Все операции, какие только встречаются в предприятиях, можно разбить на шесть следующих групп:
Каким бы ни было предприятие: простым или сложным, небольшим или крупным, эти шесть групп операций, или существенные функции, мы встречаем в нём всегда. Первые пять групп хорошо известны; достаточно будет нескольких слов, чтобы разграничить их соответственные области. На административной же группе нам придётся остановиться подробнее. 1. Техническая функцияЧисло, разнообразие и важность технических операций и участие техников во всех без исключения видах производства, начиная с материального и заканчивая интеллектуальным; почти исключительно техническое образование наших профессиональных школ; широкие возможности, предоставляемые техникам, — все это выдвигает на первый план техническую функцию, а следовательно, и технические «установки» работников, оставляя на втором плане другие «установки», не менее, а иногда и более полезные для развития и процветания предприятий. Как бы то ни было, техническая функция не всегда самая важная из всех. Даже в промышленных предприятиях бывают обстоятельства, когда какая-либо из других функций может иметь гораздо больше влияния на ход дела, чем техническая. Не надо упускать из вида, что шесть существенных функций находятся в тесной зависимости друг от друга. Например, техническая функция не может осуществляться без наличия сырья, без возможности сбыта, без капитала, без страховых мероприятий и без предвидения. 2. Коммерческая функцияПроцветание промышленного предприятия часто зависит в такой же мере от коммерческой функции, как и от технической; если продукт не имеет сбыта — крах неизбежен. Уметь покупать и продавать так же важно, как уметь производить. Коммерческая искусность характеризуется, наряду с чуткостью и решительностью, глубоким знанием рынка и силы соперников, далёким предвидением и все более и более — в крупных предприятиях — практикой соглашений. Наконец, когда какие-либо продукты проходят в одном и том же предприятии через ряд производств, коммерческая функция заботится о том, чтобы цены, назначаемые высшим управлением, называемые «твёрдыми», не были источником опасных заблуждений. 3. Финансовая функцияНичто не осуществляется без участия этой функции. Средства нужны на оплату труда персонала, на недвижимость, на оборудование, на сырье, на выдачу дивиденда, на улучшения, на непредвиденные расходы и так далее. Нужно искусное финансовое руководство, чтобы обеспечить предприятию средства, чтобы извлечь возможно большую выгоду из имеющихся в распоряжении средств, чтобы избежать безрассудных займов под залог. Многие из предприятий, которые могли бы процветать, гибнут от болезни — недостатка средств. Никакая реформа, никакое улучшение немыслимы без наличия свободных средств или кредита. Существенное условие успеха — всегда иметь перед глазами финансовое положение предприятия. 4. Страховая функцияЗадача этой функции — охранять имущество и лиц от грабежей, огня, наводнений; страховать от стачек, покушений и вообще всяких препятствий социального свойства, могущих причинять ущерб ходу и даже жизни предприятия. В простейших предприятиях для этого достаточен глаз хозяина и сторожевой пес; в государстве сюда привлекаются и полиция и армия. Вообще же страховой функцией является всякое мероприятие, которое обеспечивает предприятию безопасность, а персоналу — необходимое ему душевное спокойствие. 5. Учётная функцияЭто орган зрения предприятий. Эта функция должна давать предприятию возможность знать, какие им достигнуты результаты и куда оно идёт. Она должна давать полные, ясные и точные сведения относительно экономического положения предприятия. Хорошее счетоводство — простое и ясное, дающее точное представление о работе предприятия и её условиях — является могущественным средством управления. Необходимо известное посвящение в эту функцию, как и в остальные. Заметное безразличие к ней в крупных промышленных школах свидетельствует о том, что люди не дают себе полного отчёта в её важном служебном значении. 6. Административная функцияНи на одной из пяти предыдущих функций не лежит задача выработки общей программы работы предприятия, подбора его рабочего состава, координирования усилий, гармонизации действий. Эти операции не составляют принадлежности технической функции, ни тем более функций коммерческой, финансовой, страховой или учётной. Они образуют особую функцию, которая обычно обозначается именем управления и свойства и границы которой — мы сказали бы — определяются довольно неудовлетворительно. Предвидение, организация, координирование и контроль составляют в обычном понимании бесспорную область управления. Так же ли бесспорно относится сюда и распорядительство? Нет, не обязательно: распорядительство можно было бы изучать и отдельно. Но я решил включить его сюда по следующим соображениям:
Итак, я предлагаю следующее определение: Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной — материальный и социальный — организм предприятия; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. При таком понимании управление не является ни исключительной привилегией, ни лично присваиваемой обязанностью руководителя или директоров предприятия; это функция, разделяемая между головой и членами социального тела, подобно другим существенным функциям. Административная функция ясно отличается от пяти других существенных функций. Важно не смешивать её с правлением. Править — значит вести предприятие к его цели, стремясь извлечь возможно большие выгоды из всех ресурсов, которыми оно располагает; значит обеспечить действие шести существенных функций. Управление же является лишь одной из шести функций, действие которых должно быть обеспечено правлением. Но в роли крупных директоров оно занимает такое значительное место, что иногда может казаться, будто роль эта исключительно административная. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|