Джон Диксон — американский учёный, специалист в области инженерного проектирования и технических систем, исследователь, консультант, писатель, автор более шестидесяти научных работ и многочисленных книг. В публикуемой работе представлен анализ различных сторон деятельности инженера, проектирующего техническую систему. При этом автор трактует понятие системы весьма расширительно. К системам он относит различные объекты, технологические комплексы и вообще любые технические проблемы, решаемые человеком. Проектирование систем по Диксону — это поиски инженерных решений таких проблем, причём автор имеет в виду научно-обоснованное решение, технически осуществимое и экономически целесообразное. Работа инженера представлена как единый процесс творчества, анализа и принятия решений. Рассмотрены три основных аспекта проектирования систем: изобретательство, технический анализ и процесс принятия решений. Автор обсуждает как интуитивные инженерные методы, не связанные с точным количественным анализом, так и количественные методы, составляющие содержание инженерного анализа. Деятельность системного инженера рассматривается в книге последовательно и во всем её многообразии. Автор учит читателя логически анализировать конкретные технические задачи, опираясь на знания, полученные им при изучении отдельных дисциплин. Методика инженерного проектирования иллюстрируется конкретными примерами разработок, взятых из разных областей техники. |
|
Предисловие автораЭта книга посвящена инженерному проектированию, и в ней последовательно излагается мысль, что проектирование сводится к такому решению технических задач, которое, с одной стороны, должно быть научно-обоснованным, а с другой — учитывать социальный аспект реализации полученного результата. Книга отражает моё убеждение, что инженерное проектирование по существу не является «искусством», оно скорее представляет собой такую деятельность, которую можно исследовать и анализировать, а её основами овладеть в процессе обучения. Я полагаю, что решение технических задач является высокоинтеллектуальным занятием, требующим применения знаний, а это заслуживает такого же внимания, как и приобретение знаний. Чтобы применять знания, нужно активно владеть ими и, кроме того, иметь определённую цель. Анализируя процесс инженерного проектирования, я выделяю три наиболее общих вида деятельности: изобретательство, инженерный анализ и принятие решений. Каждый из них является предметом специального изучения и рассматривается отдельно. Книга написана на основе лекций по инженерному проектированию, которые я читал студентам старших курсов машиностроительных специальностей в Университете Пардью и в Свартморском колледже. При чтении этих курсов я все более и более убеждался в том, что мои студенты знают больше того, что они понимают или могут использовать на практике. Я поставил перед собой задачу помочь им научиться целеустремлённо использовать те знания, которые они приобрели при изучении теоретических и технических дисциплин. У меня почти не вызывает сомнения тот факт, что существующая в настоящее время система обучения тормозит развитие у студентов способностей применять на практике то, чем они уже овладели. Поэтому я решил остановиться на тех общих качествах, которые необходимы инженеру-проектировщику, чтобы студенты могли их приобрести в процессе обучения. Понятие о проектировании как решении задачи несколько шире, чем то, что по традиции вкладывается в термин «проектирование», когда его используют применительно к разработке машин и механизмов. В соответствии с этим более широким смыслом я включил в книгу примеры и задачи из области теплотехники, механики жидкостей и термодинамики, а также и из более традиционных областей проектирования. В течение первого десятилетия после Второй мировой войны в инженерном образовании особое значение приобрело изучение теоретических и технических дисциплин. Начала воплощаться хорошая идея — учить не тонкостям практики, а принципам и основам наук, на которых строится быстро изменяющаяся практическая деятельность. А изменения эти действительно огромны. Теперь наступило время, когда мы начинаем обучать не практике проектирования, а принципам и основам решения задачи проектирования. Именно этой цели на первом этапе обучения инженера и должна, по мысли автора, служить эта книга. |
|