Гуманитарные технологии Информационно-аналитический портал • ISSN 2310-1792
Гуманитарно-технологическая парадигма

Карл Митчем. Что такое философия техники?

Карл Митчем (Carl Mitcham) — американский философ, профессор гуманитарных наук. Область научных интересов: философия и теория техники, инженерная этика. Настоящее издание представляет собой обобщение многолетней исследовательской работы автора и решает важную задачу — познакомить специалистов, студентов, аспирантов, преподавателей, инженеров и учёных, а также широкий круг читателей, интересующихся проблемами технического развития цивилизации, с проблематикой современной философии техники.

Предисловие редактора

Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест. Естественно, что феномен техники привлекал внимание философов ещё в древности, хотя предметом систематического научно-философского анализа она стала только в самое последнее время, фактически в конце прошлого — начале нынешнего столетий. Длительное время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, поскольку первое из них является олицетворением теоретического освоения действительности, а второе — практического. Однако сегодня уже всем ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы и столь активное развитие техники в нашем столетии, а без философского и социологического осмысления феномена техники современные философские исследования были бы не полными.

Философия науки и философия техники занимают сегодня одно из ведущих мест в современной философии. Техника и наука в их тесной взаимосвязи являются приметой нашего времени, без которых современная техногенная цивилизация была бы невозможной. Однако наука и техника принесли человечеству не только множество выгод и преимуществ, но и новые проблемы и даже беды, которые, в свою очередь, порождают проблемы этики учёных и инженеров, их социальной ответственности как перед обществом и человечеством в целом, так и перед отдельными индивидами. Именно эти вопросы составляют ядро книги известного американского философа Карла Митчема наряду с историко-философским аспектом, изложенным в первой её части.

Карл Митчем родился 20 сентября 1941 года в Далласе (штат Техас) и изучал до 1967 года философию в университете Колорадо, где в 1969 году получил степень магистра за работу на тему «От социологии к философии, о природе критики технологического общества». В 1988 году защитил в Фодхэмском университете диссертацию на тему «Философия о началах философского осмысления техники». С 1984 по 1990 годы был директором исследовательского центра по философии техники в Бруклинском политехническом университете в Нью-Йорке, а в настоящее время является директором программы «Наука, техника и общество» Пенсильванского государственного университета, которая представляет собой исследовательское и учебное отделение, типичное для многих американских университетов. Деятельность этих отделений координируется «Национальной ассоциацией по науке, технике и обществу», основанной в США в 1987 году, членом которой является профессор Митчем. Он является также активным членом Международного общества по философии и технике и издателем целого ряда библиографических обзоров и сборников по этой тематике.

Вместе с Робертом Маккеем в 1972 году им была издана книга «Философия и техника: лекции по философским проблемам техники» (Philosophy and Technology: Readings in the Philosophical Problems of Technology. NY, Free Press, 1972), содержащая подробную библиографию по данному вопросу. В специальном номере журнала «Техника и культура» («Technology and Culture», 1973, Vol. l4, № 2) также совместно с Робертом Макеем им опубликована подробнейшая библиография книг и статей по философии техники с комментариями, которая позволяет читателю сориентироваться в этой новой тогда проблематике. Позже Карл Митчем постоянно продолжает эту важную для консолидации нового философского направления работу, например, в ежегоднике «Исследования по философии техники» (Research in Philosophy and Technology, 1981, Vol. 3), одним из издателей которого он длительное время является.

Главная сфера интересов профессора Митчема — это этические проблемы инженера, соотношение философии и техники, теологии и техники. Он уделяет также много внимания истории философии техники особенно в его последней книге «Мышление через технику. Путь между инженерией и философией», опубликованной в 1994 году (Thinking Through Technology. Path Between Engineering and Philosophy. Chicago: University of Chicago Press, 1994). Основным лейтмотивом его работы в этой области является различение инженерной философии техники, представленной, в частности, Эрнстом Каппом, Петром Энгельмейером, Фридрихом Дессауэром, и гуманитарной философии техники, развиваемой, например, Льюисом Мамфордом, Хосе Ортега-и-Гассетом, Мартином Хайдеггером и Жаком Эллюлем. Большое место в его работе занимает также переводческая деятельность с французского, немецкого и испанского языков на английский язык.

Предлагаемая вниманию читателя книга Карла Митчема представляет собой обобщение многолетней не только исследовательской, но и учебной работы, и решает важную задачу — познакомить широкий круг читателей, интересующихся философией науки и техники, студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, инженеров и учёных с проблематикой современной философии техники, активно развивающейся в последнее время в западной науке. Настоящее издание является переводом с английского языка рукописи, текст которой был любезно предоставлен автором. Наибольший объём в книге занимают разделы, посвящённые современности и прежде всего этическим проблемам техники. Следует отметить, что эта проблематика, к сожалению, довольно слабо развита в исследованиях российских философов. Сам этот факт уже свидетельствует о важности издания этой книги в нашей стране. Её издание будет весьма полезно не только философам, занимающимся исследованием в области философии науки и техники, и преподавателям философии в технических ВУЗах, но и широкому кругу инженеров. Она будет также полезна и «неспециалистам», то есть всем, кто в той или иной мере интересуется проблемами и последствиями технического развития современной цивилизации. А эти проблемы в условиях часто драматических социально-экологических изменений в результате, казалось бы, безграничного и все ускоряющегося технического прогресса, но на практике также и регресса природной среды не могут оставить равнодушным никого из живущих сегодня на Земле. Необходимость переосмысления самого понятия научно-технического прогресса выдвигает проблематику философии техники на одно из первых мест в современных философских и социальных исследованиях.

В. Г. Горохов, профессор, доктор философских наук.

Предисловие автора

Предлагаемая вниманию читателя книга охватывает основные области философии техники в трёх перспективах. В первой части книги используется историко-философский метод для анализа гуманитарных аспектов проблемы, составляющих сущность философии техники. Во второй части книги открывающаяся перспектива дополняется новыми поисками и подходами для более углублённого анализа круга наметившихся вопросов под углом зрения основных областей самого философского знания. В этой части центральной является этическая проблематика. В последней, третьей части уже в ином историко-философском плане внимание сосредоточивается на ведущей этической проблеме — проблеме моральной ответственности в технике.

Цель настоящей работы — привлечь внимание к развернувшимся в последние годы обсуждениям идей о природе техники, рефлексиям о науке и технике, вносящим существенный вклад в понимание технического мира, в котором мы живём.

Термины «техника» и «технология» имеют разный смысл, и поэтому естественно возникает вопрос: о какой философии мы будем говорить — о философии техники или о философии технологии? Английские термины «technics» и «technology» по смыслу связываются обычно с совокупностью различных процедур, совершаемых человеком для достижения специфической цели или результата. В этом смысле можно говорить: о технике охоты, технике земледелия, приготовления пищи, изготовления одежды, технике рассказа или танца. Техникой можно также называть орудия и инструменты, применяемые, например, при изготовления лука и стрел, глиняной или металлической посуды и тому подобное. Технология, или современные научные методы изготовления и использования артефактов, предполагает наличие этих более ранних форм человеческой деятельности. Следовательно, точно так же, как современная философия науки должна включить в себя в качестве своей предпосылки некоторую общую эпистемологию как основу объяснения научного знания, так и философия технологии предполагает более широкий и общий план, чем философия техники. Однако те границы и та мера, в которой философия технологии включает в себя также и философию техники, будут зависеть от специфически философской оценки отношения понятий «техника» и «технология» и отражать это отношение.

В настоящей работе мы предпочли термин «философия технологии» как понятие, имеющее более широкий объем. Это, однако, не означает, что другие авторы не могут избрать иной путь и предпочесть другой термин. Учитывая иной образ мысли таких авторов, в своём изложении мы стремимся оценивать их позиции исходя из их собственной терминологии. 1

Карл Митчем.

Примечания:
  1. Поскольку английское осмысление многих универсальных (интернациональных) терминов в России часто используется без философской или лингвистической рефлексии, следует заметить, что термин «техника» в русском (как, впрочем, и в немецком) языке имеет тот широкий смысл, который имеют английские «technics» и «technology». Термин «технология» же в русском языке характеризует лишь производственные или некоторые политические («технология власти») процессы. Поэтому термин «философия техники» достаточно точно характеризует смысл и назначение этой новой области современной философии. Его мы и используем при переводе английского понятия «philosophy of technology». Термин «философия техники» введён в русский лексикон русским инженером-теоретиком Петром Климентьевичем Энгельмейером в 90-х годах XIX века. — Прим. ред.
Источник: Карл Митчем. Что такое философия техники? Перевод с английского: И. Г. Арзаканян, И. Ю. Алексеева, Е. В. Малахова, А. Н. Лаврухина, под редакцией профессора В. Г. Горохова. — М., 1995. // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 01.12.2011. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3840
Ограничения: Настоящая публикация охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и предназначена только для некоммерческого использования в информационных, образовательных и научных целях. Копирование, воспроизведение и распространение текстовых, графических и иных материалов, представленных на данной странице, не разрешено.
Реклама:
Содержание
Публикации по теме
Новые произведения
Популярные произведения