Мы видели, что дело правления держится на развитии и выполнении шести существенных функций; если одна из этих функций не выполняется, предприятие может погибнуть или, во всяком случае, зачахнет. Стало быть, необходимо, чтобы персонал всякого предприятия был способен выполнять шесть существенных функций. Мы видели также, что высшие агенты крупных предприятий должны в наибольшей степени обладать административной установкой. Итак, мы уверенно можем утверждать, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятий, даже предприятий промышленных. И вот в то время как в наших промышленных школах максимум усилий с полным основанием направляется на распространение и совершенствование технических знаний, — в них не делается ничего или почти ничего для подготовки будущих директоров к их коммерческим, финансовым, административным и иным функциям. Управление даже не фигурирует в программах преподавания высших инженерных школ. Почему? Потому ли, что недооценивают важности административной установки? Нет. Когда оказывается необходимым выбрать мастера из числа рабочих, заведующего мастерской из числа мастеров, директора из числа инженеров… никогда или почти никогда не бывает главным решающим моментом наличие у них технической установки. Конечно, удостоверяются, что необходимая техническая установка есть; но, после того как это выяснено, предпочтение, отдаётся тому из кандидатов, обладающих почти одинаковой технической квалификацией, который обладает большей выдержкой, большей способностью влиять на других, большей методичностью, лучшими организационными способностями и иными качествами, составляющими главное существо административной установки. Или, может быть, — потому что административная установка приобретается лишь в процессе практики? Мне кажется, что многие склонны выдвигать этот довод. Мы увидим, что он мало основателен и что в действительности административная установка, подобно технической установке, может и должна приобретаться сначала в школе, а затем в мастерской. Подлинной причиной отсутствия административного образования в наших профессиональных школах является отсутствие доктрины. Без доктрины немыслимо преподавание. И вот ее-то и не существует — общепризнанной административной доктрины как результата широкой дискуссии. Индивидуальных доктрин немало. За отсутствием общепризнанной доктрины, каждый может считать себя обладателем самых лучших методов, и можно встретить повсюду — в промышленности, в армии, в частном хозяйстве, в государственных учреждениях — самую противоречивую практику — под охраной одного и того же принципа. В то время как какой-нибудь заведующий не мог бы в технической области пойти против определённых установленных правил, не рискуя испортить себе репутацию, — в области административной он может безнаказанно позволять себе самые возмутительные вещи. Применяемые приёмы оцениваются не сами по себе, а по результатам, которые бывают часто весьма отдалёнными и которые обычно трудно связать с их действительными причинами. Совсем иным было бы положение, еесли бы существовала общепризнанная доктрина, то есть совокупность испытанных и проверенных общественным опытом принципов, правил, методов и приемов. Беда, конечно, не в недостатке принципов: еесли бы вслед за их провозглашением сразу наступало их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить. Не провозглашалась ли сотни раз необходимость великих принципов власти, дисциплины, подчинения частных интересов общей выгоде, единства руководства, координирования усилий, предвидения, и так далее? Надо полагать, что провозглашения недостаточно. Ведь свет принципов, как и свет маяков, является путеводным лишь для тех, кто знает вход в гавань. Голый принцип, без средств его осуществления, ничего не значит. Да и этих средств тоже немало; они бесчисленны. Но хорошие и плохие встречаются всюду в разных сочетаниях, последовательных и одновременных, в частном хозяйстве, в мастерских, в государственных учреждениях, — с постоянством, которое объясняется лишь отсутствием доктрины. У общества нет критерия для оценки административных актов. Следовательно, необходимо скорейшее незыблемое установление административной доктрины. Это дело было бы облегчено и ускорено, еесли бы некоторые крупные администраторы решились изложить свои личные соображения о тех принципах, которые они считают наиболее важными для упорядочения административной практики, и о тех средствах, которые наиболее пригодны для их претворения в жизнь. Многое тотчас же прояснилось бы благодаря столкновению мнений. Но у большинства крупных администраторов нет ни времени, ни охоты к литературной работе, и они большей частью заканчивают свой жизненный путь, не оставляя ни доктрины, ни учеников. Стало быть, на этот источник особенно рассчитывать не приходится. К счастью, не нужно ни управлять крупным предприятием, ни писать трактаты для того, чтобы оказать полезное содействие созданию доктрины. Малейшее хорошо сделанное наблюдение имеет своё значение, и так как число возможных наблюдений неограниченно, можно надеяться, что, если движение начнётся, оно уже не остановится; необходимо лишь дать толчок этому движению, открыть дискуссию; это именно я и хочу сделать, печатая настоящую работу. Я надеюсь, что отсюда родится доктрина. Когда это произойдёт, надо будет взяться за решение проблемы административного образования. Всё более или менее нуждаются в административных познаниях. В частном хозяйстве, в государственных делах нужда в административной установке находится в зависимости от важности предприятия, а у находящихся уже на службе лиц эта нужда тем больше, чем более высокое положение они занимают. Стало быть, обучение управлению должно быть всеобщим: элементарным в начальных школах, более солидным в средней школе, весьма углублённым в высшей школе. Это обучение не сделало бы всех обучаемых хорошими администраторами, как не делает техническое обучение всех обучаемых превосходными техниками. От административного обучения можно было бы ожидать лишь таких же услуг, каких требуют от технического. И почему же оно не могло бы их оказать? Речь в особенности идёт о том, чтобы сделать наше юношество способным понимать и претворять в дело уроки опыта. В настоящее время начинающий не обладает ни административной доктриной, ни методом, и многие в этом отношении всю свою жизнь остаются начинающими. Следовательно, необходимо постараться распространить административные познания во всех слоях населения. Очевидно, в этом деле школа должна играть значительную роль. В высших школах профессора смогут составить соответствующие курсы, когда управление станет предметом их преподавания. Труднее представить себе, каким должно быть начальное преподавание управления. Я взял на себя попытку разработать эту тему и результат моей работы предлагаю вниманию читателя, в убеждении, что хороший преподаватель сможет сделать извлечения из моей доктрины и преподать ученикам то, что им необходимо. |
|
Оглавление |
|
---|---|
|
|