В своём историческом развитии человечество накопило огромный массив практических знаний, обусловленный развитием предметной преобразующей деятельности. Роль этих знаний в социальном и культурном развитии человечества определяется ролью самой предметной практики как фактора социогенеза и всей последующей истории. Как было показано, предметная деятельность является особой формой активности, которой овладел на Земле только один биологический вид, и ей принадлежит исключительная роль в культурно-историческом развитии человечества. Это не значит, что история человеческого общества должна быть сведена к развитию производства и производительных сил, на чём настаивал К. Маркс и его последователи. Сообщество людей не может обрести целостность и устойчивость исключительно через их участие в совместном производственном процессе. Здесь решающая роль принадлежит культурным факторам, представленным совокупностью жизненных ценностей и специфическими для того или иного сообщества формами их воплощения, всем комплексом культурных факторов, соединяющих людей в этнос, народ, нацию. Формы предметной практики в процесс их развития включены в культурную историю человечества. Однако они могут легко заимствоваться, передаваться из одного сообщества другому, если есть благоприятные условия для такого переноса. В соответствии с этим такой же проникающей способностью наделены технические знания, соотносимые с теми или иными технологиями и наличными средствами их воплощения. Как показано в работе, технические знания существовали и существуют в различных формам и на различных уровнях организации от прямых и непосредственных предписаний к деятельности до описания технологий, материалов, инструментов, приборов, устройств, сооружений, сложных систем и тому подобное. Для современного этапа развития общества характерно, что практические знания приняли теоретическую форму и оказались в тесном, можно сказать, органическом взаимодействии с естественными и гуманитарными науками. Непосредственными пользователями этих знаний являются специалисты, современные инженеры, соединяющие процессы изобретения, конструирования и проектирования, с теоретическими методами работы. По этой причине анализ природы технического знания неотделим от исследования особенностей инженерной деятельности. В целом же процесс развития предметной среды, деятельности по её созданию, необходимых для этой деятельности и знаний и культурно-исторических последствий этой деятельности — все эти проблемы объединяет направление исследований, названное «философией техники». Важное место в этой работе заняло исследование теоретических форм организации технического знания. Техническая и инженерная практика, а также участие опытной науки позволили создать теоретические описания объектов практики. Как показано в работе, основанием теорий в технических науках являются, как Следует отметить также, что термины «техника», «техническое знание» являются узкими для вмещения всего содержания, которое ими вольно или невольно обозначается. Обращение к миру практики, созданной ей материальной среде и комплекса обслуживающих этот процесс знаний требует расширения терминологического аппарата, которое достигается использованием терминов «техносфера», «техническая реальность» и тому подобных. Предпринятые здесь исследования технического знания могут стать первой ступенью освоения как самой терминологии, так и всего комплекса проблем, связанных с развитием предметной деятельности и соответствующего массива знаний. | |
Оглавление | |
---|---|
| |