1. О классификации форм управленческой деятельностиНапомню, что некоторое время назад мы стояли на развилке двух дорог, двух путей выяснения, каковы современные формы менеджмента. Первый, по которому мы только что предприняли короткую вылазку в трёх предыдущих лекциях, состоит в том, чтобы внимательно изучить состояние и тенденции современной организационной науки, практики западного менеджмента, советского и эрэфского управления и постараться увидеть, какие формы и методы вырастают логически из потребностей практики и смысла решаемых задач. Я попытался вам описать, как, исходя из вполне практических проблем, шаг за шагом совершенно логично выстроилось, а не с неба упало концептуальное проектирование организаций, оснащённое системными разработками и компьютерными методами. Этот путь, однако, завёл нас в некоторый тупик: то, что в соответствии с его логикой должно было давно возникнуть и расцвести (и для чего, казалось бы, налицо все необходимые предпосылки), Во времена тягостных сомнений и раздумий, как известно, надлежит обращаться к классическому наследию. Вот и давайте припадем воспалённой губой к незамутнённому роднику идей Дюркгейма по поводу регламентации 1. И сразу выяснится, что логика первого пути определялась структурой проблемы системных качеств регламентации. Но ведь это лишь одна из четырёх обнаруженных классиком проблем, относящихся к ней. И совершенно в стороне остались жизненно важные проблемы свободы, справедливости и самоорганизации. В каких отношениях с ними состоит метод концептуального проектирования? Неизвестно. Возможно, в самых тесных. А может статься, ни в каких. Здесь нам придётся вернуться к развилке и пойти в другую сторону. Напоминаю: мы занимаемся уяснением современных форм управленческой деятельности, имеющих дело с вполне определённым предметом — регламентацией и её проблемами. Но в настоящее время до большинства этих проблем у общества не доходят не столько даже руки, сколько голова (отчего оно всё чаще получает по мозгам). Выходит, для того, чтобы определить, каковы современные формы менеджмента, необходимо в С классической точки зрения было бы пристойно, если бы я получил теорию эволюции форм деятельности. Тогда уже не страшен позитивистский вопрос о том, откуда взялись все эти пророчества о грядущей эпохе концептуального проектирования организаций. Я тогда ответил бы: у меня есть замечательная теория, удовлетворяющая методологическим стандартам. Эта теория научно предсказывает, что нам предстоят Но вот какая беда, уважаемые коллеги: есть серьёзные основания подозревать, что «теория менеджмента» (как и вообще теория любой формы деятельности) — неправильное словосочетание. Её просто не может быть по определению. Объект под названием «форма деятельности» не желает научно опредмечиваться, разве что вы укокошите субъекта этой деятельности. В противном случае он будет всячески увиливать от предписанного порядка эволюционирования. Сейчас нет возможности задержаться на этом парадоксе. 2. О самоопределении преподавателяПрофессионалы и дилетанты Уважаемые коллеги! До сих пор для наших интеллектуальных построений удавалось нащупать пусть шаткие, но Меня как непрофессионального преподавателя всегда интересовало, на основании чего человек может решить, что он имеет моральное право читать лекции, проводить семинары, принимать экзамены, особенно в такой сфере, как менеджмент, который — для вас это уже не секрет — наукой не является и никогда не будет являться, это нечто совсем иное. В связи с этим хотел бы сделать одно признание, чреватое для меня. Дело в том, что большинство преподавателей отечественной системы высшего образования являются профессионалами. Что такое профессиональный преподаватель? Это человек, который владеет соответствующей формой деятельности, который изучал, скажем, специальный курс ораторского искусства, который знает, как надлежит «развивать творческие способности», «формировать навыки к ведению диалога» и прочее. Профессиональные преподаватели — это те, кто сертифицировался, то есть получил специальное образование и соответствующий диплом, и для кого педагогическая деятельность является основным источником средств к существованию. Профессиональный преподаватель излагает Я преклоняюсь перед этим искусством, этой профессией и одновременно её ненавижу. Мне непонятно, как можно читать одно и то же, например, два раза. Есть люди, которые из года в год читают один и тот же курс лекций, что очень полезно с разных точек зрения. Но многие мои коллеги по проекту «ИНОЕ» 7 устроены Предмет, которым мы занимаемся, сам по себе так сложен, и курс, который я вам пытаюсь читать, внутренне столь противоречив, что нет нужды нарочно использовать педагогические приёмы и разбираться с учебными парадоксами. Реальных парадоксов полно, и едва ли мне в ближайшее время удастся разрешить их хотя бы отчасти. Нет нужды имитировать сложность проблемы, она сложна на самом деле. У меня нет заранее никакой уверенности, что мы придём к определённым выводам. К чему изображать творческий поиск там, где давно уже до нас все вопросы решены, когда не хватает времени не только разрешать неразрешённые вопросы, но и ставить непоставленные. Вы обратили внимание, что каждый раз я вам приношу листовку-план, в которой нет последних двух лекций. Дело в том, что сегодня я ещё не знаю, каким образом буду излагать их содержание. Сфера, к которой относится наш предмет, битком набита парадоксами, она представляла бы собой, наверное, золотую жилу для профессиональных преподавателей. Но хотел бы, чтобы вы поняли мою позицию правильно. Я скорее являюсь носителем некоего ремесла или искусства и заинтересован не столько в том, чтобы зарабатывать деньги, как шарманка воспроизводя записанный заранее звук, сколько в том, чтобы вовлечь вас в эту форму деятельности как будущих её хозяев, профессиональных носителей. В этом смысле не должно быть иллюзий: я не являюсь, не хочу и не могу быть профессиональным педагогом. Это не означает, что профессионалы лучше или хуже — мы просто разные, мы занимаемся разным. Педагогика как профессия уместна в тех случаях, когда студентам преподносят ту или иную сложившуюся, устоявшуюся форму деятельности. Например, из года в год людей учат, как считать с помощью электронного калькулятора или варить борщ. Излагаемый мной курс отражает некоторую формирующуюся реальность, она лишь местами, частично устоялась, там появляются специалисты, традиции и прочее, но своего самосознания она ещё не имеет. За этим стоит большая педагогическая проблема. Ведь полный жизненный цикл форм деятельности, охватывающий их появление, становление, специализацию, профессионализацию и «уход в основание», К примеру, мне ещё не удалось изложить в виде спецкурса материал книги «Смысл», хотя он совершенно необходим для нашего предмета. Книга «Смысл» издана пять лет назад, никто её не опроверг, не поругал, не похвалил. Лишь однажды меня пригласили провести цикл семинаров по ней в Экспериментальном творческом центре Сергея Кургиняна. Это уникальный коллектив, который занимается политической аналитикой, и одновременно они же — это театр-студия «На досках», то есть люди, которые имеют разом аналитическую и творческую идентичности. Можно спорить об эффективности этого эксперимента в наших условиях, но я просто хочу подчеркнуть, что аудитория была интеллектуальной, заинтересованной, некоторые слушатели имели два высших образования, степень толерантности была высокая. Мы провели 5 семинаров по 3 часа каждый. В результате так и не получилось дойти до сути дела. Мы смогли только приблизиться к изложению собственно содержания, само же изложение начать так и не удалось, потому что мы всё время упирались в разнообразные стереотипы, которые мешали восприятию и изложению. (Это очень интересный материал для социального психолога. Магнитофонная запись семинаров расшифрована, но нигде не опубликована.) И вся моя надежда на то (об этом уже говорилось), что нам с вами удастся продраться сквозь стереотипы, покуда они ещё не затвердели. Поэтому не пугайтесь, если то, о чём я буду говорить, местами будет непонятно. В этом нет ничего страшного. Не бойтесь, что на экзамене я задам вам вопрос о том, что такое «имманентное» и «трансцендентное». У нас покуда нет другой внешней формы общения, понимаете, все мы в высшей школе погружены в одну и ту же ритуальную оболочку: вот есть аудитория, вы должны прийти, сесть, я должен явиться, 3. О самоопределении преподавателя. Элита и контрэлитаВ свою очередь, всех преподавателей-дилетантов я бы разделил на две группы. Вторая группа — представители контрэлит. Это люди, чьи идеи не являются доминирующими в обществе в настоящее время, которые сами не работают в правительстве и даже не являются его экспертами по тем или иным причинам. Они хотели, не найдя возможности воплотить свои идеи в жизнь, сохранить за ними хоть Начнём с первой группы — представителей действующего истеблишмента. Я бы сказал, что сегодня у них нет решительно никаких поводов и моральных причин для того, чтобы идти преподавать. Дело в том, что действующий истеблишмент — тот, чья идеологема «Иного не дано» 8 доминировала с конца Это нормально, потому что такова судьба любой идеологии. Вопрос только в том, насколько быстро это происходит Поэтому когда человек, принадлежащий к истеблишменту постперестроечной Российской Федерации, пишет книгу или читает курс лекций, это может представлять исторический интерес в том случае, если он решил на склоне карьеры разобраться, в чём ошибался, и поведать родным и близким историю своих ошибок. Почему бедным студентам надлежит изучать все это в качестве будущей профессии и почему на основании его взглядов, скажем, на бизнес, менеджмент и политику должно воздвигать модель будущего, в лучшем случае неочевидно. Только если он построит свой курс на объяснении того, в чём наш истеблишмент глубоко ошибался, в чём состоит тот тупик, куда он упёрся, — это будет иметь культурный и практический интерес. Вторая группа. Рассмотрим преподавателей, которые являются представителями контрэлит. Иными словами, это те, кто до сего дня не смог, пользуясь доступными экономическими, политическими рычагами, средствами массовой информации, превратить свои идеи в доминирующие, кто оказался не в состоянии убедить или переубедить общество, правительство, не сумел победить на выборах и так далее. Я не хочу сказать ничего плохого про контрэлиту, в любом обществе контроэлита — это резервуар людей, из которых выходят следующие генерации лидеров. Но это также резервуар, куда сливаются неудачники, он содержит плюралистическую смесь сливок с нечистотами. Да, контрэлиты являются носителями идеологий, взглядов, теорий, которые в настоящий момент не доминируют. Но победят ли они когда-либо вообще, и если да, то когда именно — этого заранее определить нельзя. В любом случае ситуация выглядит отчасти подозрительно. Если представитель контрэлиты идёт преподавать, то всегда возникает вопрос: то ли это очень прогрессивная политика учебного заведения (вот сегодня он, всеми забытый, преподаёт тут, а завтра его идеи — основа государственной политики), то ли он просто потерпел поражение, ему никто не внемлет, газеты не печатают, дома жена не ценит, не слушает и перебивает, в правительство не взяли — и вот он, дав взятку декану, проник в учебное заведение, чтобы оттянуться, самоутвердиться на бедных студентах. А они, между прочим, во всех отношениях дорого платят за то, чтобы сидеть в аудитории и конспектировать фантазии или устаревшую ахинею. Отсюда встаёт своя группа вопросов, с которой требуется очень внимательно разбираться в каждом отдельном случае. Конечно, есть надежда, что в лекционных курсах маргиналов можно найти Как видите, каждая из двух названных фигур в роли педагога вызывает вопросы. Меня самого, То же можно сказать и непосредственно о содержании излагаемого курса. Множатся признаки того, что хотя концептуальное проектирование систем корпоративного принятия решений в своё время и приостановилось в развитии и даже было отброшено назад, но сейчас повсеместно готовится его второе массированное наступление. Конечно, вопрос о том, будет ли успешным наступление на этот раз, пока открыт. Соответственно на экзаменах не требуется, чтобы вы наизусть отвечали определения и воспринимали сказанное мной как абсолютную истину. Прошу принять к сведению, что излагаю вам курс с опорой на взгляды целого ряда контрэлит, которые представлены в хрестоматии «ИНОЕ». С точки зрения её редактора-составителя, среди них есть те, что станут материалом для формирования доминирующих идеологем, с которыми придут к власти новые элиты. Они получат возможность реализовать свой потенциал в ближайшие десятилетия. Будут эти попытки успешны или нет? Насколько полный набор идеологем содержится в тридцати статьях «ИНОГО»; не потеряны ли ещё пять или десять, среди которых и находятся самые судьбоносные идеи? На эти вопросы ни у кого пока нет ответа. * * *Коллеги, как честный человек, я предупредил, чем вы рискуете. А теперь продолжим наш поход к высотам корпоративного управления. Предстоит наиболее интересная и одновременно — трудная его часть. Опираясь на полученные представления о прошлых и нынешних формах управленческой деятельности, мы обращаемся к будущим. В лекциях Крепость гносеологии 9 штурмовать с ходу страшновато. Но в лекции 23 мы предпримем разведку боем. | |
Примечания: | |
---|---|
| |
Оглавление | |
| |