Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Карл Митчем. Что такое философия техники? Часть I. Две традиции в философии техники. Введение

В человеческом сознании философские идеи и концепции не возникают в законченном виде в противоположность тому, как, согласно древнегреческой мифологии, родилась Афина из головы Зевса со всеми доспехами. Первоначально эти концепции проходят процесс естественно-исторического развития, не говоря уже о развитии психическом и социальном. В то же время они идут к своей зрелости достаточно медленно и, только достигнув её, подвергаются изменениям и преобразованиям, в дальнейшем развиваются и столь же естественно приходят к своему упадку.

Хотя в ходе промышленной революции наступил период, обозначаемый термином «век техники», в этот период проходило лишь первый этап своего становления нечто, близкое философии техники. Ещё совсем недавно не было никаких дискуссий, которые можно было бы рассматривать как составную часть совместных усилий исследователей техники. Более того, рассуждения о технике возникали скорее в рамках совсем других философских сюжетов. И на это были свои, как исторические, так и философские основания. По нашему мнению, наиболее приемлемый путь ввести читателя в круг проблем собственно философии техники — это кратко рассмотреть исторические и философские ситуации и предпосылки возникновения философии техники.

Одна из исторических проблем, связанная с возникновением философии техники, состоит в том, что не только само рождение её было запоздалым, но и её возникновение не было связано с какой-то одной-единственной концепцией. Философия техники зрела как совокупный результат нескольких факторов, как следствие отношений двух детей-близнецов, проявляющих взаимную соревновательность ещё в утробе матери. Поэтому философия техники может означать две чётко различимые вещи. Если философию техники взять в субъективном аспекте её возникновения, указывая при этом, что здесь является её субъектом, деятельным ноВ человеческом сознании философские идеи и концепции не возникают в законченном виде в противоположность тому, как, согласно древнегреческой мифологии, родилась Афина из головы Зевса со всеми доспехами. Первоначально эти концепции проходят процесс естественно-исторического развития, не говоря уже о развитии психическом и социальном. В то же время они идут к своей зрелости достаточно медленно и, только достигнув её, подвергаются изменениям и преобразованиям, в дальнейшем развиваются и столь же естественно приходят к своему упадку.

Хотя в ходе промышленной революции наступил период, обозначаемый термином «век техники», в этот период проходило лишь первый этап своего становления нечто, близкое философии техники. Ещё совсем недавно не было никаких дискуссий, которые можно было бы рассматривать как составную часть совместных усилий исследователей техники. Более того, рассуждения о технике возникали скорее в рамках совсем других философских сюжетов. И на это были свои, как исторические, так и философские основания. По нашему мнению, наиболее приемлемый путь ввести читателя в круг проблем собственно философии техники — это кратко рассмотреть исторические и философские ситуации и предпосылки возникновения философии техники.

Одна из исторических проблем, связанная с возникновением философии техники, состоит в том, что не только само рождение её было запоздалым, но и её возникновение не было связано с какой-то одной-единственной концепцией. Философия техники зрела как совокупный результат нескольких факторов, как следствие отношений двух детей-близнецов, проявляющих взаимную соревновательность ещё в утробе матери. Поэтому философия техники может означать две чётко различимые вещи. Если философию техники взять в субъективном аспекте её возникновения, указывая при этом, что здесь является её субъектом, деятельным носителем, то в этом случае философия техники представляет собой попытку техников и инженеров выработать некую философию своей сферы деятельности. Если же брать философию техники в объективном аспекте её возникновения, имея в виду при этом самый предмет, с которым мы имеем дело, то её можно рассматривать как совокупность усилий учёных-гуманистов осмысливать технику серьёзно, как предмет дисциплинарных рефлексий. Таким образом, первый ребёнок в этом случае близок к самой технике, он «протехнологичен», в то время как второй — несколько более критичен.

И прежде чем попытаться установить, который из них более сродственен собственно философии, целесообразно проанализировать некоторые различия между ними по существу.

Приме­чания:

Список примечаний представлен на отдельной странице, в конце раздела.

Содержание
Новые произведения
Популярные произведения