Область исследований, получившая название философии техники, сложилась в XX веке как реакция на ускорение научно-технического развития, принявшего глобальный характер, и на возросшее воздействие техногенного фактора и технического мышления на все стороны жизни общества. Она может быть названа междисциплинарной, поскольку соединяет в себе комплекс различных задач и способов их решения. Связующим началом для исследований в области философии техники, придающим определённое единство и целостность названному научному направлению, является сам феномен техники, обращение к природе которого всегда оказывается исходным пунктом исследования. Хотя до сегодняшнего времени среди исследователей нет единства в теоретическом определении техники, это обстоятельство не стало серьёзной помехой для развития философии техники, поскольку разные исследователи имеют в первом приближении в виду практически одно и то же, то есть технические средства (устройства, приборы, машины, инструменты и тому подобное, включая бытовую технику) и технологии, применяемые в производстве. Другим объединяющим началом для философии техники являются проблемы, вокруг которых группируются исследования. Ведущими среди них являются вопросы об отношении техники к человеку, обществу, культуре, её историческая роль в общественном развитии, её отношение к природе или к бытию, как иногда ставится вопрос в сугубо философских исследованиях. Как специальная область исследований философия техники начала складываться в конце XIX века 3. Первой профессиональной публикацией на эту тему принято считать книгу Э. Каппа «Основы философии техники», вышедшую в Германии в 1877 году. В ней немецкий автор обсуждает вопрос о происхождении техники. Основу этого процесса немецкий учёный видел в подражании человеком действию естественных органов как продолжение и усиление действия этих органов. Становление техники Э. Капп связывал с человеческим умением, с изобретательностью человека и полагал, что через анализ природы техники он утверждает новый взгляд на становление культуры. Сегодня точка зрения Э. Каппа предстаёт как односторонняя и упрощающая проблему происхождения техники и происхождения культуры. Однако важно, что Э. Капп начал саму традицию обсуждения природы техники. За ним последовали другие работы в названной области, причём местом исследований по философии техники оставалась по преимуществу Германия, в которой сложился организационный центр в виде немецкого объединения инженеров 4. В России в начале XX века интересные и серьёзные исследования были проведены П. К. Энгельмейером 5. При обращении к процессу возникновения философии техники следует указать на некоторые исторические обстоятельства, предшествующие её становлению, а также сопутствующие её развитию. Первое среди них касается времени, когда в философии впервые обнаруживается интерес к рассматриваемой проблематике. В античной философии обсуждение природы техники (τεχηυ) можно найти у Аристотеля, который говорит о ней как об умении, поскольку само слово τεχηυ означает умение, искусство, навык. В этом контексте Аристотель обсуждает природу «технического» как искусственного и одновременно указывает на особенности практического знания, сопровождающего искусство ремесленника (технэ), в отличие от знания философского, то есть теоретического и умозрительного. Однако античная культура обнаружила интерес к создаваемому человеком миру искусственного не только в границах философии. Она оставила сочинения по проблемам организации хозяйства и его технического и технологического оснащения. Характерным примером является трактат В целом проблема соотношения искусственного (сотворённого) и естественного нашла отражение в философской онтологии, и рассмотрение проблемы искусственного в рамках последней можно представить как способ косвенного обсуждения природы техники и технического знания. В частности, в Средневековье технические средства ремесленного и аграрного производства развивались в рамках традиционного общества, поддерживавшего преемственность и по крупицам собиравшего разного рода технологические и технические инновации. При этом философское умозрение, выстраивавшее целостную картину взаимоотношения мира и человека, не могло оставлять без внимания мир искусственного и отношение последнего к миру бытия, к миру истины. Человек представлялся погружённым в сотворённый телесный мир, он обязан в поте лица добывать себе хлеб насущный, и познание, обращённое к этим телесным вещам, предстаёт в лучшем случае как пропедевтика к постижению истины. Человек мог приближаться к истине творения лишь в той мере, в какой мог видеть отблеск замысла творца в свойствах телесного мира. Сам по себе опыт городского и сельского ремесла, опыт земледельца оставался сферой их собственной жизни и не мог быть предметом философского внимания. Однако представления об этой области искусственного проникали через оценку трудовой деятельности человека. В качестве объекта исследования технические средства привлекали к себе всё большее внимание по мере того, как изменялись социальные функции если не самих названных средств, то технических инноваций и их роли в общественной жизни. В европейской истории интерес к производственно-техническому опыту возрастает в период Возрождения. Этот процесс стимулировался социальными условиями и был связан с начавшимся становлением опытной науки. В это время ведётся систематизация и осмысление практического опыта, которое стало одним из условий становления науки Нового времени. Эпоха Возрождения оставила целый ряд свидетельств такого рода, среди которых можно отметить «Десять книг о зодчестве» Установка на поиск природного в искусственном, то есть установка на исследование проявления природных процессов в технических средствах и технологиях, является весьма характерной для первых шагов опытного естествознания. Нет ничего удивительного в том, что Г. Галилей много времени проводил в арсенале, наблюдая технологические процессы, которыми сопровождалось производство того времени. Вообще для периода Возрождения и становления экспериментальной науки важное значение имело осознание того факта, что искусственное есть форма естественного, что через изучение искусственной «стеснённой» природы можно подойти к познанию её как таковой. Эта мысль приобрела значение программной установки в творчестве Ф. Бэкона, хотя ранее, её можно найти ещё в сочинении Установка на обнаружение естественного в искусственном не исчерпывает проблем философии техники, она скорее предшествует её становлению. Здесь важно отметить, что новый взгляд на техническую среду формируется в контексте нового этапа технического развития, принимающего характер научно-технического прогресса. Поэтому профессиональный интерес к сфере техники, ведущий к тем или иным обобщённым представлениям о ней, формировался вначале в среде учёных и практиков, усилиями которых процесс создания и эксплуатации средств деятельности ставился на научную основу. Не удивительно, что Названные обстоятельства позволяют указать на ещё одну особенность, характерную для процесса становления философии техники. Она заключается в том, что исследования в названной области были инициированы не самим внутренним процессом развития философии, хотя в том интересе, который она проявляла к миру искусственного и его происхождению, можно видеть предпосылки будущего интереса к феномену техники. Проблема «технического» вошла в сферу философии как многоплановая проблема, именно как проблема социальная, культурная и антропологическая. Однако первым и непосредственным побудительным мотивом, заставившим обратиться к мировоззренческому осмыслению роли техники, стало обращение к технической сфере через процесс познания и освоения природных закономерностей. В конце XIX века к проблемам философии техники обратились представители научно-практического знания, прежде всего инженеры, вовлечённые в научно-технический прогресс, и вслед за ними представители социальной философии и философии культуры, для которых мир техники предстал как один из важных факторов общественной и индивидуальной жизни человека. Для инженерного сообщества наиболее важная проблема — создание и использование технических средств. Весьма характерно, что в сочинениях Как уже указывалось, наиболее важной побудительной причиной к возникновению философии техники явился технический прогресс, резко ускорившийся в Европе в период становления и укрепления промышленного капитализма. Технический прогресс стал не только необходимым инструментом борьбы за прибыль. Техническая среда стала заполнять всё социальное пространство промышленно развитых сообществ, она не только отразила новое отношение к жизни и новые ценности западной цивилизации. Она стала необходимым условием жизни в этой цивилизации, и оставлять без внимания названное обстоятельство было уже невозможно. Центральной проблемой формирующейся философии техники стал вопрос о природе техники в контексте её взаимоотношения с человеком и природно-космической реальностью. Здесь сложились различные направления, среди которых можно отметить антропологический, онтологический и социально-культурный подходы, взаимодействующие друг с другом в рамках обсуждаемой проблемы. Для настоящего времени наиболее продуктивным является антропологический подход к природе техники, связывающий вопрос о её происхождении с происхождением и природой человека. Как уже указывалось, первым исследователем, систематически рассмотревшим сущность техники именно с этой стороны, был Э. Капп. Однако его антропологическое видение техники предстаёт сегодня односторонним. Э. Капп видит в технических средствах усиление естественных органов человека. В этом случае человек, создающий технику, подражает своим естественным органам, и антропологический подход Э. Каппа оказывается в определённом смысле биологизаторским, то есть отталкивающимся от естественных природных свойств человека. Культура оказывается фактором производным, вырастающим из применения искусственных средств. Немецкий исследователь прав в том, что культурная жизнь человека предполагает предметно-деятельностные процессы, обеспечивающие материальные условия его окультуренной жизни. Но связь культуры и развития технических средств весьма неоднозначна, и это обстоятельство стало впоследствии одной из проблем философии техники. В основании антропологического подхода всегда лежит некая концептуальная модель человека, его природы, его сущности. Основные черты антропологии, характерные для европейской культуры, сложились в эпоху Просвещения. Одна из особенностей просвещенческой концепции человека заключается в признании в нём самодостаточного индивида, наличие в нём некой внеисторической родовой сущности, являющей себя в том числе через естественные права, которыми обладает индивид. Человеческая история предстаёт в таком случае как самореализация этой «родовой сущности». Концептуальная основа такой антропологии просматривается, в частности, в лекциях по философии техники испанского философа Ортеги- Ортега- Здесь имеется в виду, что все названные потребности подчинены одной главной потребности, а именно, потребности жить. Может показаться, что действия человека и действия животного, направленные на удовлетворение потребностей, мало отличаются друг от друга. Но Ортега- Под отменой потребностей здесь понимается устранение зависимости человека от природной среды, устранение необходимости совершать действия, подобные действиям животного. Человек как бы предвосхищает потребность, создавая между собой некую искусственную среду, преобразующую природу: «Итак, техника — это реакция человека на природу или обстоятельства, в результате которой между природой, окружением, с одной стороны, и человеком — с другой, возникает некий посредник — сверхприрода, или новая природа, надстроенная над первичной. Подчёркиваю: техника — это отнюдь не действия, которые человек выполняет, чтобы удовлетворить потребности. Такое определение неточно, поскольку оно годится и для чисто биологического набора животных актов. Техника — это преобразование природы, той природы, которая делает нас нуждающимися, обездоленными. И цель его — по возможности ликвидировать подобные потребности так, чтобы их удовлетворение не составляло ни малейшего труда» 10. Человек, как полагает Ортега- В конечном счёте техника оказывается средством в борьбе человека против опутывающих его обстоятельств, средством реализации его жизненного проекта. Техника освобождает для человека его избыточные силы и этим открывает для него возможность быть самим собой, реализовать себя. Технический прогресс предполагает эту ментальную установку. При этом техника остаётся средством решения задачи реализации «проекта человека», но не определяет сам этот проект 15. Поэтому, как отмечает испанский философ, роль техника (человека-техника) вторична, поскольку он по определению не может управлять. Его роль второстепенна в том смысле, что он ищет средства для реализации человеческого проекта, но не определяет первичные желания, не определяет сам этот проект. Следует отметить, что видение техники Ортегойи-Гассетом как средства реализации проекта человека (можно сказать, трансцендентального проекта) позволяет понимать технику весьма широко. В частности, в её сферу включаются формы поведения, посредством которых человек реализует самого себя, например, буддийский отшельник и английский джентльмен могут рассматриваться как два разных «человеческих проекта» с различными желаниями (жизненными установками) и разными средствами их реализации. В контексте рассмотренных представлений история техники неотделима от истории человечества, как, впрочем, справедливо и обратное утверждение: история человечества неотделима от истории техники. При этом, как отмечает Ортега- В заключительной части своих лекций испанский философ отмечает, что «человек При оценке концепции техники испанского философа особое место должен занимать комментарий по поводу его антропологических воззрений. Они отражают основные черты того представления о природе человека, которое сложилось в эпоху Возрождения и Просвещения. Человек предстаёт как некий самодостаточный и самоопределяющийся индивид, с некоторым набором потребностей и желаний, утверждающийся в природном мире. Можно сказать, что он призван реализовать «проект человека», в данном случае речь идёт о человеке, который преодолевает биологические потребности и своё биологическое «Я» с тем, чтобы утвердить потребности человеческие, то есть жить в благополучии и комфорте. Установка такого рода весьма характерна для мировоззрения европейского протестантизма, оставившего человеку мирскую сферу как сферу его самоутверждения. Тогда техника становится необходимым средством его самовозвышения, хотя, как утверждает Ортега- К антропологическому подходу примыкает культурно-исторический (или культурологический) анализ техники, который в определённом аспекте может рассматриваться как продолжение антропологического. Для выявления характерных признаков исторического подхода мы обратимся к рассмотрению этого вопроса русским философом Техника, как утверждает русский философ, вносит организацию, вытесняющую организм, то есть машинная организация техники подчиняет себе человека стремиться превратить его в машину, в орудие этой машинной системы 21. В этом проявляет себя дегуманизирующая роль техники, присущая ей по самой сути. В то же время человек не может отказаться от техники, от мира машин. Техника, как утверждает К представлению о роли техники в контексте культурного развития общества обращается О. Шпенглер. Как известно, немецкий мыслитель руководствовался мировоззренческими установками философии жизни и его исходная позиция заключается в том, что «техника имеет тот же возраст, что и свободно движущаяся в пространстве жизнь вообще» 23. Последнее означает, что с техникой немецкий философ связывает любую жизненную активность, любое действие или всякое «бодрствование» (О. Шпенглер). На низших стадиях развития можно говорить о технике повседневности, которая не требует отделения мысли от ощущения, не требует, как можно было бы сказать, рефлексии. Однако «решающий поворот в истории высокой жизни происходит тогда, когда установление природы (чтобы по ней определяться) переходит в её В названном контексте наиболее важным оказывается для О. Шпенглера рассмотрение техники фаустовской (просвещенческой) культуры: «Фаустовский изобретатель и первооткрыватель — нечто уникальное. Первозданная мощь его воли, светоносная сила его озарений, несокрушимая энергия его практического размышления должны показаться всякому, кто смотрит на них из чужих культур, Немецкий мыслитель указывает на характерные социальные фигуры, которые вывела на свет и воспитала машина на пути своего развития. Это — предприниматель, инженер и фабричный рабочий. О. Шпенглер особо обращает внимание на фигуру инженера, наделённого знанием «жреца машины», её негласного повелителя. Как отмечает философ, «не только высота подъёма, но само существование индустрии зависит от существования сотен тысяч одарённых, строго вышколенных умов, доминирующих над техникой и постоянно развивающих её» 29. Инженер, как полагает О. Шпенглер, пролагает дорогу «завоёвывающей экономике» в противоположность экономике созидающей. Немецкий философ имеет в виду, что индустриальная экономика овладевает миром глобально, устремляясь при этом «к чертогам, в которых обитает «Царь Уголь», Заметим в контексте этих кратких замечаний, что, кроме «власти машины», О. Шпенглер указывает на одновременный натиск на духовные основания жизни со стороны денег 31. В начале XX века немецкий философ полагал, что диктатура денег приближается к своей естественной высшей точке, когда «власть машины» падёт жертвой ещё более мощной силы — власти денег. Тогда наступит решающая фаза сражения, в которой цивилизация принимает свою завершающую форму: схватка между деньгами и кровью. По мнению О. Шпенглера, силу может ниспровергнуть только другая сила, а перед лицом денег никакой другой силы не существует, кроме силы, вдохновляемой героическими свершениями. Если деньги «желают создавать законы в своих интересах В конечном счёте мы можем отметить, что Одним из направлений в философии техники является так называемый онтологический подход, один из вариантов которого выразительно представленный небольшой статьёй М. Хайдеггера 33. Отношение названного немецкого мыслителя к феномену техники предопределено его общей философской позицией, то есть его отношением к феноменологии, к феноменологическому методу Последнее должно означать в рамках рассматриваемого представления, что неверно видеть в технике средство реализации субъективных человеческих целей. Она оказывается выражением некоего объективного процесса обнаружения Бытия, процесса его перехода из потаённого в непотаенное, и это обстоятельство оказывается определяющим, то есть сущностным в хайдеггеровской концепции техники. Названный переход можно представить так, что техника оказывается наличным проявлением того, что потенциально скрыто в некой трансценденции бытия: «Человек, строящий дом или корабль или выковывающий жертвенную чашу, выводит про- Основная критическая мысль М. Хайдеггера в оценке современной для него техники связана с раскрытием особенностей способа раскрытия потаённого, который для неё характерен. Этим способом является «производство, ставящее перед природой неслыханное требование быть поставщиком энергии, которую можно было бы добывать и запасать как таковую». Немецкий философ утверждает, что «современная техника в смысле поставляющепроизводящего раскрытия Способ раскрытия истины, названный М. Хайдеггером поставом, есть некий объективный процесс. Хотя он осуществляется человеком в пределах его человеческой деятельности, он не является результатом человеческой субъективности. Более того, «человек стоит внутри сущностной сферы постава. Он никак не может занять то или иное отношение к нему, поразмыслив. Поэтому вопрос, в какое нам встать отношение к существу техники, в такой своей форме всегда уже запоздал. Зато никогда не поздно спросить, знаем ли мы собственно о самих себе, что наше действие и наше бездействие во всём то явно, то скрыто втянуто в Иначе говоря, немецкий философ хочет сказать, что человек «втянут» в технический прогресс, захвачен им В конечном счёте, статья немецкого философа вновь обнаруживает неотделимость антропологической проблематики от исследования природы техники. Беспокойство М. Хайдеггера, выраженное в контексте его представлений о бытии и человеке, можно понять следующим образом. Человек втянут в поставляющее производство В общем, в статье М. Хайдеггера выражена та обеспокоенность доминирующей и неуправляемой тенденцией технического прогресса, которая характерна для гуманитарной мысли XX века. Но эта обеспокоенность выражена языком хайдеггеровского экзистенциализма, корни которого скрываются в феноменологии Э. Гуссерля. М. Хайдеггер чужд ощущения пессимизма и бессилия перед техническим прогрессом, более того, он полагает, что через осознание сущности техники человек может прийти к ответственному осознанию своей собственной роли в раскрытии бытия: «Думая о существе техники, мы осмысливаем постав как посланность на путь раскрытия потаённого. Тем самым мы уже вступили в свободный простор исторической посланности, которая никоим образом не навязывает нам тупого фанатизма слепых служителей или, что сводится к тому же, бессильных бунтарей против техники, проклинающих её как дело дьявола. Наоборот, В исследованиях по истории техники советского периода значительное место занимали представления о сущности техники, связанные с марксистской концепцией исторического процесса. Подход К. Маркса можно условно назвать антропосоциологическим, В основании марксистской истории техники, закономерности развития которой были предметом историко-технических исследований в СССР, лежало представление об определённой логике развития технических средств. Сам подход к этому исследованию задан К. Марксом: «Дарвин интересовался историей естественной технологии, то есть образованием растительных и животных органов, которые играли роль орудий производства в жизни растений и животных. Не заслуживает ли такого же внимания история образования производительных органов общественного человека, история этого материального базиса каждой особой общественной организации?» 41. Собственно, на этом пути сложилась историческая схема, выражающая марксистское представление о развитии техники: простые орудия труда — сложные составные орудия труда — машины — системы машин. Антропологическая составляющая марксистской версии технического прогресса выражена тем, что она связывает становление и динамику технических средств с деятельной природой человека. В процессе деятельности человек преобразует природную среду, через этот преобразовательный процесс он раскрывает свою собственную природу. Социальная компонента марксистской концепции истории техники в том, что через развитие преобразующей деятельности достигается и исторический прогресс, преобразование человеком общества и самого себя: «Технология вскрывает активное отношение человека к природе, непосредственный процесс производства его жизни, а вместе с тем и его общественных условий жизни и произрастающих из них духовных представлений» 42. В контексте сказанного можно отметить характерные черты марксистской «философии техники». Прежде всего вполне очевидны антропологические корни происхождения техники как средства труда, именно, она есть порождение деятельного отношения человека к природе, она выражает это предметно-деятельностное отношение к природному миру. Далее, представляется, что техника имеет свою внутреннюю логику развития, которая если и корректируется внешними условиями, то лишь отчасти. То есть общественная среда может замедлять или ускорять технический прогресс, сама же логика этого прогресса универсальна и не есть следствие общественной среды. Наконец, технический прогресс даёт некую шкалу отсчёта, позволяющую расположить общества по степени развития производительных сил, во всяком случае по одной из составляющей производительных сил. Проще сказать, развитие техники получает в рамках марксизма бесспорно положительную прогрессистскую оценку. Как считал сам Маркс, «ручная мельница даёт вам общество с сюзереном во главе, паровая мельница — общество с промышленным капиталистом» 43. Впрочем, и победа коммунизма представлялась Марксу как историческая победа общества, располагающего большей производительностью труда. Это не значит, что в рамках марксизма не рассматривались негативные стороны технического прогресса, но они представлялись как следствие тех перекосов в общественной жизни, которые порождены на современном этапе западным капитализмом. Здесь нельзя не отметить односторонность марксистской «философии техники», именно, трудовое (предметно-деятельное) происхождение техники заслоняет другие стороны в её историческом движении и взаимодействии с различными сторонами общественной жизни. Как уже указывалось, названная односторонность вытекает из одномерной модели самого общества, в котором вся жизнь привязана к экономике и получает объяснение через развитие экономики. Отсюда и оценка технического прогресса как имеющего исключительно позитивную окраску в социалистическом обществе и приобретающего негативные и античеловеческие черты в обществе с рыночной экономикой. В развитии философии техники значительное место занимают представители инженерно-технического сообщества, то есть инженеры и исследователи в области технического знания. Позиция этой социальной и интеллектуальной группы и проблемные вопросы, которые были ей поставлены, предопределены задачами профессиональной деятельности. С одной стороны, это вопросы взаимосвязи природы и техносферы, проявление природных сил и закономерностей в мире техники. С другой стороны, внимание исследователей названной группы привлекают вопросы методологии инженерной деятельности, инженерного проектирования и инженерного исследования, а также взаимодействие научного исследования и инженерного проектирования. Проблемы философии техники стали предметом профессионального интереса для Союза немецких инженеров (VDI), созданного в Германии в 1856 году. Здесь всегда уделялось большое внимание обсуждению социально-философских проблем техники. Конкретной формой деятельности, обращённой к социальным проблемам, стало развитие средств и методов социальной оценки техники, то есть прогнозирование общественных следствий реализации технических проектов. В США деятельность по социальной оценке техники получила правительственную поддержку. В 1972 году при Конгрессе США было создано Управление по оценке технологии, просуществовавшее до 1995 года 44. В дореволюционной России Преобладающая позиция в понимания природы техники представлена «инструментальными» суждениями о технике, то есть рассмотрением техники преимущественно как средства решения практических задач преимущественно производственно-технического плана. С этих позиций идёт рассмотрение её социально-культурного влияния на общество. Исследования природы (сущности) техники, а также оценка социальных и культурных следствий её развития остаются на сегодня главными направления научной деятельности в сфере философии техники как для инженерно-технического сообщества, так и для представителей гуманитарной сферы. О видении проблем и подходах к решению наиболее актуальных вопросов философии техники можно судить по соответствующим публикациям 46. Ф. Рапп рассматривает наиболее актуальные проблемы философии техники и указывает на серьёзный вызов, брошенный сегодня «просвещенской» убеждённости в безграничном экономическом росте с помощью науки и техники. На этой основе «возникло фундаментальное противоречие между осознанием «пределов роста» и традиционной идеей бесконечного прогресса. Такие проблемы, как дефицит ресурсов, экология и гонка вооружений, вызывают растущее беспокойство и приводят к резким нападкам на современную технику» 47. Это замечание немецкого исследователя весьма характерно тем, что указывает на наиболее значимую причину озабоченности спонтанным техническим прогрессом, над которым утрачивает контроль западное общество. Ф. Рапп касается также проблемы антропологического измерения техники. В частности, он подчёркивает, что рационализм Просвещения заставил философов пренебречь «аспектом homo faber, который сегодня является решающим» 48, а также указывает на тот факт, что «до настоящего времени всё ещё не выявлены ни предмет, ни содержание метафизического объяснения техники» 49. Среди ряда статей в сборнике немецких авторов, затрагивающих социально-этическую проблематику техники, можно отметить обсуждение Х. Ленком вопроса об ответственности в технике и за технику. Здесь также постановка вопроса весьма характерна для западного мира, поскольку в ней отражено беспокойство возросшим могуществом человека «над другими природными существами и видами, над своей окружающей средой и даже над всем живым на Земле» 50. Отсюда и постановка основной задачи об ответственности за технический прогресс и управление техническим прогрессом: «Управление техническим прогрессом, его содержание, регулирование, соответственно, его осуществление тем более становятся также и этической задачей, поскольку человечество все в большей иерее оказывается зависимым от него» 51. Именно эта задача стимулировала развитие исследований по оценке техники, представляющих собой новое направление в практических приложениях философии техники 52. В целом же, несмотря на многообразие исследование в области философии техники, ведущееся по многим направлениям, Э. Штрекер полагает, что «философия техники находится ещё на начальной стадии своего становления» 53. Одним из оснований для такого суждения является то обстоятельство, что с областью «философии техники», включённой в широкий социальный контекст, соприкасается также множество исследований по проблемам научно-технического прогресса, в частности, работы по постиндустриальному обществу, по проблема информационного общества и тому подобное. 54 Как уже отмечалось, в России исследования по философии техники начались с работ Систематическая работа сопровождалась проведением конференций и выходом достаточно большого массива публикаций. Одной из ряда работ, подводящей итог этой работе была коллективная монография: Специфика технических наук. — Л., «Лениздат», 1974. Однако преждевременная смерть инициатора института, случившаяся в том же году, остановила процесс создания названного исследовательского учреждения 56. Инициатива в этой области исследований перешла в Москву в Институт философии АН СССР, где была создана соответствующая творческая группа 57. Следует отметить, что развитие исследований в области философии техники в названный период было ориентировано по преимуществу на методологические и гносеологические вопросы инженерной деятельности и научного технического знания, хотя был издан также ряд работ по общим проблемам 58. Среди современных исследований по философии техники, осуществляемых в России представителями инженерно-технического сообщества, можно отметить цикл публикаций Для понимания концепции технетики, предлагаемой Для построения технетики фундаментальное значение имеет понятие техноценоза, введённое российским исследователем. Представление о техноценозах основывается отчасти на аналогии с биоценозами, представляющими собой устойчивую систему из животных, растений и микроорганизмов, обитающих на определённом участке территории. Соответственно, как представляет Как уже указывалось, проблематика философии техники охватывает вопросы, связанные с выяснением природы техники и тех взаимоотношений, в которых она себя проявляет, то есть взаимоотношений с человеком, обществом, культурой и, наконец, с природными основаниями техники. Эта проблематика может быть систематизирована, в частности, проблемы, составившие исследовательское поле философии техники, могут быть отражены в следующем перечне.
В нашем последующем рассмотрение центральной темой будет одна из проблем философии техники, именно, проблема становления и основных особенностей технического знания, в контексте которой будет осуществляться также рассмотрение других вопросов. | |
Примечания: | |
---|---|
Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце издания. | |
Оглавление | |
| |