Аналитическая философия (Analytical Philosophy) — преобладающее направление философской мысли в англоязычной интеллектуальной традиции в XX веке; способ философствования, ориентирующийся на идеалы логической строгости, ясности, точности (см. Аналитическая философия). Объединяет различные философские направления (логический позитивизм, философию лингвистического анализа, теорию речевых актов). В настоящее время считается одним из наиболее влиятельных направлений современной западной философии. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, определяют себя в качестве аналитических философов. Настоящее издание представляет собой лучший и фундаментальный отечественный курс аналитической философии. |
|
Предисловие редактораЭта работа предназначена для студентов-философов, аспирантов, всех интересующихся аналитической философией, в том числе и для преподавателей, которые могут быть слишком заняты своей рутинной деятельностью и не иметь возможности судить о некоторых современных тенденциях (например, в Институте философии Российской Академии наук уже пишутся учебники, предназначенные специально для преподавателей). Судьба аналитической философии в отечественном философском сообществе довольно терниста. Многие (не только студенты, но и преподаватели) до сих пор либо считают её частью логики, либо отождествляют с неопозитивизмом. До сих пор не существовало ни одного учебника по аналитической философии. Поэтому перед нами стояла весьма нетривиальная цель — показать лицо аналитической философии, её методологию, выявить суть её единства и многообразия, указать на ключевые моменты её развития, продемонстрировать её проблематику и подходы — и при этом не переусложнить текст. Понятно, что для гармоничного решения перечисленных задач авторы должны были минимизировать личные амбиции и по мере возможности стремиться к наибольшей объективности, тем более, что часть материалов вводится в отечественный научный оборот впервые. Конечно, авторы использовали и свои ранее опубликованные работы по этой тематике, но по возможности убирая оттуда собственные авторские концепции в их дискуссионной части. Весьма полезными в качестве рекомендуемой литературы (а равно и по тенденции организации материала) оказались обе антологии, выпущенные А. Ф. Грязновым. Положительную роль сыграл тот факт, что в последние годы увеличилось (в том числе при участии ряда авторов этого учебника) число переводов текстов аналитических философов (Фреге, Витгенштейн, Рамсей, Куайн, Гудмен, Патнэм, Дэвидсон, Крипке) с содержательными комментариями. Во многом мы опирались на материалы и анализы из двух профессиональных монографий, классических «учебников для преподавателей» теории познания и истории философии — это известный обзор Т. И. Хилла «Современные теории познания», и блистательная, необычная по жанру, недавно переведённая на русский язык под редакцией А. Ф. Грязнова и А. М. Руткевича работа Дж. Пассмора «Сто лет философии» — книга, которую многие даже западные исследователи считают «снобистской» и адаптировать материалы которой для учебных целей было совсем непросто, но дело того стоило (между тем в разделах, касающихся аналитической философии, она во многом опирается на изложения Хилла, «модернизируя» их). Безусловно, важным ориентиром послужила книга Майкла Даммита «Origins of Analytical Philosophy», содержащая, помимо ярко выраженной авторской концепции, массу неожиданных материалов. Множество использованных источников и рекомендаций не поддаётся перечислению, но следует отметить, что важную роль сыграли публикации и личные мнения сотрудников Института философии Российской Академии наук и Института философии и права Сибирского отделения Российской Академии наук. Необходимо также поблагодарить коллег из Новосибирского, Томского, Московского и Санкт-Петербургского университетов, а также отечественных и зарубежных членов рассылки philos-russia@yahoogroups.com, где черновик этого текста обсуждался около трёх лет. М. В. Лебедев. |
|