Питер Бергер

Биография • деятельность • произведения

Питер Людвиг Бергер (Peter Ludwig Berger; 1929–2017) — американский социолог, социальный теоретик и светский лютеранский теолог австрийского происхождения, представитель феноменологической школы в социологии и социально-конструктивистского направления в социальных науках. Автор ряда работ по социологии знания и социологии религии, наиболее известной из которых стала написанная совместно с Т. Лукманом книга «Социальное конструирование реальности» (1966).

Биография и деятельность

Имя: Питер Людвиг Бергер (Peter Ludwig Berger).
Дата и место рождения: 17 марта 1929 года. Вена, Австрия.
Дата и место смерти: 27 июня 2017 года. Бруклайн, Массачуссетс, США.
Деятель­ность: Учёный.
Научная сфера: Социология.
Специали­зация: Социальная философия.
Область интересов: Общество, Религия.

Питер Людвиг Бергер родился 17 марта 1929 в Вене (Австрия). В 1946 году в возрасте 17 лет вместе со своей семьёй эмигрировал в Соединённые Штаты Америки. Учился в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, где в 1950 году получил степень магистра гуманитарных наук, а в 1954 году степень доктора философии. В 1956–1958 годах — ассистент-профессор в Университете Северной Каролины; в 1958–1963 годах — ассоциированный профессор Хартфордской теологической семинарии. В 1960–1970-х годах преподавал в Новой школе социальных исследований, Рутгерском университете и Бостонском колледже. С 1981 по 2009 год — профессор социологии и теологии в Бостонском университете. Наряду с этим, в 1985–2010 годах руководил созданным им Институтом изучения экономической культуры при Бостонском университете (ныне Школа глобальных исследований Фредерика С. Парди). Ушёл из жизни 27 июня 2017 года в Бруклайне (штат Массачусетс, США) в возрасте 88 лет.

П. Бергер был учеником основоположника феноменологического направления в социальных науках А. Шютца, также испытал значительное влияние работ К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и символического интеракционизма Дж. Г. Мида. Разрабатывал в русле феноменологической социологии широкий круг проблем, относящихся, главным образом, к социологии знания и социологии религии. Получил широкую известность прежде всего благодаря своему труду «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» («The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge», 1966), который он написал совместно с немецким социологом Т. Лукманом. В этой работе предлагается феноменологический вариант социологии знания и подвергаются критике её традиционные концепции (М. Шелер, К. Мангейм, Р. К. Мертон и другие), главный недостаток которых, по мнению Бергера, заключается в чрезмерном внимании к проблеме социальной обусловленности теоретического знания, а также к эпистемологическим и методологическим вопросам социологического анализа. Вместо этого, опираясь на разработанную А. Шютцем феноменологическую социологию, он предлагает перенести акцент на изучение формирования обыденного знания, посредством которого конструируется социальная реальность. По мнению Бергера, подобный социологический поворот должен послужить переходом к новой, «гуманистической перспективе» в социальных науках, в основе которой находятся человек и реальность его «жизненного мира», а не теоретический анализ макросоциальных структур.

П. Бергер также является автором ряда работ по социологии религии, посвящённых взаимоотношениям религиозного опыта и процессов рационализации, индивидуализации и секуляризации в современном обществе. Его книги по социологии религии «Священная завеса» («The Sacred Canopy. Elements of a Sociological Theorie of Religion», 1967), «Слухи об ангелах» («A Rumor of Angels: Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural», 1970), «Еретический императив» («The Heretical Imperative», 1979) и другие вызвали в США интерес далеко за пределами академических кругов. Религия, по Бергеру, связывает «зыбкие конструкции эмпирических обществ» с высшей реальностью, помещая их в «священный космос», который спасает человека от хаоса. Она выполняет регулятивную функцию упорядочивания опыта, узаконивает социальные институты, вводя их в «космическую структуру отношений». Бергер, таким образом, определяет религию как священную космизацию социального порядка. Исходя из этого он полагает, что процесс секуляризации, то есть индивидуализации, приватизации религии, в результате которого религия теряет монополию на высшее определение реальности, влечёт за собой угрозу общественной жизни, ввергает её в глубокий кризис, поскольку религия оказывается не в состоянии выполнять свою основополагающую функцию конструирования того общего мира, в рамках которого социальная жизнь обретает своё значение и смысл, обязательные для всех. Для современного человека, освобождённого от бремени традиций, требованием времени становится уже не «судьба», а деятельность, основанная на свободном выборе. Для религии тем самым появляется новый шанс: на основе религиозного опыта человек из многих религиозных традиций и культов отдаёт предпочтение тому, что становится для него делом его собственного выбора и убеждения. Упадок религии, основанной на традиции и авторитете, возмещается обращением человека к религиозному опыту как опыту «внутренней свободы».

Некоторые из более поздних работ П. Бергера, носящие характер кросс-культурных исследований, посвящены проблемам политической и экономической модернизации, соотношению капитализма и демократии, рыночной экономики и индивидуализма, что дало основания причислять его к теоретикам американского неоконсерватизма. Так, в книге «Капиталистическая революция» («The Capitalist Revolution», 1986) Бергер, опираясь на предложенное им понятие «экономической культуры», выдвигает тезис о том, что капиталистическое общество является наиболее эффективным среди других известных общественных систем, так как обладает способностью обеспечить материальное процветание в совокупности с индивидуальными и общественными свободами. Он исходит из того, что человек стремится обрести «наполненное смыслом» место в реальности своей повседневной жизни. К этому направлена, в конечном счёте, его деятельность, результатом которой является создаваемый человеком социокультурный мир, противостоящий ему как нечто внешнее и чуждое. Иначе говоря, в самой социальности человека заложено «антропологически необходимое» отчуждение.

Библиография

Издания и публикации:

  • Peter L. Berger: The Noise of Solemn Assemblies (1961).
  • Peter L. Berger: Invitation to Sociology: A Humanistic Perspective (1963).
  • Peter L. Berger, Thomas Luckmann: The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge (1966).
  • Peter L. Berger: The Sacred Canopy: Elements of a Sociological Theory of Religion (1967).
  • Peter L. Berger: A Rumor of Angels: Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural (1969).
  • Peter L. Berger, Richard J. Neuhaus: Movement and Revolution (1970).
  • Peter L. Berger, Brigitte Berger: Sociology (1972).
  • Peter L. Berger, Brigitte Berger, Hansfried Kellner: The Homeless Mind: Modernization and Consciousness (1973).
  • Peter L. Berger: Pyramids of Sacrifice: Political Ethics and Social Change (1974).
  • Peter L. Berger: Facing Up to Modernity: Excursions in Society, Politics and Religion (1979).
  • Peter L. Berger: The Heretical Imperative: Contemporary Possibilities of Religious Affirmation (1979).
  • Peter L. Berger, Hansfried Kellner: Sociology Reinterpreted (1981).
  • Peter L. Berger, Brigitte Berger: The War Over the Family: Capturing the Middle Ground (1983).
  • Peter L. Berger: The Capitalist Revolution (1986).
  • Peter L. Berger: A Far Glory: The Quest for Faith in an Age of Credulity (1992).
  • Peter L. Berger: Redeeming Laughter: The Comic Dimension of Human Experience (1997).
  • Peter L. Berger: Four Faces of Global Culture (The National Interest, Fall 1997).
  • Peter L. Berger: The Limits of Social Cohesion: Conflict and Mediation in Pluralist Societies: A Report of the Bertelsmann Foundation to the Club of Rome (1998).
  • Peter L. Berger, Samuel Huntington: Many Globalizations: Cultural Diversity in the Contemporary World (2002).
  • Peter L. Berger: Questions of Faith: A Skeptical Affirmation of Christianity (2003).
  • Peter L. Berger, Grace Davie, Effie Fokas: Religious America, Secular Europe? (2008).
  • Peter L. Berger, Anton Zijderveld: In Praise of Doubt: How to Have Convictions Without Becoming a Fanatic (2009).
  • Peter L. Berger: The Many Altars of Modernity. Towards a Paradigm for Religion in a Pluralist Age (2014).

Переводы на русский язык:

  • Питер Бергер: Капиталистическая революция. — М., 1994.
  • Питер Бергер, Томас Лукман: Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М., 1995.
Выходные сведения:  — Питер Бергер. / Гуманитарная энциклопедия: [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2019 (последняя редакция: 23.04.2019). URL: https://gtmarket.ru/personnels/peter-berger
Текст статьи: © В. С. Бернштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев.