Рейтинг стран мира по уровню образования

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.

Основные сведения об исследовании

Наименование исследования:
Education Index / Индекс уровня образования
Тип исследования:
  1. Индекс.
Направление исследования:
  1. Изучение социальных процессов.
Дата исследования:
1980 год — настоящее время.
Периодичность исследования:
Регулярно (раз в несколько лет).
Организация исследования:
Программа развития Организации Объединённых Наций (ПРООН) / United Nations Development Programme (UNDP).
Вебсайт исследования:

Описание исследования

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН). Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека.

Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения по двум основным показателям:
  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Два указанных измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже таблицу по странам), и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее — низшему.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют для большинства стран. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран и территорий мира с подтверждённой оценкой уровня образования их населения, упорядоченных по Индексу уровня образования. Текущие данные представлены по состоянию на 2012 год (опубликованы в декабре 2013 года).

Рейтинговая таблица: Индекс уровня образования стран мира

United Nations Development Programme: Education Index 2013.

Место Страна Индекс
1 Австралия 0.927
2 Новая Зеландия 0.917
3 Норвегия 0.910
4 Нидерланды 0.894
5 Соединённые Штаты Америки 0.890
6 Ирландия 0.887
7 Германия 0.884
8 Литва 0.877
9 Дания 0.873
10 Чехия 0.866
11 Южная Корея 0.865
12 Словения 0.863
13 Великобритания 0.860
14 Эстония 0.859
15 Израиль 0.854
16 Канада 0.850
17 Исландия 0.847
18 Швейцария 0.844
19 Швеция 0.830
20 Польша 0.825
21 Беларусь 0.820
22 Франция 0.816
23 Финляндия 0.815
24 Латвия 0.813
25 Бельгия 0.812
26 Япония 0.808
27 Венгрия 0.805
28 Словакия 0.802
29 Греция 0.797
30 Украина 0.796
31 Австрия 0.794
32 Испания 0.794
33 Италия 0.790
34 Палау 0.787
35 Аргентина 0.783
36 Россия 0.780
37 Кипр 0.776
38 Черногория 0.774
39 Хорватия 0.770
40 Грузия 0.770
41 Сингапур 0.768
42 Гонконг 0.767
43 Фиджи 0.767
44 Казахстан 0.762
45 Люксембург 0.762
46 Лихтенштейн 0.762
47 Болгария 0.749
48 Румыния 0.748
49 Чили 0.746
50 Куба 0.743
51 Барбадос 0.740
52 Шри-Ланка 0.738
53 Мальта 0.733
54 Португалия 0.728
55 Гренада 0.724
56 Саудовская Аравия 0.723
57 Тонга 0.720
58 Маврикий 0.718
59 Бахрейн 0.714
60 Багамские Острова 0.714
61 Уругвай 0.712
62 Самоа 0.702
63 Армения 0.701
64 Тринидад и Тобаго 0.700
65 Азербайджан 0.700
66 Иордания 0.700
67 Ливия 0.698
68 Южная Африка 0.695
69 Сербия 0.695
70 Монголия 0.694
71 Бруней 0.692
72 Белиз 0.689
73 Катар 0.686
74 Иран 0.683
75 Венесуэла 0.682
76 Антигуа и Барбуда 0.681
77 Туркменистан 0.679
78 Боливия 0.674
79 Объединённые Арабские Эмираты 0.673
80 Малайзия 0.671
81 Андорра 0.670
82 Ямайка 0.668
83 Перу 0.664
84 Палестина 0.662
85 Бразилия 0.661
86 Панама 0.657
87 Сент-Винсент 0.657
88 Кыргызстан 0.656
89 Босния и Герцеговина 0.655
90 Коста Рика 0.654
91 Молдова 0.653
92 Турция 0.652
93 Узбекистан 0.651
94 Кувейт 0.646
95 Алжир 0.643
96 Македония 0.642
97 Таджикистан 0.639
98 Сент-Китс и Невис 0.638
99 Мексика 0.638
100 Сейшельские Острова 0.636
101 Сент-Люсия 0.631
102 Ливан 0.631
103 Тунис 0.621
104 Ботсвана 0.619
105 Микронезия 0.611
106 Филиппины 0.610
107 Китай 0.610
108 Албания 0.609
109 Таиланд 0.608
110 Доминика 0.607
111 Оман 0.603
112 Индонезия 0.603
113 Колумбия 0.602
114 Кирибати 0.602
115 Вануату 0.596
116 Эквадор 0.594
117 Замбия 0.591
118 Доминикана 0.590
119 Габон 0.589
120 Суринам 0.588
121 Парагвай 0.587
122 Гайана 0.582
123 Египет 0.573
124 Сальвадор 0.553
125 Сирия 0.553
126 Гана 0.553
127 Свазиленд 0.551
128 Мальдивы 0.548
129 Намибия 0.520
130 Кения 0.515
131 Того 0.514
132 Вьетнам 0.513
133 Конго 0.511
134 Гондурас 0.505
135 Лесото 0.504
136 Зимбабве 0.500
137 Камбоджа 0.495
138 Камерун 0.486
139 Никарагуа 0.484
140 Гватемала 0.484
141 Кабо-Верде 0.483
142 Уганда 0.479
143 Руанда 0.478
144 Ангола 0.474
145 Индия 0.473
146 Тимор-Лешти 0.472
147 Сан-Томе и Принсипи 0.469
148 Марокко 0.468
149 Ирак 0.467
150 Мадагаскар 0.458
151 Непал 0.452
152 Коморские Острова 0.450
153 Бангладеш 0.447
154 Малави 0.440
155 Лаос 0.436
156 Танзания 0.426
157 Нигерия 0.425
158 Бутан 0.421
159 Экваториальная Гвинея 0.415
160 Бенин 0.414
161 Соломоновы Острова 0.405
162 Кот-д’Ивуар 0.389
163 Папуа — Новая Гвинея 0.376
164 Гаити 0.374
165 Мозамбик 0.372
166 Демократическая Республика Конго 0.372
167 Пакистан 0.372
168 Мьянма 0.371
169 Бурунди 0.370
170 Сенегал 0.368
171 Либерия 0.367
172 Афганистан 0.365
173 Мавритания 0.352
174 Гамбия 0.346
175 Йемен 0.339
176 Гвинея-Бисау 0.325
177 Центрально-Африканская Республика 0.318
178 Эфиопия 0.317
179 Судан 0.306
180 Джибути 0.306
181 Мали 0.305
182 Сьерра-Леоне 0.305
183 Гвинея 0.294
184 Чад 0.256
185 Буркина Фасо 0.250
186 Эритрея 0.228
187 Нигер 0.198
Источник:
Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. — 2009.10.10 (последняя редакция: 2015.03.18). URL: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
Ограничения: Настоящая статья опубликована в рамках проекта «Гуманитарная энциклопедия» и предназначена для использования в целях информирования, образования и научных исследований. Публикация является собственностью ИАА Центр гуманитарных технологий и охраняется в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве. Воспроизведение и распространение текста не допускается без разрешения правообладателя.
Раздел:
Гуманитарные технологии и развитие человека
Human Technologies for Human Development
RSS Twitter Facebook VK