Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Рейтинг стран мира по уровню образования

Организация Объединённых Наций
Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.
Информация об исследовании и его результаты. Насто­ящий доку­мент подго­товлен совместно с предста­витель­ством Программы развития ООН в России. Републи­кация текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наиме­нова­ние: Education Index / Индекс уровня образования
Тип исследо­вания: Индекс.
Направ­ление исследо­вания: Изучение социальных процессов.
Отрасль исследо­вания: Образование.
Дата исследо­вания: 1980 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (раз в несколько лет).
Органи­зация исследо­вания: Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP).
Сайт исследо­вания: http://hdr.undp.org/
Послед­нее исследо­вание: Education Index 2016.
Редакция: Инфор­мация на этой стра­нице периоди­чески обнов­ляется. Послед­няя редакция: 22.09.2017.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:

  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Два указанных измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже рейтинговую таблицу по странам), где первое место соответствует высшему значению этого показателя, а последнее — низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики ЮНЕСКО на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют в статистике большинства государств. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран и территорий мира с подтверждённой оценкой уровня образования их населения, упорядоченных по Индексу уровня образования. Текущие данные представлены по состоянию на 2015 год (опубликованы в 2016 году).

Рейтинг стран мира по Индексу уровня образования

United Nations Development Programme: Education Index 2016.

Рейтинг Страна Индекс
1 Австралия 0.939
2 Дания 0.923
3 Новая Зеландия 0.917
4 Норвегия 0.916
5 Германия 0.914
6 Ирландия 0.910
7 Исландия 0.906
8 Соеди­нён­ные Штаты Америки 0.900
9 Нидерланды 0.897
10 Велико­британия 0.896
11 Швейцария 0.891
12 Канада 0.890
13 Словения 0.886
14 Литва 0.882
15 Чехия 0.878
16 Эстония 0.877
17 Израиль 0.870
18 Южная Корея 0.867
19 Швеция 0.855
20 Польша 0.852
21 Финляндия 0.847
22 Япония 0.842
23 Бельгия 0.841
24 Франция 0.839
25 Латвия 0.835
26 Беларусь 0.834
27 Венгрия 0.834
28 Греция 0.830
29 Словакия 0.823
30 Гонконг 0.822
31 Австрия 0.820
32 Лихтен­штейн 0.818
33 Испания 0.818
34 Россия 0.816
35 Италия 0.814
36 Сингапур 0.814
37 Аргентина 0.808
38 Палау 0.808
39 Казах­стан 0.805
40 Украина 0.803
41 Хорватия 0.798
42 Черно­гория 0.797
43 Грузия 0.794
44 Кипр 0.786
45 Чили 0.784
46 Люксем­бург 0.783
47 Мальта 0.781
48 Куба 0.779
49 Болгария 0.778
50 Фиджи 0.777
51 Барбадос 0.773
52 Румыния 0.769
53 Саудов­ская Аравия 0.768
54 Тонга 0.766
55 Сербия 0.760
56 Порту­галия 0.756
57 Шри-Ланка 0.752
58 Узбеки­стан 0.740
59 Монголия 0.737
60 Армения 0.730
61 Гренада 0.725
62 Маврикий 0.725
63 Молдова 0.725
64 Азербай­джан 0.723
65 Кыргыз­стан 0.721
66 Андорра 0.718
67 Бахрейн 0.717
68 Тринидад и Тобаго 0.717
69 Уругвай 0.717
70 Бруней 0.716
71 Албания 0.715
72 Багам­ские Острова 0.715
73 Вене­суэла 0.710
74 Сейшель­ские Острова 0.706
75 Южная Африка 0.705
76 Белиз 0.704
77 Иран 0.704
78 Самоа 0.702
79 Иордания 0.701
80 Малайзия 0.700
81 Катар 0.698
82 Антигуа и Барбуда 0.694
83 Босния и Герцего­вина 0.694
84 Панама 0.691
85 Объеди­нён­ные Арабские Эмираты 0.687
86 Коста-Рика 0.684
87 Бразилия 0.681
88 Ямайка 0.678
89 Сент-Люсия 0.677
90 Македо­ния 0.673
91 Перу 0.672
92 Турция 0.668
93 Эквадор 0.665
94 Сент-Китс и Невис 0.659
95 Алжир 0.658
96 Ботсвана 0.658
97 Таджики­стан 0.658
98 Сент-Винсент 0.657
99 Боливия 0.656
100 Ливан 0.656
101 Мексика 0.655
102 Палестина 0.655
103 Оман 0.652
104 Микро­незия 0.649
105 Тунис 0.643
106 Таиланд 0.641
107 Филип­пины 0.637
108 Китай 0.631
109 Колумбия 0.630
110 Суринам 0.630
111 Туркмени­стан 0.629
112 Домини­кана 0.622
113 Индо­незия 0.622
114 Доминика 0.618
115 Габон 0.618
116 Вьетнам 0.617
117 Ливия 0.616
118 Парагвай 0.613
119 Кувейт 0.611
120 Египет 0.601
121 Кирибати 0.590
122 Сальва­дор 0.584
123 Замбия 0.577
124 Гайана 0.568
125 Мальдивы 0.561
126 Гана 0.551
127 Намибия 0.546
128 Свази­ленд 0.545
129 Зимбабве 0.544
130 Ника­рагуа 0.542
131 Индия 0.535
132 Кабо-Верде 0.534
133 Вануату 0.526
134 Конго 0.520
135 Гондурас 0.518
136 Кения 0.518
137 Сан-Томе и Принсипи 0.509
138 Гватемала 0.508
139 Лесото 0.503
140 Марокко 0.503
141 Ирак 0.500
142 Тимор-Лешти 0.494
143 Камерун 0.493
144 Мада­гаскар 0.492
145 Того 0.489
146 Ангола 0.482
147 Нигерия 0.477
148 Демо­крати­ческая Респуб­лика Конго 0.475
149 Непал 0.475
150 Лаос 0.474
151 Комор­ские Острова 0.469
152 Уганда 0.467
153 Камбоджа 0.459
154 Бангла­деш 0.457
155 Бутан 0.452
156 Малави 0.445
157 Соломо­новы Острова 0.445
158 Танзания 0.441
159 Эквато­риаль­ная Гвинея 0.439
160 Руанда 0.426
161 Гаити 0.425
162 Либерия 0.423
163 Папуа — Новая Гвинея 0.419
164 Сирия 0.417
165 Кот-д’Ивуар 0.415
166 Бенин 0.414
167 Мьянма 0.410
168 Афгани­стан 0.398
169 Бурунди 0.395
170 Паки­стан 0.395
171 Маври­тания 0.377
172 Сьерра-Леоне 0.374
173 Мозамбик 0.369
174 Гамбия 0.358
175 Сенегал 0.355
176 Гвинея-Бисау 0.353
177 Йемен 0.350
178 Цент­рально-Африкан­ская Респуб­лика 0.338
179 Гвинея 0.330
180 Эфиопия 0.318
181 Судан 0.318
182 Мали 0.312
183 Джибути 0.310
184 Южный Судан 0.297
185 Чад 0.280
186 Эритрея 0.267
187 Буркина Фасо 0.262
188 Нигер 0.206
Источник: Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2017 (последняя редакция: 22.09.2017). URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
Реклама:
Все виды проверок на полиграфе. Информация на http://www.expert-lie.ru.
Новые исследования
Популярные исследования