Гуманитарные технологии Аналитический портал • ISSN 2310-1792

Экономическая свобода в мире

Информация об исследовании и его результаты

Институт Катона
Экономическая свобода в мире (Economic Freedom of the World) — комбинированный показатель и сопровождающий его рейтинг, оценивающий уровень экономической свободы в странах мира. Выпускается американским исследовательским центром Институт Катона (Cato Institute).
Насто­ящий доку­мент подго­товлен в соответ­ствии с инфор­мацией и данными, предостав­ленными органи­зацией Cato Institute. Републи­ка­ция текста не разрешена.

Информация об исследовании

Наиме­нова­ние: Экономическая свобода в мире / Economic Freedom of the World
Направ­ление исследо­вания: Изучение экономических процессов.
Отрасль исследо­вания: Государственное управление.
Дата исследо­вания: 1985 год — настоящее время.
Перио­дич­ность исследо­вания: Регулярно (ежегодно).
Органи­зация исследо­вания: Институт Катона / Cato Institute.
Сайт исследо­вания: https://www.cato.org/economic-freedom-world

Экономическая свобода в мире (Economic Freedom of the World) — комбинированный показатель и сопровождающий его рейтинг, оценивающий уровень экономической свободы в странах мира. Выпускается американским исследовательским центром Институт Катона (Cato Institute) в рамках одноимённого исследовательского проекта. Анализ экономической свободы проводится ежегодно, начиная с 1985 года, совместно с канадским Институтом Фрейзера и сетью партнёрских организаций — ведущих международных институтов и исследовательских организаций в странах, анализируемых в отчёте. В рамках проекта Институт осуществляет обширную программу публикаций и мероприятий, затрагивающих весь спектр политических и экономических вопросов, связанных с экономической свободой и государственным управлением.

Эксперты Института определяют экономическую свободу как отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и обеспечения прав частной собственности. Цель проекта — измерение уровня экономической свободы в мире, основными критериями которой Институт считает свободу индивидуального выбора, добровольный обмен, свободную конкуренцию и соблюдение прав частной собственности.

Концепция экономической свободы базируется на идеях шотландского экономиста Адама Смита (Adam Smith), выдвинутых им в широко известной работе «Богатство народов» (The Wealth of Nations, 1776). Авторы проекта считают, что между свободой экономики и успешностью развития государства есть взаимосвязь, которую можно наблюдать благодаря данному исследованию.

Исследователи подчёркивают, что в странах с более свободными экономиками намного выше уровень благосостояния населения, причём экономическая свобода приносит относительно быстрые и ощутимые результаты в отличие от государственного регулирования экономики. Данные исследования показывают, что государства с высоким уровнем экономической свободы существенно опережают экономически несвободные страны по показателям благосостояния. Это обусловлено тем, что сокращение экономических функций государства и передача ответственности за принятие экономических решений предпринимателям, как правило, приводит к значительному росту общественного благосостояния. Страны, проводящие политику экономической свободы, создают благоприятные условия для торговли и предпринимательства, которые, в свою очередь, генерируют экономический рост.

Исследователи указывают, что развитие свободного глобального рынка благоприятствует международному миру, так как экономическая свобода снижает уровень межгосударственных вооружённых конфликтов. Данные исследования показывают, что экономическая взаимозависимость создаёт условия для развития, одинаково ценные для разных стран, благодаря которым государства в дальнейшем не склонны воевать из-за опасения потерять экономические выгоды, которыми они пользуются. Таким образом, глобальный свободный рынок создаёт ещё одну сферу межгосударственной конкуренции, где конфликты носят менее острый характер, не требующий обращения к военной силе.

авторы исследования указывают, что международный мир является результатом экономического прогресса и приводят свидетельства того, что наличие стран со свободной экономикой содействуют сокращению числа международных конфликтов. Вероятно, самое универсальное объяснение состоит в том, что экономическая взаимозависимость создаёт условия для развития, одинаково ценные для разных стран, благодаря которым государства в дальнейшем не склонны воевать из-за опасения потерять экономические выгоды, которыми они пользуются.

Рейтинг экономической свободы позволяет измерить, в какой степени политика и институты той или иной страны содействуют экономической свободе, и базируется на компонентах индекса экономической свободы. Для построения индекса используются около 40 показателей, объединённых в пять основных групп:

1. Размеры государства: расходы, налоги, предприятия:
  1. Удельный вес государственного потребления в совокупном потреблении.
  2. Удельный вес государственных трансфертов и субсидий в валовом внутреннем продукте (ВВП).
  3. Удельный вес государственных предприятий и государственных инвестиций в совокупных инвестициях.
  4. Предельная налоговая ставка (и уровень дохода, к которому он применяется):
    • Предельная ставка подоходного налога (и уровень дохода, к которому он применяется).
    • Предельная ставка налога на зарплату (и уровень зарплаты, к которому он применяется).
2. Правовая структура, законодательная база и защита прав собственности:
  1. Независимость судебной системы — отсутствие вмешательства со стороны правительства и сторон в судебном споре.
  2. Беспристрастный суд — существование надёжной юридической среды, позволяющей частному бизнесу оспаривать законность действий государства и его нормы регулирования.
  3. Защита прав интеллектуальной собственности.
  4. Вмешательство силовых органов в отправление правосудия и политический процесс.
  5. Непротиворечивость законодательства.
3. Наличие и доступность надёжных денег:
  1. Разность между среднегодовыми темпами прироста денежной массы за последние 5 лет и среднегодовыми темпами прироста реального ВВП за последние 10 лет.
  2. Стандартное отклонение годовых темпов инфляции за последние 5 лет.
  3. Инфляция за последний год.
  4. Свобода граждан иметь счета в иностранной валюте внутри страны и за рубежом.
4. Уровень свободы внешней торговли:
  1. Налоги на внешнюю торговлю:

    • Доходы от налогов на внешнюю торговлю как доля от суммы экспорта и импорта.
    • Средняя тарифная ставка.
    • Стандартное отклонение тарифных ставок.
  2. Регулятивные барьеры внешней торговли:
    • Нетарифные барьеры внешней торговли.
    • Издержки соблюдения регулятивных норм при импорте и экспорте.
  3. Фактический размер внешней торговли по сравнению с ожидаемым.
  4. Разность между официальным валютным курсом и валютным курсом чёрного рынка.
  5. Государственный контроль международного движения капитала:
    • Ограничения на зарубежную собственность и инвестиции.
    • Ограничения свободы участия граждан в капитальных операциях с зарубежными партнёрами — индекс контроля за капитальными операциями по 13 категориям Международного Валютного Фонда.
5. Степень государственного регулирования: регулирование бизнеса, труда, кредита:
  1. Регулирование кредитного рынка:

    • Структура банковской собственности — удельный вес депозитов, находящихся в частных банках.
    • Конкуренция в банковской системе — наличие (на внутреннем рынке) зарубежных банков, конкурирующих с отечественными банками.
    • Размеры кредита — удельный вес кредитов, предоставленных частному сектору.
    • Отсутствие регулирования процентных ставок, приводящего к их отрицательным значениям.
    • Контроль за процентными ставками — наличие контроля за процентными ставками и/или свободное рыночное формирование ставок по займам.
  2. Регулирование рынка труда:
    • Влияние минимального уровня заработной платы (отношение минимальной зарплаты к средней).
    • Гибкость практики найма и увольнения.
    • Удельный вес занятых, чья заработная плата установлена коллективными договорами.
    • Ограничение стимулов к занятости системой пособий по безработице.
    • Обязательная воинская повинность.
  3. Регулирование бизнеса:
    • Ценовой контроль — степень свободы бизнеса устанавливать цены.
    • Бремя государственного регулирования.
    • Необходимость для бизнеса получения различных согласований от государственной бюрократии и затраты времени на их получение.
    • Сложность создания нового бизнеса.
    • Распространённость нерегулярных и дополнительных платежей, связанных с получением разрешений на импорт и экспорт, обмен валюты, лицензий, налоговых заключений, полицейской защиты или кредитов.

По каждому показателю странам выставляется оценка в баллах — от 0 до 10. Чем больше баллов, тем более высоко оценивается уровень экономической свободы в стране по данному критерию. При итоговом расчете индекса показатели суммируются, после чего исследователи составляют сводные справки о каждой стране и формируют итоговый рейтинг экономической свободы.

Суммарный индекс позволяет сравнивать уровни экономической свободы в мире в разные периоды времени. Результаты статистического анализа показывают, что за последние несколько десятилетий экономическая свобода в мире значительно выросла. В настоящее время большинство стран с самыми низкими уровнями экономической свободы находятся в Африке южнее Сахары и Центральной Азии, либо представляют собой бывшие коммунистические государства.

Источник: Экономическая свобода в мире. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 05.08.2018). URL: https://gtmarket.ru/ratings/economic-freedom-of-the-world/info
Новые исследования
Популярные исследования