Питер Людвиг Бергер (Peter Ludwig Berger; | |
Биография и деятельность | |
---|---|
Имя: | Питер Людвиг Бергер (Peter Ludwig Berger). |
Дата и место рождения: | 17 марта 1929 года. Вена, Австрия. |
Дата и место смерти: | 27 июня 2017 года. Бруклайн, Массачуссетс, США. |
Гражданство: | |
Деятельность: |
|
Научная сфера: |
|
Специализация: |
|
Область интересов: |
|
Текст статьи: © В. О. Бернштейн. Подготовка электронной публикации и общая редакция: © Центр гуманитарных технологий. Ответственный редактор: А. В. Агеев. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 29.07.2025. | |
Питер Людвиг Бергер родился 17 марта 1929 в Вене (Австрия). В 1946 году в возрасте 17 лет вместе со своей семьёй эмигрировал в Соединённые Штаты Америки. Учился в Новой школе социальных исследований в Питер Бергер был учеником основоположника феноменологического направления в социальных науках А. Шютца, также испытал значительное влияние работ. — К. Маркса, Э. Дюркгейма, М. Вебера и символического интеракционизма Дж. Г. Мида. Разрабатывал в русле феноменологической социологии широкий круг проблем, относящихся, главным образом, к социологии знания и социологии религии. Получил широкую известность прежде всего благодаря своему труду «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» («The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge», 1966). который он написал совместно с немецким социологом Т. Лукманом. В этой работе предлагается феноменологический вариант социологии знания и подвергаются критике её традиционные концепции (М. Шелер, К. Мангейм, Питер Бергер также является автором ряда работ по социологии религии, посвящённых взаимоотношениям религиозного опыта и процессов рационализации, индивидуализации и секуляризации в современном обществе. Его книги по социологии религии «Священная завеса» («The Sacred Canopy. Elements of a Sociological Theorie of Religion», 1967), «Слухи об ангелах» («A Rumor of Angels: Modern Society and the Rediscovery of the Supernatural», 1970), «Еретический императив» («The Heretical Imperative», 1979) и другие вызвали в США интерес далеко за пределами академических кругов. Религия, по Бергеру, связывает «зыбкие конструкции эмпирических обществ» с высшей реальностью, помещая их в «священный космос», который спасает человека от хаоса. Она выполняет регулятивную функцию упорядочивания опыта, узаконивает социальные институты, вводя их в «космическую структуру отношений». Бергер, таким образом, определяет религию как священную космизацию социального порядка. Исходя из этого он полагает, что процесс секуляризации, то есть индивидуализации, приватизации религии, в результате которого религия теряет монополию на высшее определение реальности, влечёт за собой угрозу общественной жизни, ввергает её в глубокий кризис, поскольку религия оказывается не в состоянии выполнять свою основополагающую функцию конструирования того общего мира, в рамках которого социальная жизнь обретает своё значение и смысл, обязательные для всех. Для современного человека, освобождённого от бремени традиций, требованием времени становится уже не «судьба», а деятельность, основанная на свободном выборе. Для религии тем самым появляется новый шанс: на основе религиозного опыта человек из многих религиозных традиций и культов отдаёт предпочтение тому, что становится для него делом его собственного выбора и убеждения. Упадок религии, основанной на традиции и авторитете, возмещается обращением человека к религиозному опыту как опыту «внутренней свободы». Некоторые из более поздних работ Бергера, носящие характер кросс-культурных исследований, посвящены проблемам политической и экономической модернизации, соотношению капитализма и демократии, рыночной экономики и индивидуализма, что дало основания причислять его к теоретикам американского неоконсерватизма. Так, в книге «Капиталистическая революция» («The Capitalist Revolution», 1986) Бергер, опираясь на предложенное им понятие «экономической культуры», выдвигает тезис о том, что капиталистическое общество является наиболее эффективным среди других известных общественных систем, так как обладает способностью обеспечить материальное процветание в совокупности с индивидуальными и общественными свободами. Он исходит из того, что человек стремится обрести «наполненное смыслом» место в реальности своей повседневной жизни. К этому направлена, в конечном счёте, его деятельность, результатом которой является создаваемый человеком социокультурный мир, противостоящий ему как нечто внешнее и чуждое. Иначе говоря, в самой социальности человека заложено «антропологически необходимое» отчуждение. | |
Библиография | |
Издания и публикации: | |
| |
Переводы на русский язык: | |
| |
Питер Бергер
Тексты |
---|
Питер Бергер, Томас Лукман: Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания16.02.2011 P. L. Berger, T. Luckmann: The Social Construction of Reality. A Treatise on Sociology of Knowledge, 1966. / Питер Бергер, Томас Лукман: Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Перевод на русский язык: Е. Руткевич. — М., 1995. |