В этом разделе мы рассмотрим первых представителей философии техники с момента её зарождения: прежде всего в Германии и России в конце XIX — начале XX века. В их работах уже содержалась в зачаточной форме вся будущая проблематика философии техники. Естественно, что мы можем рассмотреть здесь лишь главных её представителей. Ещё в 1903 году русский инженер и философ техники П. К. Энгельмейер, делая доклад, посвящённый библиографическому очерку «философии техники», Политехническому обществу, попытался представить зарождение этой новой отрасли философской науки. «Современную нам эпоху недаром называют технической: машинная техника распространяет своё влияние далеко за пределы промышленности, и воздействие её сказывается чуть ли не на всех сторонах современной жизни культурных государств… И вот: мыслители и учёные разнообразных сфер начинают изучать этот, доселе не вполне ещё оценённый, фактор. И здесь по мере изучения открываются все новые и новые умозрительные горизонты. Тем не менее, всё, что до сих пор сделано, можно назвать только расчисткой места для будущего здания, которое можно пока, за недостатком более подходящего слова, назвать философией техники». В этом очерке Энгельмейер собрал множество работ, так или иначе касающихся различных сторон этой проблематики. Однако среди них можно выделить две линии: первая идёт от философствующих инженеров (это: Э. Гартиг, Фр. Рело и А. Ридлер), вторая — от философов: Э. Капп, А. Эспинас, Ф. Бон. Были, конечно, и другие, но эти исследователи, по мнению самого Энгельмейера, главные. 1. Философствующие инженерыФилософствующие инженеры, которых Энгельмейер называет в качестве своих непосредственных предшественников, правда, избегали говорить прямо о философии техники, но, «не покидая инженерной профессии, они тоже стали задумываться над тем, что такое техника». Эрнст Гартиг ( Если обычная логика признает только одну форму подчинения по степени общности и отвлечённости, то «технологика» наряду с этим признает и другую форму. «По мнению Гартига, мы имеем одно из таких своеобразных технологических подчинений между понятием данного способа производства и понятием тех орудий, которые служат для осуществления этого способа. Таким образом, по Гартигу, понятие кузнечной ковки является высшим и подчиняющим по отношению к понятиям молоток, наковальня, горн». П. К. Энгельмейер считает такое «технологическое подчинение» в сущности телеологическим. Фактически Гартиг явился продолжателем идей И. Бекманна и И. Поппе об общей технологии, поэтому здесь надо сказать несколько слов и о них. Иоганн Бекманн (1739–1811) считается признанным основоположником новой технологической науки и общей технологии (Allgemeine Technologie). С 1759 по 1762 год он учился в Гёттингенском университете, в С развитием промышленности возникает множество цехов, фабрик и мануфактур и ещё большее число процессов, инструментов, материалов и товаров. Чтобы их понять, необходимо много вспомогательных наук, количество которых все возрастает. И для изучения всего этого многообразия есть только два источника — действия ремесленника и книги, в которых эти искусства уже описаны. Бекманн пытается систематизировать различные процессы цехов и фабрик на научной основе, чтобы облегчить их изучение. В 1777 году он выпускает книгу «Введение в технологию или о знании цехов, фабрик и мануфактур…». В ней он даёт определение технологии как науки, которая учит переработке естественных предметов или знаниям ремесла. Технология, по Бекманну, даёт систематическое упорядочение и фундаментальное введение, а также научное основание этим действиям и знаниям, необходимым для дальнейшего развития производства. Бекманн, наконец, ставит проблему «переработать технологическую терминологию философски, или систематически». К этой проблеме он специально обращается в своём «Наброске общей технологии», в котором стремится сравнить различные виды процессов через отношения цель — средство, для чего необходимо составить список всевозможных намерений, которые преследуют ремесленники при осуществлении различных процессов, и рядом с ним список всех средств, с помощью которых они каждый из этих процессов выполняют. Учеником Бекманна, развивавшим его идеи и учение, был Иоганн Генрих Мориц Поппе (1776–1854), сперва часовщик, затем преподаватель физики и математики в гимназии, с 1818 года — профессор Тюбингенского университета. В 1821 году он опубликовал свой главный труд «Руководство к общей технологии», где затронул вопросы истории техники. В этой книге Поппе даёт следующее определение технологии. Технология, или наука о ремеслах, имеет предметом описание и объяснение производств, инструментов, машин и орудий, употребляемых при обработке грубых материалов в разных ремесленных заведениях, фабриках и заводах. Она раскрывает устройство всех заводов и машин, объясняет образ действия, исчисляет разные инструменты и их употребление в различных производствах, показывает из какого материала то или иное изделие приготовлено и так далее. Специальная технология рассматривает каждое техническое ремесло отдельно. Общая же технология рассматривает различные производства в технических ремеслах по их одинаковому назначению. Франц Рело (1829–1905) был не только учёным, но и практиком: его отец был основателем первой фабрики машин в Германии (оба его деда тоже были техниками), и Франц работал на заводе отца учеником. В Франц Рело имел также сильную склонность к гуманитарному познанию. Его «Теоретическая кинематика» содержит специальную главу по истории машин, историческими сведениями и общими методологическими замечаниями насыщены введение и отдельные параграфы этого трактата, например там, где речь идёт о формулировке понятий «машина», «механизм» и тому подобное, об анализе и синтезе механизмов и в особенности о предмете кинематики машин и вообще прикладной механики. Рело относит последние к наукам создавания, научной технике: «Я называю её наукой и не думаю, чтобы это было слишком большой претензией с моей стороны; если угодно, называйте её наукой второго и третьего порядка; она пользуется в своей области при исследованиях научным методом и мало по малу завоёвывает свою самостоятельность, которая сделала необходимым её обособление». Франц Рело увлекался также искусством. Результатом пересечения его гуманитарных и технических интересов явилась, можно сказать, поистине философская (фактически по философии техники, хотя он её так не квалифицировал) работа «Техника и культура», вышедшая в 1884 году. Это была лекция, прочитанная им перед Нижнеавстрийским промышленным обществом в Вене 14 ноября 1884 года. Его взгляд на синтез двух субкультур — гуманитарной и технической — достаточно определённо выражен им самим: «Искусство и научная техника не исключают друг друга. Требуются только усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор разрушительных влияний машины». Энгельмейер не случайно называет Рело «техником философской складки». Франц Рело задаётся тремя основными вопросами, которые, как мы увидим, не в меньшей мере занимали и П. К. Энгельмейера. Во-первых, это вопрос «какое собственно положение занимает техника наших дней в общей работе над задачею культуры». Рело подчёркивает, что этот вопрос не сводится лишь к социальной, политической и экономической значимости техники, нам более или менее ясной. Во-вторых, он ставит вопрос о главных чертах метода, которому следует техника для достижения своих целей, то есть того, который должен лежать в основе изобретательской деятельности. Это особенно важно, подчёркивает он, в плане законоположений о патентах и не только для техников, но и для юристов и администраторов. В-третьих, это вопрос о техническом преподавании. Первый вопрос рассматривался Рело на основе историко-культурологического анализа. В результате он формирует два метода — манганизм и натуризм, характеризующие соответственно европейскую научную и традиционалистскую культуры. Понятие «манганизм» образовано от древнегреческого названия «механизм магов», или всякое искусственное приспособление, устройство, с помощью которого могло производиться что-нибудь необыкновенное, всё, что было умно и искусно придумано, вызывая уважение и страх у неразумных. В частности, так называлась метательная военная машина, вместе с которой это слово перешло в Средние века («mangano» у итальянцев, «mangan» — у французов). Кстати, изобретённыев XVII веке большие машины для катания и глажения белья получили такое же название в силу большого внешнего сходства с громоздкими метательными машинами. Это слово затем перешло в другие языки, например, в немецкий, где Mangel означает каток для глажения белья. Так вот, манганизм, по Рело, — такое использование сил природы, когда добыты знание их законов и умение этими силами управлять. Противоположностью манганизму является натуризм, когда от сил природы лишь обороняются, таинственно и безотчётно подслушивая у неё кое-какие рецепты. Этими двумя понятиями Рело обозначает два направления в современном культурном развитии, разделяя с их помощью манганистические и натуристические культурные нации и народы. По мнению Рело, суть манганизма в культурном расцвете европейской цивилизации (куда он включает и Америку) проявляется не в отдельных искусствах, не в христианстве и не в вещественных изобретениях, а в прогрессе мышления. Рело провозглашает, что «господство на земле принадлежит манганистичесюш нациям», а «те нации, которые не захотят перейти к манганизму, должны заранее примириться с постепенным своим подчинением или исчезновением». Рело иллюстрирует это утверждение конкретными историческими примерами. По его мнению, Япония — это пример сознательного и целенаправленного перехода от натуризма к манганизму. (И мы сегодня являемся свидетелями того, что он оказался прав, видя необычайный культурно-технологический подъём этой страны.) Такой переход — это трудная работа, которая состоит в первую очередь в учении. Таким образом, Рело чётко противопоставил современную западную техническую культуру, которой принадлежит будущее (по крайней мере, в XX веке), и натуристическую восточную культуру, вытесняемую или практически уже вытесненную первой на периферию истории человечества. Однако сегодня, на рубеже XX и XXI веков, можно сказать, что будущее принадлежит, скорее, синтезу этих двух культурных традиций, если, конечно, брать не экстремальные случаи, а образ мышления и действования. Наиболее наглядно это выявили экологическая проблема и проблема ведения войны новейшими техническими средствами. Они показали, что все в этом мире самым тесным образом взаимосвязано: Восток и Запад, Человек и Природа, техника и климат. XX век продемонстрировал, с одной стороны, опасности технической цивилизации для существования человечества, а с другой — невозможность современному человеку выжить вне мира техники. И не случайно эта проблематика находилась в центре дискуссий философов и историков техники, а также философствующих инженеров в первые десятилетия XX века. Достаточно просмотреть основные разделы, которые выделены немецким философом техники Манфредом в обзоре, опубликованном в журнале Союза немецких инженеров в 1933 году, чтобы понять насколько актуально звучат сегодня поднятые в те годы проблемы. Обзор называется «Культурные вопросы техники», а разделы, соответственно, — «Техника и история», «Техника и наука», «Техника и хозяйство», «Техника и человек». Разве не те же самые проблемы волнуют нас сегодня? Можно назвать огромное количество книг и статей, опубликованных, например, в Достаточно упомянуть лишь несколько работ по проблеме «техника и культура» первого десятилетия XX столетия, чтобы понять, насколько был широк разброс мнений в понимании феномена техники. В книге «Техника и культура» Эдуарда фон Майера (1906 год) техника представлена в самом широком смысле как присутствующая везде, в любой деятельности. Фактически техника понимается им как организация, а любой человек как техник. В противоположность Эдуарду фон Майеру автор другой книги, «Техника как культурная сила в социальной и духовной связи», опубликованной в том же 1906 году, Ульрих Вендт, понимает технику в гораздо более узком смысле, а именно, как деятельность сознательного духа по преобразованию сырого материала для целей культуры, сознательное придание материи определённой формы. Для него техника — это лишь одна из форм духовной деятельности человека. Вендт сужает сущность технического до ремесленной и сельскохозяйственной работы. Техника изначально присуща историческому человеку. Именно техника, и только она, позволила освободиться прикованному Прометею. Человечество поставлено перед задачей установления связи между двумя вечными силами — Природой и Духом. По мнению Вендта, в этом и состоит задача техники. Оба автора, и Майер, и Вендт, анализируют феномен техники в историко-культурном аспекте. К ним можно прибавить ещё одну работу того же времени — труд известного немецкого философа техники Фридриха Дессауэра «Техническая культура», равно как и многие другие более поздние работы. Однако, как нам представляется, важно было рассмотреть истоки этой дискуссии, содержащиеся в докладе Рело «Культура и техника». Статья эта, вышедшая в конце XIX века, была широко известна немецким и русским инженерам и оказала огромное инициирующее влияние на все последующие дискуссии по этому вопросу. Алоиз Ридлер ( В первой статье А. Ридлер выделяет специальный раздел «Культурные заслуги и влияние техники», в которой для нашей темы представляют интерес подразделы: «Является ли техника культурным фактором?» и «Значение техники для естественных наук». Вторая статья посвящена в основном вопросам организации инженерного образования. А. Ридлер прежде всего подчёркивает глубокий исторический характер современной техники, хотя на неё часто и смотрят как на дитя нового времени: «Её история начинается с первыми культурными стремлениями человека и проходит через все культурное развитие, начиная от каменных орудий прародителей до новейших инженерных сооружений; она является крупной частью истории человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой науки». Отмечая большое значение техники для развития естественных наук, А. Ридлер сетует, что все заслуги в современном культурном развитии обычно приписываются «теоретическим естественным наукам», а не технике. Роль же самой техники сводится лишь к использованию «наличных естественно-исторических знаний», что неверно. Теоретические знания опережают прогресс в технике только в отдельных отраслях естествознания. Чаще «исполнительная техника» сама создаёт и использует основы научных знаний ещё до того, как становится возможной их теоретическая формулировка. В качестве примера он приводит паровую машину как исключительно «результат инженерного гения». Она была создана и усовершенствована инженерами задолго до создания теории теплоты. Кроме того, многие чисто научные отрасли (сопротивление материалов, теория упругости и так далее) были созданы в основном усилиями инженеров. Ридлер резко возражает против трактовки результатов оценки техники как простого расширения первоначального опыта. Напротив, считает он, развитие техники требует непременного умственного труда как учёных, так и инженеров. В основе техники лежит «творческий разум». Причём «умственная деятельность» инженеров расширяет и сами естественные науки. И всё же технику следует считать «не созидательницей науки, но её мощной сотрудницей». Однако главная забота А. Ридлера — рациональная организация инженерного образования. Этой цели, в конечном счёте, подчинены все остальные его гуманитарные изыскания. «По мнению Ридлера, задача высшей технической школы заключается не в том, чтобы готовить только химиков, электриков, машиностроителей и так далее, то есть таких специалистов, которые никогда бы не покидали своей тесно ограниченной области, но чтобы давать инженеру многостороннее образование, предоставляя ему возможность проникать и в соседние области. В качестве руководителей хозяйственного труда, связанного с социальными и государственными установлениями, инженеры нуждаются сверх специальных познаний ещё и в широком объёме знаний. Хорошее образование — это такое, которое управляет, то есть позволяет заглядывать вперёд и своевременно выяснять задачи, выдвигаемые как современностью, так и будущим, а не заставляет себя только тянуть и толкать вперёд без крайней нужды!» Для решения этой задачи, как считает Ридлер, требуется реформа инженерного образования. Но чтобы она была успешной, важно учитывать специфику инженерной деятельности и мышления и вытекающую из неё особенность инженерного образования в отличие от университетского. «Технические задачи требуют иного отношения к себе, чем чисто математические. Весь комплекс условий надо брать таким, каким природа даёт его, а не таким, каким он подходил бы для точного решения. Если он не даёт возможности решения, следует изменить его сознательно в известных или приблизительно оцениваемых пределах ошибки. Ещё одна особенность инженерного мышления — «умение применять знание в частном случае и при многочисленности практических условий». «Техническое учение само должно вступить на путь исследования ради результата там, где имеющихся знаний недостаточно; там, где результаты достижимы только в области технических приложений, где необходимы особенные средства исследования в связи с практическим применением и так далее. Это громадное и важное поле для таких исследований и применений, при которых приходится принимать во внимание все практические условия. Познание природы должно возвыситься до полного и цельного воззрения на все процессы природы в их совокупности. Самое основательное знание частностей недостаточно для творческой технической деятельности: все причины и действия должны быть видимы и, так сказать, почувствованы как общий процесс, должны быть соединены в наглядную и полную картину». В последних словах сформулирован также ещё один важный принцип инженерного мышления — принцип наглядности. Ридлер предупреждает от доминирующей в науке переоценки аналитических методов. По его мнению, «зло коренится в лишённой реальных представлений общности, излишестве отвлечённых методов». Поэтому так важно для инженера «обучение видеть» и «изобразить в чертеже или наброске», развитие «способности созерцания». Ридлер также формулирует понятие практики, которое имеет двоякое значение. Во-первых, её можно рассматривать в смысле ловкости рук. Тогда практика заключается в механической работе, умении однажды выученную работу производить постоянно. Во-вторых, практика в истинном смысле — это дополненное и применённое к частному случаю познание, когда общий случай превращается в осязаемый частный. В этом смысле «практик» — это «почетный титул для людей, которые ушли дальше теории и применяют свои знания под своей ответственностью». Исходя из этих соображений, по мысли Ридлера, и должно строиться инженерное образование, цель которого «выработать научно образованных и общеобразованных практических инженеров». А. Ридлер подчёркивает важную роль соединения техники не только с наукой, но и с искусством (прежде оно соединялось лишь с ремеслом). Именно в этом случае она сможет называть себя «со справедливой гордостью» «технэ», то есть искусство, умение и творческое применение». Ридлер подчёркивает чрезвычайную важность для технической деятельности не только специального, но и общего образования. «Инженерное искусство есть не только искусство научно и хозяйственно руководить работой, направленной к практическим целям, но в то же время и культурная задача; успешное решение её зависит также от совместной работы многих; для руководства же последними нужны высокое нравственное влияние, непосредственный пример и знание людей. Как предварительные условия для успешной работы необходимы не только интеллектуальное и специальное образование, но ещё в большей степени характер, нравственное достоинство и высокая степень общечеловеческого образования». В качестве развития недостаточно одного лишь понимания того, что деятельность инженера есть наиболее важная культурная работа. А. Ридлер предлагает ввести как общеобразовательный предмет в высших технических школах «историю инженерного дела», «но не как хронологию, а как историю культуры и культурных средств». Исходя из всего вышеизложенного, Ридлер следующим образом формулирует назначение высших технических школ: не только следовать за прогрессом, но и идти впереди, указывая дорогу; играть для техники руководящую роль; сделаться центром воспитания для производительного творчества; служить вместе научному, практическому и хозяйственному воспитанию. 2. Первые философы техникиЭрнст КаппЭрнст Капп (1808–1896) был первым, кто совершил смелый шаг — в заголовке своей работы он соединил вместе два ранее казавшиеся несовместимыми понятия «философия» и «техника». В центре его книги «Основные направления философии техники» лежит принцип «органопроекции»: человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий. По мнению П. К. Энгельмейера, этот принцип Каппа не выдерживает критики. «В самом деле, лишь ограниченное число доисторических орудий, вроде молотка и топора, можно, пожалуй, рассматривать как проекции наших конечностей. Но уже для стрелы принцип Каппа становится под знак вопроса; а колесо доисторической повозки уже не имеет прототипа в животном организме, а потому принцип проектирования органов к машине уже совсем неприложим. Капп насильно, чисто диалектически, распространяет свой принцип на машину; но здесь его аргументация до крайности слаба. Он говорит, например: «Хотя общая форма паровой машины мало, даже совсем не похожа на человеческое тело, но отдельные органы похожи». Какие? Капп благоразумно умалчивает, ибо одно упоминание о цилиндре с поршнем, о коленчатом вале, вращающемся на подшипнике, отрицает проектирование органов как принцип создания механизмов». В своей книге «Технический итог XIX века» Энгельмейер высказывается ещё более резко, считая, что одна десятая часть книги Э. Каппа имеет цену, называя её, хотя и исторической единицей, но отрицательной. Сегодня отношение философов техники к идеям Э. Каппа иное. Особенно в связи с развитием идей философской антропологии, со многими отрицательными последствиями, связанными с современной техникой, которые во времена Энгельмейера не были ещё столь очевидными. В чём же суть основных идей Э. Каппа? Основоположениями его философии техники являются «антропологический критерий» и принцип органопроекции». Формулируя свой антропологический критерий, Эрнст Капп подчёркивает: каковы бы ни были предметы мышления, то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек и ничто иное. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является ничто иное, как возвращающийся к себе человек. Капп считает, что именно в словах древнегреческого мыслителя Протагора — «Человек есть мера всех вещей» — был впервые сформулирован антропологический критерий и сформировано ядро человеческого знания и деятельности. Именно благодаря тому, что человек мыслит себя в природе и из природы, а не над ней и вне её, мышление человека становится согласованием его физиологической организации с космическими условиями. Осмысливая понятие внешнего мира человека, Э. Капп замечает, что для него недостаточно слова «природа» в обычном понимании. К внешнему миру, окружающему человека, принадлежит также множество вещей, которые являются его созданием. Будучи искусственными произведениями в отличие от естественных продуктов (природа доставляет для них материал), они образуют содержание мира культуры. Э. Капп проводит чёткое разграничение «естественного» и «искусственного»: то, что вне человека, состоит из созданий природы и созданий человека. Этот исходящий от человека внешний мир является, с точки зрения Каппа, реальным продолжением его организма, перенесением во вне, воплощением в материи, объективированием своих представлений, то есть части самого себя, нечто от своего собственного «Я». Это — отображение во сне, как в зеркале, внутреннего мира человека. Но созданный человеком искусственный мир становится затем средством самопознания в акте обратного перенесения изображения из внешнего мира во внутренний. Таким образом человек распознает процессы и законы своей бессознательной жизни. Короче говоря, «механизм», бессознательно созданный по органическому образцу, сам служит для объяснения и понимания «организма». В этом и состоит суть принципа органической проекции Эрнста Каппа. Мы специально взяли здесь слова «механизм» и «организм» в кавычки, поскольку Капп, как нам кажется, вкладывает в эти слова более общий смысл, чем тот, который они имеют в прикладной механике и биологии. Он употребляет их скорее как синонимы «искусственного» и «естественного». (Видимо, этой условности данных понятий и не понял Энгель-мейер, критикуя Каппа.) ещё более общий смысл Капп вкладывает в понятие «орудие», различая в нём внешнюю цель его создания, то есть форму, оформление употребляемого для этой цели материала (в бессознательном — инстинктивное действие). Обе эти цели встречаются и объединяются в целесообразности. Капп отмечает, что человек бессознательно делает своё тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук). Однако принцип органопроекции легко объясняет только возникновение первых простейших орудий. При его применении к сложным орудиям и машинам, действительно, возникают проблемы. Хотя Капп и предупреждает, что органическая проекция может и не позволять распространять формальное сходство, а так как её ценность в преимущественном выражении основных связей и отношений организма, то этим проблемы не снимаются. В качестве примера возьмём, вслед за Каппом, паровую машину. Форма её как целого не имеет ничего общего с человеком, схожи лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, например, в локомобиле, то сразу обнаруживается сходство её общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если, скажем, разрушена важная часть машины (то есть сходство с жизненными процессами животного). Капп подчёркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение органических форм, а проекция вообще живого и действующего как организм существа. Именно эта своеобразно «демоническая» видимость самостоятельной деятельности и поражает больше всего в паровой машине. Далее Капп переходит от отдельных созданий техники к тем могучим культурным средствам, которые не укладываются в понятие аппаратов и имеют характер системы. Таковы, например, железные дороги и телеграф, покрывшие сетью весь земной шар. Первые, особенно при соединении рельсовых путей и пароходных линий в одно целое, являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационная артерия, по которой циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй пример естественно сравнить с нервной системой. Здесь, по мнению Каппа, органопроекция празднует свой триумф: сначала бессознательно совершающееся по органическому образцу построение, затем взаимное узнавание оригинала и отражения (по закону аналогии), и наконец, подобно искре вспыхивающее осознание совпадения между органом и орудием вплоть до тождества. Кстати, косвенным подтверждением принципа органопроекции, конечно не буквально, является развитие современной микроэлектроники, которая, перепробовав (бессознательно) всевозможные материалы, выбрала для интегральных схем в качестве наиболее оптимального материала кремний. Но именно его ещё раньше эволюция «выбрала» исходным материалом органических тел. Послойный синтез твердотельных интегральных структур, развитый в современной технологии производства микроэлектронных схем, также наиболее распространён в живой и неживой природе (например, рост кристаллов, годичный рост деревьев, образование кожи). Здесь «органопроекция» имеет тенденцию к отображению, по крайней мере, нижних уровней структуры биосинтеза. Причём технологические приёмы послойного синтеза эффективно (и бессознательно) применялись в первобытных технологиях, начиная с неолита, например при производстве украшений, в полиграфии, при изготовлении корабельной брони. Концепция органопроекции — первая попытка философской экспликации генезиса техники и её «антропогенных» начал. Попытки ответить на вопрос: что такое техника и каков её генезис и в дальнейшем сохраняют свою эвристическую роль и составляют важный раздел в философии техники. Альфред ЭспинасАльфред Эспинас в своей книге «Возникновение технологии», которая представляет собой сборник его работ, помещённых в разных философских журналах (начиная с 1890 года), формирует понятие технологии. «Эспинас прямо заявляет, что говорит о полезных искусствах. Технологией он называет некоторое будущее учение об этих искусствах, которое выделит их основной характер исторически и потом даст возможность извлечь основные законы человеческой практики в некоторую «общую праксиологию». Таким путём составится новое учение о человеческой деятельности, которое станет рядом с учением о познании, столь многосторонне разработанным, и тем самым заполнит пробел, — отсутствие «философии действия». А. Эспинас подчёркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже предварительно обладал. Не бессознательная практика, а лить зрелые искусства порождают технологию. Каждое из таких искусств предполагает специальную технологию, а совокупность этих частных наук (то есть этих технологий), естественно, образует общую, систематическую технологию. Вот эту-то общую технологию Эспинас и именует праксиологией, которая представляет собой науку о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. Общая технология — это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определённых ступенях развития цивилизации. По мысли Эспинаса, технология охватывает три рода проблем, в зависимости от трёх точек зрения, с которых можно рассматривать технику. Во-первых, можно производить аналитическое описание ремёсел в том виде, в каком они существуют в данный момент и в данном обществе, определяя их разнообразные виды, и затем сводить их с помощью систематической классификации к немногим типам. Это соответствует статической точке зрения на технику, в результате чего сформировалась морфология технологии. Во-вторых, можно исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. Это динамическая точка зрения на технику, результатом которой является физиология технологии. Наконец, в-третьих, комбинация динамической и статической точек зрения даёт возможность изучать зарождение, апогей и упадок каждого из этих органов в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества, начиная от самых простых форм и заканчивая самыми сложными, в чередовании традиций изобретений, которое составляет ритм этой эволюции. По мнению Эспинаса, технология в области действия занимает место логики в области знания, так как последняя рассматривает и классифицирует различные науки, устанавливает их условия или законы и воспроизводит их развитие и историю, а сами науки суть такие же социальные явления, как и искусства (только мы сегодня сказали бы вместо логики науковедение). Поскольку предмет исследования Эспинаса — история технологии, то это одновременно означает и историю философии действия, то есть наблюдение за тем, как философия действия следует за развитием индустрии и техники. (Основные категории действия — желать, опасаться, начинать, кончать, пробовать, достигать, терпеть неудачу.) В отличие от неё история самой техники должна показать, как возникшие из техники доктрины влияли обратно на искусства и породили более совершенные формы практики. Анализируя тексты древнегреческих авторов, Эспинас демонстрирует важные изменения в эллинской культуре Результат своего анализа Эспинас заключает следующим образом: «Итак, вся техника этой эпохи имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной». Весь этот период Эспинас обозначает как физико-теологическую технологию. В следующий за ним период, характеризующийся сменой традиционалистического режима олигархии тиранией, техника становится утилитарной, искусственной и светской, сознательной, искусственной фабрикацией, «техникой орудия». «Человек, изобретатель искусств, осознает роль мышления и опыта в изобретении: роль богов уменьшается. Благодаря разделению труда и специализации работников, технические приёмы улучшаются, улучшения не только не вызывают осуждения, но и являются предметом восхищения». Третий философ, которого можно назвать в качестве основоположника философии техники — это последователь Канта Фред Бон. В 1898 году он издал своё концептуально-аналитическое исследование «О долге и добре», из названия которого было бы трудно установить её связь с нашей темой, если бы слова «философия техники» не были вынесены в заголовок одной из глав этой книги. В предисловии, ссылаясь на Канта, он выдвигает в качестве главной задачи философии анализ и точную формулировку понятий, которые употребляются в обыденном языке, выступает против «поверхностного способа, которым из идентичности слов заключают об идентичности значений или предполагают эту идентичность саму собой разумеющейся». При этом он подчёркивает, что «метод концептуального анализа с целью выяснить содержание понятий и установить его недвусмысленным образом и оберечь его в будущем от некорректного употребления является столь же древним, как и сама философия». Уже Сократ, «отец философии», использовал его в своём знаменитом «маевтическом» искусстве задавать вопросы. Аналогичную задачу ставит перед собой и Фред Бон с целью анализа понятий «долг» и «добро». В термине «долг» (долженствование) Бон выделяет два значения: долг категорический и долг гипотетический. Эти две разновидности мы можем в полном согласии с Боном назвать долгом нравственным и долгом техническим. К познанию первого ведёт, по Бону, вопрос: «Что я должен делать?» Здесь спрашивающий интересуется общим направлением своей деятельности, своего поведения. Ответом на этот вопрос будет, по Бону, некоторое приказание, заповедь или завет, а смысл такого завета раскрывается следующими предложениями: «Ты должен делать то, что тебе приказывают» или «Ты должен делать то, что служит к удовлетворению интереса того, кто приказывает». Совокупность всех таких приказаний, по Бону, относится к «Философии нормики», которая отличается от этики только несколько большим объёмом, но которая вся тоже построена на «категорическом императиве». Второе значение понятия «долг» является гипотетическим, или техническим. Здесь речь идёт уже не об общей нормировке поступка, а об указании средства или пути к достижению цели. Ответом в этом случае будет уже не приказ, а завет или совет, который может быть или выполнен, или не выполнен по желанию вопрошающего. В этом и заключается, по мнению Ф. Бона, компетенция философии техники. Глава, посвящённая данной теме, называется у него «О вопросе «то я должен делать, чтобы»… («Философия техники»). Вопрос «Что я должен делать?» никогда не возникает совершенно изолированно от предшествующих объяснений цели, которую этот долг обусловливает, или последствий этой цели. Типичный пример такой постановки вопроса: «Что я должен делать, чтобы эта машина действовала?» На такого рода вопросы невозможно ответить с помощью одной какой-либо науки. Часто это не под силу и технике в целом. И хотя «наш век часто употребляется с эпитетом «технический», «мало кто имеет представление о том, что такое техника». Фред Бон пытается выяснить сущность техники и технического. Среди крупнейших мыслителей Нового времени царит, по его мнению, неясность, рассматривать ли науку или технику как определённую дисциплину, расположена ли между ними ещё Ф. Бон предостерегает от неверного представления о том, будто бы отдельной технической специальности всегда соответствует одна наука (например, электротехнике — только теория электричества). Напротив, никогда невозможно было бы построить паровую машину лишь на основе знания теории теплоты; можно точно знать все законы индукции, но быть не в состоянии сконструировать динамомашину. Другими словами, невозможно на основе высказываний какой-либо одной науки построить техническое высказывание. Для этого необходимо собрать отдельные высказывания многих наук и связать их друг с другом. Ф. Бона здесь интересует чисто концептуальный аспект: исследование того, какие высказывания науки превращаются в технические высказывания. Он отмечает, что не все научные высказывания в форме «Если «а», то «б» представимы в виде технического высказывания: «Если хочешь (получить) «б», то должен вызвать «а». Фред Бон подчёркивает сложность технических задач, сущность которых заключается в выборе средств (телеологическом рассмотрении). Ф. Бон выделяет три проблемы, над которыми работает техника: 1) это поиск средства, если дана цель; 2) это задача так присоединить к данному процессу другой процесс, чтобы была достигнута данная цель, а также установить снизь между средствами и целью; 3) для данного средства найти цель (то есть возбудить потребность), достижение которой само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей. Этот ряд целей представляет собой цепь следующих друг за другом событий, причём каждый отдельный пункт данной цепи является средним пунктом большей его части. Данная цепь должна быть рассмотрена, однако, не как линейная последовательность, а как пространственная ткань из многократно и беспорядочно переплетённых целей. Бон различает технику в узком и широком смысле. Техника в узком смысле — это покоящаяся на высказываниях физики и химии промышленная или инженерная техника. Расширение этого понятия происходит, если двигаться от техники неорганической, основанной на точных науках, к органической технике (земледелие, скотоводство, врачевание и так далее) и от техники естественных наук к технике наук о духе (политике, педагогике и так далее). При этом он выделяет общий признак всякой техники — указатель средства для достижения данной цели. Короче говоря, по Бону, любая целенаправленная деятельность имеет свою технику. Фред Бон касается также очень важного вопроса разграничения понятий «техника» и «практика». Он отмечает, что наука часто противопоставляется технике, как теоретическая область практической, что неверно. По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Практика — это любая профессиональная деятельность, в то время как техника даёт лишь руководство к осуществлению этой деятельности. Причём техника отличается от науки главным образом лишь иной формой высказываний и другой организацией материала. С его точки зрения, рабочий, монтер, чертёжник, конструктор, преподаватель школы и исследователь составляют в промышленной технике один непрерывный ряд. Трудности в разграничении сфер науки, техники и практики заключены в том, что эти три ступени бывают многократно переплетены в одной и той же персоне. Представляет интерес то, чем Фред Бон завершает своё исследование. Восходя по пути обобщений, Бон находит, что вся совокупность технических мероприятий имеет целью удовлетворять потребности человека. Потребность ставит известную цель; но если мы внимательно всмотримся в дело, то увидим, что одна цель является лишь средством к достижению другой цели. Восходя по этому ряду превращения целей в средства к достижению целей высших, мы доходим до положения, что все наши дела устремляются в одну конечную точку, а эта цель всех целей есть счастье. И таким образом, высшей технической целью является достижение счастья, и все вопросы — «что я должен делать, чтобы?» сбегаются в один вопрос: «что я должен делать, чтобы быть счастливым?» Ответ на этот вопрос, с точки зрения Ф. Бона, является самым важным, а все другие технические вопросы имеют лишь второстепенное значение, поскольку во всякой деятельности ведущим осознается желание счастья. Этот вопрос он рассматривает в специальной главе, названной «Философия Эвдемизма». Однако и эта цель подчиняется у него наивысшей и всеобщей цели — идее добра, составляющей предмет философии этики. Такая устремлённость технической задачи к достижению человеческого счастья в сочетании с идеей добра является в наши дни очень и очень актуальной для преодоления узкого техницизма, ориентирующего техническую деятельность на самоподдержание, самооправдание и внутреннее функционирование, ведущего в конечном счёте к саморазрушению технической цивилизации. Но это, конечно, не значит, что надо немедленно отказаться от техники и вернуться к «натуризму» (по терминологии Франца Рело). Напротив, по убеждению Ф. Бона, «тот, кто рассматривает счастье как общую и высшую цель стремлений, должен также провести исследование ведущих к этой цели средств, как высших и главных во всех технических задачах», то есть встать на технический путь. 3. Распространение технических знаний в России в XIX — начале XX века как предпосылка развития философии техники3.1. Возникновение инженерного образованияПроблемам распространения технических знаний в России стало уделяться значительное внимание со времён Петра Великого. Техническому образованию в стране положили начало Инженерная (1700 год) и Математико-навигатская школы (1701 год): «Петр I заставил изучать инженерное дело не только в Морской Академии, но и в полковых школах и даже в духовных семинариях». Однако преподавание научных дисциплин в этих заведениях было весьма элементарным и примитивным с современной точки зрения. В то же время профессия инженера усложнялась и практика предъявляла новые требования к подготовке квалифицированных инженерных кадров. Горнозаводское дело одним из первых ощутило нужду в специальных горных школах. В России таким техническим учебным заведением стало учреждённое в 1773 году. Горное училище — детище крупного организатора горного дела и высшего образования в России Михаила Фёдоровича Соймонова. Учебный курс этого училища был рассчитан на четыре года, но одарённые и хорошо подготовленные студенты могли окончить его раньше, «непонятным» же (если они «впредь к наукам прилежным себя не сделают», то на их содержание казённые деньги больше тратиться не будут) давался лишь унтер-офицерский чин. Учебные пособия зачастую приходилось переводить самим студентам, в типографии училища печатались и собственные сочинения. Первоначально они использовались лишь для внутренних нужд училища, но Соймонов полагал, что «такого рода книги переводятся в пользу заводов» и дал указание рассылать их по нескольку экземпляров на заводы. Однако теоретическая подготовка в подобных технических училищах все ещё значительно отставала от уровня развития науки (они были в большей мере практически ориентированными). Методика преподавания в них носила характер, скорее, ремесленного ученичества: инженеры-практики объясняли отдельным студентам или небольшим группам студентов, как нужно возводить тот или иной тип сооружений или машин, как осуществлять практически тот или иной вид инженерной деятельности. Новые теоретические сведения сообщались лишь по ходу таких объяснений, учебные пособия носили описательный характер. Лишь после основания Гаспаром Монжем в 1794 году Парижской политехнической школы, которая с самого начала своего основания ориентировалась на высокую теоретическую подготовку студентов, ситуация в инженерном образовании меняется (в том числе и в России). По образцу этой школы строились многие инженерные учебные заведения Германии, Испании, Швеции, США. В России по её образцу в 1809 году был создан Институт корпуса инженеров путей сообщения, начальником которого был назначен ученик Монжа испанец А. Бетанкур. Правда, в отличие от Парижской политехнической школы в Институте корпуса инженеров путей сообщения последний год, по предложению Бетанкура, «чтобы при самом выходе из института воспитанники его были знакомы с основными началами наук и практическими их приложениями к инженерному искусству», — выпускники «должны посвятить исключительно практике». Этот институт оказал значительное влияние на развитие инженерной деятельности в России. Бетанкур разработал проект, в соответствии с которым были учреждены училища для подготовки среднего технического персонала: военно-строительная школа и школа кондукторов путей сообщения в Санкт-Петербурге. Позже (в 1884 году) эта идея была развита и реализована выдающимся русским учёным, членом Санкт-Петербургской Академии наук И. А. Вышнеградским, по мысли которого техническое образование должно быть распространено на все ступени промышленной деятельности: высшие школы, готовящие инженеров, средние, готовящие техников (ближайших помощников инженеров), и училища для мастеров, фабричных и заводских рабочих. В конце XIX и особенно начале XX века в России возникает множество бесплатных воскресных и вечерних школ для рабочих и их детей при различных фабриках и заводах. К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, а именно высшее техническое образование, становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты. К ним относятся, например, Технологический институт в Санкт-Петербурге, созданный в 1862 году на основе школы мастеров (для низших сословий: крестьян, ремесленников, разночинцев); Санкт-Петербургский электротехнический институт, одно из первых высших учебных заведений чисто электротехнического профиля, образованный в 1891 году на базе Почтово-телеграфного училища (1886 год); Московское высшее техническое училище. Последнее было создано в 1868 году после реорганизации ремесленного учебного заведения (1830 год) с целью «доставлять учащимся в нём высшее образование по специальности механической и химической». Большое внимание в этих институтах стало уделяться именно теоретической подготовке будущих инженеров: «Чем ближе к концу столетия, тем все более число инженерных задач предварительно подвергается более или менее глубокому теоретическому исследованию. Начинают появляться и отрасли техники, которые были бы вообще немыслимы, если бы предварительно не было выполнено исследование». Видоизменялись и сами научные исследования, приспосабливаясь к нуждам развивающейся инженерной практики. Однако главный упор тогда делался в теоретической подготовке инженера на физику и математику. 3.2. Инженерные общества и журналыКроме учебных заведений распространение технических знаний ставили своей целью различные технические общества. Например, Русское техническое общество, образованное в 1866 году, в соответствии со своим Уставом имело целью «содействовать развитию техники и технической промышленности в России» посредством:
С 1867 года это общество стало издавать свои труды «Записки Императорского Русского технического общества». Оно имело несколько отделений в различных городах и районах страны. Кроме «Записок» Русское техническое общество издавало с 1876 года. Труды постоянной Комиссии по техническому образованию, учреждённой в 1868 году, а затем особый журнал — «Техническое образование». В конце прошлого века издавался также журнал «Техник» — популярный журнал новостей по технике вообще. Его редактором и издателем с 1884 по 1889 год был русский инженер и философ техники П. К. Энгельмейер. Издавалось, конечно, и множество других журналов, но особого упоминания заслуживает журнал «Технический сборник и вестник промышленности» — ежемесячный журнал открытий, изобретений, усовершенствований и вообще новостей по всем отраслям техники и промышленности. В 1877 году при Московском высшем техническом училище было организовано Политехническое общество. Оно выпускало «Бюллетени», на основе которых и «Вестника общества технологов» в 1915 году был создан журнал «Вестник инженеров». В Уставе Политехнического общества, кроме всего прочего, было записано: «Связать последовательно выпуски Училища общим, основанным на вере и нравственности трудом на поприще научной и практической деятельности, дать им возможность обмениваться приобретёнными сведениями, следить за успехами наук и промышленности и содействовать своими трудами развитию их в России», «способствовать успехам технического образования». Было и специальное Общество распространения технических знаний. В его Уставе, утверждённом 4 июня 1869 года, сказано, что цель Общества — «содействовать усовершенствованию и распространению в России технических знаний вообще; преимущественно же усвоению усовершенствованных технических приёмов в тех отраслях отечественной промышленности и ремёсел, которые имеют более обширное практическое применение». Для достижения этих целей Общество может:
Особого внимания заслуживает также Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений при Императорском Московском университете и Императорском Московском техническом училище имени Х. С. Леденцова, которое существовало в Москве с 1909 по 1918 год. Профессор Императорского Московского технического училища Христофор Семёнович Леденцов оставил 100 тысяч рублей на организацию этого общества по духовному завещанию, в котором значились следующие обязательные для него условия: «Содействие задачам Обшества, выраженное в его уставе, распространяется на всех лиц, независимо от их пола, звания, учёной степени и национальности, и выражается преимущественно в пособиях тем открытиям и изобретениям, которые при наименьшей затрате капитала могли бы принести возможно большую пользу для большинства населения, причём эти пособия должны содействовать осуществлению и проведению в жизнь упомянутых открытий и изобретений, а не следовать за ними в виде премий, субсидий, медалей и тому подобного». Далее в завещании сказано, что «содействие Общества, изобретателям желательно не столько в форме денежной помощи, сколько в организации возможно выгодного использования открытий и изобретений, на заранее письменно договорённых условиях, причём, во всяком случае, часть прибылей должна поступать в особый фонд Общества, предназначенный исключительно на осуществление и проведение в жизнь открытий и изобретений». Опыт работы этого Общества может быть полезен и сегодня, особенно финансовая поддержка не готовых продуктов, а идей, могущих стать практически полезными. Это также поддержка талантливых учёных и изобретателей. Однако такое общество, по нашему мнению, может эффективно функционировать сегодня лишь на международной основе, что обеспечит действительно независимую экспертизу технических проектов. Кроме того, речь должна идти не столько о технической, сколько о социально гуманитарной и экологической экспертизе этих проектов (с учётом социокультурных особенностей и общих черт различных стран). 3.3. Роль философии техникиВажную роль в распространении технических знаний играет философия техники. Ещё в 1898 году в брошюре «Технический итог XIX века» П. К. Энгельмейер следующим образом формулирует её задачи:
«Одним словом техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выявить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники». Пётр Климентьевич Энгельмейер (1855 — около 1941) был первым философом техники в России. Его дед, выходец из Германии, изучал медицину в Санкт-Петербурге и был в Вологде начальником Медицинского управления и действительным статским советником, что обеспечило ему и его потомству служилое дворянство. Отец Энгельмейера имел поместье недалеко от Рязани, а мать, урождённая Таптыкова, была из мелкопоместной семьи. Энгельмейеры имели также небольшой дом в Москве. Пётр Энгельмейер окончил гимназию в Москве и посещал лицей в Ницце. Он владел немецким, французским, английским и итальянским языками. В П. К. Энгельмейер выступил с тремя докладами по философии техники и теории творчества на IV Международном философском Конгрессе в Болонье (Италия) в 1911 году. В одном из них он следующим образом определяет технику: «Сущность техники заключается не в фактическом выполнении намерения, но в возможности выполнить путём воздействия на материю. Как же объяснить себе самую эту возможность? Природа не преследует никаких целей, в человеческом смысле этого слова. Природа автоматична. Явления природы между собой сцеплены так, что следуют друг за другом лишь в одном направлении: вода может течь только сверху вниз, разности потенциалов могут только выравниваться. Пусть, например, ряд A-B-C-D-E представляет собой такую природную цепь. Является фактически звено А, и за ним автоматически следуют остальные, ибо природа фактична. А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в состоянии его вызвать своею мускульной силой. Но он знает такую цепь A-B-C-D-E, в которой видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот в чём состоит сущность техники». Четвёртый, последний выпуск своей «Философии техники», имеющий подзаголовок «Техницизм», П. К. Энгельмейер заключает следующими словами: «Вот в каком смысле человек есть существо техническое, то есть такое, которое живёт, имеет желания и их удовлетворяет в пределах возможностей, обусловленных жизнью личной, общественной и космической. Вот в каком смысле техницизм есть учение о техническом существе, то есть о человеке, — учение, показывающее, что необходимо и достаточно для того, чтобы человек стал таким. Каковы внутренние и внешние условия его жизни, то есть цели и средства, в пределах которых человек действует? И таким образом, техницизм делается учением о человеческой деятельности, а стало быть, и о человеческой жизни, поскольку она неразрывно связана с деятельностью. Вот что такое «Техницизм». В этом положении Энгельмейер показывает тесную связь философии техники (техницизма) с теорией деятельности, которую он впоследствии называет «Активизм». «На этом пути философия техники разрастается в философию человеческой деятельности». Одно из центральных мест в философии техники Энгельмейера занимает теория технического творчества, суть которой выражается в так называемом трехакте. «Творчество зарождается из желания (потребности, наклонности, аппетит) и выявляется в некоторой обстановке, которую оно изменяет сообразно с желанием. Стало быть, творчество выражается, в конце концов, в прямом воздействии на окружающую обстановку. Но тут замечается ещё и промежуточный момент: составление плана действия. В составлении плана действуют два агента, существенно различные, один бессознательный, внелогический — это интуиция, другой сознательный, логический — это рассуждение. А выполнение плана на деле совершается за счёт третьего агента, телесного, двигательного, способного воздействовать на окружающую материю. Отсюда видно, что механизм творчества есть трехакт, которого три акта суть функции трёх вышесказанных агентов. Первый акт есть функция интуиции, второй — рассуждения, третий — организованного рефлекса. В первом акте, под давлением первоначального желания, составляется идея, которая ставит цель. Во втором акте рассуждение вырабатывает из идеи план действий. В третьем акте этот план приводится в исполнение». Одной из главных задач философии техники, как мы уже отмечали, является гуманизация инженерной деятельности и инженерного образования. В 1912 году Энгельмейер на основе лекций, которые он читал кружку студентов Московского высшего технического училища, выпускает книгу «Философия техники». После выхода этой книги многие инженеры, по свидетельству самого Энгельмейера, обращались к нему с вопросами: что представляет собой философия техники, кому она нужна и что даёт, каковы основные её задачи. В 1913 году во втором номере «Бюллетеней Политехнического общества» П. К. Энгельмейер опубликовал краткий ответ на эти вопросы. Отвечая на первый вопрос, он даёт предельно краткое определение: «Это будет новая наука, которая выяснит роль техники как фактора культуры». В статье «Успехи философии техники», опубликованной в тех же Бюллетенях несколько позже, он выясняет, что проблема техники и культуры не может быть решена техническими науками, поскольку они остаются в границах техники. Для решения же этой проблемы необходим несколько отстранённый взгляд на технику, нужно выйти за эти границы и «пройтись по соседним областям науки, искусства, этики, права, политики и так далее и везде искать воздействия техники». Философия техники, как новая, только нарождающаяся наука о технике, выходит и за пределы технологии (в бекманновском смысле этого слова), которая представляет собой определённую ступень обобщения в технике. Так же как и технология в своё время вышла за пределы элементарной техники, то есть ремесла. Являясь теорией культуры, философия техники выделяет технику в один уровень с теорией познания, этикой и эстетикой, и, наконец, она развивается в целое «техническое мировоззрение». Таким образом, философия техники даёт более широкий, гуманитарный взгляд на технику. Однако и появление, и развитие самой философии техники (в частности, философии техники П. К. Энгельмейера) было бы невозможно без гуманитарного движения в среде самих инженеров. В России того времени это видно, прежде всего, в деятельности и в трудах Политехнического и Русского технического обществ, в которых большое внимание уделялось обсуждению общих идей в технике. Из многочисленных публикаций русских инженеров на гуманитарные темы приведём лишь один пример, на который указывает и сам Энгельмейер, — это работа инженера-технолога А. Павловского «Успехи техники и их влияние на цивилизацию», и в ней упомянем лишь один раздел «Техника в связи с философией», из которого процитируем только одну фразу: «Мы знаем, как в начале XX столетия расцвело естествознание и как оно повело в философии к обоснованию эволюционизма. Техника несомненно оплодотворит, со временем, философию не менее обильно. Философия познания облегчала технике первые шаги: пришло время, когда техника с неизвестной до сих пор быстротой и силой расчищает пути других отраслей и знаний, с философией в их главе». Можно считать, что у Энгельмейера в то время был социальный заказ и понимающая и желающая понимать публика в среде русского инженерства. Поэтому и сегодня одной из главных практических задач философии техники остаётся формирование гуманитарного представления о технике и не только в инженерной среде, но и в обществе в целом. А решение этой задачи заключается в обязательном преподавании философии техники, по крайней мере, в высших технических учебных заведениях. В этом — один из путей гуманизации науки и техники через образование. Свою пропагандистскую, просветительскую и научную деятельность П. К. Энгельмейер продолжал и после революции. С 1921 по 1929 год он читает лекции по истории и философии техники на экономическом факультете Бакинского политехнического института, в результате чего появляется его «Конспект лекций по философии техники. Часть 1. История техники». С 1927 по 1929 год он руководил в Москве созданным им кружком по общим вопросам техники при Политехническом обществе Всесоюзной ассоциации инженеров. Этот кружок возник после чествования 40-летия научно-литературной и педагогической деятельности Энгельмейера на заседании политехнического общества 5 мая 1927 года, на котором он выступил с докладом «Пятидесятилетие философии техники». В журнале «Инженерный труд» (1927. № 3) его сравнивают с Леонардо да Винчи, называя философом-энциклопедистом, музыкантом, живописцем, инженером. Работа кружка была довольно интенсивной, по крайней мере, в течение двух лет. Однако затем кружок распался, как и само Политехническое общество. Всесоюзная ассоциация инженеров была ликвидирована постановлением СНК СССР, её руководители прошли по делу «Промпартии». Начался период реакции. Со страниц журнала «Вестник инженеров», который был переименован в «Вестник инженеров и техников», исчезли статьи гуманитарного характера, их место заняли боевые идеологические статьи и партийные передовицы. Что касается признания работ Энгельмейера в инженерной среде, то об этом можно судить также по многочисленным рецензиям на его произведения. Приведём лишь некоторые из них: «Слова философия и техника не привыкли ещё стоять друг с другом, зато эпитет техника-философа давно уже прочно связался с именем П. К. Энгельмейера». Газета «Утро России» также писала 31 ноября 1910 года: «Труд Энгельмейера, посвящённый вопросу технического творчества, как нельзя более своевремен… Книга написана прекрасным, легко усвояемым языком, прочтётся каждым интересующимся вопросами творчества с большим интересом, для техника же она просто необходима». С признанием в философской среде дело обстояло более сложно. Энгельмейер выступил с тремя докладами на IV Международном философском Конгрессе в Болонье в 1911 году. Сам он отмечает, что его выступления получили живой отклик на Конгрессе и положительную оценку: «Нашлись философы, которые признали законность этого предмета. Таковы: председатель Конгресса Эринквес (Болонья), Эмиль Бутру и Анри Бергсон (Париж), Освальд Кюльпе (Бонн) и Эрнст Мах (Вена). Впрочем последний высказывался в пользу философии техники и раньше». Однако это не имело для него никаких последствий в смысле признания в философской среде, в особенности в России. От России на Конгрессе выступили с докладами Б. Готтесман (Киев) и Н. Лосский (Санкт-Петербург). «Философы чувствуют себя ближе к науке, чем к технике», — сетовал Энгельмейер. «Это и понятно, так как наука есть уже несколько обобщённое отражение жизни, а техника есть сама жизнь. Но если философия направляется к фактической жизни, то ей нельзя миновать технику, пропитавшую собой всю современность». Отсюда Энгельмейер выводит необходимость развития наряду с философией науки как особой отрасли философии — философии техники. Единственный, кто из философов откликнулся на его призыв, был Эрнст Мах, который пишет предисловие к книге Энгельмейера «Теория творчества», вышедшей в 1910 году одновременно на русском и немецком языках. Не остаётся перед ним в долгу и Энгельмейер. Он публикует один из первых сборников работ Маха на русском языке. В своей статье по эврологии Энгельмейер отмечает, что теория познания Маха нужна ему прежде всего потому, что «подводит открытие под категорию изобретения». Теория Маха, по его мнению, впервые устраняет это препятствие в развитии эврологии. Раньше научное открытие толковалось таким образом, как будто человек, делая открытие, снимает покров с В советское время преобладала отрицательная оценка учения Маха. Это было связано с непозволительно грубой и во многом несправедливой критикой В. И. Лениным крупных учёных, историков и философов науки Маха, Оствальда, Петцольдта и других, содержащейся в изданной в 1909 году книге «Материализм и эмпириокритицизм». Однако в условиях тоталитарного режима эта критика стала убийственной для многих. Обвинение в махизме признавалось не только страшным теоретическим и идеологическим грехом, но за ним следовали и вполне конкретные санкции административно-командной системы. До недавнего времени ярлык «махизм» не способствовал распространению его идей в России. Кроме того, после публикации в 1929 году статьи «Нужна ли нам философия техники?» с разгромной идеологической критикой статьи Энгельмейера в журнале «Инженерный труд», он получает ярлык «идеалиста-утописта». Естественно, что подобный «диалог» ни к чему хорошему в то время привести не мог. К. счастью, это не оказало сколько-нибудь сильного отрицательного воздействия наличную судьбу самого П. К. Энгельмейера, но он впредь переносит свою деятельность из области философии в более практическую, идеологически нейтральную плоскость. Немногим более повезло Энгельмейеру и за рубежом. Несмотря на то, что он опубликовал достаточно много работ на немецком и французском языках, они не были широко известны на Западе. В первых работах по философии техники цитировали его определение техники Макс Крафт, Чиммер, Дессауэр и Зомбарт. В книге современного американского философа техники Карла Митчема ему уделены две страницы текста. Будем надеяться, что приведённые в этой книге разъяснения вызовут интерес к его работам современного читателя. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|