Рейтинг стран мира по Индексу уровня образования

Организация Объединённых Наций (United Nations)

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), который измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения.

Исследование

Наиме­но­ва­ние:Индекс уровня образования / Education Index.
Дата исследо­вания:1980 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания:Регулярно (раз в два года).
Сайт исследо­вания:http://hdr.undp.org/
Послед­нее исследо­вание:Education Index 2024.
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Насто­ящий доку­мент подго­товлен совместно с предста­витель­ством Программы развития ООН в России. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) — это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединённых Наций (ПРООН), который измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования её населения. Индекс рассматривается в качестве одного из ключевых показателей социального развития и используется для расчёта Индекса человеческого развития (Human Development Index), выпускаемого в рамках специальной серии докладов Организации Объединённых Наций (ООН) о развитии человека.

До 2010 года Индекс измерялся путём объединения фактического уровня грамотности взрослого населения и комбинированного коэффициента охвата всего населения начальным, средним и высшим образованием:

  1. Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
  2. Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).

Два указанных измерения уровня образования сводились в итоговом Индексе, который стандартизировался в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя многие из них имели показатель 0,9 или выше.

С 2010 года Индекс измеряется путём объединения показателя средней продолжительности обучения взрослых с показателем ожидаемой продолжительности обучения учащихся в возрасте до 25 лет, каждый из которых имеет равный вес:

  1. Ожидаемая продолжительность обучения (в годах) — прогнозируемое число лет обучения, в течение которых учащийся должен посещать школу или другое учебное заведение (1/2 веса).
  2. Средняя продолжительность обучения (в годах) — среднее число лет обучения, фактически полученного учащимся до 25 лет и старше (1/2 веса).

До 2019 года при определении места в мировом рейтинге все страны ранжировались на основе Индекса уровня образования, где первое место соответствовало высшему значению этого показателя, а последнее — низшему. С 2020 года отдельный рейтинг, ранжирующий страны мира по сводному Индексу уровня образования, не выпускается.

Индекс уровня образования, хотя и является достаточно универсальным показателем, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования, которое в отдельных случаях может быть весьма низким либо существенно ограниченным. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, которые в настоящее время используются для расчёта Индекса, являются более репрезентативными, хотя соответствующие данные до недавнего времени отсутствовали в статистике многих государств. Кроме того, Индекс не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.

Данные об уровне образования населения стран мира поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с расчётными показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics). В настоящее время Индекс охватывает страны-члены ООН, а также некоторые административные территории с особым статусом, при этом рейтинговая таблица часто насчитывает меньшее число государств, так как страны, которые не желают или не могут предоставить статистику по данному показателю, не включаются в рейтинг. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, аккумулируются Институтом статистики ЮНЕСКО на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира. Индекс обновляется раз в два года, однако отчёты с данными ООН, как правило, запаздывают на один год, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.

Результаты исследования

В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса с подтверждённой оценкой уровня образования их населения, упорядоченных по сводным показателям Индекса уровня образования: 1) средней (фактической) продолжительности обучения; 2) ожидаемой продолжительности обучения. Данные с результатами последнего исследования опубликованы в марте 2024 года.

Рейтинг стран мира по Индексу уровня образования 2024

United Nations Development Programme:
Education Index 2024.
СтранаСред­няя про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния (в годах)Ожи­дае­мая про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния (в годах)
1Германия14.317.3
2Швейцария13.916.6
3Канада13.916.0
4Исландия13.819.1
5Соединённые Штаты Америки13.616.4
6Эстония13.515.9
7Литва13.516.4
8Израиль13.415.0
9Великобритания13.417.6
10Латвия13.316.6
11Польша13.215.9
12Норвегия13.118.6
13Палау13.017.2
14Словакия13.014.7
15Дания13.018.8
16Люксембург13.014.2
17Новая Зеландия12.919.7
18Финляндия12.919.2
19Чехия12.916.3
20Словения12.917.4
21Маршалловы Острова12.816.4
22Объединённые Арабские Эмираты12.817.2
23Багамские Острова12.711.9
24Австралия12.721.1
25Грузия12.716.7
26Швеция12.719.0
27Япония12.715.5
28Черногория12.615.1
29Южная Корея12.616.5
30Нидерланды12.618.6
31Бельгия12.518.9
32Кипр12.416.2
33Казахстан12.414.8
34Россия12.415.7
35Лихтенштейн12.415.5
36Гонконг12.317.8
37Хорватия12.315.6
38Австрия12.316.4
39Венгрия12.215.1
40Беларусь12.214.0
41Мальта12.215.9
42Кыргызстан12.013.0
43Сингапур11.916.9
44Узбекистан11.912.0
45Оман11.913.0
46Молдова11.814.9
47Тринидад и Тобаго11.714.1
48Франция11.716.0
49Ирландия11.719.1
50Андорра11.612.8
51Южная Африка11.614.3
52Сербия11.514.5
53Болгария11.413.9
54Греция11.420.0
55Самоа11.412.4
56Румыния11.414.5
57Армения11.314.4
58Саудовская Аравия11.315.2
59Таджикистан11.310.9
60Шри-Ланка11.213.6
61Сейшельские Острова11.213.9
62Аргентина11.119.0
63Туркменистан11.113.2
64Украина11.113.3
65Чили11.116.8
66Бахрейн11.016.3
67Сент-Винсент и Гренадины11.016.3
68Тонга10.916.3
69Сент-Китс и Невис10.818.4
70Малайзия10.712.9
71Иран10.714.1
72Италия10.716.7
73Панама10.713.2
74Тувалу10.612.1
75Испания10.617.8
76Азербайджан10.612.7
77Куба10.514.5
78Антигуа и Барбуда10.515.5
79Босния и Герцеговина10.513.3
80Сан-Марино10.512.4
81Иордания10.412.6
82Ботсвана10.411.4
83Фиджи10.413.8
84Северная Македония10.213.0
85Катар10.113.3
86Албания10.114.5
87Перу10.014.8
88Маврикий10.014.6
89Палестина9.913.2
90Барбадос9.916.5
91Гренада9.916.6
92Египет9.812.9
93Боливия9.815.0
94Венесуэла9.613.5
95Португалия9.616.8
96Габон9.612.4
97Монголия9.414.5
98Ямайка9.212.5
99Науру9.212.6
100Мексика9.214.5
101Бруней9.213.7
102Доминика9.213.6
103Доминиканская Республика9.213.6
104Кирибати9.111.8
105Уругвай9.117.4
106Филиппины9.012.8
107Эквадор9.014.9
108Колумбия8.914.4
109Парагвай8.913.9
110Белиз8.812.4
111Таиланд8.815.6
112Турция8.819.7
113Зимбабве8.811.0
114Коста-Рика8.816.1
115Гайана8.613.0
116Ливан8.612.1
117Сент-Люсия8.612.7
118Индонезия8.614.0
119Вьетнам8.513.1
120Суринам8.411.0
121Экваториальная Гвинея8.312.1
122Бразилия8.315.6
123Конго8.312.4
124Китай8.115.2
125Тунис8.014.6
126Ливия7.814.0
127Мальдивы7.812.2
128Кения7.711.4
129Нигерия7.610.5
130Лесото7.511.1
131Кувейт7.415.7
132Бангладеш7.411.9
133Микронезия7.312.6
134Гондурас7.310.0
135Замбия7.311.0
136Никарагуа7.312.6
137Намибия7.211.8
138Демократическая Республика Конго7.29.6
139Вануату7.211.8
140Сальвадор7.211.9
141Алжир7.015.5
142Ирак6.812.2
143Индия6.612.6
144Камерун6.513.4
145Мьянма6.512.1
146Гана6.411.6
147Уганда6.211.5
148Коморские Острова6.213.0
149Кабо-Верде6.111.5
150Марокко6.114.6
151Тимор-Лешти6.013.2
152Лаос5.910.2
153Сан-Томе и Принсипи5.912.7
154Соломоновы Острова5.910.3
155Ангола5.812.2
156Бутан5.813.1
157Сирия5.77.4
158Свазиленд5.714.9
159Южный Судан5.75.6
160Гватемала5.710.8
161Танзания5.68.6
162Гаити5.611.1
163Того5.613.0
164Либерия5.310.5
165Малави5.211.5
166Камбоджа5.211.6
167Эритрея5.17.3
168Папуа — Новая Гвинея4.911.1
169Руанда4.911.4
170Мавритания4.88.1
171Мадагаскар4.69.2
172Гамбия4.59.0
173Непал4.512.6
174Пакистан4.47.9
175Кот-д’Ивуар4.210.1
176Центрально-Африканская Республика4.07.3
177Джибути3.98.0
178Судан3.98.5
179Мозамбик3.910.7
180Гвинея-Бисау3.710.5
181Сьерра-Леоне3.59.0
182Бурунди3.310.0
183Бенин3.110.3
184Сенегал2.99.1
185Йемен2.87.9
186Афганистан2.510.7
187Эфиопия2.49.9
188Гвинея2.410.2
189Буркина Фасо2.38.1
190Чад2.38.2
191Сомали1.97.6
192Мали1.67.0
193Нигер1.37.2

Библиография

  • United Nations Development Programme. Human Development Index (HDI): Education Index [URL: hdr.undp.org].
  • United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO) Institute for Statistics. Data Centre [URL: data.uis.unesco.org].
  • United Nations Statistics Division. UNdata [URL: data.un.org].
Выходные сведенияРейтинг стран мира по уровню образования / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index

Новые исследования

Популярные исследования

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.
Партнер emall.by