной таблицей рейтинга можно ознакомиться на сайте проекта.

Failed States Index 2006 — Страны мира

Failed States Index 2006 — Страны мира

Самым несостоятельным государством в мире, по мнению составителей рейтинга, является Судан, который и занял первое место в списке 2006 года. Основной причиной нестабильности в этой стране является продолжающееся насилие и вооружённое противостояние в западном регионе Дарфур. По меньшей мере 200 тысяч человек и, возможно больше, чем 300 тысяч (по некоторым оценкам) были убиты в течение последних трёх лет, около 2 миллионов человек покинули свои дома и стали беженцами в соседних странах, а вспышки насилия распространились на Центрально-Африканскую Республику и Чад. В урегулировании конфликта безуспешно принимают участие ООН и другие международные организации.

В первую пятёрку рейтинга самых несостоятельных, кроме Судана, также вошли: Демократическая Республика Конго (2 место), Кот-д’Ивуар (3), Ирак [4] и Зимбабве [5]. Кроме того, в группу из 28 самых «несостоятельных» государств входят, в частности, такие страны как единственное «несостоятельное» государство западного полушария — Гаити (8 место), обладающий ядерным оружием Пакистан (9 место), оккупированный вооружёнными силами США и их союзников по антитеррористической коалиции Афганистан (10 место), Северная Корея (14 место), а также две «несостоятельные» страны на территории бывшего СССР — Узбекистан (23 место) и Кыргызстан (28 место), которая замыкает перечень «несостоятельных».

Группа с умеренным уровнем нестабильности насчитывает 77 государств, которые расположились с 29 по 106 место в общем индексе из 146 стран. Россия также находится в этой группе стран — на 43 месте, расположившись, как ни странно, между неблагополучным Таджикистаном (42 место) и Нигером (44) — одним из беднейших государств Западной Африки. Из других бывших советских республик Белоруссию авторы отчёта поставили на 50 место, Молдова заняла 58 место, Грузия — 60, Азербайджан — 61, Украина — 86 (здесь и далее — результаты выше среднего), Казахстан — 88, Армения — 89. Туркменистана в этом рейтинге нет из-за отсутствия статистики по этой стране.

Для сравнения: в списке с умеренным уровнем нестабильности находятся такие государства, как Египет — 31 место, Индонезия — 32, Босния и Герцеговина 35 (самое нестабильное государство Европы), Иран — 53, Китай — 57, Куба — 62, Израиль — 67, Таиланд — 79, Турция — 82, Мексика — 85, Индия — 93, Бразилия — 101, а замыкает этот перечень Гана — 106 место.

Перечень стабильных стран насчитывает 34 государства, которые расположились с 107 по 133 место в общем индексе. Открывает этот пречень Панама (107 место), а закрывает Сингапур (133). Все Прибалтийски государства оказались в перечне стабильных стран: Латвия — 109 место, Эстония — 111, Литва — 113. Для сравнения: Монголия занимает 108 место, Польша — 115, Чехия — 119, Греция — 121, Южная Корея — 123, Германия — 124, Испания — 125, Италия — 127, Соединённые Штаты Америки — 128, Франция — 129, Великобритания — 130.

Государства, которые расположились с 134 по 146 место, считаются самыми стабильными и наиболее подходящими для нормальной человеческой жизни. Всего их 13: Нидерланды (134), Япония (135 место), Австрия (136), Дания (137), Бельгия (138), Канада (139), Австралия (140), Новая Зеландия (141), Швейцария (142), Ирландия (143), Финляндия (144), Швеция (145) и Норвегия (146), которая в очередной раз стала самой благополучной страной рейтинга.

Несмотря на уменьшение числа межгосударственных конфликтов, в мире растёт количество линий политической нестабильности, а целый ряд государств находится на пороге деградации институтов власти. По оценкам некоторых экспертов, сегодня более 2 миллиардов человек живут в нестабильных государствах, балансирующих на грани экономического и политического кризиса. Оценка количества государств, находящихся в нестабильном состоянии, периодически проводится различными организациями на основе определённого набора показателей и с использованием разных терминологических подходов, однако наиболее широкое распространение для обозначения государств в «пограничном состоянии» получило определение «несостоятельные». Составители рейтинга подчёркивают, что попадание того или иного государства в перечень наиболее нестабильных ещё не означает, что оно уже является «несостоятельным» или реально может стать таковым. Однако ряд факторов указывают на опасность, которая может грозить такому государству.

Следует отметить, что американский учёный, лингвист и политолог Ноам Хомски суммировал некоторые характерные черты несостоятельного государства следующим образом. Во-первых, это неспособность или нежелание государства защитить своих граждан от насилия, а то и от гибели. Во-вторых, склонность власти считать себя выше закона — как национального, так и международного. И, в-третьих, такое государство страдает от серьёзного «дефицита демократии, лишающего формально действующие демократические институты реального содержания».

Авторы доклада отмечают, что в целом ситуация в мире незначительно улучшается, хотя существуют и негативные тенденции. По мнению аналитиков Foreign Policy, «несостоятельные государства за последнее десятилетие сместились с периферии глобальной политики в её центр» и образуют вокруг себя очаги региональной нестабильности. Наиболее показательные примеры такого рода — Судан, Чад и Сомали. Кроме того, неблагополучные государства являются не только угрозой для сопредельных стран и регионов, но и угрозой для окружающей среды, так как существует сильная корреляция между стабильностью государства и устойчивостью экологической системы на его территории.

Очевидно, что как и другие модели, эта аналитическая модель не лишена доли субъективизма, но несмотря на это, она является достаточно хорошим сравнительным инструментом. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, авторы рейтинга подчёркивают его способность провоцировать дебаты и дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по индексу. Постоянное развитие индексов мира, конфликтов и нестабильности является частью более широкого движения «сделать важное измеримым». Кроме того, такого рода индексы остаются ценным источником для дискуссий и диалога, а также привлечения внимания к глобальному миру и решению конфликтных вопросов.

Показатели:
Социальные показатели:
  • I–1. Уровень демографического давления.
  • I–2. Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
  • I–3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп.
  • I–4. Устойчивая и перманентная эмиграция из страны.
Экономические показатели:
  • I–5. Неравномерность экономического развития.
  • I–6. Уровень экономической нестабильности.
Политические показатели:
  • I–7. Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
  • I–8. Наличие и качество общественных услуг.
  • I–9. Уровень нарушений прав человека.
  • I–10. Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
  • I–11. Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
  • I–12. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Рейтинг стран мира по уровню несостоятельности 2006 года

Failed States Index 2006
СтранаI–1I–2I–3I–4I–5I–6I–7I–8I–9I–10I–11I–12Индекс
1Судан9.69.79.79.19.27.59.59.59.89.89.19.8112.3
2Демократическая Республика Конго9.59.59.18.09.08.19.09.09.59.89.610.0110.1
3Кот-д’Ивуар8.87.69.88.58.09.010.08.59.49.89.810.0109.2
4Ирак8.98.39.89.18.78.28.58.39.79.89.710.0109.0
5Зимбабве9.78.98.59.09.29.88.99.59.59.48.58.0108.9
6Чад9.09.08.58.09.07.99.59.09.19.49.58.0105.9
7Сомали9.08.18.07.07.58.510.010.09.510.09.88.5105.9
8Гаити8.85.08.88.08.38.49.49.39.69.49.610.0104.6
9Пакистан9.39.38.68.18.97.08.57.58.59.19.19.2103.1
10Афганистан7.99.69.17.08.07.58.38.08.28.28.010.099.8
11Гвинея7.57.28.18.48.08.09.19.08.18.19.08.599.0
12Либерия8.09.37.07.18.68.97.89.07.27.38.810.099.0
13Центрально-Африканская Республика9.07.78.85.58.58.19.08.07.58.98.08.597.5
14Северная Корея8.06.07.25.09.09.59.89.59.58.38.07.597.3
15Бурунди9.09.17.06.78.87.87.28.57.57.37.810.096.7
16Йемен7.86.77.08.29.07.88.88.27.29.09.47.596.6
17Сьерра-Леоне8.57.97.18.98.79.08.08.07.07.07.78.896.6
18Мьянма8.98.89.06.09.07.19.28.29.89.08.03.596.5
19Бангладеш9.05.89.58.59.07.09.07.57.88.38.96.096.3
20Непал8.54.89.26.09.28.59.26.29.19.09.06.795.4
21Уганда8.09.27.85.78.47.58.08.08.08.57.97.594.5
22Нигерия8.05.99.18.59.05.49.08.37.19.29.05.994.4
23Узбекистан7.75.87.57.58.17.09.37.09.39.19.17.094.4
24Руанда9.57.09.08.27.28.08.76.97.75.08.96.892.9
25Шри-Ланка8.08.29.16.78.05.78.67.07.28.58.96.592.4
26Эфиопия9.07.67.07.58.58.07.66.28.07.58.76.391.9
27Колумбия7.09.17.48.58.53.28.76.57.69.09.27.191.8
28Кыргызстан8.06.67.07.58.07.58.37.37.98.37.96.090.3
29Малави9.06.06.07.08.88.88.09.08.05.56.77.089.8
30Буркина Фасо9.05.96.56.68.88.27.88.46.57.67.76.789.7
31Египет8.06.08.56.08.07.09.07.38.06.57.77.589.5
32Индонезия7.58.26.38.38.06.86.77.27.57.57.97.389.2
33Сирия7.07.18.06.88.96.59.05.59.07.57.16.288.6
34Кения9.07.16.78.08.06.87.37.26.97.07.67.088.6
35Босния и Герцеговина6.58.58.66.07.36.28.15.85.37.58.710.088.5
36Камерун6.56.86.58.08.76.08.58.07.27.67.96.788.4
37Ангола8.08.56.35.09.04.98.87.67.86.88.07.688.3
38Того7.05.86.06.57.58.08.78.18.18.17.86.788.3
39Бутан6.08.17.06.79.08.08.46.08.65.08.46.787.9
40Лаос8.05.96.36.65.96.57.98.08.29.08.96.787.9
41Мавритания9.05.98.55.07.07.87.18.27.17.67.96.787.8
42Таджикистан7.06.66.26.57.46.88.97.58.67.58.76.087.7
43Россия8.07.28.07.08.03.78.26.99.17.59.04.587.1
44Нигер9.44.38.56.07.29.07.98.56.56.76.07.087.0
45Туркменистан7.04.25.26.07.28.09.17.29.78.58.06.086.1
46Гвинея-Бисау7.04.95.57.09.37.47.88.07.97.56.56.685.4
47Камбоджа7.56.57.08.07.26.07.87.56.96.77.56.485.0
48Доминиканская Республика7.87.06.58.58.06.06.28.07.17.07.45.585.0
49Папуа — Новая Гвинея8.02.58.08.09.07.07.88.06.17.06.76.584.6
50Беларусь9.05.15.53.58.56.39.07.57.36.88.08.084.5
51Гватемала8.76.07.16.78.07.17.57.17.17.56.05.584.3
52Экваториальная Гвинея7.02.06.77.59.04.09.08.08.58.38.06.084.0
53Иран6.58.76.95.07.53.08.16.19.18.08.86.384.0
54Эритрея8.07.25.46.06.08.08.07.36.87.27.56.583.9
55Сербия5.78.58.65.58.06.57.85.05.66.58.67.583.8
56Боливия7.54.07.07.08.86.27.07.86.76.58.46.082.9
57Китай8.55.18.06.69.24.58.57.39.05.58.02.382.5
58Молдова7.04.77.38.07.57.57.47.06.85.56.87.082.5
59Никарагуа6.55.56.47.19.08.57.37.25.76.57.05.782.4
60Грузия6.06.87.46.17.05.57.76.35.68.17.18.682.2
61Азербайджан6.08.17.35.07.55.98.16.56.07.07.57.081.9
62Куба7.54.75.56.07.96.57.84.08.38.08.07.781.9
63Эквадор6.05.66.87.18.05.28.37.46.76.87.85.581.2
64Венесуэла7.54.86.87.08.04.07.57.07.87.57.36.081.2
65Ливан6.84.37.87.06.85.36.45.06.87.58.38.580.5
66Замбия9.25.25.26.77.37.67.57.85.86.05.26.179.6
67Израиль7.08.59.03.57.03.87.37.07.04.87.57.079.4
68Филиппины7.05.57.25.77.55.37.86.06.17.07.26.979.2
69Перу6.54.67.07.68.05.46.86.46.88.07.15.079.2
70Вьетнам7.06.55.37.06.25.67.06.67.07.57.05.978.6
71Танзания7.06.86.06.07.07.06.57.86.06.05.27.078.3
72Алжир6.06.67.15.67.43.57.57.67.56.86.45.877.8
73Саудовская Аравия6.06.97.93.57.02.08.54.18.57.87.57.577.2
74Иордания6.06.86.05.07.66.56.85.86.16.86.67.077.0
75Гондурас8.82.15.36.09.07.67.56.95.66.06.45.576.7
76Марокко6.58.06.96.27.06.58.05.76.65.65.54.076.5
77Сальвадор8.56.16.07.07.05.07.07.46.76.03.95.576.1
78Северная Македония5.75.17.17.07.56.07.25.65.36.16.26.375.1
79Таиланд7.55.78.14.37.52.06.86.06.56.87.26.574.9
80Мозамбик7.02.04.58.17.17.07.48.06.75.55.56.074.8
81Мали8.54.26.08.06.88.54.68.64.74.53.56.774.6
82Турция7.26.17.35.08.64.16.15.75.06.46.96.074.4
83Гамбия6.05.04.06.07.08.17.56.56.65.55.86.074.0
84Габон6.05.43.06.07.95.07.97.56.25.57.55.773.6
85Мексика7.24.36.17.08.36.35.96.05.16.04.76.273.1
86Украина7.03.87.27.57.04.57.05.55.93.07.57.072.9
87Парагвай5.01.56.26.07.56.68.06.88.04.57.54.472.0
88Казахстан5.02.95.14.06.26.57.56.77.06.77.76.671.9
89Армения6.07.15.07.06.05.17.06.56.04.55.85.571.5
90Бенин6.05.14.06.97.36.56.57.84.85.53.86.770.9
91Намибия5.74.95.58.08.05.54.57.85.85.53.56.070.7
92Кипр5.03.68.66.07.75.05.44.23.54.08.59.070.5
93Индия8.82.86.97.18.55.04.86.75.44.55.74.270.4
94Албания6.02.74.57.06.07.07.06.95.55.54.56.068.6
95Ливия6.02.15.54.07.35.17.54.58.15.57.95.068.5
96Ботсвана9.36.03.56.06.95.05.56.84.94.03.06.066.9
97Ямайка6.52.54.56.76.55.07.06.55.66.03.96.166.8
98Малайзия6.54.15.53.56.64.35.95.86.56.25.55.766.1
99Сенегал6.84.35.25.06.85.25.86.56.05.53.55.566.1
100Тунис5.73.65.05.07.53.66.56.07.56.06.03.065.4
101Бразилия6.53.65.75.08.52.75.56.75.35.73.24.763.1
102Румыния6.53.95.45.56.05.96.25.34.83.54.15.562.6
103Болгария6.04.14.06.06.24.36.25.34.95.54.15.562.1
104Хорватия5.76.66.55.05.75.84.24.14.64.03.95.861.9
105Кувейт5.74.54.54.06.02.86.83.06.55.57.54.060.8
106Гана5.54.55.08.06.84.05.56.84.42.03.54.560.5
107Панама6.52.64.55.07.55.74.95.84.85.33.04.059.6
108Монголия6.01.04.12.05.74.56.25.36.74.75.07.258.4
109Латвия5.75.94.55.07.05.54.84.03.72.04.14.056.2
110Южная Африка7.75.84.54.08.02.24.16.04.03.44.02.055.7
111Эстония5.05.14.54.05.03.55.04.03.72.05.93.351.0
112Словакия4.51.84.45.56.54.53.84.34.62.04.04.049.9
113Литва5.73.53.55.56.14.54.14.13.72.03.04.049.7
114Коста-Рика6.04.24.05.06.24.53.92.53.52.03.34.549.6
115Польша5.03.23.26.54.74.34.24.33.52.03.04.047.9
116Венгрия3.73.63.05.06.44.03.84.24.02.03.04.046.7
117Оман2.01.03.01.02.03.56.33.56.55.57.52.043.8
118Маврикий3.01.03.52.06.03.15.14.54.74.03.02.041.9
119Чехия4.03.53.25.04.02.53.73.93.02.03.53.541.8
120Уругвай5.01.02.06.05.03.53.04.02.53.02.53.741.2
121Греция5.01.43.55.55.03.54.03.03.02.01.53.741.1
122Аргентина3.01.44.04.05.24.23.54.03.72.02.83.040.8
123Южная Корея4.04.23.55.52.51.03.91.52.81.03.07.039.9
124Германия4.05.04.93.06.23.22.31.82.92.51.82.139.7
125Испания3.21.85.81.55.03.31.51.52.93.25.72.037.4
126Словения4.01.53.53.55.53.23.23.53.73.01.21.036.8
127Италия3.52.83.53.04.54.03.21.51.82.52.82.035.1
128Соединённые Штаты Америки5.06.03.01.06.01.52.51.05.01.01.51.034.5
129Франция4.03.86.02.05.03.01.51.03.21.01.82.034.3
130Великобритания3.53.95.02.05.01.02.51.82.02.53.02.034.2
131Португалия5.01.02.52.04.03.71.53.83.31.01.43.532.7
132Чили3.01.03.52.04.03.41.53.53.62.01.53.032.0
133Сингапур2.01.03.03.02.53.33.51.03.51.04.03.030.8
134Нидерланды3.04.14.82.54.02.01.21.01.51.01.02.028.1
135Япония4.01.03.82.02.52.61.81.03.01.01.34.028.0
136Австрия2.52.13.51.05.01.91.31.01.51.02.03.326.1
137Дания3.02.54.52.02.02.01.01.01.51.01.03.324.8
138Бельгия3.01.53.51.04.02.01.51.01.51.01.52.524.0
139Канада3.02.32.02.05.01.21.51.01.51.01.61.023.1
140Австралия2.51.53.01.04.51.51.01.02.51.01.51.022.0
141Новая Зеландия1.01.02.02.04.02.91.01.01.51.01.01.019.4
142Швейцария3.01.52.02.02.51.21.01.01.51.01.01.018.7
143Ирландия2.01.41.02.03.01.91.51.31.51.01.01.018.6
144Финляндия3.01.51.02.02.02.21.01.01.51.01.01.018.2
145Швеция3.02.51.02.02.01.21.01.01.51.01.01.018.2
146Норвегия3.01.51.01.02.01.81.01.01.51.01.01.016.8
Выходные сведенияFailed States Index 2006: Рейтинг стран мира по уровню несостоятельности 2006 года. // Центр гума­нитар­ных техно­логий. — 18.08.2006. 18:55. URL: https://gtmarket.ru/news/state/2006/08/18/22

Публикации по теме

Последние новости

Популярные новости

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.