Хотя нас больше всего должно интересовать устройство интранет-сервера в корпорации предпринимателей, имеет смысл начать с того, как должен работать ИС современного университета. Сетевые оргтехнологии как форма деятельности сейчас приобретают универсальный характер и повсеместное распространение, а их рассмотрение на материале высших учебных заведений поможет вам опереться на представления из знакомой предметной сферы. 1. Сетевые оргтехнологии как производительная силаФундаментальные сдвиги с появлением сетевых оргтехнологий инициируются в сфере педагогической деятельности. В электронных библиотеках сетевой компьютер уже играет роль не только карточки — запроса на требуемую литературу, но и тележки, доставляющей книги из хранилища на рабочий стол заказчика. И это — лишь первый шаг. Интернет в ближайшие годы переведёт набившие оскомину разговоры о дистантном обучении в экономически эффективную реальность. Интернет уже готов превратить всевозможные дорогостоящие тренажёры, изощрённые методологии деловых игр и прочие интерактивные педагогические практики в обязательные атрибуты рабочей повседневности. Компьютерные мультимедийные средства откроют для многих уникальный личностный ресурс создателей и хранителей отечественного культурного наследия. Рассмотрим на учебном примере, как функционирует ИС университета в структуре основной производственной (в данном случае — педагогической) деятельности. Учебный примерКорпоративные серверы высших учебных заведений быстро развиваются и начинают играть всё более важную роль в педагогическом процессе. Так, UCLA 1 объявил о завершении работ по созданию информационных страниц, содержащих всеобъемлющую информацию примерно по 1000 учебных курсов. Помимо доступа собственно к основному тексту курса гипертекстовые средства Интернета позволяют переходить через ссылки на цитируемые источники непосредственно к тексту основной и дополнительной учебной литературы в любой из библиотек мира, подключённой к компьютерной сети. Кроме того, учебные серверы обладают качествами мультимедийности (содержат графические и фотоиллюстрации, аудио- и видеофрагменты), интерактивности (допускают различные стратегии обучения и самообучения, включают тесты и имитационные модели, и так далее), создают возможность прямого контакта с преподавателями и консультантами (режим on-line) и коллективных обсуждений. Понятно, что Интернет (в нынешнем его состоянии) не может заменить личного общения с профессором. Но он может эффективно использоваться для сокращения затрат времени на его нетворческие и рутинные элементы. Так, ректор Орегонского университета John Mosley планирует заменить три традиционных лекции в неделю на одну плюс тексты лекций и обсуждения в сети Интернет с группами наиболее заинтересованных студентов. Кроме того, если прямой контакт с данным профессором невозможен (а в большинстве случаев это именно так), взаимодействие через компьютерные сети — гораздо лучше, чем ничего. Корпоративные серверы высших учебных заведений чрезвычайно эффективны экономически. Почему? Да потому, что аренда площадей и оплата рабочей силы в виртуальном пространстве обходится гораздо дешевле. Например, у вас в университете не хватает помещений (негде семинары проводить), ну а виртуальное пространство — бесконечно. Или штатное расписание не позволяет открыть кафедру корпоративного предпринимательства — ну и не надо, мы сформируем виртуальную кафедру, наймем виртуальных профессоров, можно даже иногородних или зарубежных. С ними можно частично расплачиваться тем, что на сервере создаётся их персональная страница. На сегодня проектирование и реализация достаточно масштабной и структурированной персональной страницы в Интернете все ещё не по зубам профессионалам. В то же время поддержание любого количества персональных страниц в составе действующего корпоративного сервера — сравнительно простое и недорогое мероприятие. Это обстоятельство позволяет использовать создание на сервере университета персональных «виртуальных кафедр» наиболее выдающихся учёных (где бы они ни работали) для их поэтапного «перевербовывания» и привлечения к деятельности данного университета. Виртуальная кафедра может включать биографические сведения, библиографию трудов (с системой гипертекстовых ссылок), полный текст избранных работ, мультимедийные файлы учебного, справочного и биографического характера, а также каналы и средства профессионального и педагогического диалогового общения доступные на данном сервере. Можно также иметь виртуальных профессоров на реальных кафедрах на постоянной основе либо на испытательный срок — своего рода «пробный брак». Можно создавать временные исследовательские коллективы, состоящие из реальных и виртуальных участников. С появлением университетских интранет-сетей полностью меняется процесс самообразования студентов. Главную роль в нём пока играет библиотека. Большую часть времени нормальные студенты нормальных англо-американских университетов проводят в библиотеке. Они не сидят на лекциях с утра до вечера, а ходят на две или три «пары». В остальное время у них имеется профессор-тьютор, который говорит: этот человек умный, ты его послушай, а вот этот дурак, ты к нему не ходи, мы с ним потом договоримся, как ему зачет сдать, этот курс гораздо лучше изложен в книжке такой-то… Поэтому библиотека является частью основного производственного в данном случае — учебного процесса. Но с университетскими библиотеками связан целый веер проблем, и с каждым годом они все неразрешимее. Поток литературы нарастает, попытки угнаться за ним всё безНадёжней… На закупки книг и журналов нет денег. На хранение нет места. Не забудьте ещё, что каждый учебник из основного списка (а список разрастается) университет должен приобретать во многих сотнях экземпляров. Например, библиотека экономического факультета должна купить не менее сотни экземпляров книги Сэмюэлсона. Книгой Сэмюэлсона можно слона убить, она здоровенная и стоит больших денег. Её могут украсть, вырезать страницы на шпаргалки… А ведь можно просто купить один экземпляр Сэмюэлсона и отсканировать его (программа «Fine Reader», изобретённая на физтехе, даёт малые доли процента ошибок на страницу). Я бы даже сказал, что здесь и альтернатив-то никаких нет. Реальная библиотека отмирает как таковая, её замещает виртуальная. На этом преимущества ИС не заканчиваются. Он кардинально меняет систему образования, создавая поле недоступных доселе стратегий и методов самообучения. Нормальный самостоятельный человек не идеален. Кому-то нужно три раза объяснить, а кто-то сразу понимает; кто-то не слышит устную речь — ему нужен текст, а кто-то, наоборот, не может читать, ему нужно слышать… Надо каждому дать возможность выбрать индивидуальную стратегию самообразования, предоставив на выбор профессоров, лекционные курсы, диалоговый режим и прочее. Интранет-сервер позволяет это сделать, в то время как обычная учебная технология не позволяет — она вынуждена всех загонять в один и тот же шаблон. Рассмотрим примерную функциональную структуру ИС университета. Начнём с чисто производственной сферы, то есть, применительно к нашему случаю, — с учебного процесса. Производственная сфераВнутренние функции:
Внешние функции:
2. Сетевые оргтехнологии и корпоративное принятие решенийВторой этаж сервера должен обеспечивать собственно форму общения, то есть процесс корпоративного принятия решений. Именно эта подсистема сервера включает гипертекст систем и процедур. Исключительно важно, что у интранет-регламента появляется свойство гипертекста: в описании процедур те слова, которые явно или неявно адресуют вас к другим процедурам, представляют собой гиперссылку. «При пожаре, пожалуйста, позвоните дежурному» — и возникает номер его телефона, адрес электронной почты, и так далее. Или, например: — «при пожаре надо бежать направо», и если вы человек с плохим пространственным воображением, то щелкаете мышью на слово «направо», и на экране появляется схемка. Вообще многие процедуры в виде текста описываются на трёх страницах, тогда как в виде картинки они рисуются моментально. Мультимедийность позволяет вместо того, чтобы читать длинный и нудный текст о том, что надо делать, просто включить учебный мультфильм, и он вам наглядно объяснит задачу. Кроме того, в режиме «on-line» вы можете немедленно обратиться к сослуживцу: «Вася, тут в процедуре написано, что я должен к тебе прийти и принести какую-то штуку, так ты мне объясни по-русски, что это такое и зачем она тебе нужна». Короче, всё то, что раньше было безумно тяжело — все эти картотеки, эти длинные, непонятные, суконным языком написанные инструкции, бесконечные проблемы выискивания неувязок и внесения изменений, — камнем падает с души, как только возникает корпоративный Интранет. Например, вы говорите компьютеру: «Я тут новичок, мне некогда, но хотелось бы понять, как мне получить сотовый телефон» — и на вас немедленно вываливаются все процедуры, которые вы должны знать, чтобы заказать его, и форма заявки, подлежащая заполнению, со встроенным адресом самоотправки. Или вас мучает любопытство: хочется узнать, чем занимается знакомая девушка из бухгалтерии. Вы нажимаете на кнопку — и на экран выскакивает функциональная схема подразделения с гиперссылками на должностные инструкции и на персональные web-страницы каждого сотрудника. В системном анализе есть определение: «Проблема — это различие между действительной системой и желаемой». Но с таким определением «проблемы» связаны некоторые проблемы. Действительная система была вам дана в виде сорока восьми пудов систем и процедур, в то время как желаемая — в виде трогательного и лиричного описания снов Веры Павловны 2. Действительная система — это столы, дыроколы, сотрудники и компьютеры. Желаемая система — это благие пожелания руководства, их с дыроколом совместить трудно. Но S&P как язык описания действительного состояния организации может точно так же быть применён для описания состояния желаемого. В корпоративном Интранете действительная система — это полная совокупность процедур, которая описывает, как на сегодня всё работает, а желаемая система — полный набор процедур, который предлагается для внедрения. Поэтому в гипертекстовой электронной среде компьютерных сетей «проблема», бывшая до того фигурой речи, становится материальной вещью, а именно — взаимосвязанной парой комплексов организационных процедур. Тем самым создаётся вполне осязаемый предмет для корпоративного принятия решений: в том же системном анализе (Ренессанс которого на основе интернет-технологий нетрудно предвидеть) решение проблемы есть деятельность, устраняющая различие между действительной и желаемой системами. Если кто-то предлагает изменить что-то, он описывает своё предложение в виде новой процедуры, и вот у вас на экране одновременно две процедуры. Одна из них, действительная, описывает то, что есть, другая, желаемая, — то, чего нет. Но вас это фундаментальное онтологическое различие больше не тревожит: на экране монитора два одинаковых мультимедийных файла, вы можете в режиме деловых игр соотнести две стоящие за ними реальности и таким образом сначала разрешить проблему виртуально, а потом и реально. Вы можете сколько угодно проводить виртуальные эксперименты, пока у вас есть время. Так понимаемые проблемы поддаются подсчёту, классификации, ранжированию по срочности и разрешению индустриально-конвейерным путём. Пока же они выступают в качестве потусторонней, трансцендентной силы, порождают поток всевластной «текучки», пожирающей время и нервы руководителя. Учебный примерУправленческая сфераВнутренние функции:
Внешние функции:
3. Сетевые оргтехнологии и формы общественного сознанияТретий этаж корпоративного сервера работает с формами общественного сознания. Элементарным уровнем воздействия на общественное сознание является реклама — регулярная трансляция одного и того же текста или образа без учёта внутренней структуры аудитории и различий в её интересах и мотивациях. То есть мы берём один и тот же текст и начинаем вгонять его в мозги всем без разбора с утра до вечера. Все обречены смотреть по телевизору рекламу одного и того же средства от кариеса, независимо от пола, возраста и вероисповедания. Средства массовой информации, созданные XX веком, технологически вполне адекватны этой функции. Но этому же веку известны три более изощрённых метода воздействия на глубинные слои сознания, достижение которых посредством ковровых бомбардировок масс-медиа все более затруднительно или вовсе невозможно.
Средства массовой информации по самому определению не приспособлены для выполнения подобных функций. Уже на уровне PR выясняется, что нужны отдельные издания и каналы вещания для каждой группы интересов, потому что адресованные им образы сталкиваются в едином информационном поле и входят в противоречие. Ведение войн в виртуальном пространстве с помощью масс-медиа предельно неэффективно, требует колоссальных затрат и под силу лишь субъектам, соизмеримым с государством. Что касается борьбы идей, то опыт нашего столетия свидетельствует, что попытки использовать в ней массовые тотальные технологии не только не ведут к успеху, но оборачиваются против инициаторов. Перечисленные группы функций во всех трёх сферах деятельности современной корпорации, что самое удивительное, обретают эффективные методы выполнения благодаря одной и той же сетевой технологии, реализуемой на едином ИС. Поэтому степень их интеграции и взаимозависимости значительно возрастает. Сетевые компьютерные технологии продемонстрировали свою эффективность уже на элементарном уровне рекламных web-страниц. Но это лишь начало грандиозных сдвигов. Гипертекст Интернета образует идеальную среду для избирательной работы по PR; интерактивные технологии словно специально изобретены для рефлексивного проектирования; мультимедийные виртуальные миры создают небывалые возможности комплексного воздействия на все этажи сознания и подсознания. Учебный примерУниверситетский сервер, профессионально спроектированный с учётом принципов дизайна, закономерностей психологии восприятия, постоянно модифицируемый с учётом политической и профессиональной конъюнктуры, способен решать широкий комплекс проблем работы с прессой, привлечения абитуриентов, борьбы с конкурентами, взаимодействия с государственными институтами и международными организациями, в том числе — привлечения грантов. Мотивационная сфераВнешние функции:Подсистема «Рекламный буклет»:Изготовление рекламных буклетов современных корпораций (в том числе педагогических) типографским способом — дорогое и все более бессмысленное удовольствие. Во-первых, они успевают устареть ещё до выхода в свет. Во-вторых, каждому конкретному их потребителю, как правило, нужна лишь вполне определённая, незначительная часть содержащейся там информации. Макет рекламного буклета ВШЭ перелицовывался несколько лет: как только очередной вариант готов, открывается новая кафедра и все надо переделывать; как только переделка завершена, ректорат переезжает в другое здание и надо переписывать все телефоны; как только это сделано — открывается новый факультет и работа снова идёт прахом. Да и потом, никому не нужна эта книжка целиком, каждый ищет лишь некоторые определённые страницы. Роль рекламных буклетов всё чаще берёт на себя корпоративная web-страница. Изменения в неё можно вносить по мере необходимости практически мгновенно. Не составляет труда для каждого конкретного случая (мероприятия, конференции, дня открытых дверей, и так далее) распечатать на любом компьютере, подключённом к Интернету, прямо с web-страницы сотню копий сокращённой версии или отдельных глав рекламного буклета с типографским качеством, при необходимости — в цвете. Подсистема «Абитуриент»:Разговоры о недоступности Интернета стремительно теряют под собой почву. Прямой опрос первокурсников факультета менеджмента ВШЭ в начале осеннего семестра 1997 года показал, что из 96 человек к моменту поступления в университет постоянный доступ к Интернету имели 12 школьников. Однако уже к концу семестра их число выросло вдвое. При этом важно учитывать, что для нынешних подростков Интернет выступает как сверхценность, элемент молодёжной моды, и они чрезвычайно настойчивы и изобретательны в стремлении к нему. Можно и дальше проводить Дни открытых дверей, поскольку они действительно дают эффект. Но давно пора иметь постоянно открытую для школьников всей страны и зарубежья дверь в Интернете. Помимо информации собственно об университете она может содержать разделы, посвящённые молодёжной моде, современной музыке, тесты, компьютерные бизнес-игры, и так далее. Ведь нет нужды все это специально создавать — достаточно найти уже существующие web-ресурсы и разместить гиперссылки на абитуриентской странице. В соответствии с парадоксальной логикой Сети, это не только не нарушает ничьих авторских прав, но, напротив, служит интересам авторов, повышая посещаемость их страниц. В соответствии с этой же логикой, стоило бы разместить на абитуриентской странице справочник по всем высшим учебным заведениям соответствующего профиля — это только увеличит число её посетителей. Теперь представим себе, как может выглядеть вход на виртуальный День открытых дверей университета, проводимый на интранет-сервере. Перед абитуриентом на экране монитора здание, в котором сорок дверей, на каждой он видит одну из надписей: «Если Вы — юноша с экономическим складом ума, стремящийся избежать призыва в армию», «Если Вы — девушка, желающая совместить учёбу с перспективным замужеством», «Если Вы хотели бы перевестись в наш университет из другого», «Если Ваш ребёнок скоро заканчивает школу»… То есть гнать всем один и тот же длинный стандартный текст — бессмысленно. Надо набрать сорок базовых интересов, сформулировать каждый из них в виде одного предложения, наклеить его на виртуальную дверь и разместить за ней гипертекст, который адресован носителю этого интереса. Подсистема «Общественные связи»:Данная страница может развивать идею предыдущей и также представлять собой совокупность входов-дверей, на каждой из которых указан конкретный адресат. Например: «Если Вы — чиновник федерального правительства», «Если Вы — журналист, ищущий на нас компромат», «Если Вы — талантливый университетский педагог, которого не оценили», «Если Вы из районного отдела народного образования», «Если вы работаете учителем в средней школе», «Если Вы — руководитель, подыскивающий молодых перспективных сотрудников», «Если Вы хотели бы повысить квалификацию без отрыва от производства» и так далее. Работа над этой подсистемой ускорит становление корпоративного самосознания, поможет университету четче вписаться в систему общественных интересов и вести диалог с субъектами этих интересов на свойственном им языке. В конечном счёте каждый из входов данной подсистемы может приводить к соответственным образом переработанному разделу «рекламного буклета». Подсистемы «Работа с масс-медиа» и «Политические технологии»:Организация заказных материалов, проведение пресс-конференций, размещение платной рекламы — весьма дорогостоящие и при этом малоэффективные (а часто и небезопасные) формы работы. Конечно, совсем отказываться от них было бы преждевременно и опрометчиво. (После появления пароходов парусники ещё долго были в ходу.) Речь идёт о максимальном использовании новых возможностей, уже сегодня предоставляемых сетевыми технологиями. Например, можно организовать конкурс на лучшую серию материалов о высшей школе совместно с тем или иным авторитетным профессиональным объединением журналистов. При этом предложить в качестве приза подключение домашних компьютеров нескольких десятков победителей (отобранных их коллегами) к Интернету. Это можно сделать двумя способами: либо оплатить услуги стороннего провайдера, либо подключить их непосредственно через университетский сервер. В первом случае достаточно выразить надежду в поздравительном письме победителю, что среди прочих он будет иногда заглядывать и на университетскую web-страницу; во втором — это будет происходить автоматически. Все описанное мероприятие при двух десятках победителей, подключаемых на год, обойдётся не намного дороже, чем один заказной материал в газете. Естественно, следует предусмотреть в составе подсистемы специальный, регулярно обновляемый пресс-релиз типа столь популярных в Интернете еженедельных обзоров новостей той или иной сферы общественной жизни. Например, в данном случае это может быть обзор нескольких десятков отечественных и зарубежных университетских web-сайтов. Сделать это достаточно просто, а ленивые журналисты всегда предпочтут воспользоваться плодами чужого труда. При появлении в масс-медиа необъективного или прямо враждебного материала об университете возможны (помимо традиционной контр-пропагандистской кампании) две линии действий. Первая (пассивная): факт публикации полностью игнорируется, но при этом на сервере актуализируется или размещается информация, de facto опровергающая и дезавуирующая оппонентов. Вторая (более активная): враждебная публикация немедленно и полностью воспроизводится на университетском сервере без комментариев, но в её тексте делаются гипертекстовые ссылки, отсылающие к материалам, потезисно её опровергающим. Свойство Интернета делать легко обозримой и мгновенно доступной всю совокупность материалов, относящихся к сути полемики, позволяет перевести её в более содержательную плоскость и в значительной мере обессмысливает разовые пропагандистские вылазки, содержащие слухи, клевету и дезинформацию. 4. Корпоративный Интранет и корпоративный дух. Сообщество выпускников как виртуальная корпорацияВсё сказанное относительно форм воздействия на общественное сознание полностью переносимо на сферу внутрикорпоративной мотивации. Человек, работающий в крупных организациях традиционного типа, поневоле замкнут в своих представлениях узким мирком отдела или сектора; смысл существования, структура и динамика целого остаются ему принципиально недоступными и уже в силу этого безразличными. О том, какие колоссальные резервы мотивации остаются при этом незадействованными, известно из книги генерала Гровса об атомном Манхэттенском проекте 3. Интранет-сервер, содержащий блоки информации по всем ключевым подразделениям и персональные страницы каждого сотрудника, разрешает и эту проблему. При этом масонская мечта спецотделов о многочисленных градусах и ступенях посвящения реализуется легко и технологично — с помощью индивидуального входного пароля, определяющего уровень доступа. Амбициозные задачи по налаживанию контактов со своими выпускниками и превращению их в «агентов влияния» ставили и ставят многие учебные заведения, но в подавляющем большинстве случаев этим все и заканчивается. Каждое учебное заведение мечтает о том, чтобы его выпускники образовали некий элитарный клуб, который играл бы роль университетского лобби в тех корпорациях и структурах, где они работают, и одновременно хранил бы традиции Alma Mater. То есть было бы хорошо, чтобы выпускники, будучи крупными предпринимателями или сановниками, лоббировали интересы университета. Но для воплощения в жизнь этой утопии сначала с выпускниками необходимо установить устойчивую двустороннюю связь и регулярный обмен информацией, что весьма затруднительно организационно и технически. Их невозможно разыскать: телефоны, оставшиеся в учебной части, устарели, да и обзванивать их некому и некогда. А главное, им самим университет больше не нужен — то есть у них, конечно, есть светлое ностальгическое воспоминание, но не более того… Неясно, какую пользу могли бы извлечь из «клуба выпускников» сами выпускники помимо удовольствия раз в пять лет выпить с однокурсниками за свой счёт. Появление университетских ИС радикально меняет ситуацию и в этой сфере. Студенты, на протяжении обучения пользовавшиеся университетским сервером для выхода в Интернет, уже никогда не откажутся от этой привычки. (Правда, это касается только тех, кто после окончания университета сможет заработать на телефон и компьютер; но со всеми прочими, как правило, поддерживать связь и нет особой корысти.) Когда студент учится, он знает, что такое корпоративный сервер, умеет им пользоваться и имеет свой индивидуальный пароль. Когда он заканчивает высшее учебное заведение, ему говорят: «Ваш пароль сохраняется за вами пожизненно. Для выпускников у нас имеются эксклюзивные курсы «upgrade», которые всё время обновляются». Подобно тому, как солидные компьютерные фирмы предоставляют своим зарегистрированным пользователям upgrade-услуги по модернизации устаревающих моделей, университет через свой сервер сможет поддерживать многоуровневую систему курсов переподготовки выпускников предыдущих лет. Кроме того, он в состоянии наладить их привилегированное информационное обслуживание применительно к профессиональным нуждам, а также предоставить сеть для взаимовыгодных контактов, значительно повышая тем самым их конкурентоспособность на рынке труда. Фактически, на базе университетского сервера впервые создаётся реальная и вполне материальная (несмотря на пресловутую «виртуальность») предпосылка к превращению сообщества выпускников в эффективно действующую, постоянно консолидирующуюся профессиональную корпорацию. Будучи привилегированным клиентом ИС и через него получая доступ к корпоративному информационному ресурсу, выпускник продолжает быть членом корпорации, хотя давно перестал быть студентом. Наряду с этим он может забраться в другую, «мотивационную», часть сервера, найти там базу данных и узнать, например, где работает симпатичная блондинка из их группы, как выпить пива с однокурсниками, которые разъехались по всей стране, но раз в год приезжают, собираются в клубе «Не бей копытом» или ещё где-то… Тогда клубная сторона становится возможной, ибо она, извините за марксизм, является надстройкой на железном базисе профессионально привлекательного корпоративного сервера. 5. Корпоративный Интранет и развитиеКонцепция «Public Relations» в известной мере изначально неполноценна, так как предполагает создание благоприятного образа некоторой реальной организации, но не предполагает систематических средств и усилий по изменению самой реальности в сторону этого идеализированного образа. Современные политические технологии, включающие проектирование и использование «виртуальных реальностей», подсказывают (если отвлечься от одиозных примеров) направление дальнейшего развития практики PR. Поддерживаемое на сервере описание производственного процесса и системы управления позволяет соотнести в едином пространстве представления о корпоративных интересах, ценностях, идеалах — с одной стороны, и о структуре и динамике предмета деятельности — с другой, выразить их на языке систем и процедур в моделях желаемой и действительной системы. Это создаёт совершенно новые возможности в сфере инноваций. Как известно, процессы функционирования и развития находятся в противоречии друг с другом. Сетевые технологии позволяют представить любое планируемое изменение (или весь их возможный спектр) в виде системы процедур, доступной для обозрения и анализа заинтересованных лиц. Таким образом, становится возможным, с одной стороны, заранее вести работу по проектированию новых процедур, обучению, психологической адаптации сотрудников, а с другой — осуществлять виртуальные эксперименты, моделирование, согласование вводимых блоков процедур с действующими, и так далее. На всём протяжении подготовительных работ корпорация функционирует в прежнем рутинном режиме, а по их завершении готовый блок сразу вводится в действие. На этом пути удаётся осуществлять модернизацию и эволюцию крупными шагами, сводя издержки к минимуму. В случае университетов это особенно очевидно. Корпоративный ИС университета — нечто гораздо большее, чем просто рекламная PR-кампания. Сюда полностью приложим принцип «что на витрине — то и в магазине». Развитие университетского ИС, включая создание экспериментальных кафедр, открытие виртуальных факультетов, апробацию новых педагогических методик, привлечение к преподаванию перспективных, но спорных фигур, может далеко опережать реальное развитие. Сама эта виртуальная реальность, играя важную роль в реальном учебном процессе, оказывает мощное формирующее воздействие на «материальную реальность», ускоряя её развитие в том или ином направлении. Создаётся недоступная ранее возможность идти на широкомасштабные практические эксперименты, не выходя при этом за рамки материальных (финансовых, правовых, и так далее), социальных и психологических ограничений. |
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|