Рейтинг стран мира по Индексу человеческого капитала

Всемирный банк (World Bank)

Индекс человеческого капитала (Human Capital Index) — это комбинированный показатель, характеризующий уровень развития человеческого капитала в странах и регионах мира, который выпускается Группой Всемирного банка (World Bank Group) и используется в рамках Проекта о развитии человеческого капитала (Human Capital Project).

Исследование

Наиме­но­ва­ние:Индекс человеческого капитала / Human Capital Index.
Дата исследо­вания:2018 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания:Регулярно (раз в 2–3 года).
Сайт исследо­вания:http://worldbank.org/human-capital
Послед­нее исследо­вание:Human Capital Index 2020.
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоя­щий доку­мент под­го­тов­лен в соот­вет­ствии с инфор­ма­цией и дан­ными, предо­став­лен­ными организацией World Bank Development Research Group. Републи­ка­ция текста не разре­шена. Инфор­ма­ция на этой стра­ни­це пери­оди­чески обнов­ля­ется. Последняя редакция: 22.09.2025.

Индекс человеческого капитала (Human Capital Index) — это комбинированный показатель, характеризующий уровень развития человеческого капитала в странах и регионах мира, который выпускается группой Всемирного банка (World Bank Group) и используется в рамках Проекта о развитии человеческого капитала (Human Capital Project). Проект разработан на основе методов измерения человеческого капитала, первоначально предложенного в исследовании «Measuring Human Capital using Global Learning Data» экономистов Ноама Ангриста (Noam Angrist), Симеона Дьянкова (Simeon Djankov), Пинелопи Куджиану Голдберг (Pinelopi Koujianou Goldberg) и Гарри Патриноса (Harry Patrinos), и реализуется с 2018 года. Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их социально-экономической политике и оценки готовности к переходу на модель устойчивого развития. В рамках проекта также выпускаются международные и национальные доклады по данной проблематике.

Согласно методологии проекта, человеческий капитал состоит из знаний, навыков и здоровья, которые люди накапливают в течение своей жизни, что позволяет им реализовать свой потенциал как полезных и продуктивных членов общества. В процессе производства человеческий капитал дополняет собой физический капитал, выступая в качестве важного ресурса социального прогресса и долгосрочного экономического роста. Это, в свою очередь, требует инвестирования в людей через качественное здравоохранение, образование, навыки и рабочие места. Авторы проекта указывают, что человеческий капитал важен для общества в долгосрочной перспективе, так как выступает одной из наиболее важных движущих сил устойчивого экономического роста, но даже при этом разработчикам политики подчас сложно убедительно обосновать инвестиции в него. Так, правительства многих государств выделяют значительную долю бюджетных средств на образование и здравоохранение, однако зачастую общественные услуги неспособны формировать человеческий капитал по причине их низкого качества, поскольку бюрократический аппарат оказывается неспособным или не мотивированным преобразовывать разумную политику в эффективные программы. Кроме того, инвестиции в человеческий капитал могут годами не давать экономической отдачи, поэтому политические деятели обычно пытаются найти более быстрые способы повышения своей репутации. С этой точки зрения проект обосновывает важность инвестиций в людей, особо подчёркивая значимость последовательного руководства и координации на всех уровнях власти, в том числе решения таких сложных проблем, как ненадлежащие или неэффективные расходы, проблемы в сфере управления и предоставления услуг, демографическая динамика, политическая нестабильность и социальные конфликты, а также пробелы в области инфраструктуры. Исходя из этого, Всемирный банк в 2017 году приступил к реализации международной программы информационно-просветительской деятельности, проведения измерений и аналитической работы в целях повышения уровня осведомлённости и спроса на меры политики по формированию человеческого капитала.

Основным стратегическим инструментом проекта является Индекс человеческого капитала, который позволяет получить представление об уровне развития человеческого капитала в каждой стране на основе единого обобщающего показателя. Индекс измеряет уровень развития человеческого капитала следующего поколения, который определяется как объём человеческого капитала, который родившийся в той или иной стране ребёнок может рассчитывать накопить к своему совершеннолетию, с поправкой на риск, связанный с ненадлежащим качеством здравоохранения и уровнем образования в данной стране. Индекс включает три компонента:

  1. Выживаемость. Этот компонент отражает тот факт, что ребёнку, родившемуся сегодня, необходимо дожить до момента начала накопления человеческого капитала в системе официального образования. Уровень выживаемости измеряется по данным о смертности детей в возрасте до 5 лет.
  2. Ожидаемая продолжительность обучения в школе, скорректированная на результаты обучения. Информация об объёме образования, которое ребёнок может рассчитывать получить к 18-летнему возрасту, используется в сочетании с данными о качестве, то есть, о том, чему ребёнок может научиться в школе, судя по показателям страны в международных тестированиях учебных достижений школьников. Эти данные в сочетании позволяют рассчитать ожидаемую продолжительность обучения в годах с поправкой на его качество. Благодаря корректировке на качество обучения этот компонент отражает тот факт, что дети в одних странах получают гораздо меньше знаний, чем дети в других странах, хотя и обучаются в школах в течение примерно одинакового времени.
  3. Состояние здоровья. Для оценки общей ситуации с состоянием здоровья жителей страны этот компонент использует два показателя: 1) распространённость низкорослости среди детей в возрасте до 5 лет; 2) показатель выживаемости взрослых, определяемый как доля 15-летних, которые доживут до своего 60-летия. Первый показатель отражает состояние здоровья ребёнка младшего дошкольного возраста; второй показатель используется в качестве измерителя состояния здоровья, которое ребёнок, родившийся сегодня, может иметь во взрослом возрасте.

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель Индекса. Эталонное значение Индекса для страны, в которой родившийся сегодня ребёнок может рассчитывать на полноценное здоровье и полный курс образования, составит 1. Соответственно, значение 0,70 свидетельствует о том, что будущая производительность родившегося сегодня ребёнка будет на 30 процентов ниже той, на которую он мог бы рассчитывать, пройдя полный курс образования и имея полноценное здоровье. Поскольку методология исследования основывается на научных работах по учёту результатов экономического развития, Индекс связан с реальной разницей в величине дохода, который может быть получен в стране в долгосрочной перспективе. Так, если страна имеет показатель 0,50, это означает, что валовой внутренний продукт (ВВП) на одного работника мог бы быть вдвое выше, если бы страна достигла эталонного показателя полного курса обучения и полноценного здоровья.

Включённые в Индекс компоненты состояния здоровья и уровня образования используются в сочетании, которое, судя по данным проведённых эмпирических исследований на микроэкономическом уровне, отражает их вклад в уровень производительности и накопления общественных благ. При этом выбор компонентов Индекса направлен на измерение человеческого капитала следующего поколения, а не на фонд человеческого капитала, которым располагает нынешнее экономически активное население, и который в значительной мере был предопределён политическим выбором, сделанным десятки лет назад, когда нынешние работники ещё были учащимися. Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится на сайте проекта. Там же имеется доступ к информационной системе, которая позволяет получать данные в форме графиков и таблиц, как по одной или нескольким странам, так и сравнить страны по выбранным показателям.

Результаты исследования

В этом разделе представлен актуальный (периодически обновляемый в соответствии с последними результатами исследования) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по Индексу человеческого капитала. Данные с результатами последнего исследования опубликованы в сентябре 2020 года.

Рейтинг стран мира по Индексу человеческого капитала 2020

World Bank: Human Capital Index 2020.
СтранаИндекс
1Сингапур0.88
2Гонконг0.81
3Япония0.80
4Южная Корея0.80
5Канада0.80
6Финляндия0.80
7Макао0.80
8Швеция0.80
9Ирландия0.79
10Нидерланды0.79
11Великобритания0.78
12Эстония0.78
13Новая Зеландия0.78
14Словения0.77
15Норвегия0.77
16Австралия0.77
17Португалия0.77
18Франция0.76
19Бельгия0.76
20Швейцария0.76
21Кипр0.76
22Дания0.76
23Польша0.75
24Чехия0.75
25Германия0.75
26Австрия0.75
27Исландия0.75
28Израиль0.73
29Испания0.73
30Италия0.73
31Хорватия0.71
32Мальта0.71
33Латвия0.71
34Литва0.71
35Соединённые Штаты Америки0.70
36Беларусь0.70
37Греция0.69
38Вьетнам0.69
39Люксембург0.69
40Венгрия0.68
41Россия0.68
42Сербия0.68
43Объединённые Арабские Эмираты0.67
44Словакия0.66
45Китай0.65
46Бахрейн0.65
47Чили0.65
48Турция0.65
49Катар0.64
50Албания0.63
51Черногория0.63
52Сейшельские Острова0.63
53Украина0.63
54Коста-Рика0.63
55Казахстан0.63
56Бруней0.63
57Узбекистан0.62
58Маврикий0.62
59Монголия0.61
60Болгария0.61
61Мексика0.61
62Малайзия0.61
63Таиланд0.61
64Оман0.61
65Перу0.61
66Колумбия0.60
67Тринидад и Тобаго0.60
68Сент-Люсия0.60
69Аргентина0.60
70Уругвай0.60
71Шри-Ланка0.60
72Кыргызстан0.60
73Антигуа и Барбуда0.60
74Эквадор0.59
75Иран0.59
76Палау0.59
77Сент-Китс и Невис0.59
78Румыния0.58
79Молдова0.58
80Палестина0.58
81Босния и Герцеговина0.58
82Армения0.58
83Азербайджан0.58
84Саудовская Аравия0.58
85Грузия0.57
86Косово0.57
87Гренада0.57
88Кувейт0.56
89Северная Македония0.56
90Иордания0.55
91Бразилия0.55
92Самоа0.55
93Кения0.55
94Сальвадор0.55
95Доминика0.54
96Индонезия0.54
97Ямайка0.53
98Алжир0.53
99Сент-Винсент и Гренадины0.53
100Тонга0.53
101Парагвай0.53
102Тунис0.52
103Филиппины0.52
104Ливан0.52
105Фиджи0.51
106Науру0.51
107Никарагуа0.51
108Микронезия0.51
109Непал0.50
110Марокко0.50
111Таджикистан0.50
112Доминиканская Республика0.50
113Панама0.50
114Гайана0.50
115Египет0.49
116Индия0.49
117Кирибати0.49
118Камбоджа0.49
119Гондурас0.48
120Мьянма0.48
121Бутан0.48
122Зимбабве0.47
123Бангладеш0.46
124Гватемала0.46
125Габон0.46
126Лаос0.46
127Вануату0.45
128Тимор-Лешти0.45
129Гана0.45
130Тувалу0.45
131Гаити0.45
132Намибия0.45
133Того0.43
134Папуа — Новая Гвинея0.43
135Южная Африка0.43
136Маршалловы Острова0.42
137Гамбия0.42
138Сенегал0.42
139Соломоновы Острова0.42
140Конго0.42
141Ботсвана0.41
142Малави0.41
143Ирак0.41
144Пакистан0.41
145Коморские Острова0.40
146Лесото0.40
147Бенин0.40
148Афганистан0.40
149Камерун0.40
150Замбия0.40
151Мадагаскар0.39
152Танзания0.39
153Бурунди0.39
154Уганда0.38
155Буркина Фасо0.38
156Эфиопия0.38
157Мавритания0.38
158Кот-д’Ивуар0.38
159Руанда0.38
160Судан0.38
161Йемен0.37
162Свазиленд0.37
163Гвинея0.37
164Демократическая Республика Конго0.37
165Сьерра-Леоне0.36
166Ангола0.36
167Мозамбик0.36
168Нигерия0.36
169Либерия0.32
170Мали0.32
171Нигер0.32
172Южный Судан0.31
173Чад0.30
174Центрально-Африканская Республика0.29

Библиография

  • World Bank. The Human Capital Project. — World Bank, 2018 [URL: openknowledge.worldbank.org/handle/10986/30498].
  • Angrist, N., Djankov, S., Goldberg, P. K. et al. Measuring Human Capital using Global Learning Data. — Nature 592, 403–408 (2021) [DOI: doi:doi.org/10.1038/s41586–021–03323–7].
Выходные сведенияРейтинг стран мира по Индексу человеческого капитала / Гума­нитар­ный портал: [Элект­рон­ный ресурс] // Центр гума­нитар­ных техно­логий, 2006–2025 (после­дняя редак­ция: 22.09.2025). URL: https://gtmarket.ru/ratings/human-capital-index

Новые исследования

Популярные исследования

ПорталГуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные и соци­аль­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты. Гума­нитар­ная биб­лио­тека, иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги и прог­нозы, тео­рии и кон­цеп­ции. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.
sandwichpanelsvspb.ru