1. Концептуальное проектирование и сетевые оргтехнологииВ предыдущих лекциях я рассказал вам о целом ряде внешних и внутренних проблем, в которые уперлась практическая реализация идеи концептуального проектирования. В прошлый раз мы на примере духовно-практической эволюции банкира Васи 1 успешно разобрались с мотивационной проблемой. Теперь на очереди проблема технологическая. Вспомните об экспертной оценке численности персонала отдела систем и процедур, работающего по технологии В ближайших двух лекциях я расскажу вам о том, что такое корпоративные интранет-серверы, как они работают, и каким образом снимают оставшиеся препятствия технического характера. Интранет-сервер является наиболее важным элементом нового типа совместной деятельности, которую ниже я буду называть сетевой оргтехнологией. Как вы уже знаете, я избегаю так называемых определений. Но для тех, кто ещё надеется, могу попробовать. Определение: Сетевая оргтехнология — это организация и технология корпоративной деятельности, предметом которой является мультимедийный интерактивный гипертекст. Разбираться с данным «определением» начнём с конца. Гипертекст — довольно простая и понятная вещь. Перед вами на экране с виду обычный текст, но части и элементы его, тем или иным образом помеченные, на самом деле представляют собой команды — ссылки на другие тексты. Когда вы по этим ссылкам щелкаете, то проваливаетесь сквозь виртуальное гиперпространство прямо в указанные тексты. Понятно, что данная процедура может продолжаться неограниченно. То есть текст представляет собой узел всемирной сети из множества текстов и через помеченные в нём места вы можете попасть в другие узлы-тексты этой сети. Потенциально любой текст культуры всегда представлял собой гипертекст. Но только потенциально. В конце каждой научной статьи имеется список литературы, но сколько бы вы ни «щелкали» по нему авторучкой, соответствующие тома не упадут на стол сами по себе. Придётся поехать в библиотеку, написать заявку, долго ждать, когда (и если) вам привезут то, что надо… В подлинном гипертексте стоит просто щелкнуть по портрету автора, и вы не отходя от кассы получаете на свой экран его биографию, список трудов с гиперссылками и готовый шаблон для отправки электронного письма с уже заполненным адресом. Интерактивность состоит в том, что гипертекст на самом деле представляет собой программу, которая реагирует на ваши действия, отражая либо имитируя поведение взаимодействующего с вами партнёра-субъекта. Например, на экране компьютера вы видите шахматную доску, но это не просто рисунок или фотография. Это поле для игры, и стоит вам «потрогать» какую-либо фигуру, программа отреагирует встречным ходом, звуком, текстом или всеми способами сразу. Электронная книга-учебник контролирует усвоение вами учебного материала, предлагая индивидуальный набор тестов и подстраиваясь под ваш менталитет. Говоря о корпоративном характере манипуляций с интерактивным гипертекстом, я подразумеваю, что в некоторых из его узлов «сидят» другие участники деятельности, которые работают с гипертекстом во взаимодействии с вами для достижения общих или согласованных целей. В частности, должна быть обязательно предусмотрена возможность прямого взаимодействия в режиме реального времени. Мультимедийность как свойство информации означает, что вы единообразно работаете с файлами (единицами информации) и вам решительно до лампады, является этот файл текстом, картинкой, видеоклипом или популярной мелодией в формате MP3. Вы щелкаете по нему мышкой, он открывается, и вы видите портрет Отца народов, слышите десятую симфонию Малера, смотрите мультфильм «Волк и семеро козлят» или читаете третью редакцию закона о разделе продукции. И далее с помощью встроенных редакторов вы можете подрисовать Иосифу Виссарионовичу усы, внести в текст закона поправку, подкорректировать сюжет мультика в пользу волка и дописать неоконченный шедевр австрийского музыканта. То есть, проще говоря, мультимедийность — это возможность без затруднений работать с информацией в любом доступном (на сегодня) цивилизации формате. Вы можете не знать ни типа, ни расширения файла, просто щелкаете по иконке, а компьютер всё делает сам. 2. Складывание-сборка субъектов из новых типов деятельностиСмысл данной лекции можно грубо выразить в одном простом утверждении. Давно уже понятно, как должен быть устроен процесс принятия решений в современных корпорациях (или, точнее, метакорпорациях). Понятно-то понятно, но ничего похожего в отечестве все нет как нет. Одна из сдерживающих причин состояла в том, что отсутствовала адекватная организация и технология для того, чтобы работать с информацией так, как надо. Как не надо — мы умеем, а надо требует выполнения целого ряда конкретных условий помимо благих пожеланий. Так вот, среди прочих условий отсутствовали необходимые сетевые оргтехнологии. Теперь, с их появлением, пало это наиболее важное препятствие. Возрождение средневекового института корпораций на новой основе, предсказанное классиками социологии ещё в XIX веке, но задержавшееся на целое столетие, теперь становится приметой нашего времени. Их формирование до последнего времени упиралось в неэффективность существующих методов выполнения ряда жизненно важных функций. Антибюрократической мечте о переходе к безбумажной технологии почти столько же лет, сколько компьютерам. Однако доступные до последнего времени лекарства переносились организациями едва ли не тяжелее, чем сама болезнь. Только с появлением гипертекстовых возможностей корпоративного интранета мечта сближается с реальностью. В ещё большей мере это применимо к такому неотъемлемому элементу западной организационной культуры, как практика Systems & Procedures, дожидавшаяся своего часа около полувека. Процессные самоописания организаций, которые получили повсеместное распространение на Западе с конца Многие из форм деятельности корпораций XXI века, появившись на свет преждевременно, влачили существование в качестве «методологий», не имея адекватной технологической оболочки. Ярким примером тому служат системный анализ, проектирование организаций на основе теории систем и целый ряд форм деятельности, вырастающих на предметном фундаменте S&P. С распространением компьютерных сетей и интранет-серверов данное ограничение снимается и корпорации наконец обретают технологическую форму, адекватную развивающемуся содержанию. Тут мне хотелось бы обратить ваше внимание на важный вопрос: кому именно не хватало сетевых оргтехнологий и для чего? В одной из первых лекций мы говорили о том, что каждый тип деятельности можно рассматривать в трёх аспектах: с точки зрения его формы, предмета и идеи. Но за этой абстракцией маячит некто — тот, кто действует: кому свойственна эта форма деятельности, кому взбредает в голову эта идея, кто держит в руках указанный предмет. Назовём его субъектом деятельности. Так вот, за риторическим вопросом, почему у нас нет формы деятельности под названием концептуальное проектирование, скрывается совсем другой: а кто её субъект? Потому что если форма есть, а субъекта у неё нет, то она остаётся абстракцией. Предположим, у вас имеется новенький растаможенный «Мерседес» с полным баком и заряженным аккумулятором, а водителя нет и пассажиры водить не умеют. Тогда готовый автомобиль представляет для вас не более чем груду железа, и вы никуда на нём не уедете. Субъект должен прийти, сесть за руль и продемонстрировать, что он может. Ситуация вполне может быть и иной: некто, претендующий на роль субъекта, уже явился, но у него проблемы либо с предметом, либо с формой, либо с идеей. Дело в том, что соответствующие им типы деятельности возникают в разное время. Автомобиль практически собран, водитель готов сесть за руль, все нормально, но аккумулятора под капотом нет, а их производство в стране ещё не налажено. Или в данной местности начисто отсутствуют автомобильные дороги. Или, наконец, автострад немало, но нет ни указателей, ни «Атласа автомобильных дорог», и куда ехать — совершенно непонятно. К примеру, руководитель вновь созданного отдела Систем и процедур ясно понимает, что делать. Однако пятерым его сотрудникам необходимы персональные компьютеры, объединённые в локальную сеть. Но компьютеров нет и не предвидится. Тогда в отделе должно быть пятьсот человек, колдующих над картотеками и несущих перфокарты к окошечку оператора БЭСМ–6 2, что совершенно немыслимо, ибо министр ни за что не утвердит такое штатное расписание. Субъект нового типа всегда возникает по частям. Примерно так же до последнего времени обстояло дело с предпринимательскими корпорациями. Уже свыше ста лет (считая от соответствующих идей Дюркгейма 3) шаг за шагом возникают его части. Сейчас мы находимся на исторически очень важном и интересном этапе, когда почти все необходимые элементы налицо и начинается стремительная сборка корпоративных субъектов. К моменту, когда вы закончите ВШЭ, эта сборка будет идти полным ходом, поэтому торопитесь. 3. Метаистория: от субъектов форм производства — к субъектам форм общенияТак что за новые субъекты держат в руках рычаги корпоративных интранет-серверов? Помните, мы говорили о переходе от истории к метаистории? Я вам рисовал картинку, как бактерии заполняют некую чашку с бульоном, распространяясь от её центра по краям. Потом упираются в края, при этом тупые умирают с голоду, а умные начинают двигаться обратно, внутрь, и экстенсивная фаза развития переходит в интенсивную 4. Так вот, субъект концептуального проектирования — это носитель умной, интенсивной формы деятельности. Можно выразиться и более конкретно: это уже не субъект форм производства, а субъект форм общения. А что это такое? Субъект форм производства — понятно, это человек, который производит зерно или, скажем, механическую энергию. Либо он производит власть, которая позволяет ему владеть этим зерном. Либо он производит деньги, которые позволяют ему купить власть, позволяющую владеть этим зерном. Это все субъекты различных форм производства. А что такое субъект форм общения? Он общается, сидит и общается; что за работа такая — сидим и общаемся? 5 Помните, как наш славный предприниматель Вася общался с семью банкирами 6? Они всё время только разговаривают, ничего не производят, знай себе сидят и принимают решения. В результате этих решений Васины капиталы инвестируются в разные схемы. И дальше выясняется, что в схемах производятся деньги, на них покупается власть, которая добывает и присваивает силы природы. Когда же становится возможным мир, хозяева и творцы которого — это субъекты форм общения? Ответ прост. Когда в окружающем мире все виды производящей деятельности, из которых собираются схемы, уже выросли и созрели в готовом виде, как плоды на деревьях. Вся инфраструктура рынка, все финансовые, политические институты, все формы производства налицо, всё работает. Все это налажено, давно освоено, уже стало рутиной, не нужно ничего в этой сфере изобретать, «доставать» и «пробивать». А субъект-конструктор только принимает решения, каким образом ему из этого набора готовых деталей синтезировать новые схемы деятельности и распределять по ним свой ресурс. Бизнесмены были погружены в форму общения, имевшую характер игры, правила которой устанавливали не они, а пресловутая «невидимая рука». Рука предпринимателя на платформе этой большой игры выстраивает свою игровую схему из нескольких вовлечённых в неё бизнесов. Предприниматель Вася конструирует форму общения вверенных ему семи банкиров. Новые, «искусственные» правила не противоречат прежним, естественным, они их используют. (Подобно этому, конструкция самолёта не нарушает старых законов природы, а на их основе актуализирует новые правила действия, позволяющие летать.) Форма общения бизнесменов в условиях рынка — стихийная сила типа неподвластной им погоды. Форма общения предпринимателя подобна сознательно синтезируемой подъёмной силе, на которую опирается искусственное крыло. В этом конкретном смысле появление предпринимателей, конструирующих схемы, означает зарождение принципиально нового, метаисторического субъекта, конструктора форм общения. Корпоративное принятие решений — следующий, эволюционно более высокий метаисторический тип деятельности. Это форма общения группы предпринимателей между собой. Они, дармоеды, сидят там и общаются, принимают корпоративные решения. И вследствие этого корпорация растёт, как на дрожжах. Так что напоминаю: корпоративное принятие решений, как и предпринимательство, относится к метаисторическому типу форм общения. 4. Универсальный характер сетевых оргтехнологийИтак, мы дошли до интранет-сервера (дальше для краткости будем использовать аббревиатуру ИС). Во-первых, что это такое не по определению, а «по жизни»? Тем, кто уже знаком с Интернетом, это легко объяснить. И внешне, и функционально корпоративный сервер неотличим от странички в Интернете, вопрос лишь в степени доступности: существует ряд ресурсов и операций, которые доступны только «изнутри» — только для членов данной корпорации. Для пользователей Интернета открыта лишь часть сервера: грубо говоря, из сорока дверей — десять доступны всем, а остальные тридцать извне не открываются, либо просто невидимы. Особо секретные ИС могут быть вообще автономны, лишены связи с Интернетом. А внутри корпорации имеется система уровней доступа, похожая на книжные описания градусов и степеней посвящения в масонских ложах. У каждого члена корпорации в зависимости от уровня компетентности, этажа, который он занимает в процессе корпоративного принятия решений, имеется соответствующий уровень доступа к информационно-управленческому ресурсу. Будучи (и по происхождению, и по прямому назначению) прежде всего средством обеспечить общение между элементами и частями корпоративного субъекта, сетевые оргтехнологии приводят к радикальной трансформации и соответствующей формы производства, и формы сознания. В момент, когда мы обсуждаем эти вопросы, новая организационно-технологическая революция необратимо меняет лицо мирового бизнеса. Только что пали последние принципиальные препятствия на пути заключения сделок через Интернет, и мощные финансовые потоки вот-вот устремятся в новые русла мировых компьютерных сетей. Но это — лишь один из примеров того, как Интернет, служивший поначалу для обмена информацией, на глазах превращается в «непосредственную производительную силу». Всемирная паутина уже обрела функциональные возможности телефона и радио, а в ближайшей перспективе заменит и телевизор. Поскольку для каждого web-сервера и каждой персональной страницы в ближайшее десятилетие станут доступными эти технологии, Интернет хоронит нынешние «масс-медиа» с их единообразным принудительным вещанием и имитацией выбора между десятком номинально различных изданий и каналов. Общественное сознание покидает страницы газет, частотные каналы вещания и начинает обживать Мировую сеть. 5. Сетевые оргтехнологии — прорыв в поле трансформации социальных системПеред тем, как двигаться дальше, постараюсь сконцентрировать идеи данной лекции в нескольких тезисах.
|
|
Примечания: |
|
---|---|
|
|
Оглавление |
|
|
|