Эмерих Корет (Emerich Coreth) — австрийский философ и теолог, член Ордена иезуитов, католический священник, профессор. Был ректором Университета Инсбрука. Области специализации: метафизика, философская антропология, история философии. Широко известен своими работами в области метафизики и философской антропологии. Публикуемая работа представляет собой единственную, пожалуй, в настоящее время попытку систематического изложения метафизики. В центре внимания автора стоит метафизическая проблематика, понятая антропологически. Основные элементы метафизической традиции представлены как условия личностной самореализации человека в горизонте бытия. Раскрывается сущностная направленность человеческого духовного самоисполнения на абсолютное бытие. | |
Предисловие автора:«То, что доныне называлось метафизикой, подверглось, так сказать, радикальному искоренению и исчезло из области наук», ибо «утрачен интерес отчасти к содержанию, отчасти к форме, отчасти к обоим». Эти слова подтверждают, что уже Гегель в своё время сожалел о «закате метафизики». Подобное могло быть сказано Гегель считает «примечательным», что когда «народ утрачивает свою метафизику», возникает «странное зрелище»: «образованный народ без метафизики выглядит подобно храму, в Кто отваживается на это, тому могут проясниться смысл и значение метафизики. Она — наука ль, или нет, — уже по Канту, есть «природная склонность» человека. Более того, она всегда и необходимо предполагается и Задачей моей «Метафизики» (1961, третье издание, 1980) было показать это. Она задумывалась лишь как попытка, но, сверх ожидания, привлекла некоторое внимание и нашла распространение. Так, после долгих колебаний я принял решение дать сжатую новую редакцию, скромно представленную здесь как «Основы метафизики». В ней, пусть более чем три десятилетия спустя, я заявляю о своей приверженности к прежним духовным истокам и направлению мышления, к традиции схоластической философии, в особенности трансцендентальному повороту со времён Ж. Марешаля, в чём К. Ранер усмотрел конец подлинной неосхоластики и преобразование способа мышления. К этому привели или в этом особенно утвердили меня На основании этого подхода уже предпринимались теоретико-познавательные исследования, однако ещё нет цельной, методически и систематически осуществлённой метафизики; её, насколько мне известно, не существует до сегодняшнего дня. Нечто подобное Таким образом, предлагаемые «Основы метафизики» возобновляют, по существу, устремление, а также методический подход прежней «Метафизики» и есть продолжение её, но в другой форме. Текст составлен заново, но многое могло быть взято из предшествующего. Я стремился сохранить в весьма ограниченном объёме наиболее важные моменты, ещё яснее, понятнее и нагляднее изложить, а также дополнить их с иной точки зрения или внести поправку с позиций сегодняшнего видения. При этом многое, прежде всего историко-философские экскурсы, пришлось опустить или ограничиться краткими указаниями. Из этого должен был получиться не тезисный учебник, а книга, которую можно читать К тексту следует заметить: чтобы облегчить внутренние отсылки, использовалась десятичная нумерация разделов, поэтому указания на другие тексты (в скобках) даются с цифрой раздела. Сноски по возможности исключались. Ссылки на других авторов отмечены в скобках с указанием заголовка и года первого издания сочинения, во всяком случае с сокращением названия. Цитируемые издания можно найти в списке литературы, где приведены не только процитированные в тексте, но и рекомендуемые для дальнейшего изучения. За готовность помочь и плодотворное сотрудничество, прежде всего за техническую обработку текста на компьютере, я выражаю особую сердечную благодарность госпоже Габриэле Винклер из Института христианской философии: без её помощи труд не удался бы в такой мере. Я также искренне признателен издательству «Tyrolia». Эмерих Корет. Инсбрук, май 1994 года. | |
Оглавление | |
---|---|
| |